logo search
История_дизайна

1.3.3. Рококо. Изысканность и утонченность

В 1715 году умер французский король Людовик XIV. Пышно и весело жил при «короле-солнце» парижский двор, и сам монарх и его вельможи не жалели денег на строительство великолепных дворцов в стиле барокко, на шикарную мебель, драгоценные безделушки. Но когда погребли славного правителя, оказалось, что государственная казна пуста. Однако двор нового молодого короля Людовика XV также хотел жить пышно и красиво. Что делать? Ведь на такую грандиозно-монументальную обстановку, какая создавалась во времена барокко Людовика ХIV, у знати денег уже не было. И тут на помощь придворным «любителям красоты» пришли художники декоративно-прикладного искусства. Они создали новый архитектурно-художественный стиль — не такой помпезный и дорогой как барокко, но также очень декоративный и изысканный. Этот стиль получил название «рококо» (от франц. «рокайль» — завиток в виде раковины).

Декор стиля рококо, которым украшались интерьеры и мебель, наполнявшая эти интерьеры, полностью был построен на замысловато изогнутых линиях. Конструктивные элементы мебели плавно перетекали друг в друга. В композициях предметов господствовала асимметрия.

Во времена рококо светская жизнь из больших залов перемещается в будуары — небольшие, хорошо обставленные дамские гостинные. Вообще тогда похожая на бесконечный карнавал светская жизнь сосредоточивается вокруг женщин. Блистательные фаворитки короля становятся законодательницами вкусов тогдашнего общества. Появляется и мебель, предназначенная специально для удовлетворения потребностей представительниц прекрасного пола. Например, распространяются секретеры с множеством потайных отделений, в которых дамы могли хранить любовные послания своих поклонников. Появляются специальные женские письменные столики — легкие и изящные. Делаются туалеты с откидным зеркалом. В расчете на дамские будуары создаются особые небольшие шкафчики для бумаг, называвшиеся картоньерками, угловые этажерки, различные миниатюрные тумбочки, небольшие столики для рукоделия.

Другой особенностью времени было увлечение «китайщиной». В оформлении интерьеров в моду входит подражание китайским образцам. Почти в каждом дворце или богатом особняке тогда был свой «китайский зал» с мебелью в китайском стиле, с деревянными панно лаковой работы и китайским фарфором. Заимствована из Китая была и еще одна новинка времени — бумажные обои, которыми стали обклеивать стены комнат.

Во времена рококо создаются также новые виды мебели для сидения. Появляются, например, канапе — диван в форме соединенных между собой двух—трех кресел, шезлонг — удобное раскладное кресло, глубокое, мягкое кресло «бержер».

Таким образом, время рококо принесло вместе с изяществом и изысканностью оформления интерьеров удобство и комфорт обстановки жилища, которое в это время отличается уютом, окрашенным тонами сибаритства.