1.3.5. Материально-художественная культура Беларуси XV—XVIII вв. Встреча Востока и Запада
В XV—ХVI вв. в Беларуси, которая тогда входила в состав Великого княжества Литовского, наблюдаются экономические, социально-политические и идеологические предпосылки, которые позволяют говорить о распространении культуры Возрождения. В это время на Белорусских землях происходит рост городов, развитие ремесленного производства, усиление политической централизации в обществе, формирование белорусской народности и национального самосознания. Все это отразилось на специфике развития всех областей искусства, в том числе искусства формообразования предметного мира.
В XV веке в Беларуси появляются первые цехи-объединения ремесленников, которые имели свои уставы и привилегии. Цехи заботились о качестве продукции и подготовке квалифицированных мастеров. Одной из наиболее развитых ремесленных профессий в то время была обработка металла, включавшая более двух десятков специализаций. Мастера-ювелиры изготавливали изящные золотые и серебряные подвески, перстни, браслеты, серьги, которые обрабатывались чеканкой, гравированием, чернением и др. Мастера-литейщики отливали мощные бронзовые пушки для замков феодалов, колокола с громкими мелодичными голосами. Кузнецы и слесари изготавливали замысловатый декор для металлических оград, фурнитуру для дверей и ворот и т. д.
Активно развивалось на территории Беларуси в этот период и создание керамических изделий, в первую очередь изразцов, которыми украшались стенки печей и каминов. В начале XVI в. декоративная керамика Беларуси испытывает явное влияние итальянского Возрождения, что проявляется в простоте композиций, ясности членений, продуманности пропорций, в использовании сложной геометрической и растительной орнаментики.
Производство стеклянных изделий на Белорусских землях в XV в. развивается в тех же самых центрах, что и в предыдущие столетия — это Полоцк, Новогрудок, Гродно, Туров и др. В XVI веке стеклянное производство в Беларуси значительно расширяется, в это время стеклянная посуда здесь изготавливается не менее чем в тридцати местах. В формах изделий все сильнее чувствуется влияние Ренессанса: мелкорельефное оформление поверхности предмета, широкое использование техники росписи и формования.
В XVII веке на территории Беларуси активно начинает развиваться резьба по дереву, в декоре которой уже ясно проявляются барочные черты. Особое искусство белорусские мастера резьбы по дереву демонстрируют при украшении иконостасов православных храмов. Здесь используется рельефная, а затем ажурная резьба с ее большой декоративностью и живописностью.
Появляются в XVII в. барочные формы и в изготовлении изразцов, хотя ренессансные мотивы тут в это время еще были очень сильны. Декоративные изображения на белорусских изразцах аналогичны тем, которые в это время использовались в западноевропейском и центральноевропейском искусстве. Это геральдические мотивы с фигурами львов, грифонов, коней, орлов, морских коньков, которые размещались симметрично по сторонам гербового щита, солярного знака или символического “древа жизни”.
Продолжается в это время на Белорусских землях изготовление глиняной посуды. Орнаментация, которой украшается посуда, довольно скромная и однообразная. Чаще всего здесь можно встретить одно-, двух- и трехрядные волны, точки, насечки, которые делались в процессе изготовления вещи гребнем или ножом, а также защипы или налепленный винтообразный валик. Нередко столовая глиняная посуда расписывалась растительным или геометрическим орнаментом.
XVII век стал временем расцвета в Беларуси кузнечного ремесла. Если раньше белорусские кузнецы в основном занимались изготовлением простых утилитарных вещей, то теперь на первый план все больше выходит художественная сторона изделий. Мастера делают куфры, обитые просечным железным декором, ворота с ажурными решетками, водосточные трубы в виде голов драконов и т. д.
В первой половине XVII в. активно развивались и другие ремесла, связанные с обработкой металла: литейное, ювелирное дело, мастерство чеканки, изготовление оружия и проч. Однако во второй половине столетия количество ремесленников, занимавшихся обработкой металла, резко сокращается, что было связано с определенным спадом в это время экономического и культурного развития Беларуси, обусловленного многочисленными войнами, которые велись тогда на территории белорусских земель. Многие мастера в этот период покинули насиженные места и перебрались на Украину, в Запорожскую сечь и в Россию. Однако ремесленники, которые остались в Беларуси, продолжали упорно трудиться и развивать свое профессиональное мастерство. Особых успехов в это время достигает ювелирное дело, которое берет на вооружение новые технологические приемы. Так, например, в XVII в. в Беларуси широко распространяется техника басмы — ручное тиснение отпечатков и узоров на тонких листах золота или серебра.
