logo search
МВД Т

Оглавление

К ЧИТАТЕЛЯМ 3

ИСТОРИЯ КАК НАУКА: НЕКТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ 7

Раздел I. ОТ РУСИ ИЗНАЧАЛЬНОЙ К РУСИ УДЕЛЬНО-КНЯЖЕСКОЙ (первое тысячелетие н. э. – XIV вв.) 71

Раздел II. «МОСКОВИЯ»: ОТ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ К ВЕКУ «БУНТАШНОМУ» (XV – XVII вв. ) 146

Раздел III. ЭРА ПЕТРА ВЕЛИКОГО: ПРОРЫВ В МОДЕРНИЗАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО (1689 – 1725 гг.) 196

РАЗДЕЛ IV. РОССИЯ БЕЗ ПЕТРА (1725 – 1762 гг. ) 225

Раздел IV. «ВЕК ЗОЛОТОЙ ЕКАТЕРИНЫ» И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭКСПРОМТЫ ПАВЛА I (1762 – 1801 гг.) 243

Раздел VI. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА: ПОПЫТКА ЖИТЬ ПО-ЕВРОПЕЙСКИ И ПОБЕДА РУССКОГО БЮРОКРАТИЗМА 268

Раздел VII. РОССИЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ: ПО СПИРАЛИ РЕФОРМ И КОНТРРЕФОРМ (вторая половина XIXв.) 298

Раздел VIII. ВООРУЖЕННАЯ БОРЬБА РОССИИ С ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЭКСПАНСИЕЙ 335

ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ 358

ПРИЛОЖЕНИЯ 383

1 История — наставница жизни (лат.).

2См.: Россия: взгляд в будущее. Экспериментальное учебно-методическое пособие для студентов вузов, изучающих дисциплину «Отечественная история» по заочной форме обучения. – I и II части / В. Ефремов, Г. Ипполитов, В. Казаков, А. Малафеев, В. Рыбников / под общей ред. В. В. Рыбникова. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2001.188с.; Россия: взгляд в будущее. Экспериментальное учебно-методическое пособие для студентов вузов, изучающих дисциплину «Отечественная история» по заочной форме обучения. – III часть / В. Ефремов, Г. Ипполитов, В. Казаков, А. Малафеев, В. Рыбников / под общей ред. В. В. Рыбникова. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2001.194с.; Государство Российское и его история: Учебно-методическое пособие / Д.Ф., Аяцков, В.А. Динес, Г.М. Ипполитов, В.В. Рыбников, В.П. Слободин / Под общ. ред. В.В. Рыбникова. Саратов: Издат. Центр СГСЭУ; Издательство «Летопись», 2002.432с.; «Россия — священная наша держава: прошлое с нами. Учебное пособие: В 5 кн. / А.В. Горожанин, В. В. Рыбников, Г. М. Ипполитов, В. Я. Ефремов, Г. В. Алексушин / Под общ. ред. В.В. Рыбникова. Самара: Изд-во “НТЦ”, 2003 – ­2004. Кн.1. Наука истории – 158с; Кн.2. От Руси изначальной к России императорской: дистанция огромного размера – 179с.; Кн.3. Россия императорская: путь в неизведанное – 243с.; Кн.4. Россия, век XX: годы великих потрясений и строительства нового мира – 322с.; Русь — Россия — СССР — Россия: этапы большого пути. Учебное пособие для вузов по курсу «Отечественная история»: В 2 т. Т. 1. От Руси изначальной к году 1917: «Из мрачной глубины веков ты поднималась исполином» размера / А.В. Горожанин, В. В. Рыбников, Г. М. Ипполитов, В. Я. Ефремов, Г. В. Алексушин / Под общ. ред. В.В. Рыбникова. Самара: Изд-во “НТЦ”, 2004 – 546с.

3Его тоже, кстати, сегодня модно критиковать (и по делу и зря), как и его соратника К. Маркса — В.Р. Г.И.

