logo
ИПО

Зарождение и ранние формы религии (тотемизм, фетишизм, магия, анимизм и др.).

Люди этой эпохи уже достигли такой ступени развития интеллекта, когда появилась потребность объяснить и подчинить себе все то, с чем им приходилось сталкиваться и что нередко заставляло чувствовать свое бессилие. Поэтому рядом с другими формами общественного сознания возникает религия, т.е. превратное миропонимание, рожденное бессилием человека в борьбе с природой.

В эпоху ранней первобытной общины ее члены не выделил себя из окружающей естественной среды. Кормовая территория, ее животные, растительные и минеральные богатства, действующие на нее стихийные силы и живущая на ней человеческая группа – все это мыслилось как единое целое, в котором люди были тождественны с природой. Природе приписывались человеческие свойства вплоть до кровнородственной организации и дуалистического разделения на две взаимобрачные половины; людям – свойства природы вплоть до воспроизводства ее стихийных явлений. Эта специфика первоначальной религии сказалась во всех видах фантастических представлений: тотемизме, фетишизме, анимизме, магии.

Тотемизм – вера в существование тесной связи между какой-либо родовой группой и ее тотемом – определенным видом животного, реже растения, еще реже других предметов или явлений природы.. Род носил имя своего тотема и верил, что происходит от общего с ним предка, находится с ним в кровном родстве. Тотему не поклонялись, но считали его “отцом”, “старшим братом”, помогающим людям данного рода, поэтому они не должны были убивать свой тотем, причинять ему вред, употреблять его в пищу. У каждого рода был свой священный центр, с которым связывались предания о тотемических предках, здесь хранились тотемические реликвии и совершались тотемические обряды. В целом, тотем был своеобразным идеологическим отражением связи рода с его естественной средой.

Анимизм – вера в сверхъестественные существа, заключенные в какие-либо тела (души) или действующие самостоятельно (духи). Зачатки анимистических верований в форме смутного одушевления природы появились уже в самую раннюю пору родового строя. У тасманийцев, австралийцев, огнеземельцев имелись неясные преставления о душах живых и умерших людей, злых и добрых духов, обычно представлявшихся в качестве физических, осязаемых существ. Можно думать, что с этими представлениями были связаны и ранние формы почитания матерей-охранительниц очага.

Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов (орудий труда, деревьев, камней, пещер), а позднее и специально изготовленных культовых предметов. Существует мнение, что простейший фетишизм, состоявший в наделении окружающих предметов чудодейственными свойствами, мог быть началом ранних форм религии. Так, фетишом могло стать особо добычливое копье или плодоносящее дерево.

Магия – вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения, явления природы. Первобытный человек полагал, что с помощью определенных действий и слов можно вызвать дождь, поднять ветер, обеспечить успех в охоте или собирательстве, помочь или навредить людям. Большое распространение получила производственная, или промысловая магия: “пляска кенгуру” у австралийцев, когда один человек изображал кенгуру, а другие поражали его копьями. Рано развились и другие виды магии: вредоносная – наведение “порчи” на врага, охранительная – предотвращение этой порчи, лечебная – колдовское врачевание ран и недугов.

Таким образом, уже самые ранние виды религии заключали в себе начатки не только фантастических представлений – веры, но и священнодействий – культовой практики, которая долгое время не составляла тайны, т.е. совершение религиозных церемоний было доступно всем и каждому.

С развитием верований и усложнением культа его отправление потребовало определенных “знаний”, “умений”, опытности. Важнейшие культовые действа стали совершаться старейшинами, а затем и особыми специалистами, в качестве которых первоначально выступали преимущественно женщины. В литературе специалисты по белой магии называются знахарями, по черной – колдунами.

Религия играла большую роль в жизни общины. Это связано с тем, что духовной культуре было присуще тесное переплетение рациональных и превратных представлений. Так, леча рану, человек обращался к травам и магии, протыкая копьем изображение животного, он одновременно практиковался в приемах охоты, показывал их молодежи и магически обеспечивал успех предстоящего дела.