logo
6_1940-nach_XXIv

Литература и искусство

Многие произведения советских писателей, созданные в послевоенные годы, получили широкое признание народа. Среди них «Звезда» и «Весна на Одере» Э.Г. Казакевича, «Повесть о настоящем человеке» Б.Н. Полевого, «Знаменосцы» О. Гончара и др. С новыми произведениями выступили В. Василевская, П. Тычина, С. Вургун, М. Рыльский. Подвигу комсомольцев-краснодонцев в Великой Отечественной войне посвятил свой роман «Молодая гвардия» А. Фадеев.

На сценах многих театров шли пьесы Б. Лавренева, К. Симонова, С. Михалкова. Некоторые театры заново поставили пьесы М. Горького, В. Маяковского. Крупным музыкальным явлением стала опера Д.Б. Кабалевского «Семья Тараса», в которой с большой драматической силой показана борьба народа с гитлеровцами. Были написаны и поставлены в театрах оперы С.С. Прокофьева «Война и мир», Ю.А Шапорина «Декабристы». Появился ряд новых балетов: «Медный всадник» Р.М. Глиэра, «Тарас Бульба» В.П. Соловьёва-Седого. Созданы крупные симфонические произведения — Н.Я. Мясковским, Д.Д. Шостаковичем, С.С. Прокофьевым. Большую концертную деятельность вели пианисты С. Рихтер, Э. Гилельс, скрипач Д. Ойстрах.

В живописи одной из ведущих являлась тема Великой Отечественной войны. Большую популярность завоевали картины А.И. Лактионова «Письмо с фронта», Ю.М. Непринцева «Отдых после боя», В.Н. Костецкого «Возвращение» и др. Всенародную известность получили работы художников, скульпторов С.Т. Коненкова, А.П. Кибальникова, М.К. Аникушина, Кукрыниксов. В 1947 г. была создана Академия художеств. В 1947–50 гг. состоялись три Всесоюзные художественные выставки.

В послевоенное время, вплоть до смерти Сталина, ежегодно выходили партийные и правительственные постановления по вопросам литературы и искусства. Непрерывное идеологическое давление на литераторов, художников, музыкантов сковывало свободу творчества. Особую негативную роль в этом плане сыграло постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (в 1946 г.). В нём жесткой критике подверглись писатели А.А. Ахматова и М.М. Зощенко. В постановлении говорилось, что Ахматова «является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Её стихотворения пронизаны духом пессимизма и упадничества». Зощенко был обвинен в клевете на советскую действительность и злопыхательстве. После выхода постановления ЦК и доклада Жданова началась их травля в печати, на радио, читательских конференциях. Это послужило сигналом к травле многих других писателей.

Огромный вред театральному искусству нанесло постановление 1946 г. «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению». Оно вынудило театры почти полностью отказаться от постановки классики, особенно зарубежной. Не рекомендовалось ставить исторические и сатирические пьесы, комедии. Постановление требовало ставить современные пьесы советских авторов, прославляющих социалистическую действительность. В 1949 г. в газете «Советское искусство» была опубликована статья, где говорилось о творческом тупике, в котором якобы оказался Московский камерный театр. Взгляды режиссёра театра А.Я. Таирова назывались формалистическими и космополитическими. Вскоре вышло правительственное постановление о «реорганизации» Камерного театра. Основатель и бессменный руководитель МКТ Таиров был уволен, здание перестроено, театр переименован — назван именем Пушкина. В космополитизме Таирова обвиняли, прежде всего, потому, что в Камерном театре шли пьесы классиков мировой драматургии — Б. Шоу, О. Уайльда, Кальдерона, Г. Флобера. Режиссёр недолго пережил свой театр: он умер в 1950 г.

В постановлении 1946 г. о кинофильме «Большая жизнь» (вторая серия) режиссёра Л.Д. Лукова создатели фильма обвинялись в «искажении» советской действительности. Восстановление разрушенных фашистами шахт Донбасса показано в фильме так, как будто это происходит сразу после Гражданской войны: восстанавливают шахты не с помощью механизации, а исключительно ручным трудом. В официальном постановлении о киноискусстве (1946) жёсткой критике подверглась вторая серия фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный». За первую серию режиссёр был награждён Сталинской премией. Но вторая серия не понравилась вождю и при его жизни не вышла на широкий экран. Фильм обвинялся в том, что «прогрессивное войско опричников получилось чем-то наподобие американского Ку-клукс-клана». Сталин назвал фильм «омерзительной шуткой». В беседе с Эйзенштейном и исполнителем главной роли Н. Черкасовым Сталин заявил, что Иван IV — мудрый правитель, человек с волей и характером, а в фильме актёр играет безвольного Гамлета; что опричнина была прогрессивным явлением, а руководитель опричного войска Малюта Скуратов — крупный русский военачальник.

В постановлении ЦК партии «Об опере Мурадели «Великая дружба» (1948) выдающиеся композиторы Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, А.И. Хачатурян, Н.Я. Мясковский характеризовались как представители антинародного, формалистического направления. После выхода постановления началась чистка в Союзе композиторов. Произведения опальных композиторов перестали исполняться. Вместо их произведений звучали хоровые и сольные восхваления Сталина и счастливой жизни советских людей, строящих светлое будущее на земле.

Таким образом, в послевоенные годы партийное руководство советской культурой было направлено на то, чтобы втиснуть художественное творчество советской интеллигенции в прокрустово ложе «партийности» и «социалистического реализма, чтобы она выполняла функцию «приводного ремня» партии в обработке общественного сознания в духе возвеличивания социалистических идеалов и действительности. Что касается науки, то её первейшая роль заключалась в решении оборонных задач, при этом постоянной оставалась задача добиться «партийной направленности» не только гуманитарных, но и естественных наук.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Какие черты были присущи духовному развитию страны в послевоенное время?

2. Какой смысл Вы видите в борьбе властей с «космополитами»?

Внешняя политика СССР в послевоенный период