Первобытное общество, остатки первобытности в современности.
Крупнейшими остаточными структурами и общностями были реликты племен и их объединений или соответственно соплеменностей, сохранившихся внутри народностей. Подобные племена в классовых обществах часто называют “вторичными”, подчеркивая этим их остаточный, реликтовый характер. Они известны в составе множества древних, средневековых и современных народов – от античных эллинов или италийцев до сегодняшних казахов или туркмен. В некоторых случаях такие структуры и общности консервировались в результате своего рода социализации племенных и надплеменных различий при сложении на их основе кастовых систем (Индия, Южная Аравия). Однако гораздо чаще их длительное сохранение свойственно народам, принадлежащим к хозяйственно-культурным типам горных земледельцев-скотоводов или кочевых и полукочевых скотоводов, что связано с замедленным становлением у них классов и государства. Остаточные явления могут удерживаться в двух формах. При первой форме удерживаются остатки как собственно этнических племенных общностей с их диалектико-культурной спецификой, так и соответствующие этносоциальные племенные структуры с определенным единством экономической и социальной жизни и т.п. (курды, пуштуны, арабские бедуины).
При второй форме удерживаются лишь остатки собственно племенных общностей (народы Южной Сибири, казахи, киргизы, туркмены). Эта форма свидетельствует о том, что общество не так уж давно стало классовым и обрело государственность.
Многим обществам свойственны остаточные родственные структуры (вторичные роды), которые в значительной мере напоминают патриархальные роды эпохи классообразования. В некоторых обществах сохранились только сегменты таких родов – патронимии. Если вторичные роды существовали преимущественно на ранних ступенях развития классовых обществ, то патронимии бытовали и позже. Патронимическая организация свойственна для горных и степных областей (Кавказ, Средняя Азия, Южная Сибирь, Поволжье и др.)
Очень широко сохранялась такая структура, как соседская община, что объясняется незавершенностью развития частной собственности на землю. С соседской общиной нередко сосуществовала семейная, сохранение которой объясняется теми же факторами. Однако существовали и другие причины сохранения этих форм: недостаток обрабатываемых земель, натуральный характер семейного хозяйства или его комплексное земледельческо-скотоводческое направление. Также имела значение длительность проживания на одном месте, так как переселения часто совершались малыми семьями. Семейная община не характерна для чисто кочевых скотоводов, у которых отсутствие находящихся в общей собственности обрабатываемых земель облегчало семейные разделы, однако очень характерна для горных областей с малоземельем и комплексным хозяйством.
Имелись также остатки тайных обществ, мужских и сверстнических объединений.
В отношении родства и соседства большую роль играли нормы взаимопомощи, взаимозащиты и взаимоответственности, дошедшие и до наших дней. Одной из таких норм является кровная месть (Кавказ, Южная Италия, Корсика, арабские страны, Китай, Япония). Для остаточных норм кровной мести характерны такие черты, как сужение круга мстителей и ответчиков (например, албанцев только до членов семьи убийцы), замена самой мести другими композициями (например, сотней верблюдов по шариату), получение разрешения на месть у властей (в китайском и японском праве).
Сохранились также нормы гостеприимства: например, у кавказских горцев князья и дворяне принуждали крестьян содержать свиту своих гостей.
Как внутренний, так и межгрупповой характер имели нормы искусственного родства. В частности, у христиан это породнение с крестными отцом и матерью, у мусульман – с человеком, принимавшим участие в обрезании, у других народов – с теми, кто брал ребенка на воспитание; во время свадебного обряда нередко породнялись с теми, кто усыновлял жениха или удочерял невесту.
Много остаточных норм сохранилось в брачном и семейном быту: например, брачный выкуп невесты, похищение невесты, наложничество, в частности многоженство.
В религии также удержалось немало прямых остатков первобытных представлений и ритуалов (пережиток мужских инициаций в иудаистском и мусульманском обрезании мальчиков, водяное крещение в христианстве тоже своего рода инициация).
Многие из этих остатков дожили и до новейшего времени.
- История первобытного общества (ответы на вопросы)
- Предмет, содержание, задачи и значение истории первобытного общества.
- Проблемы периодизации и хронологии первобытного общества.
- Основные проблемы истории первобытного общества.
- Источники первобытной истории и их возможности в реконструкции первобытности.
- Преставления о первобытном состоянии человечества в древнем мире и средневековье.
- Эпоха Великих географических открытий и расширение этнографических знаний о первобытных народах.
- Становление истории первобытного общества как науки в 19 веке.
- Развитие первобытной археологии и палеонтологии в 20 веке.
- Первобытная история в ссср.
- Вклад белорусских археологов и этнографов в изучение первобытной истории.
- Место человека в живой природе.
- Движущие силы антропогенеза. Трудовая теория ф. Энгельса.
- Высшие ископаемые обезьяны и их роль в эволюции человека.
- Архантропы. История открытия. Морфологическая характеристика.
- Материальная культура, трудовая деятельность архантропов.
- Палеантропы. Локальные варианты неандертальского типа.
- Материальная культура палеантропов.
- Становление социальной организации человечества. Праобщина.
- Развитие мышления и речи.
- Истоки идеологических представлений у палеантропов.
- Проблема возникновения homo sapiens – человека современного вида.
- Время и место происхождения человека современного типа. Расогенез.
- Возникновение общинно-родового строя. Проблема происхождения экзогамии.
- Раннепервобытная община. Хозяйство и материальная культура.
- Экономические отношения и социальная организация в эпоху раннепервобытной общины.
- Брак и семья в раннепервобытной общине.
- Положительные знания в раннепервобытной общине.
- Возникновение искусства в раннепервобытной общине.
- Зарождение и ранние формы религии (тотемизм, фетишизм, магия, анимизм и др.).
- Возникновение производящего хозяйства. Причины и предпосылки.
- Древнейшие центры земледелия в Старом и Новом Свете и время их возникновения.
- Технические достижения эпохи “неолитической революции”.
- Зарождение производственного хозяйства на территории Беларуси.
- Позднепервобытная община земледельцев-животноводов. Социально-экономические отношения.
- Брак и семья у ранних земледельцев-животноводов.
- Духовная культура позднепервобытной общины (положительные знания, основные тенденции в искусстве).
- Развитие мифологии и религиозных представлений в эпоху позднепервобытной общины.
- Языковое и этническое состояние в эпоху позднепервобытной общины.
- Предпосылки разложения первобытного общества.
- Открытие металлургии.
- Возникновение ремесел и интенсификация обмена.
- Предпосылки и этапы становления частной собственности.
- Классогенез.
- Возникновение государства и права - политогенез.
- Общинная и родоплеменная организация в эпоху разложения первобытного общества.
- Брак и семья в эпоху разложения первобытного общества.
- Духовная культура эпохи разложения первобытного общества.
- Этническое и языковое положение в эпоху разложения первобытной общины.
- Типы первобытной периферии и ее контакты с цивилизацией.
- Первобытное общество, остатки первобытности в современности.