Вообще предметный мир Беларуси второй половины XVII — начала XVIII в. отличается большой пышностью и богатством декора, которым снабжались изделия, теперь часто декоративная сторона преобладает над утилитарной. Влияние стиля барокко на формы объектов вещной среды в это время усиливается, что было связано с развитием связей Беларуси с западноевропейскими государствами.
В названный период на белорусских землях достигает расцвета резьба по дереву. Как и ранее, ее в основном можно встретить в оформлении интерьеров православных храмов. Здесь продолжает использоваться растительный декор, однако он все больше стилизуется и только общим характером напоминает растительные формы. Декор становится все более замысловатым, сложным, обильная позолоченная резьба придает интерьерам особую пышность.
В создании декоративных глиняных изразцов в XVII в. продолжает наблюдаться соединение ренессансных и барочных мотивов. Изразцы характеризуются сложной конфигурацией, резко подчеркнутыми профилированными уступами, разнообразными узорами и разноцветной глазурью.
Из глины в это время изготавливается также всевозможная посуда, а также такие утилитарные вещи, как подсвечники, чернильницы, курительные трубки и т. д. Гончарную посуду в XVII в. в Беларуси использовали как феодалы, так и представители простых сословий, только изделия для богачей были более обильно и разнообразно декорированы. Здесь использовались роспись в виде геометрических и стилизованных растительных мотивов, выполненная разноцветными красками.
Активно в XVII в. на территории Беларуси развивалось и изготовление изделий из стекла. Характерным для этого времени было то, то обработкой стекла занимались еще и ювелиры, которые украшали стекло чеканным, гравированым и литым металлом, в результате чего получалась красивая и изящная бижутерия.
После некоторого экономического спада второй половины XVII века, который, как мы говорили, был вызван войнами, в XVIII в. на территории Беларуси вновь возобновляется активная ремесленная деятельность. Продолжили свою работу и мануфактуры по изготовлению стеклянных изделий. Выпускавшийся ассортимент был достаточно широкий: подсвечники, бокалы, кубки, бутылки, графины, стаканы и проч. Эти изделия имели красивую форму, поверхность обрабатывалась шлифованием и гравировкой.
В середине ХVIII в. в формообразовании белорусских стеклянных изделий проявляются черты стиля рококо. Декор на таких вещах строится на основе причудливо изогнутых завитков, орнаментация приобретает некоторую манерность, напряженную динамичность. В это время в оформлении изделий из стекла появляются жанровые композиции — тоже влияние рококо. Значительно возрастает роль растительных мотивов.
Во второй половине XVIII в. формообразованием белорусских стеклянных изделий завладевает классицизм. Бокалы, кубки, графины приобретают античные формы. Проявления классицизма можно обнаружить и в тематике гравировок на изделиях, и в характере шлифованного декора. Во многих вещах чувствуется влияние английского стекла.
Активно действовали в XVIII веке и белорусские мастера по обработке металла. Значительно развилось в это время чугунолитейное искусство. Из этого металла отливались надмогильные памятники, ограды, решетки, кресты, предметы домашнего обихода. В садах и парках появляются литые чугунные скамьи и кресла, украшенные разнообразным декором.
Продолжает развиваться в Беларуси XVIII столетия и производство изразцов для печей. И тут надо сказать, что, если первоначально изразцы украшали только печи в домах богачей — князей и феодалов, то теперь изразцовая печь становится явлением вполне распространенным, ее можно встретить в жилищах простых горожан.
Во второй половине XVIII в. в Беларуси впервые начинают изготавливать фаянсовые изделия. Одна из первых фаянсовых мануфактур появилась в Минской области, в местечке Свержань, владельцами которого были Радзивиллы. Изготавливались здесь сервизы, вазы, миски, салатницы, аптечная посуда, мелкая пластика и т. д. Фаянсовая посуда украшалась лепным декором в стиле позднего барокко и рококо.
С середины XVIII в. влияние рококо проявляется и в белорусской резьбе по дереву. Это хорошо видно по оформлению церковных царских ворот, которые в Беларуси традиционно изготавливались из резного дерева. В их композиции появляется характерная для рококо асимметрия, овальные медальоны с изображениями святых заменяются яблоковидными вставками, украшенными причудливо изогнутыми завитками.
