logo
6_1940-nach_XXIv

Перестройка системы народного образования. Средства массовой информации

Начавшаяся в 1985 г. перестройка привела к активизации духовного потенциала народа. Огромную роль в обновлении советского общества сыграли СМИ, а также политическая, научная и творческая деятельность интеллигенции. Значительно расширились, стали глубже культурные и научные связи СССР с другими странами. Появление ранее запрещённых произведений литературы и искусства, научных трудов, проведение свободных дискуссий в средствах массовой информации, участие в культурной жизни церкви — всё это сделало духовную жизнь общества богаче и многообразнее. Но в то же время, по данным социологов, заметно уменьшилось свободное время, которое расходуется населением на культурную деятельность, значительно упала, сократилась посещаемость театров, филармоний, кинотеатров, музеев, повсеместно распалась художественная самодеятельность, из-за низкой зарплаты снизился профессиональный уровень работников культуры. Культура по-прежнему финансируется по остаточному принципу, поэтому реальные затраты на культуру из бюджета сократились многократно. Следует подчеркнуть, что недостаточный культурный уровень населения стал одним из серьёзных препятствий в проведении экономических и политических реформ. Глубокий экономический кризис, поразивший страну в конце 1980-х гг., тем более не способствовал укреплению материально-технической базы культуры.

Вопросы перестройки всей системы образования рассматривались на февральском (1988) Пленуме ЦК КПСС, который «дал политические рекомендации советскому учительству». Главной задачей перестройки школы было определено изменение содержания обучения, его гуманизация, прежде всего изменение преподавания языка, литературы, истории и философии. В ходе перестройки школы предполагалось создать в перспективе систему непрерывного образования: дошкольное воспитание, общеобразовательная подготовка, профессиональное обучение, высшее образование, переподготовка или повышение уровня квалификации рабочих и специалистов. Очень трудной задачей оказалось коренное изменение технического оснащения школ, ПТУ, вузов. Несмотря на всеобщие призывы, поставка компьютерной техники высокого качества для учебных заведений шла очень слабо. Разразившийся экономический кризис в стране, нехватка средств, дефицит государственного бюджета, огромный внешний долг страны и т. п. не позволили к началу 1990-х гг. осуществить перестройку системы народного образования, значительно улучшить, как это планировалось, материальную базу учебных заведений.

С 1988 г. в системе народного образования начался медленный и трудный переход от консервативных методов управления к демократическим, стало развиваться школьное и вузовское самоуправление. В школах, ПТУ создаются советы учебных заведений. В них входят учителя, учащиеся, представители общественных организаций, шефы, родители (подобные советы существовали в дореволюционной школе, но в отличие от современных советов их деятельность была значительно эффективнее). Начинают возрождаться домашние, частные, «авторские» школы — гимназии, прогимназии, лицеи и т. п. К сожалению, многие из них не выдерживали никакой критики: многообещающие названия, достаточное финансирование за счёт состоятельных родителей и минимум необходимого образования.

Одним из главных практических результатов перестройки стала гласность. Выходили издания разной политической ориентации: газеты — «Советская Россия» и «Московские новости», «Московская правда» и «Куранты», журналы — «Коммунист» и «Столица», «Огонек» и «Военно-исторический журнал». В газетах и журналах демократического направления стали публиковаться критические материалы, которые во многом не совпадали с официальной позицией, с установками КПСС. Некоторые статьи «Курантов», «Столицы», «Демократической России» имели явную антикоммунистическую направленность. Многие газеты и журналы получили самостоятельность, их учредителями стали коллективы этих изданий. Несмотря на нехватку бумаги, были отменены все лимиты и ограничения на газетную и журнальную подписку. В 1989–90 гг. наблюдался настоящий «газетно-журнальный бум». Еженедельник «Аргументы и факты» имел самый высокий тираж в мире. Однако резкое повышение в 1991 г. цен на газеты и журналы привело к значительному сокращению тиражей в целом и подписки в частности.

Во второй половине 1980-х гг. кардинально изменился характер передач и содержание программ телевидения, прежде всего это коснулось политических и информационных программ. Стал возможен такой вид передач, как «телемосты», которые вели тележурналисты Познер и Донахью. На экранах советского ТВ появились зарубежные политологи, историки, экономисты, общественные деятели, которые высказывали свои взгляды на мировые проблемы и формы сотрудничества с нашей страной. Значительно больше передач стало выходить в прямом эфире: впервые в 1989 г. по ТВ полностью транслировались все заседания I Съезда народных депутатов СССР. Регулярно выходила прямая передача «Кто есть кто», в которой на вопросы телезрителей отвечали государственные и общественные деятели. В это время родилась одна из интереснейших передач — «Взгляд», которую готовили журналисты молодежной редакции во главе с В. Листьевым. Эта передача поднимала острейшие вопросы, волновавшие общество, и пользовалась огромной популярностью. В 1990 г. впервые в истории советского ТВ появилась ночная программа. Увеличилось число развлекательных программ: был возрожден КВН, большую популярность завоевали «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», семейная викторина «Счастливый случай». Среди детских и юношеских программ наиболее интересными были: «Детский час», «Школьный час», «До 16 и старше». Возникли совершенно новые телевизионные зрелища — многочасовые благотворительные марафоны. В 1990 г. начал свою работу коммерческий канал «2х2» с показом рекламы.

Изменились программы радиовещания, его структура. Значительно больше стало прямого эфира, радиослушатели получили возможность во время передачи задать интересующие их вопросы и тут же получить на них ответы. Появились новые каналы: «Молодежный канал», «Собеседник», радиостанция «Смена». Было прекращено глушение радиостанций «Голос Америки», «Свобода», «Свободная Европа» и др. В СССР открылись бюро этих радиостанций.