1.3.3. Рококо. Изысканность и утонченность
В 1715 году умер французский король Людовик XIV. Пышно и весело жил при «короле-солнце» парижский двор, и сам монарх и его вельможи не жалели денег на строительство великолепных дворцов в стиле барокко, на шикарную мебель, драгоценные безделушки. Но когда погребли славного правителя, оказалось, что государственная казна пуста. Однако двор нового молодого короля Людовика XV также хотел жить пышно и красиво. Что делать? Ведь на такую грандиозно-монументальную обстановку, какая создавалась во времена барокко Людовика ХIV, у знати денег уже не было. И тут на помощь придворным «любителям красоты» пришли художники декоративно-прикладного искусства. Они создали новый архитектурно-художественный стиль — не такой помпезный и дорогой как барокко, но также очень декоративный и изысканный. Этот стиль получил название «рококо» (от франц. «рокайль» — завиток в виде раковины).
Декор стиля рококо, которым украшались интерьеры и мебель, наполнявшая эти интерьеры, полностью был построен на замысловато изогнутых линиях. Конструктивные элементы мебели плавно перетекали друг в друга. В композициях предметов господствовала асимметрия.
Во времена рококо светская жизнь из больших залов перемещается в будуары — небольшие, хорошо обставленные дамские гостинные. Вообще тогда похожая на бесконечный карнавал светская жизнь сосредоточивается вокруг женщин. Блистательные фаворитки короля становятся законодательницами вкусов тогдашнего общества. Появляется и мебель, предназначенная специально для удовлетворения потребностей представительниц прекрасного пола. Например, распространяются секретеры с множеством потайных отделений, в которых дамы могли хранить любовные послания своих поклонников. Появляются специальные женские письменные столики — легкие и изящные. Делаются туалеты с откидным зеркалом. В расчете на дамские будуары создаются особые небольшие шкафчики для бумаг, называвшиеся картоньерками, угловые этажерки, различные миниатюрные тумбочки, небольшие столики для рукоделия.
Другой особенностью времени было увлечение «китайщиной». В оформлении интерьеров в моду входит подражание китайским образцам. Почти в каждом дворце или богатом особняке тогда был свой «китайский зал» с мебелью в китайском стиле, с деревянными панно лаковой работы и китайским фарфором. Заимствована из Китая была и еще одна новинка времени — бумажные обои, которыми стали обклеивать стены комнат.
Во времена рококо создаются также новые виды мебели для сидения. Появляются, например, канапе — диван в форме соединенных между собой двух—трех кресел, шезлонг — удобное раскладное кресло, глубокое, мягкое кресло «бержер».
Таким образом, время рококо принесло вместе с изяществом и изысканностью оформления интерьеров удобство и комфорт обстановки жилища, которое в это время отличается уютом, окрашенным тонами сибаритства.
- Введение Что такое дизайн и когда он возник?
- Часть I. Происхождение дизайна как особой сферы человеческой деятельности. Протодизайн
- 1.1. От каменного топора к глиняной чаше. Возникновение
- Деятельности человека по созданию предметных форм
- 1.2. Развитие материально-художественной культуры во времена древности и средневековья. Триумф ремесленного производства
- 1.2.1. Древний Египет — родина стула, стола и кровати
- 1.2.2. Древняя Греция. Гармония форм
- 1.2.3. Древний Рим. Рациональность и помпезность
- 1.2.4. Западная Европа средневековья. «Мой дом — моя крепость»
- 1.2.5. Белорусские земли периода средневековья. Простота и красота предметного мира
- 1.3. От возрождения до классицизма. Парад архитектурно-художетвенных стилей
- 1.3.1. Эпоха Возрождения. К идеалам античности
- 1.3.2. Стиль барокко. Великолепие пышности
- 1.3.3. Рококо. Изысканность и утонченность
- 1.3.4. Классицизм. Симметрия и строгость
- 1.3.5. Материально-художественная культура Беларуси XV—XVIII вв. Встреча Востока и Запада
- 1.4. Техника и искусство — разные пути. Промышленная революция XVIII—XIX вв. И ее влияние на развитие материально-художественной культуры
- 1.5. Вернуть вещи ее красоту. Движение за обновление икусств и ремесел второй половины XIX века
- 1.6. Практическая эстетика. Теоретические предпосылки возникновения промышленного дизайна.
- 1.7. Стиль модерн — от эстетики XIX века к новой эстетике хх столетия
- Часть II. Становление и развитие промышленного дизайна современного типа
- 2.1. Основоположники дизайна хх века
- 2.1.1. Герман Мутезиус и Германский Веркбунд
- 2.1.2. Петер Беренс — создатель первого в мире фирменного стиля
- 2.1.3. Вальтер Гропиус и первая школа дизайна «Баухауз»
- 2.2. Рождение дизайна в первой социалистической стране. Триумф и трагедия
- 2.2.1. Белорусские корни советского дизайна. Витебская художественная школа
- 2.2.2. Вхутемас и «производственники»
- 2.3. Дизайн 1930-х годов
- 2.3.1. Американский дизайн 1930-х годов. Между стайлингом и «человекоцентризмом»
- 2.3.2. Дизайн Европы в 1930-е годы. Новые имена, новые лидеры
- 2.3.3. Советский дизайн после «производственников» Не только «сталинский ампир»
- 2.4. Дизайн послевоенного времени
- 2.4.1. Европейский послевоенный дизайн. Возрождение идей Баухауза
- 2.4.2. Послевоенный дизайн сша. Зрелость «классиков» и эксперименты молодых
- 2.4.3. Странное имя «Сони». На арену выходит японский дизайн
- 2.4.4. Дизайнеры объединяются. Создание иксид — международной дизайнерской организации
- 2.4.5. Советский послевоенный дизайн. Возрождение профессиональной дизайнерской деятельности
- 2.5. Дизайн 1960-х годов
- 2.5.1. Дизайн капиталистических стран в 1960-е годы. Формирование системы дизайн-деятельности и новые творческие направления
- 2.5.2. Дизайн социалистических стран. Трудный путь формирования
- 2.5.3. Советский дизайн 1960-х годов. Внедрение дизайна «сверху»
- 2.6. Дизайн 1970-х годов
- 2.6.1. Зарубежный дизайн в 1970-е годы. От позиций функционализма к «арт-дизайну»
- 2.6.2. Советский дизайн 1970-х годов. Дальнейшее развитие
- 2.7.2. Отечественный дизайн 1980-х —1990-х гг. Конец романтическим мечтам и новые надежды
- Заключение. Предметная среда и общество
- Литература
- Часть 1. Происхождение дизайна как особой сферы
- Часть II. Становление и развитие промышленного