2.4.3. Странное имя «Сони». На арену выходит японский дизайн
В послевоенное время Япония, потерпевшая поражение в войне, переживала полную разруху в экономике и промышленности. Японские предприятия тогда выпускали изделия оень низкого качества, что было объектом насмешек во всем мире. Например, в Америке всеобщий смех и одобрение кинозрителей вызывал эпизод в одном из фильмов, когда герой, пытаясь включить какой-то электрический прибор и обнаруживая, что он не работает, смотрит на марку прибора, видит надпись: «Сделано в Японии», — и говорит: «Ну, тогда все понятно». Надо добавить, что плохое техническое качество послевоенных японских изделий дополнял еще их плохой дизайн.
Большое значение для изменения такого положения в японской промышленности имело создание в 1946 г. небольшой фирмы по телекоммуникациям «Токио телекомьюникейшенз инженеринг корпорейшн». Впоследствии это очень громоздкое, плохо запоминающееся название было заменено на «Сони корпорейшн», или просто «Сони» — имя известное сегодня во всем мире. Почему «Сони»? Один из основателей фирмы Акино Морита так объяснял, почему они со своим компаньоном Масару Ибуки избрали для своей компании именно такое название: «Мы хотели, чтобы новое название легко запоминалось в любой точке земного шара, чтобы оно одинаково произносилось на любом языке. Мы испробовали не один десяток названий. Вместе с Ибуки мы рылись в словарях в поисках звучного слова и натолкнулись на латинское слово “сонус”, означающее звук. Само это слово, казалось, было наполнено звуком… В то время в Японии росла популярность слов и прозвищ, заимствованных из английского слэнга, некоторые стали называть сообразительных и оригинальных молодых парней “сонни” или “соннибой” (что означало в переводе с английского — сынок). И конечно, слово “санни” (солнечный), и слово “сонни” звучали оптимистино и радостно, так же как и их латинский корень… К сожалению, само слово “сонни” создало бы нам в Японии трудности, потому что в условиях перевода японской графики на латинскую слово “сонни” произносилось бы как “сон-ни”, что означало потерять деньги. Такое название не годилось для нового товара». Тогда руководители фирмы вычеркнули одну букву «н», и получилось новое слово, которое само по себе ничего не означало, но вызывало ряд указанных выше положительных ассоциаций и главное хорошо запоминалось.
С момента своего основания фирма А. Морита и М. Ибуки взяла направление на производство новейших наиболее техноемких товаров. Первыми такими товарами стали магнитофоны. Первоначально они были громоздки и не отличались хорошим дизайном. Но впоследствии руководство фирмы взяло курс на уменьшение размеров изделий, кроме того, каждая новая модель характеризовалась все более интересным дизайнерским решением.
Появление транзисторов дало сильный толчок рождению принципиально новых решений, миниатюризации и компактности формы изделий. В 1955 г. «Сони» выпускает первый транзисторный приемник как массовый продукт. В 1957 г. с конвейера предприятия сходит первый карманный приемник. 1959 г. стал годом выпуска первого телевизора фирмы «Сони» на полупроводниках. С той поры начинается действительно резкий взлет «Сони» на мировой арене индустриального производства и промышленного дизайна. По своим художественно-конструкторским решениям изделия фирмы ненавязчивы по внешнему виду, их форма скромна и в то же время изысканна. Изделия очень удобны в пользовании, эргономичны. Еще надо отметить, что характерная черта дизайна фирмы «Сони» — это его анонимность. Имена дизайнеров, работающих на фирме, — тайна, их вы нигде ни при каких обстоятельствах не узнаете. В этом, наверное, особенность японского менталитета, может быть, желание придать процессу создания красивой формы объектов предметного мира некую таинственность, подернуть его флером загадочности.
Качественные и красивые изделия фирмы «Сони корпорейшн» в послевоенное время открыли путь развитию японского дизайна, который впоследствии достиг самых больших высот.
