logo
История_дизайна

2.4.2. Послевоенный дизайн сша. Зрелость «классиков» и эксперименты молодых

В послевоенное время продолжает развиваться дизайн и в США. Здесь также война дала сильный стимул развитию техники, а с нею и дизайна. Один из ведущих американских дизайнеров Г. Дрейфус еще в 1944 г. писал: «Война всколыхнула всю глубину знаний и показала (хоть это странно для неспециалиста, но будет вполне понятно эрудированному дизайнеру), что орудие, которое лучше работает, неизбежно лучше и выглядит. В этом заключается секрет хорошего проекта».

Вообще послевоенные годы были периодом расцвета дизайнерского бюро Дрейфуса. В это время этим бюро был выполнен целый ряд удачных проектов сельскохозяйственных и дорожных машин, тракторов для фирм «Дир» и «Хистер», пылесосов и полотеров, телефонов новейших конструкций и видеотелефонов для фирмы «Белл», швейной машины для фирмы «Зингер», фотоаппарата для моментальной съемки «Поляроид» и др.

Продолжает работать и знаменитое бюро Р. Лоуи, которое в 1945 г. было преобразовано в фирму «Raymond Loewy Ass». Лоуи с сотрудниками разрабатывают дизайн-проекты автомобилей, фотоаппаратов, холодильников, их приглашают для оформления интерьера самолета американского президента.

Появляются в США в послевоенные годы на арене дизайна и новые имена. Среди них можно назвать молодого дизайнера-мебельщика Чарльза Имза. В области дизайна Имз начал работать в начале 1940-х годов. Еще в 1940 г. он вместе с Ээро Саариненом показывает на выставке «Оригинальный дизайн в домашней обстановке» в Музее современного искусства в Нью-Йорке экспериментальную коллекцию мебели из гнутой фанеры. В 1941 г. Ч. Имз вместе со своей женой Рэй открывает небольшую дизайнерскую компанию «Playformed Products» в небольшом американском городке Венеция, что в штате Калифорния. Чета молодых дизайнеров занимается экспериментами с изготовлением мебели способом формовки из прессованной и гнутой фанеры.

Широкая известность приходит к Имзу после Второй мировой войны. В это время всеобщее признание получает спроектированная им детская мебель, изготовленная из фанеры. Удачными оказались и другие послевоенные разработки Имза. В результате в 1946 г. Музей современного искусства в Нью-Йорке организует выставку под названием «Новая мебель, созданная Чарльзом Имзом». На этой выставке, в частности, демонстрировался экспонат, носивший название «стул из гнутой фанеры 1946 года», который впоследствии стал считаться классическим произведением американского дизайна. Мебельная фирма Herman Miller, получившая в 1948 г. права на торогвлю мебелью Имза, продавала стул 1946 года в течение полустолетия, в результате к началу 1990-х годов было реализовано более миллиона стульев этой модели.

Вообще мебель для сидения в наибольшей степени увлекала Имза. Именно в проектировании этого вида изделий им сделано наибольшее количество новаций. Он все время искал оригинальные решения. Так, во второй половине 1940-х годов основным принципом проектирования стульев Имз провозгласил экономию материалов и усилий. В результате он стал создавать мебель на тонких металлических ножках, у которой спинка и сиденье представляли собой отдельные небольшие сегменты, которые сам дизайнер называл «лепестками».

В 1951 г. Имз предлагает совсем иную форму мебели для сидения, впервые применив для изготовления названных изделий пластик, усиленный стекловолокном. Штамповка из листа пластика задавала определенный характер формы стула — здесь спинка, сиденье и подлокотники составляли уже единое целое. В результате получились изделия с амебообразной обтекаемой формой. Именно такая форма стала отличительным признаком американской мебели 1950-х годов. Вообще для американского дизайна этого времени характерна значительная экспрессивность формообразования, этим американские дизайнеры старались противопоставить себя строгости и аскетичности европейского функционализма послевоенного времени, геометричности и некоторой упрощенности форм «браунстиля», который в это время увлек европейских дизайнеров.

В послевоенном американском дизайне появляется еще одно новое имя, имя дизайнера, которому впоследствии было суждено выйти в первые ряды представителей этой профессии. Речь идет о Джордже Нельсоне. С первых же своих шагов в дизайне он заявил о себе как новатор, положив начало новой тенденции в проектировании интерьера — тенденции «развеществления». Являясь главой дизайнерского отдела мебельной фирмы «Герман Миллер и Кº», Нельсон разработал стеллаж-стенку, которую назвал «работающее пространство». Дизайнер желал этим стеллажом заменить в интерьере всю мебель, используемую для хранения вещей домашнего обихода. В результате помещения освобождались от лишних мебельных объектов, в комнатах оставались лишь столы и стулья. Многих тогда такое радикальное решение привело в шок. Газета «Нью-Йорк геральд трибюн», например, писала: «Мятежный дизайнер собирается уничтожить мебель». В предложении Нельсона дизайнерская работа, вроде бы, почти не была видна, но это было открытие, позволявшее совершенно по-новому взглянуть на принципы формирования жилого интерьера. Позже Нельсон предлагал новые новаторские решения в формообразовании мебели: проектировал модульные кресла и полки, реечные скамьи, конторские шкафы со стальной рамой, развивал идею интеграции вещей, идею целостности предметной среды.

Таким образом, послевоенный американский дизайн — это и плодотворная работа мастеров, зарекомендовавших себя еще в довоенное время как прекрасных профессионалов, и появление поколения молодых, интересных дизайнеров, ищущих новые пути предметного формообразования.