logo search
6_1940-nach_XXIv

Стратегия ускорения. Экономические преобразования и их неудачи

Апрельский Пленум ЦК КПСС (1985) провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны. Рычаги социально-экономического развития страны Горбачёв видел в технологическом перевооружении машиностроения и активизации «человеческого фактора». Ставка на энтузиазм, прежде всего молодёжи, не подкреплённая необходимой техникой, квалификацией работников, привела не к «ускорению», а к значительному росту аварий в различных отраслях народного хозяйства. В апреле 1986 г. произошёл взрыв на Чернобыльской АЭС, в зоне радиоактивного поражения оказались миллионы жителей РСФСР, Украины, Белоруссии и других регионов. В мае 1985 г. началась активная антиалкогольная кампания, которая также привела к негативным последствиям (огромные очереди в магазинах за алкогольными напитками, рост наркомании, токсикомании, резкое снижение доходов бюджета, появление дефицита сахара, вырубка виноградников и т. п.).

Летом 1987 г. был одобрен «Закон о государственном предприятии», значительно расширивший их права. Предприятия, выполнившие государственный заказ, могли самостоятельно выходить на внешний рынок, развивать совместную с иностранными фирмами деятельность. Было сокращено число отраслевых министерств, провозглашались новые «партнёрские» отношения между ними и предприятиями. В качестве приоритетных были выдвинуты новые принципы хозяйствования: «полный хозяйственный расчёт, самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление». Директивный хозяйственный план заменялся госзаказом.

Принятые в мае 1988 г. законы открыли возможность частной деятельности в более чем 30 видах производства товаров и услуг, появились кооперативы и индивидуалы. Побочным следствием этого стала фактическая легализация «теневой экономики». По самым скромным оценкам, ежегодно частный сектор «отмывал» до 90 млрд рублей (в ценах 1992 г.).

С большим опозданием Горбачёв приступил к реформированию сельского хозяйства. Закон 1989 г. об аренде и арендных отношениях предоставил право городским и сельским жителям брать землю в аренду сроком на 50 лет со свободным использованием полученной продукции. Однако все права наделения крестьян землей принадлежали местным Советам и колхозам, а они весьма неохотно поддерживали создаваемые фермерские хозяйства.

Экономическая политика Горбачёва страдала непоследовательностью и половинчатостью. Ни одна из начатых реформ, так и не была доведена до конца. Многие правильные законы, принятые «наверху», выхолащивались и глушились бюрократическим аппаратом на местах. Слабым местом реформ было то, что механизм и сроки реализации продекларированных мероприятий были намечены весьма приблизительно и неконкретно; а главное — не были до конца проработаны наиболее болезненные в социальном плане вопросы реформирования кредитной и ценовой политики, системы снабжения предприятий и оптовой торговли оборудованием, энергоносителями, сырьем. С 1988 г. началось сокращение производства в сельском хозяйстве, а с 1990 г. — в промышленности. Не хватало продуктов питания, даже в Москве было введено нормированное их распределение (талоны). Жизненный уровень населения падал, росла инфляция.