4Чего только стоят, например, некоторые учебники истории для средней школы, которые, к сожалению, можно увидеть на книжных прилавках. Без зазрения совести их авторы утверждают, что победу во второй мировой войне одержали наши союзник по антигитлеровской коалиции, а СССР выступал лишь в качестве помощника. Свобода слова — великое завоевание человечества. Увы, оно не всегда соседствует с чувством ответственности. И очень жаль, что кое-кто путает свободу слова со свободой от совести — В.Р., Г. И.

5Семенникова Л.И. Россия в сообществе мировых цивилизаций: Учебное пособие для вузов. изд. 3-е, перераб. и доп. Брянск, 1999. С.5.

6Блок М. Апология историка, или Ремесло историка. М., 1996. С.20-21.

7Афанасьев Ю.Н. История и современность. Вместо введения // Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал: Т.1. М., 1997. С.8.

8См.: Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1992. С.24.

9Так, в директивном документе Главного управления войск СС “Политическое воспитание Красной армии» (издан накануне войны) отмечалось: “… своеобразие и опасность Красной Армии объясняется тем, что она внутренне и насквозь политизирована и имеет целеустремленность. Работа политического аппарата, его значение равносильно или даже превосходит значение военно-технического аппарата армии” (Центральный архив Министерства обороны РФ (далее ЦАМО), ф.32, оп.11309, д. 240.Л.418.). Соответственно, предписывалось с «учетом опасности большевистского врага необходимо возбуждать в наших войсках чувство “неукротимой ненависти к отдельным большевикам и пускать его в действие” (Там же, л.418).

10 Военно-исторический журнал (далее ВИЖ).1965.№1. С.96. Характерная деталь, подчеркивающая значимость психологической войны для гитлеровского командования: в связи с провалом расчетов на деморализацию наших войск войска пропаганды увеличились. К 1943 г. они насчитывали 50 рот (см.: Камков Г.Д. Идейно-политическая работа КПСС в 1941 — 1945 гг. М., 1966. С.223.).

11Более подробно см., например: Политическая работа среди войск и населения противника в годы Великой отечественной войны. М., 1971; Волкогонов Д.А. Психологическая война. Подрывные действия империализма в области общественного сознания. Второе изд., доп. М., 1984; Рыбников В.В. Деятельность КПСС по интернациональному воспитанию советских воинов. Историографическое исследование. М., 1986; Громов Е.С., Ипполитов Г.М. Духовное противоборство в войне: история и современность: Учебное пособие. Вольск, 1992. и др.

12Во Франции она получила название Ренессанса. В Германии — Реформации. В Италии — Чинквеченто.

13Сегодня в научном обороте фигурирует и термин “историософия” синоним термина “философия истории” — В.Р.. Г.И.

14Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968. С.322.

15Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М., 1989. С.104.

16См.: Струве П.Б. На разные темы. СПб., 1895. С.38.

17Коммунистическая партия Советского Союза — В.Р.. Г.И.

18Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С.28.

19См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.39. С.57; Т.49. С.329.

20См.: Там же. Т.52. С.54.

21Многие категории читатель найдет в понятийно-категориальном аппарате, который помещен в учебном пособии (во втором томе) — Примеч. авт.

22Ярким представителем нарратива в исторической науке выступает известный немецкий ученый Л. фон-Ранке (1795 – 1886 гг.), который после окончания Лейпцигского университета, где он занимался классической филологией и богословием, увлекся чтением романов В. Скотта, О. Тьюери и других авторов. После чего стал заниматься историей и опубликовал ряд произведения, имевших крупный успех. Среди них “История романских и германских народов”, “Государи и народы Южной Европы в XVI – XVII вв.”, “12 книг по прусской истории”. Главный методологический тезис Л. фон Ранке — провиденциализм, то есть утверждение, что история “свершается по божественному плану управления миром, придающего единство всему историческому процессу”. В своих работах Л. фон Ранке уделял много внимания характеристике исторических личностей, королей, пап, полководцев. Он давал блестящие по форме описания портретные характеристики. Видимо, это является одной из причин того, что в Германии время от времени раздаются призывы вернуться к Л. фон Ранке, возродить нарратив. Эти призывы поддерживаются и рядом ученых США, Англии, Франции и др.