- Введение Что такое дизайн и когда он возник?
- Часть I. Происхождение дизайна как особой сферы человеческой деятельности. Протодизайн
- 1.1. От каменного топора к глиняной чаше. Возникновение
- Деятельности человека по созданию предметных форм
- 1.2. Развитие материально-художественной культуры во времена древности и средневековья. Триумф ремесленного производства
- 1.2.1. Древний Египет — родина стула, стола и кровати
- 1.2.2. Древняя Греция. Гармония форм
- 1.2.3. Древний Рим. Рациональность и помпезность
- 1.2.4. Западная Европа средневековья. «Мой дом — моя крепость»
- 1.2.5. Белорусские земли периода средневековья. Простота и красота предметного мира
- 1.3. От возрождения до классицизма. Парад архитектурно-художетвенных стилей
- 1.3.1. Эпоха Возрождения. К идеалам античности
- 1.3.2. Стиль барокко. Великолепие пышности
- 1.3.3. Рококо. Изысканность и утонченность
- 1.3.4. Классицизм. Симметрия и строгость
- 1.3.5. Материально-художественная культура Беларуси XV—XVIII вв. Встреча Востока и Запада
- 1.4. Техника и искусство — разные пути. Промышленная революция XVIII—XIX вв. И ее влияние на развитие материально-художественной культуры
- 1.5. Вернуть вещи ее красоту. Движение за обновление икусств и ремесел второй половины XIX века
- 1.6. Практическая эстетика. Теоретические предпосылки возникновения промышленного дизайна.
- 1.7. Стиль модерн — от эстетики XIX века к новой эстетике хх столетия
- Часть II. Становление и развитие промышленного дизайна современного типа
- 2.1. Основоположники дизайна хх века
- 2.1.1. Герман Мутезиус и Германский Веркбунд
- 2.1.2. Петер Беренс — создатель первого в мире фирменного стиля
- 2.1.3. Вальтер Гропиус и первая школа дизайна «Баухауз»
- 2.2. Рождение дизайна в первой социалистической стране. Триумф и трагедия
- 2.2.1. Белорусские корни советского дизайна. Витебская художественная школа
- 2.2.2. Вхутемас и «производственники»
- 2.3. Дизайн 1930-х годов
- 2.3.1. Американский дизайн 1930-х годов. Между стайлингом и «человекоцентризмом»
- 2.3.2. Дизайн Европы в 1930-е годы. Новые имена, новые лидеры
- 2.3.3. Советский дизайн после «производственников» Не только «сталинский ампир»
- 2.4. Дизайн послевоенного времени
- 2.4.1. Европейский послевоенный дизайн. Возрождение идей Баухауза
- 2.4.2. Послевоенный дизайн сша. Зрелость «классиков» и эксперименты молодых
- 2.4.3. Странное имя «Сони». На арену выходит японский дизайн
- 2.4.4. Дизайнеры объединяются. Создание иксид — международной дизайнерской организации
- 2.4.5. Советский послевоенный дизайн. Возрождение профессиональной дизайнерской деятельности
- 2.5. Дизайн 1960-х годов
- 2.5.1. Дизайн капиталистических стран в 1960-е годы. Формирование системы дизайн-деятельности и новые творческие направления
- 2.5.2. Дизайн социалистических стран. Трудный путь формирования
- 2.5.3. Советский дизайн 1960-х годов. Внедрение дизайна «сверху»
- 2.6. Дизайн 1970-х годов
- 2.6.1. Зарубежный дизайн в 1970-е годы. От позиций функционализма к «арт-дизайну»
- 2.6.2. Советский дизайн 1970-х годов. Дальнейшее развитие
- 2.7.2. Отечественный дизайн 1980-х —1990-х гг. Конец романтическим мечтам и новые надежды
- Заключение. Предметная среда и общество
- Литература
- Часть 1. Происхождение дизайна как особой сферы
- Часть II. Становление и развитие промышленного