Таким образом, мы видим, что формообразование предметного мира в Беларуси XV—XVIII вв. развивалось во многом под влиянием европейских художественных стилей: Ренессанса, барокко, рококо, классицизма. Однако тут надо отметить, что смена этих стилей мало отразилась на формообразовании белорусского народного предметного мира. Наоборот, народное мастерство предметного формообразования активно влияло на профессиональное декоративно-прикладное искусство, привнося в него черты белорусской традиционной материально-художественной культуры с ее сдержанностью в декорировке изделий, склонностью к уравновешенным, спокойным композициям, четкому метро-ритмическому строю.
- Введение Что такое дизайн и когда он возник?
- Часть I. Происхождение дизайна как особой сферы человеческой деятельности. Протодизайн
- 1.1. От каменного топора к глиняной чаше. Возникновение
- Деятельности человека по созданию предметных форм
- 1.2. Развитие материально-художественной культуры во времена древности и средневековья. Триумф ремесленного производства
- 1.2.1. Древний Египет — родина стула, стола и кровати
- 1.2.2. Древняя Греция. Гармония форм
- 1.2.3. Древний Рим. Рациональность и помпезность
- 1.2.4. Западная Европа средневековья. «Мой дом — моя крепость»
- 1.2.5. Белорусские земли периода средневековья. Простота и красота предметного мира
- 1.3. От возрождения до классицизма. Парад архитектурно-художетвенных стилей
- 1.3.1. Эпоха Возрождения. К идеалам античности
- 1.3.2. Стиль барокко. Великолепие пышности
- 1.3.3. Рококо. Изысканность и утонченность
- 1.3.4. Классицизм. Симметрия и строгость
- 1.3.5. Материально-художественная культура Беларуси XV—XVIII вв. Встреча Востока и Запада
- 1.4. Техника и искусство — разные пути. Промышленная революция XVIII—XIX вв. И ее влияние на развитие материально-художественной культуры
- 1.5. Вернуть вещи ее красоту. Движение за обновление икусств и ремесел второй половины XIX века
- 1.6. Практическая эстетика. Теоретические предпосылки возникновения промышленного дизайна.
- 1.7. Стиль модерн — от эстетики XIX века к новой эстетике хх столетия
- Часть II. Становление и развитие промышленного дизайна современного типа
- 2.1. Основоположники дизайна хх века
- 2.1.1. Герман Мутезиус и Германский Веркбунд
- 2.1.2. Петер Беренс — создатель первого в мире фирменного стиля
- 2.1.3. Вальтер Гропиус и первая школа дизайна «Баухауз»
- 2.2. Рождение дизайна в первой социалистической стране. Триумф и трагедия
- 2.2.1. Белорусские корни советского дизайна. Витебская художественная школа
- 2.2.2. Вхутемас и «производственники»
- 2.3. Дизайн 1930-х годов
- 2.3.1. Американский дизайн 1930-х годов. Между стайлингом и «человекоцентризмом»
- 2.3.2. Дизайн Европы в 1930-е годы. Новые имена, новые лидеры
- 2.3.3. Советский дизайн после «производственников» Не только «сталинский ампир»
- 2.4. Дизайн послевоенного времени
- 2.4.1. Европейский послевоенный дизайн. Возрождение идей Баухауза
- 2.4.2. Послевоенный дизайн сша. Зрелость «классиков» и эксперименты молодых
- 2.4.3. Странное имя «Сони». На арену выходит японский дизайн
- 2.4.4. Дизайнеры объединяются. Создание иксид — международной дизайнерской организации
- 2.4.5. Советский послевоенный дизайн. Возрождение профессиональной дизайнерской деятельности
- 2.5. Дизайн 1960-х годов
- 2.5.1. Дизайн капиталистических стран в 1960-е годы. Формирование системы дизайн-деятельности и новые творческие направления
- 2.5.2. Дизайн социалистических стран. Трудный путь формирования
- 2.5.3. Советский дизайн 1960-х годов. Внедрение дизайна «сверху»
- 2.6. Дизайн 1970-х годов
- 2.6.1. Зарубежный дизайн в 1970-е годы. От позиций функционализма к «арт-дизайну»
- 2.6.2. Советский дизайн 1970-х годов. Дальнейшее развитие
- 2.7.2. Отечественный дизайн 1980-х —1990-х гг. Конец романтическим мечтам и новые надежды
- Заключение. Предметная среда и общество
- Литература
- Часть 1. Происхождение дизайна как особой сферы
- Часть II. Становление и развитие промышленного