23Ключевский В.О. Соч. в 9 т. Т.V. Специальные курсы. М., 1989. С. 7.

24 В таком концептуальном ключе написано учеными Российского государственного гуманитарного университета учебное пособие для гуманитарных специальностей по источниковедению. На наш взгляд, этот труд, несмотря на его дискуссионность, можно оценить как довольно неординарное явление в постсоветской учебной исторической литературе (см.: Источниковедение: Теория, История. Метод. Источники российской истории. Учебное пособие / Н.И.Данилевский, В.В.Кабанов, О.М.Медушевская, М.Ф.Румянцева. М.: Российк. Гуманит. Ун-т, 1998.).

25Карсавин Л.П. Введение в историю: (Теория истории). Пг., 1920. С.38.

26См.: Очерки истории исторической науки. Т.I. М., 1955.

27Так в тексте. Имеется в виду термин “история” (авт.).

28О существующих в исторической науке мнениях о предмете историографии см.: Сахаров А.М. О предмете историографических исследований // Сахаров А.М. Методология истории и историографии. М., 1981; Дмитренко В.А. Введение в историографию и в источниковедение истории науки. Томск, 1988 и др.

29 Коллингвуд А. Дж. Идея истории: Автобиография. Пер. с англ. М., 1965. С.421.

30Татищев В.Н. Избр. соч.: Т.1. М., 1964. С.120.

31 Далее в книге будет употребляться сокращение данного труда — ПВЛ — В.Р., Г.И.

32Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.6. С.442.

33Авторы сочли необходимым дать в данной связи такое примечание. Социалистическая идея — общественный идеал, играющий важную роль в совершенствовании общественных отношений, гуманизации, социализиции жесткого и жестокого мира. Она рождена противоречиями и конфликтами реальной действительности и развивается вместе с ней. Меняется жизнь, вносятся и коррективы в общественный идеал. Социалистическая идея будет существовать и играть важную роль пока существует социальное неравенство, социальная несправедливость, но реализовать идеал на практике нельзя. Трагический опыт развития народов под флагом социализма в XX в. свидетельствует о том, что невозможно говорить о коммунизме (социализме) как реальности, как высшей формации в развитии человечества. При таком подходе многие поколения людей превращаются лишь в исторический материал, средство достижения якобы светлого будущего для абстрактных поколений. Но жизнь каждого поколения самоценна и единственна, никто не имеет права превращать эту уникальную и неповторимую реальность в средство реализации недостижимых целей.

34 Цит по: Ламберг-Карловски, К. Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. М. , 1992.

35 См.: Семенникова Л. Проблемы цивилизационного подхода к истории. Уфа, 1994. С.30.

36Причем, несмотря на обожествление особы монарха, присущее цикличному типу цивилизации, их судьбе в кризисные моменты не позавидуешь. Так, из 109 византийских императоров, занимавших трон с 395 по 1453 год, лишь 34 умерли своей смертью.

37Это подтверждается, в какой-то мере, свидетельством Диодора Сицилийского. Он писал: “… у индийцев и законы способствуют тому, чтобы не было у них никогда недостатка пищи”.

38Это хорошо проанализировал К. Маркс. Он утверждал, что не может быть и речи о собственности европейского типа на Востоке, где отдельный человек “никогда не становится собственником, а является только владельцем” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.46. Ч.1.. С.482.), потому что он — “раб того, в ком олицетворено единое начало общины”. Отсюда и вывод: отсутствие частной собственности — “ключ к восточному небу” (Там же. Т.28. С.215, 221). И соответсвенно, как на то обратил внимание Гегель, наиболее существенной характеристикой восточного общества считается “поголовное рабство там” (Там же. Т.25. Ч.2. С.354.).

