2.3.2. Дизайн Европы в 1930-е годы. Новые имена, новые лидеры
Если 1930-е годы в Америке характеризуются бумом в развитии дизайна, то в Европе в это время деятельность в этой области идет уже не так интенсивно, как раньше, что во многом объясняется разгромом фашистами в 1933 году германского Баухауза. Однако, несмотря ни на что, определенное развитие наблюдается в этот период и в европейском дизайне. В первую очередь, надо сказать о деятельности уже упоминавшегося выше Ле Корбюзье (1887—1965). Это творческий псевдоним Шарля Эдуарда Жаннере, великого французского архитектора и дизайнера. Ле Корбюзье является одним из создателей современной архитектуры, главой рационализма в зодчестве. В соответствии с его творческой концепцией, дом надо рассматривать как «рабочий инструмент» или как «машину для жилья». Эти воззрения зодчего прокладывали путь промышленной эстетике ХХ столетия. Впервые новые идеи Ле Корбюзье в области реформы жилища были им заявлены еще в 1925 году, когда он совместно со своим родственником и единомышленником П. Жаннере выставил на Международной выставке в Париже павильон «Эспри Нуво». Этот павильон представлял собой двухэтажную ячейку многоквартирного дома и олицетворял жилище будущего, рациональное и функциональное.
Однако Ле Корбюзье выступал не просто за индустриализацию и рационализацию жилища. Дом-«машина для жилья» — это только одна сторона концепции великого архитектора и дизайнера. Полностью мысль Ле Корбюзье звучит следующим образом: «Дом имеет два назначения. Это прежде всего машина для жилья, т. е. машина, которая должна обеспечить нас эффективной помощью для быстроты и точности работы, машина умная и предусмотрительная, для удовлетворения требований тела: комфорта. Но в то же время это — и место раздумий, и, наконец, место, где существует красота, дающая уму спокойствие, которое ему необходимо». Таким образом, по Ле Корбюзье, как мы видим, жилище должно совмещать в себе и функциональные свойства, и качества духовные, эстетические.
Выступал Ле Корбюзье и с конкретными дизайнерскими разработками предметов оборудования жилища. В 1928 году он спроектировал меблировку интерьера, ставшую впоследствии своеобразной «визитной карточкой» Корбюзье как дизайнера. Обладающие подчеркнуто конструктивной, геометричной формой, кресла являлись провозвестниками удобной и красивой мебели будущего. И действительно, мебель, спроектированная Ле Корбюзье, опередившая свое время, стала выпускаться промышленностью только через 30 лет после ее создания автором. Говоря о вещах, необходимых для современного интерьера, Ле Корбюзье отмечал, что это должны быть «чрезвычайно полезные, целиком отвечающие своему назначению изделия. Их истинное изящество, их утонченность, услаждающие наш разум, проистекают из элегантности их замысла, чистоты исполнения эффективности их службы».
Кроме Ле Корбюзье во Франции в 1930-е годы в области дизайна широко известным становится имя Жака Вьено (род. в 1893 г.). еще в конце 1920-х годов он создал бюро промышленной эстетики DIM (decore-install-meuble — декор, оборудование, мебель). К 1930-м года эта фирма получила популярность в большей части Европы, благодаря высокому уровню дизайна разработок, идущего в ногу с передовыми для того времени тенденциями формообразования объектов предметного мира. Деятельность Вьено не ограничивалась практической работой. В 1930 г. он создает международную ассоциацию дизайнеров «Porza», которая стала предтечей образованной в 1950-е годы Международной ассоциации по промышленной эстетике ИКСИД. «Porza» в основу своей деятельности частично положила идеи Баухауза, но в большей степени опиралась на теоретические концепции Ле Корбюзье, который в это время приобретает все большую известность. Одним из девизов ассоциации были слова Андре Мальро, французского писателя, ставшего впоследствии министром культуры Франции: «Завод, который сейчас похож на катакомбы, станет однажды храмом».
В 1933 году Ж. Вьено назначается заведующим Осенними магазинами, разветвленной парижской торговой сети, имевшей свои предприятия по производству промышленных изделий. Участвуя в организации работы этих предприятий, Вьено первым во Франции высказал идею «функциональных цветов» и окрасил в зеленый «функциональный» цвет все машины заводов Осенних магазинов.
Как дизайнер-проектировщик Вьено в 1930-е годы много трудится над разработкой современной мебели. Он создает даже своеобразный стиль серийной мебели, очень индустриальный и конструктивный. Изящество спроектированных им изделий сочеталось с очень низкой ценой.
