logo
ИПО

Духовная культура эпохи разложения первобытного общества.

Бурные экономические и социальные процессы способствовали развитию положительных знаний. Развитие земледелия привело к упорядочению календаря (первый календарь – лунный) и астрономических наблюдений. Развитие скотоводства требовало подсчета поголовья скота, развитие обмена – исчисления мерил стоимости. В основном были известны принципы, связанные со счетом на пальцах. Зарождение частного землевладения положило начало геометрии. Постройка и создание укреплений способствовали развитию математики и механики. С возникновением выплавки рудных металлов зародились металловедение и химия. Сухопутные и морские походы способствовали развитию астрономии, географии и картографии. Война сыграла большую роль в развитии медицины.

Намного медленнее развивались обществоведческие знания, т.к. по-прежнему господствовали миологические представления о “чудесной” природе. Например, в Полинезии возникло формальное обучение в колах, что подтолкнуло развитие педагогики.

С зарождением государства и права стали возникать правовые знания. Получили развитие новые формы искусства. Постройка оборонительных сооружений и усыпальниц положили начало монументальной каменной архитектуре. Отделение ремесла от земледелия сопровождалось расцветом прикладного искусства. Для военно-племенной знати создавались ювелирные украшения, дорогое оружие, одежда – распространение торевтика (художественная чеканка, выбивка, тиснение металлических изделий). В то же время в связи с увеличившимся количество войн развивается героический эпос (“Сказание о Гильгамеше”, “Илиада”, “Одиссея”, “Эдда”, ирландские саги). В устное народное творчество стали проникать классовые начала – певцы, сказители.

Переход к патриархату сопровождался становлением культа мужских предков. С распространением земледелия и скотоводства утвердились культы плодородия с их эротическими обрядами и человеческими жертвоприношениями. Усиление племенной организации и образование союзов племен утвердило культ племенных покровителей. Особые формы религии составили культ устрашающих духов тайных союзов и культ племенных вождей.

Все эти виды религии соединились, образовав политеистическое почитание семейно-родовых и племенных покровителей, аграрных и космических духов. Одновременно с развитием религии выделилась особая группа служителей культа – жрецов, которые создавали собственную верхушку, равную светской власти.

Так, в распаде первобытнообщинного строя религия стала средством воздействия на эксплуатируемые массы.

Вершиной развития культур было создание упорядоченной письменности. Это происходило путем превращения пиктографической “предписьменности” в идеографическое или логографическое письмо, в котором знаки обозначали отдельные слова или слоги. Таково так называемое иероглифическое письмо шумеров, египтян, китайцев. В отличие от пиктографии идеография требовала специального обучения и была недоступна и была недоступна широким массам, причем ее хранители (жрецы) сначала держали ее в тайне, вследствие чего письменность была привилегией жрецов и знати.

Древнейшие идеографические системы возникли в 4 тысячелетии до н.э. в Шумере и Египте. Они сходны с идеографией Старого Света, в особенности протоиндийской и крито-минойской.