39Например, в древнеиндийских законах Ману говорилось:”Если бы царь не наказывал сильных, они бы изжарили слабых, как рыбу на вертеле”. В документах Древнего Египта есть свидетельства о том, что фараоны стремились ограничить произвол чиновников. Так, по указанию Хоремхеба судья, злоупотреблявший своим служебным положением, подвергался позорной казни: ему отрезали нос и ссылали на каторгу. В царствование Сети I чиновник за разграбление храмов был приговорен к 100 ударов палкой и должен был возместить ущерб в стократном размере.

40Увы, это печальные реалии истории советского периода, истории и героической, и трагической одновременно. На протяжении долгих десятилетий идеология, ревностно отстаивающая абсолютную истину марксизма-ленинизма, ставила своей целью убедить всех в его непогрешимости. Соответственно искажались факты, извращалась вся историческая картина. Злодеяния ГУЛАГа выдавались за благодеяния, неудачи рисовались как успехи, а внутренние структурные пороки нового строя не только всерьез не анализировались, но напротив, всячески скрывались от глаз. Даже заговорить на эту тему считалось делом антинародным и подсудным, а уж исследовать и, тем более, опубликовать исследование, означало “оклеветать советский строй” и сулило автору долгие годы заключения, если даже не физического уничтожения. Неудивительно поэтому, что на смену объективному анализу в сфере социогуманитарных наук пришли сознательное искажение, иллюзорные построения, утопические идеи.

41Лосский Н.О. Характер русского народа. Книга первая. Франкфурт-на-Майне, 1957. С.3.

42Противоречивость, отсутствие закономерности (см.: Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб., 1999. С.25.).

43Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

44Чернышевский Н.Г. Полн. Собр. Соч. Т.7. М., 1950. С.616.

45Семенникова Л.В. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учебное пособие для вузов. Изд. 3-е, перераб. и доп. Брянск, 1999. С.11.

46По крайней мере, в обозримом ближайшем историческом будущем — Примеч. авт.

47Антропогенез — исторический процесс формирования человека и человечества. Социогенез — длительный процесс возникновения и становления человеческого общества. Културогенез — рождение и развитие культуры народа. Является сложным процессом самооргнизации. Этносестественно сложившийся, на основе оригинального стереотипа поведения коллектив. Этногенез — весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения.

48 Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий М., 1994 С.77-79.

49 Более подробно см.: История мировых цивилизаций. Учебник. М., 1998. С.7-12.

50 См.: Куси П. Этот человеческий мир. Пер. с англ. М. 1988, С.131.

51 Автохтон — вид, образование которого произошло на данной территории.

52 Название дано по с. Триполье в районе современного Киева.

53 Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. Кн. первая. Ростов – н/Д., 1998. С.102.

54 См.: Ключевский В.О. Соч.: В 9т. Т.1. М., 1987. С.120-121.

55 См.: Там же. С.122-124.

56 Каган — верховный правитель у многих азиатских народов

57 Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.1. М., 1989. С.186.

58 Не случайно, академик Д.С.Лихачев писал, что книга Л.Н. Гумилева “читается как роман”. Небезынтересно и такое замечание патриарха отечественной гуманитарной науки: “Спорить с Л.Н.Гумилевым по частностям мне не хочется: в его концепции все они имеют подчиненный характер. Л.Н. Гумилев строит широкую картину, и ее нужно принимать или не принимать как целое” (Лихачев Д.С. Предисловие // Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. Кн. первая. М., 1997.С.20.).

59 Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. Кн. первая. С. 46.

60 Цит. по: Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Спб., Б.г. С.61.

61 См.: Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. Кн. первая. С.46.

62 См.: Там же. С.46-47.

63На территории России имеются оригинальные археологические памятники восточнославянской цивилизации I тысячелетия н.э.: Юхновское городище (р. Десна); Старшее Каширское городище (верхняя Ока); Кондраковское городище (нижняя Ока); Городище (р. Волга, район Калязина); Лахцеевское городище (р. Сож, Смоленская область); Дьяковское городище (г. Москва). Достоянием исторической науки также является значительное число письменных источников о славянах вообще и восточных славянах, в частности. Сведения о древних славянах содержатся в сочинениях: Гесиода (“Теогония” VIII в. до н.э.); Геродота (“История” V в. до н.э.); Страбона (“География” I в. до н.э.); Тацита (“История” V в до н.э.); Иордана (“История готов” VI в. н.э.); Прокопия Кесарийского (“Война с готами”, VI в. н.э.); приписываемой византийскому императору Маврикию работе (“Стратегикон” VI в.); в “Книге” Ибн-Фадлана, Х в.; Масуди “Промывание золота и рудники самоцветов”.

