1.3.4. Классицизм. Симметрия и строгость
В середине XVIII столетия свои тайны европейским археологам открыли античные города Помпеи и Геркуланум, погребенные под лавой и пеплом грозного вулкана Везувий в I в. н. э. К раскопкам было приковано внимание широкой общественности того времени. Вскоре же новое событие, наделавшее шуму, — публикация трудов известного немецкого эстетика Винкельмана с тонким и точным анализом произведений античных художников. Книги ученого для многих были открытием неизвестного до того мира античности. Все это стало толчком к тому, что античностью вновь, как некогда во времена Возрождения, заинтересовались, она начала входить в моду. Вообще увлечение античностью не миновало и искусство формирования предметного мира. Рождается новый архитектурно-художественный стиль, получивший название классицизма (античность еще называли «классикой»). Этот стиль совсем не похож был на предшествовавший ему стиль рококо. Если рококо отличалось господством асимметрии и изогнутых линий, то для классицизма характерны были большая строгость форм, преобладание прямых линий, ясность пропорций и симметричный строй композиции.
Во Франции в формообразовании предметного мира черты классицизма стали проявляться еще во времена правления короля Людовика XV. Его блистательная фаворитка небезызвестная мадам Помпадур была активной пропагандисткой нового стиля. Некоторые виды мебели тогда даже получили название «а ля Помпадур». Однако, хотя классицизм и нашел признание в аристократических салонах, в действительности он был порождением нового молодого класса буржуазии с ее рационализмом и точным расчетом. Это все очень хорошо проявилось в интерьерах домов того времени, оформленных классицистическим декором с четко выверенными формами и пропорциями и наполненных мебелью строгих геометрических форм, в которых очень хорошо подчеркивалась ее конструктивная основа.
Немаловажно отметить и то, что в это время начинает распространяться тиражное промышленное производство, это сказалось и на формах объектов предметного мира, которые все больше приобретают черты массовости. Теперь ведущую роль в создании вещной среды завоевывает наиболее передовая в промышленном отношении страна Англия, получившая наименование страны разумного комфорта. Законодателями мод в мебельном искусстве становятся английские мастера-мебельщики, издаваемые ими альбомы с образцами новой мебели используют для работы мебельщики во всей Европе. Большую популярность в Европе получила и керамическая посуда производства мануфактур англичанина Джозайи Веджвуда. Изящные веджвудовские сервизы, имевшие матовую поверхность желтоватого, голубоватого или оливкового цвета с налепным белым тонким декором, также выпускались массовым тиражом.
Вообще XVIII столетие было временем начала промышленной революции. Веление времени — особый интерес у людей к технике. Не избежала моды на технически сложные конструкции и область создания предметного мира жилища. Иногда это выливалось просто, так сказать, в «технику ради техники». Например, светские дамы тогда соперничали друг с другом в том, у кого сложнее по технической конструкции туалетные столики. И мебельщики, действительно, изощрялись, создавая конструкции с замысловатой трансформирующейся системой зеркал, массой выдвижных ящичков и столешниц, которые поворачивались, раскладывались и складывались. И все это лишь для того, чтобы модница могла причесаться, попудриться и наложить макияж. Понятно, что для этого не требовались столь сложные конструктивные сооружения, это было лишь веяние моды.
Таким образом, вторая половина XVIII века в создании форм предметного мира знаменовала интерес к классике, к античности и в то же время переход от подчеркнутой декоративности к более конструктивным, технически сложным решениям, созвучным времени начала промышленной революции.
- Введение Что такое дизайн и когда он возник?
- Часть I. Происхождение дизайна как особой сферы человеческой деятельности. Протодизайн
- 1.1. От каменного топора к глиняной чаше. Возникновение
- Деятельности человека по созданию предметных форм
- 1.2. Развитие материально-художественной культуры во времена древности и средневековья. Триумф ремесленного производства
- 1.2.1. Древний Египет — родина стула, стола и кровати
- 1.2.2. Древняя Греция. Гармония форм
- 1.2.3. Древний Рим. Рациональность и помпезность
- 1.2.4. Западная Европа средневековья. «Мой дом — моя крепость»
- 1.2.5. Белорусские земли периода средневековья. Простота и красота предметного мира
- 1.3. От возрождения до классицизма. Парад архитектурно-художетвенных стилей
- 1.3.1. Эпоха Возрождения. К идеалам античности
- 1.3.2. Стиль барокко. Великолепие пышности
- 1.3.3. Рококо. Изысканность и утонченность
- 1.3.4. Классицизм. Симметрия и строгость
- 1.3.5. Материально-художественная культура Беларуси XV—XVIII вв. Встреча Востока и Запада
- 1.4. Техника и искусство — разные пути. Промышленная революция XVIII—XIX вв. И ее влияние на развитие материально-художественной культуры
- 1.5. Вернуть вещи ее красоту. Движение за обновление икусств и ремесел второй половины XIX века
- 1.6. Практическая эстетика. Теоретические предпосылки возникновения промышленного дизайна.
- 1.7. Стиль модерн — от эстетики XIX века к новой эстетике хх столетия
- Часть II. Становление и развитие промышленного дизайна современного типа
- 2.1. Основоположники дизайна хх века
- 2.1.1. Герман Мутезиус и Германский Веркбунд
- 2.1.2. Петер Беренс — создатель первого в мире фирменного стиля
- 2.1.3. Вальтер Гропиус и первая школа дизайна «Баухауз»
- 2.2. Рождение дизайна в первой социалистической стране. Триумф и трагедия
- 2.2.1. Белорусские корни советского дизайна. Витебская художественная школа
- 2.2.2. Вхутемас и «производственники»
- 2.3. Дизайн 1930-х годов
- 2.3.1. Американский дизайн 1930-х годов. Между стайлингом и «человекоцентризмом»
- 2.3.2. Дизайн Европы в 1930-е годы. Новые имена, новые лидеры
- 2.3.3. Советский дизайн после «производственников» Не только «сталинский ампир»
- 2.4. Дизайн послевоенного времени
- 2.4.1. Европейский послевоенный дизайн. Возрождение идей Баухауза
- 2.4.2. Послевоенный дизайн сша. Зрелость «классиков» и эксперименты молодых
- 2.4.3. Странное имя «Сони». На арену выходит японский дизайн
- 2.4.4. Дизайнеры объединяются. Создание иксид — международной дизайнерской организации
- 2.4.5. Советский послевоенный дизайн. Возрождение профессиональной дизайнерской деятельности
- 2.5. Дизайн 1960-х годов
- 2.5.1. Дизайн капиталистических стран в 1960-е годы. Формирование системы дизайн-деятельности и новые творческие направления
- 2.5.2. Дизайн социалистических стран. Трудный путь формирования
- 2.5.3. Советский дизайн 1960-х годов. Внедрение дизайна «сверху»
- 2.6. Дизайн 1970-х годов
- 2.6.1. Зарубежный дизайн в 1970-е годы. От позиций функционализма к «арт-дизайну»
- 2.6.2. Советский дизайн 1970-х годов. Дальнейшее развитие
- 2.7.2. Отечественный дизайн 1980-х —1990-х гг. Конец романтическим мечтам и новые надежды
- Заключение. Предметная среда и общество
- Литература
- Часть 1. Происхождение дизайна как особой сферы
- Часть II. Становление и развитие промышленного