Часть II. Становление и развитие промышленного
дизайна современного типа 54
2.1. Основоположники дизайна ХХ века 54
2.1.1. Герман Мутезиус и Германский Веркбунд.
Принцип «эстетического функционализма» и типизация форм 54
2.1.2. Петер Беренс — создатель первого в мире фирменного стиля 55
2.1.3. Вальтер Гропиус и первая школа дизайна «Баухауз» 57
2.2. Рождение дизайна в первой социалистической стране.
Триумф и трагедия 63
2.2.1. Белорусские корни советского дизайна.
Витебская художественная школа 63
2.2.2. ВХУТЕМАС
и «производственники» 67
2.3. Дизайн 1930-х годов 74
2.3.1. Американский дизайн 1930-х годов. Между стайлингом
и «человекоцентризмом» 74
2.3.2. Дизайн Европы в 1930-е годы. Новые имена, новые лидеры 79
2.3.3. Советский дизайн после «производственников».
Не только «сталинский ампир» 82
2.4. Дизайн послевоенного времени 88
2.4.1. Европейский послевоенный дизайн.
Возрождение идей Баухауза 88
2.4.2. Послевоенный дизайн США. Зрелость «классиков»
и эксперименты молодых 92
2.4.3. Странное имя «Сони». На арену выходит
японский дизайн 94
2.4.4. Дизайнеры объединяются. ИКСИД — международная
организация дизайнеров 96
2.4.5. Советский послевоенный дизайн. Возрождение
профессиональной дизайнерской деятельности 97
2.5. Дизайн 1960-х годов 103
2.5.1. Дизайн капиталистических стран в 1960-е годы.
Формирование системы дизайн-деятельности и новые
творческие направления 103
2.5.2. Дизайн социалистических стран.
Трудный путь формирования 108
2.5.3. Советский дизайн 1960-х годов.
Внедрение дизайна «сверху» 111
2.6. Дизайн 1970-х годов 117
2.6.1. Зарубежный дизайн в 1970-е годы.
От позиций функционализма к «арт-дизайну» 117
2.6.2. Советский дизайн 1970-х годов. Дальнейшее развитие 122
2.7. Накануне XXI века. Дизайн 1980-х —1990-х годов 128
2.7.1. Зарубежный дизайн 1980-х —1990-х годов.
«Разнообразие дизайна для многих» 128
2.7.2. Отечественный дизайн 1980-х — 1990-х годов.
Конец романтическим мечтам и новые надежды 142
Заключение 151
Литература 156
Содержание 157
- Введение Что такое дизайн и когда он возник?
- Часть I. Происхождение дизайна как особой сферы человеческой деятельности. Протодизайн
- 1.1. От каменного топора к глиняной чаше. Возникновение
- Деятельности человека по созданию предметных форм
- 1.2. Развитие материально-художественной культуры во времена древности и средневековья. Триумф ремесленного производства
- 1.2.1. Древний Египет — родина стула, стола и кровати
- 1.2.2. Древняя Греция. Гармония форм
- 1.2.3. Древний Рим. Рациональность и помпезность
- 1.2.4. Западная Европа средневековья. «Мой дом — моя крепость»
- 1.2.5. Белорусские земли периода средневековья. Простота и красота предметного мира
- 1.3. От возрождения до классицизма. Парад архитектурно-художетвенных стилей
- 1.3.1. Эпоха Возрождения. К идеалам античности
- 1.3.2. Стиль барокко. Великолепие пышности
- 1.3.3. Рококо. Изысканность и утонченность
- 1.3.4. Классицизм. Симметрия и строгость
- 1.3.5. Материально-художественная культура Беларуси XV—XVIII вв. Встреча Востока и Запада
- 1.4. Техника и искусство — разные пути. Промышленная революция XVIII—XIX вв. И ее влияние на развитие материально-художественной культуры
- 1.5. Вернуть вещи ее красоту. Движение за обновление икусств и ремесел второй половины XIX века
- 1.6. Практическая эстетика. Теоретические предпосылки возникновения промышленного дизайна.
- 1.7. Стиль модерн — от эстетики XIX века к новой эстетике хх столетия
- Часть II. Становление и развитие промышленного дизайна современного типа
- 2.1. Основоположники дизайна хх века
- 2.1.1. Герман Мутезиус и Германский Веркбунд
- 2.1.2. Петер Беренс — создатель первого в мире фирменного стиля
- 2.1.3. Вальтер Гропиус и первая школа дизайна «Баухауз»
- 2.2. Рождение дизайна в первой социалистической стране. Триумф и трагедия
- 2.2.1. Белорусские корни советского дизайна. Витебская художественная школа
- 2.2.2. Вхутемас и «производственники»
- 2.3. Дизайн 1930-х годов
- 2.3.1. Американский дизайн 1930-х годов. Между стайлингом и «человекоцентризмом»
- 2.3.2. Дизайн Европы в 1930-е годы. Новые имена, новые лидеры
- 2.3.3. Советский дизайн после «производственников» Не только «сталинский ампир»
- 2.4. Дизайн послевоенного времени
- 2.4.1. Европейский послевоенный дизайн. Возрождение идей Баухауза
- 2.4.2. Послевоенный дизайн сша. Зрелость «классиков» и эксперименты молодых
- 2.4.3. Странное имя «Сони». На арену выходит японский дизайн
- 2.4.4. Дизайнеры объединяются. Создание иксид — международной дизайнерской организации
- 2.4.5. Советский послевоенный дизайн. Возрождение профессиональной дизайнерской деятельности
- 2.5. Дизайн 1960-х годов
- 2.5.1. Дизайн капиталистических стран в 1960-е годы. Формирование системы дизайн-деятельности и новые творческие направления
- 2.5.2. Дизайн социалистических стран. Трудный путь формирования
- 2.5.3. Советский дизайн 1960-х годов. Внедрение дизайна «сверху»
- 2.6. Дизайн 1970-х годов
- 2.6.1. Зарубежный дизайн в 1970-е годы. От позиций функционализма к «арт-дизайну»
- 2.6.2. Советский дизайн 1970-х годов. Дальнейшее развитие
- 2.7.2. Отечественный дизайн 1980-х —1990-х гг. Конец романтическим мечтам и новые надежды
- Заключение. Предметная среда и общество
- Литература
- Часть 1. Происхождение дизайна как особой сферы
- Часть II. Становление и развитие промышленного