logo
ИПО

Источники первобытной истории и их возможности в реконструкции первобытности.

Исторические источники – любые объекты изучения, содержащие историческую информацию, извлекаемую в ходе специального исторического исследования.

Источники истории первобытного общества разнообразны. Все, что может свидетельствовать о прошлом человечества, все, что создал человек, все, на что он воздействовал, и все, что воздействовало и влияло на человеческую деятельность – таков круг источников для исторической науки. Первобытная история является “бесписьменным” периодом; важнейшие письменные источники играют для первобытной истории, за исключением ее последнего периода, несравнимо меньшую роль, чем другие виды источников.

Наибольшее значение имеют археологические источники – исследование ископаемых материальных объектов. Вещественные источники, т.е. орудия труда, остатки древних построек, украшений, посуда и т.п. – это остатки материальной культуры создавшего ее общества. Вещи – ценнейшие исторические источники, так как все они являются продуктами своей эпохи, свойственны данной эпохе и отражают условия жизни того времени, когда они были произведены. Их можно датировать, что помогает в хронологии. К концу 19 века в археологической науке сложилось понятие об археологической культуре, имеющее очень большое значение для изучения первобытной истории. Археологической культурой называют общность археологических памятников, относящихся к одному времени, отличающихся местными особенностями и сосредоточенных на определенной ограниченной территории. Чаще всего археологическая культура отражает обособленное существование древних племен и народностей. Представление об археологической культуре и изучение ее возникновения позволяет реконструировать историю племен и народов в эпохи, предшествующих возникновению письменных источников. Информативность археологических памятников не абсолютна, они представляют только часть культуры. Сохранность археологических памятников первобытного общества крайне низка. Это определяет узость исследований. И все-таки большинство современных знаний о первобытном обществе получено из археологии.

Однако археологические источники в целом ряде случаев остались бы немыми и не могли бы дать ответа на многие вопросы, если бы историки не прибегали к сравнительному методу и использовали бы для реконструкции прошлого наблюдения над жизнью племен и народностей, сохранивших в той или иной степени черты первобытнообщинного строя. Одна из отраслей исторической науки - этнография изучает культуру и быт народов земного шара, занимается исследованием этих племен и народностей, а также тех первобытных пережитков, которые сохранились в быту более развитых народов. Такие пережитки наблюдаются особенно ярко в обрядах (свадебных, праздничных, похоронных), иногда они сохраняются в одежде, украшениях, в устройстве жилища и т.п. Первобытные культы отразились в фольклоре – сказках, песнях, былинах, загадках, заговорах и т.п. Благодаря этнографическим источникам, удалось получить более полное представление о различных ступенях общественного развития в прошлом. Этнографический материал существенно оживляет археологические находки.

Велико значение палеоантропологических источников – костных останков человека. Чем древнее эпоха, к которой относятся эти останки, тем они фрагментарнее и тем большее искусство требуется для того, чтобы извлечь из них полноценную информацию. Часто представление о физическом типе той или иной ископаемой формы базируется на фрагментах костей скелета, неполностью сохранившихся черепах и челюстях. Только тщательное сравнительно-анатомическое исследование дает возможность реконструировать недостающие отделы и составить преставление о целом по его частям. Этому помогает тщательно разработанная в антропологии система измерения скелета. Такие памятники информируют о физиологическом развитии, эволюции человека: уровень развития мускулов свидетельствует о трудовой деятельности, размеры черепа – о развитии мозга, мышлении. Памятники палеоантропологии дают представление о демографии населения, о социальной жизни, например повреждения на останках свидетельствуют о частоте конфликтов. Сохранность этих памятников такова же, как и археологических.

Материалы большой важности предоставляет приматология – область зоологии, специально занимающаяся изучением обезьян. С одной стороны, сравнительно-анатомическое изучение строения тела высших человекообразных обезьян открывает возможность для реконструкции морфологических особенностей непосредственных предков человека, с другой – изучение высшей нервной деятельности антропоидов помогает понять процесс зарождения и формирования мышления, речи, зачатков трудовой деятельности.

Палеология изучает строение земли, тектонические изменения в период первобытного общества, что позволяет восстановить условия жизни первобытного человечества.

Палеозоология изучает характер охоты, одомашнивание животных, палеоботаника – растительный мир в эпоху первобытного общества, освоение земледелия.

Лингвистика, изучая современные и древние языки, устанавливает родственные связи между ними, прародину языков и языковых групп. Большое значение имеют данные топонимики – изучение географических названий.

Письменные источники в основном оставлены представителями классовых обществ, содержат информацию о племенах, соседствующих им, находящимся на низкой ступени развития. Описания неточны, дошли в неполном виде, фрагментарны, но они дополняют все остальные источники. История первобытного общества в наименьшей степени оснащена письменными источниками.

Только использование и анализ всех видов источников помогает воссоздать картину первобытной истории.