Характерно, что Вьено думал не только о конкретных, частных моментах формообразования объектов предметного мира. В его голове рождались глобальные идеи перестройки французской промышленности на основе широкого внедрения принципов дизайнерского проектирования. Таким образом Жак Вьено уже тогда закладывал базу для создания национальной программы по технической эстетике.
Далее надо сказать, что в 1930-е годы все более заметной на мировой арене в области дизайна становится Финляндия. В этом большая заслуга замечательного финского архитектора и дизайнера Алвара Аалто (1898—1976). Конечно Аалто в первую очередь был архитектором, но он являлся сторонником синтетического искусства, включающего его разные виды, в том числе и дизайн. Как дизайнер Аалто в основном известен как проектировщик мебели. Первые ее образцы были созданы им в конце 1920-х — в начале 1930-х годов. Это мебель для санатория в Паймио (1928–1933) и для библиотеки в Выборге (1927—1935).
В 1928 г. Аалто ездил в Германию и там посетил Баухауз. Его впечатлили работы деятелей этой дизайнерской школы, особенно привлекла его внимание мебель с использованием изогнутых труб. Этот прием Аалто активно использовал в своих первых работах. Однако позже он приходит к выводу, что металл — это материал не для жилого интерьера, что здесь более уместно дерево. Теперь этот материал всецело занимает внимание Аалто как дизайнера. Первым деревянным креслом, созданным Аалто и ставшим впоследствии очень знаменитым, было кресло «Паймио», конструкция которого складывалась из двух лентообразных клееных рам и подвешенных к ним сиденья и спинки из гнутого дерева. Вскоре Аалто проектирует несколько серий массовой мебели из многослойной гнутой и спрессованной фанеры. Работа с деревом все больше увлекает мастера. Он начинает эксперименты с этим материалом, разрабатывает новые технологии гнутья дерева, основываясь на традиционных финских народных приемах изготовления из гнутого дерева лыж и лодок. В качестве материала он использует обыкновенную березу.
В 1933 году мебель Аалто впервые была показана за рубежом, на выставке работ дизайнера в Лондоне, где имела огромный успех. Именно с этого времени в Европе заговорили о финском дизайне как об особом явлении. В 1935 г. Аалто вместе с женой и еще несколькими дизайнерами организовал в Хельсинки фирму «Артек» по производству и продаже мебели и других предметов оборудования интерьеров. Эта фирма существует и сегодня.
Кроме Финляндии в 1930-е годы становится известным в Европе, а затем и во всем мире дизайн другой европейской северной страны — Швеции. Характерно, что если к этому времени движение функционализма в Германии, Австрии, Италии было прервано, то в Швеции оно в этот период, наоборот, начинает активно развиваться. Шведский функционализм складывается под влиянием идей Баухауза и стиля «эспри нуво», основоположником которого был Ле Корбюзье. В шведском дизайне 1930-х годов функционализм становится безраздельно господствующим направлением. Важным событием в развитии шведского функционального дизайна стала Выставка шведских искусств и ремесел 1930 г., которую организовало общество «Свенска слейдфоренинген», являвшееся шведским аналогом германского Веркбунда. Функционализм на этой выставке преподносился как единственно возможный стиль в формообразовании предметного мира.
В 1931 г. группа шведских художественных деятелей, приверженцев функционализма, опубликовала манифест под названием «Принять существующую действительность». В манифесте были провозглашены принципы новой эстетики функционализма, объявлялось, что существующая действительность — это эпоха новой техники, которой нужно освободить путь.
Особым достижением шведских дизайнеров в проектной практике была разработка т. н. «шведской кухни». Используя функционалистический опыт Баухауза, мастера шведского дизайна подошли к созданию проекта с научной точки зрения. Был проведен всесторонний анализ функциональных процессов, проходящих в кухне, были определены все требования, которые предъявляются к предметам оборудования этого помещения квартиры, проведены антропометрические изыскания для определения оптимальных размеров оборудования, высоты размещения подвесных шкафчиков и т. д. В результате получился модульный комплект кухонной мебели, обладающей всеми необходимыми функциональными качествами и отвечающий требованиям технической эстетики. После Всемирной выставки в Нью-Йорке в 1939 г., где демонстрировались достижения шведских дизайнеров, «шведская кухня» получила международное признание.
Вообще, надо сказать, что шведские дизайнеры-функционалисты считали мебель главным элементом предметной среды, поэтому в Швеции тогда особое внимание уделялось именно этой области проектирования. Среди шведских дизайнеров-мебельщиков того времени можно выделить Свена Маркелиуса, выпускника Баухауза, который создавал мебель из стальных трубок, функциональную и удобную.
