2.4.2. Послевоенный дизайн сша. Зрелость «классиков» и эксперименты молодых
В послевоенное время продолжает развиваться дизайн и в США. Здесь также война дала сильный стимул развитию техники, а с нею и дизайна. Один из ведущих американских дизайнеров Г. Дрейфус еще в 1944 г. писал: «Война всколыхнула всю глубину знаний и показала (хоть это странно для неспециалиста, но будет вполне понятно эрудированному дизайнеру), что орудие, которое лучше работает, неизбежно лучше и выглядит. В этом заключается секрет хорошего проекта».
Вообще послевоенные годы были периодом расцвета дизайнерского бюро Дрейфуса. В это время этим бюро был выполнен целый ряд удачных проектов сельскохозяйственных и дорожных машин, тракторов для фирм «Дир» и «Хистер», пылесосов и полотеров, телефонов новейших конструкций и видеотелефонов для фирмы «Белл», швейной машины для фирмы «Зингер», фотоаппарата для моментальной съемки «Поляроид» и др.
Продолжает работать и знаменитое бюро Р. Лоуи, которое в 1945 г. было преобразовано в фирму «Raymond Loewy Ass». Лоуи с сотрудниками разрабатывают дизайн-проекты автомобилей, фотоаппаратов, холодильников, их приглашают для оформления интерьера самолета американского президента.
Появляются в США в послевоенные годы на арене дизайна и новые имена. Среди них можно назвать молодого дизайнера-мебельщика Чарльза Имза. В области дизайна Имз начал работать в начале 1940-х годов. Еще в 1940 г. он вместе с Ээро Саариненом показывает на выставке «Оригинальный дизайн в домашней обстановке» в Музее современного искусства в Нью-Йорке экспериментальную коллекцию мебели из гнутой фанеры. В 1941 г. Ч. Имз вместе со своей женой Рэй открывает небольшую дизайнерскую компанию «Playformed Products» в небольшом американском городке Венеция, что в штате Калифорния. Чета молодых дизайнеров занимается экспериментами с изготовлением мебели способом формовки из прессованной и гнутой фанеры.
Широкая известность приходит к Имзу после Второй мировой войны. В это время всеобщее признание получает спроектированная им детская мебель, изготовленная из фанеры. Удачными оказались и другие послевоенные разработки Имза. В результате в 1946 г. Музей современного искусства в Нью-Йорке организует выставку под названием «Новая мебель, созданная Чарльзом Имзом». На этой выставке, в частности, демонстрировался экспонат, носивший название «стул из гнутой фанеры 1946 года», который впоследствии стал считаться классическим произведением американского дизайна. Мебельная фирма Herman Miller, получившая в 1948 г. права на торогвлю мебелью Имза, продавала стул 1946 года в течение полустолетия, в результате к началу 1990-х годов было реализовано более миллиона стульев этой модели.
Вообще мебель для сидения в наибольшей степени увлекала Имза. Именно в проектировании этого вида изделий им сделано наибольшее количество новаций. Он все время искал оригинальные решения. Так, во второй половине 1940-х годов основным принципом проектирования стульев Имз провозгласил экономию материалов и усилий. В результате он стал создавать мебель на тонких металлических ножках, у которой спинка и сиденье представляли собой отдельные небольшие сегменты, которые сам дизайнер называл «лепестками».
В 1951 г. Имз предлагает совсем иную форму мебели для сидения, впервые применив для изготовления названных изделий пластик, усиленный стекловолокном. Штамповка из листа пластика задавала определенный характер формы стула — здесь спинка, сиденье и подлокотники составляли уже единое целое. В результате получились изделия с амебообразной обтекаемой формой. Именно такая форма стала отличительным признаком американской мебели 1950-х годов. Вообще для американского дизайна этого времени характерна значительная экспрессивность формообразования, этим американские дизайнеры старались противопоставить себя строгости и аскетичности европейского функционализма послевоенного времени, геометричности и некоторой упрощенности форм «браунстиля», который в это время увлек европейских дизайнеров.
В послевоенном американском дизайне появляется еще одно новое имя, имя дизайнера, которому впоследствии было суждено выйти в первые ряды представителей этой профессии. Речь идет о Джордже Нельсоне. С первых же своих шагов в дизайне он заявил о себе как новатор, положив начало новой тенденции в проектировании интерьера — тенденции «развеществления». Являясь главой дизайнерского отдела мебельной фирмы «Герман Миллер и Кº», Нельсон разработал стеллаж-стенку, которую назвал «работающее пространство». Дизайнер желал этим стеллажом заменить в интерьере всю мебель, используемую для хранения вещей домашнего обихода. В результате помещения освобождались от лишних мебельных объектов, в комнатах оставались лишь столы и стулья. Многих тогда такое радикальное решение привело в шок. Газета «Нью-Йорк геральд трибюн», например, писала: «Мятежный дизайнер собирается уничтожить мебель». В предложении Нельсона дизайнерская работа, вроде бы, почти не была видна, но это было открытие, позволявшее совершенно по-новому взглянуть на принципы формирования жилого интерьера. Позже Нельсон предлагал новые новаторские решения в формообразовании мебели: проектировал модульные кресла и полки, реечные скамьи, конторские шкафы со стальной рамой, развивал идею интеграции вещей, идею целостности предметной среды.
