Развитие народного образования. Средства массовой информации
Первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьёзными положительными переменами в духовной жизни общества. Большое влияние на культурную политику оказывал сам Хрущёв. Но при этом он считал, что интеллигенция, особенно художественная, должна беспрекословно служить партии.
К началу 1960-х гг. в стране в основном был завершён переход ко всеобщему семилетнему образованию. Была отменена плата за обучение в старших классах и вузах. А в 1954 г. отменено раздельное обучение мальчиков и девочек. Вслед за городом вечерние школы стали создаваться и на селе.
Проводимая реформа образования была противоречива. С целью укрепления связи школы с жизнью срок обучения в средней школе был увеличен с 10 до 11 лет, и с 9-го класса учащиеся 2 дня в неделю должны были осваивать производственные специальности. Выпускники школы наряду с аттестатом зрелости получали свидетельство о специальности. Соответственно и студенты технических вузов обязаны были часть учебного времени работать токарями, слесарями и т. п. Стремление к тому, чтобы лучше подготовить учащегося к жизни, а будущего инженера к производству, само по себе было позитивным. К сожалению, материальная и организационная неподготовленность к реализации этого начинания (отсутствие современных производств и технического оснащения, квалифицированных, хорошо оплачиваемых кадров) приводила зачастую к пустой трате времени учащихся и студентов, к профанации самой идеи. В середине 1960-х гг. «политехническая» часть школьной реформы была отменена.
В 1950–начале 60-х гг. было открыто более 80 новых вузов. Были пересмотрены учебные планы и программы, созданы новые учебники и пособия, соответствующие уровню развития науки того времени. В середине 1950-х гг. Советский Союз по уровню интеллектуального развития учащихся и студентов занимал 2–3-е место в мире (в начале 1990-х гг. — лишь 57-е место).
В быт советских людей входило телевидение. Правда, в середине 1950-х гг. телевизоры были ещё редкостью, имели маленький экран (марки «КВН-49», «Ленинград»), стоили дорого, вещание было ограничено одной программой. Чёрно-белые телевизионные передачи пользовались огромной популярностью, так же как и первые дикторы: В. Леонтьева, В. Балашов, И. Кириллов и др. Создается первая информационная программа «Эстафета новостей», которую в конце 60-х гг. сменила программа «Время». В это время появился телевизионный «Огонек», просуществовавший на телеэкране 30 лет. До сих пор пользуется широкой популярностью передача «КВН» с ведущим А. Масляковым. В начале 1960-х гг. по ЦТ начались прямые трансляции спортивных передач.
В этот период начался выпуск новых центральных газет «Сельская жизнь» и «Советская Россия». Большой общественный резонанс имела газета «Известия», которую редактировал зять Хрущёва — А.И. Аджубей. На радио велась подготовка к открытию круглосуточной программы «Маяк», появились такие радиопередачи, как «С добрым утром!», «Юность», «Писатели у микрофона».
- Советско-германский договор о ненападении (август 1939 г.). Советско-финская война
- Экономика и Вооружённые силы накануне Великой Отечественной войны
- Цели фашистской Германии в войне против ссср
- Начало Великой Отечественной войны (22 июня1941 г.). Периодизация Великой Отечественной войны
- Оборонительные сражения Красной Армии. Причины поражения Красной Армии в первые месяцы войны
- Срыв плана «молниеносной войны». Начало блокады Ленинграда. Смоленское сражение
- Битва за Москву
- Летнее поражение советских войск в Крыму и под Харьковом
- Коренной перелом в ходе войны: Сталинградская и Курская битвы
- Основные операции советских войск в 1944 г.
- Заключительные операции Великой Отечественной войны: Берлинская и Пражская. Капитуляция Германии
- Причины победы Советского Союза в войне
- Последствия Великой Отечественной войны
- Восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства ссср (1946–50 гг.)
- Уровень жизни народа в конце 1940–начале 50-х гг.
- Надежды и чаяния советского народа после окончания войны
- Насильственное переселение народов в конце 1940–начале 50-х гг.
- «Ленинградское дело». Кампания против космополитизма. «Дело врачей»
- Смерть Сталина. Суд над л. Берией
- Развитие народного образования
- Развитие науки и техники. Отрицательное влияние идеологии и практики культа личности Сталина на развитие ряда научных направлений
- Литература и искусство
- Изменение международного положения ссср после войны. Отношения со странами «социалистического лагеря»
- Политика «холодной войны»
- Попытки демократизации советского общества после смерти Сталина
- XX съезд кпсс и его историческое значение
- Политическая и идеологическая жизнь страны после XX съезда партии
- Нарастание кризиса политики н.С. Хрущёва и его отставка
- Подходы к решению народнохозяйственных проблем в 1950-е гг.
- Повышение жизненного уровня народа
- Кризисные явления в экономике страны в начале 1960-х гг.
- Развитие народного образования. Средства массовой информации
- Достижения науки и техники. Освоение космоса
- Противоречия в процессе развития литературы и искусства
- Советская внешняя политика в середине 50-х гг. Отношения со странами социализма
- Развитие государственных отношений со странами Запада и сша
- Карибский кризис 1962 г.
- Общая характеристика периода середины 1960–начала 80-х гг.
- Хозяйственная реформа 1965 г.; её неудачи. Возникновение механизма торможения
- Резкое ухудшение экономической обстановки. Уровень жизни народа
- Предкризисное состояние советского общества в середине 1980-х гг.
- Общая характеристика периода 1964–85 гг.
- Идеологическая жизнь советского общества
- Государственная деятельность Брежнева, Суслова, Андропова
- Феномен диссидентства
- Развитие народного образования. Средства массовой информации
- Наука и техника. Достижения ссср в освоении космоса
- Противоречивый характер развития литературы и искусства в середине 1960–начале 80-х гг.
- Международное положение ссср в 1960–70-х гг.
- Программа мира. Налаживание отношений между сверхдержавами
- Совещание в Хельсинки (1975)
- Отношения ссср со странами соцлагеря
- Обострение международной обстановки в конце 1970-х гг. Ввод советских войск в Афганистан (1979)
- Необходимость перемен. Апрельский поворот 1985 г.
- Стратегия ускорения. Экономические преобразования и их неудачи
- Гласность — «инструмент строительства будущего»
- XIX Всесоюзная партийная конференция. Раскол в партии. I Съезд народных депутатов
- Межнациональные конфликты. Выход республик из состава ссср
- Ново-Огарёвский процесс
- Августовские события 1991 года
- Беловежское соглашение. Распад ссср. Образование снг
- Перестройка системы народного образования. Средства массовой информации
- Роль литературы и искусства в обновлении советского общества
- Развитие науки. Космические исследования
- Обновление внешней политики ссср
- Изменение отношений ссср с сша
- Результаты политики «нового мышления»
- Программа экономических реформ
- Развитие политической системы
- Внешняя политика современной России