Были в Швеции в 1930-е годы и другие удачные дизайнерские разработки. Можно назвать, например, новую модель телефонного аппарата, созданную Яном Хейбергом. Шведский дизайнер подхватил начинания Г. Дрейфуса по созданию пластмассовых телефонных аппаратов и спроектировал свой вариант телефона из этого нового для того времени материала.
Таким образом, в Европе в 1930-е годы, после разгона Баухауза, дизайнерские центры переместились из Германии в другие страны: Францию, Финляндию, Швецию, — появились новые имена, приобретавшие популярность, дизайнеры, творчество которых повлияло на последующий процесс развития мирового дизайна.
- Введение Что такое дизайн и когда он возник?
- Часть I. Происхождение дизайна как особой сферы человеческой деятельности. Протодизайн
- 1.1. От каменного топора к глиняной чаше. Возникновение
- Деятельности человека по созданию предметных форм
- 1.2. Развитие материально-художественной культуры во времена древности и средневековья. Триумф ремесленного производства
- 1.2.1. Древний Египет — родина стула, стола и кровати
- 1.2.2. Древняя Греция. Гармония форм
- 1.2.3. Древний Рим. Рациональность и помпезность
- 1.2.4. Западная Европа средневековья. «Мой дом — моя крепость»
- 1.2.5. Белорусские земли периода средневековья. Простота и красота предметного мира
- 1.3. От возрождения до классицизма. Парад архитектурно-художетвенных стилей
- 1.3.1. Эпоха Возрождения. К идеалам античности
- 1.3.2. Стиль барокко. Великолепие пышности
- 1.3.3. Рококо. Изысканность и утонченность
- 1.3.4. Классицизм. Симметрия и строгость
- 1.3.5. Материально-художественная культура Беларуси XV—XVIII вв. Встреча Востока и Запада
- 1.4. Техника и искусство — разные пути. Промышленная революция XVIII—XIX вв. И ее влияние на развитие материально-художественной культуры
- 1.5. Вернуть вещи ее красоту. Движение за обновление икусств и ремесел второй половины XIX века
- 1.6. Практическая эстетика. Теоретические предпосылки возникновения промышленного дизайна.
- 1.7. Стиль модерн — от эстетики XIX века к новой эстетике хх столетия
- Часть II. Становление и развитие промышленного дизайна современного типа
- 2.1. Основоположники дизайна хх века
- 2.1.1. Герман Мутезиус и Германский Веркбунд
- 2.1.2. Петер Беренс — создатель первого в мире фирменного стиля
- 2.1.3. Вальтер Гропиус и первая школа дизайна «Баухауз»
- 2.2. Рождение дизайна в первой социалистической стране. Триумф и трагедия
- 2.2.1. Белорусские корни советского дизайна. Витебская художественная школа
- 2.2.2. Вхутемас и «производственники»
- 2.3. Дизайн 1930-х годов
- 2.3.1. Американский дизайн 1930-х годов. Между стайлингом и «человекоцентризмом»
- 2.3.2. Дизайн Европы в 1930-е годы. Новые имена, новые лидеры
- 2.3.3. Советский дизайн после «производственников» Не только «сталинский ампир»
- 2.4. Дизайн послевоенного времени
- 2.4.1. Европейский послевоенный дизайн. Возрождение идей Баухауза
- 2.4.2. Послевоенный дизайн сша. Зрелость «классиков» и эксперименты молодых
- 2.4.3. Странное имя «Сони». На арену выходит японский дизайн
- 2.4.4. Дизайнеры объединяются. Создание иксид — международной дизайнерской организации
- 2.4.5. Советский послевоенный дизайн. Возрождение профессиональной дизайнерской деятельности
- 2.5. Дизайн 1960-х годов
- 2.5.1. Дизайн капиталистических стран в 1960-е годы. Формирование системы дизайн-деятельности и новые творческие направления
- 2.5.2. Дизайн социалистических стран. Трудный путь формирования
- 2.5.3. Советский дизайн 1960-х годов. Внедрение дизайна «сверху»
- 2.6. Дизайн 1970-х годов
- 2.6.1. Зарубежный дизайн в 1970-е годы. От позиций функционализма к «арт-дизайну»
- 2.6.2. Советский дизайн 1970-х годов. Дальнейшее развитие
- 2.7.2. Отечественный дизайн 1980-х —1990-х гг. Конец романтическим мечтам и новые надежды
- Заключение. Предметная среда и общество
- Литература
- Часть 1. Происхождение дизайна как особой сферы
- Часть II. Становление и развитие промышленного