Таким образом, послевоенный американский дизайн — это и плодотворная работа мастеров, зарекомендовавших себя еще в довоенное время как прекрасных профессионалов, и появление поколения молодых, интересных дизайнеров, ищущих новые пути предметного формообразования.
- Введение Что такое дизайн и когда он возник?
- Часть I. Происхождение дизайна как особой сферы человеческой деятельности. Протодизайн
- 1.1. От каменного топора к глиняной чаше. Возникновение
- Деятельности человека по созданию предметных форм
- 1.2. Развитие материально-художественной культуры во времена древности и средневековья. Триумф ремесленного производства
- 1.2.1. Древний Египет — родина стула, стола и кровати
- 1.2.2. Древняя Греция. Гармония форм
- 1.2.3. Древний Рим. Рациональность и помпезность
- 1.2.4. Западная Европа средневековья. «Мой дом — моя крепость»
- 1.2.5. Белорусские земли периода средневековья. Простота и красота предметного мира
- 1.3. От возрождения до классицизма. Парад архитектурно-художетвенных стилей
- 1.3.1. Эпоха Возрождения. К идеалам античности
- 1.3.2. Стиль барокко. Великолепие пышности
- 1.3.3. Рококо. Изысканность и утонченность
- 1.3.4. Классицизм. Симметрия и строгость
- 1.3.5. Материально-художественная культура Беларуси XV—XVIII вв. Встреча Востока и Запада
- 1.4. Техника и искусство — разные пути. Промышленная революция XVIII—XIX вв. И ее влияние на развитие материально-художественной культуры
- 1.5. Вернуть вещи ее красоту. Движение за обновление икусств и ремесел второй половины XIX века
- 1.6. Практическая эстетика. Теоретические предпосылки возникновения промышленного дизайна.
- 1.7. Стиль модерн — от эстетики XIX века к новой эстетике хх столетия
- Часть II. Становление и развитие промышленного дизайна современного типа
- 2.1. Основоположники дизайна хх века
- 2.1.1. Герман Мутезиус и Германский Веркбунд
- 2.1.2. Петер Беренс — создатель первого в мире фирменного стиля
- 2.1.3. Вальтер Гропиус и первая школа дизайна «Баухауз»
- 2.2. Рождение дизайна в первой социалистической стране. Триумф и трагедия
- 2.2.1. Белорусские корни советского дизайна. Витебская художественная школа
- 2.2.2. Вхутемас и «производственники»
- 2.3. Дизайн 1930-х годов
- 2.3.1. Американский дизайн 1930-х годов. Между стайлингом и «человекоцентризмом»
- 2.3.2. Дизайн Европы в 1930-е годы. Новые имена, новые лидеры
- 2.3.3. Советский дизайн после «производственников» Не только «сталинский ампир»
- 2.4. Дизайн послевоенного времени
- 2.4.1. Европейский послевоенный дизайн. Возрождение идей Баухауза
- 2.4.2. Послевоенный дизайн сша. Зрелость «классиков» и эксперименты молодых
- 2.4.3. Странное имя «Сони». На арену выходит японский дизайн
- 2.4.4. Дизайнеры объединяются. Создание иксид — международной дизайнерской организации
- 2.4.5. Советский послевоенный дизайн. Возрождение профессиональной дизайнерской деятельности
- 2.5. Дизайн 1960-х годов
- 2.5.1. Дизайн капиталистических стран в 1960-е годы. Формирование системы дизайн-деятельности и новые творческие направления
- 2.5.2. Дизайн социалистических стран. Трудный путь формирования
- 2.5.3. Советский дизайн 1960-х годов. Внедрение дизайна «сверху»
- 2.6. Дизайн 1970-х годов
- 2.6.1. Зарубежный дизайн в 1970-е годы. От позиций функционализма к «арт-дизайну»
- 2.6.2. Советский дизайн 1970-х годов. Дальнейшее развитие
- 2.7.2. Отечественный дизайн 1980-х —1990-х гг. Конец романтическим мечтам и новые надежды
- Заключение. Предметная среда и общество
- Литература
- Часть 1. Происхождение дизайна как особой сферы
- Часть II. Становление и развитие промышленного