logo search
ИПО

Первобытное общество, остатки первобытности в современности.

Крупнейшими остаточными структурами и общностями были реликты племен и их объединений или соответственно соплеменностей, сохранившихся внутри народностей. Подобные племена в классовых обществах часто называют “вторичными”, подчеркивая этим их остаточный, реликтовый характер. Они известны в составе множества древних, средневековых и современных народов – от античных эллинов или италийцев до сегодняшних казахов или туркмен. В некоторых случаях такие структуры и общности консервировались в результате своего рода социализации племенных и надплеменных различий при сложении на их основе кастовых систем (Индия, Южная Аравия). Однако гораздо чаще их длительное сохранение свойственно народам, принадлежащим к хозяйственно-культурным типам горных земледельцев-скотоводов или кочевых и полукочевых скотоводов, что связано с замедленным становлением у них классов и государства. Остаточные явления могут удерживаться в двух формах. При первой форме удерживаются остатки как собственно этнических племенных общностей с их диалектико-культурной спецификой, так и соответствующие этносоциальные племенные структуры с определенным единством экономической и социальной жизни и т.п. (курды, пуштуны, арабские бедуины).

При второй форме удерживаются лишь остатки собственно племенных общностей (народы Южной Сибири, казахи, киргизы, туркмены). Эта форма свидетельствует о том, что общество не так уж давно стало классовым и обрело государственность.

Многим обществам свойственны остаточные родственные структуры (вторичные роды), которые в значительной мере напоминают патриархальные роды эпохи классообразования. В некоторых обществах сохранились только сегменты таких родов – патронимии. Если вторичные роды существовали преимущественно на ранних ступенях развития классовых обществ, то патронимии бытовали и позже. Патронимическая организация свойственна для горных и степных областей (Кавказ, Средняя Азия, Южная Сибирь, Поволжье и др.)

Очень широко сохранялась такая структура, как соседская община, что объясняется незавершенностью развития частной собственности на землю. С соседской общиной нередко сосуществовала семейная, сохранение которой объясняется теми же факторами. Однако существовали и другие причины сохранения этих форм: недостаток обрабатываемых земель, натуральный характер семейного хозяйства или его комплексное земледельческо-скотоводческое направление. Также имела значение длительность проживания на одном месте, так как переселения часто совершались малыми семьями. Семейная община не характерна для чисто кочевых скотоводов, у которых отсутствие находящихся в общей собственности обрабатываемых земель облегчало семейные разделы, однако очень характерна для горных областей с малоземельем и комплексным хозяйством.

Имелись также остатки тайных обществ, мужских и сверстнических объединений.

В отношении родства и соседства большую роль играли нормы взаимопомощи, взаимозащиты и взаимоответственности, дошедшие и до наших дней. Одной из таких норм является кровная месть (Кавказ, Южная Италия, Корсика, арабские страны, Китай, Япония). Для остаточных норм кровной мести характерны такие черты, как сужение круга мстителей и ответчиков (например, албанцев только до членов семьи убийцы), замена самой мести другими композициями (например, сотней верблюдов по шариату), получение разрешения на месть у властей (в китайском и японском праве).

Сохранились также нормы гостеприимства: например, у кавказских горцев князья и дворяне принуждали крестьян содержать свиту своих гостей.

Как внутренний, так и межгрупповой характер имели нормы искусственного родства. В частности, у христиан это породнение с крестными отцом и матерью, у мусульман – с человеком, принимавшим участие в обрезании, у других народов – с теми, кто брал ребенка на воспитание; во время свадебного обряда нередко породнялись с теми, кто усыновлял жениха или удочерял невесту.

Много остаточных норм сохранилось в брачном и семейном быту: например, брачный выкуп невесты, похищение невесты, наложничество, в частности многоженство.

В религии также удержалось немало прямых остатков первобытных представлений и ритуалов (пережиток мужских инициаций в иудаистском и мусульманском обрезании мальчиков, водяное крещение в христианстве тоже своего рода инициация).

Многие из этих остатков дожили и до новейшего времени.