64 Цит. по: Соловьев С.М. Соч. Кн. 1. С.348.

65Обращение пленных в рабство было обычной практикой у восточных славян. Однако рабов чаще всего продавали в Византию или на Восток, так как условий для массового применения рабского труда в сельском хозяйстве лесной и лесостепной зон или в городском ремесле на Руси не было.

66 Алпатов М.А .Русская историческая мысль и Западная Европа XIII — XVIII вв. М.. 1973. С.12.

67Пресняков А.Е. Вильгельм Томсен о древнейшем периоде русской истории. Памяти Вильгельма Томсена. Л., 1928. С. 46.

68 Равдоникас В.И. О возникновении феодализма в лесной полосе Восточной Европы по археологическим данным. М.: ИГАИМК, 1934, Вып.. 103, С. 125.

69 Арциховский А.В. Археологические данные о возникновении феодализма в Суздальской и Смоленской земле. М.,1934, С. 11-12.

70Cм.: Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993. С.48.

71Пайпс Р. Россия при старом режиме. С.53.

72 См.: Ключевский В.О. Соч. Т.1. С.155.

73 Соловьев С.М. Соч. Кн.1. М., 1988. С.121.

74 См.: Ключевский В.О. Соч. Т.1. С.148-152.

75 См.: Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества в IX —XIII вв. М., 1982. С.309-310. Такой взгляд Б.А. Рыбакова подверг аргументированной научной критике А.П. Новосельцев (см.: Новосельцев А.П. “Мир истории” или миф истории? // Вопросы истории.1993. N1. С.23-32.

76 Цит. по: Новосельцев А.П. “Мир истории” или миф истории? С.28.

77 См.: Там же. С.24, 30.

78 См.: Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т.1. М., 1991. С.64-69.

79 См.: Моця А. Русь на Днепре // Родина (Москва).1999.N8; Рычка В. «Бог среди него». Почему Киев называют матерью городов русских // Родина (Москва). 1999.N8.

80 М.С. Грушевский еще в начале XX в. сформулировал свою точку зрения, которая сегодня выглядит весьма проблематично: “…имя Руси, какое бы не было его происхождение, было специальным именем Киевщины, Полянской земли тогда, когда, когда она становилась центром той более обширной “Русской” державы, и, идя из ее племенного центра, это название обнимало в дальнейшем более широкие круги» (Грушевсъкий М.С. Iсторiя Украiны-Руси. К., 1991. Т.1. С.338.).

81 Моця А. Указ. соч. С.19.

82 Толочко А. Химера “Киевской Руси” // Родина (Москва). 1999.N8.

83 Толочко А. Указ. соч. С.29.

84 Толочко А. Указ. соч. С.32

85 Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1984; Его же. Киевская Русь и русские княжества в IX — XIII вв. М., 1982; Его же. Язычество древних славян. М., 1997 и др.

86 Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества в IX — XIII вв. М., 1982. С.67..

87 Там же. С.63.

88См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21. С.143.

89См.: Новосельцев А.П. “Мир истории” или миф истории С.28.

90 Более подробно см.: Новосельцев А.П. “Мир истории” или миф истории // Вопросы истории. 1993. N1. С.23-32.

91 См., например: Янин В. Русь на Волхове // Родина (Москва).1999. N8.

92 См., например: История России (Россия в мировой цивилизации). Учебное пособие. М., 1998.

93Есть подсчеты, что “полюдье”на Руси продолжалось 6 месяцев. Скорость перемещения в полюдье составляла примерно 7-8 км. в сутки

94Ниже в пособии к данной проблеме авторы вернуться.

95Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1987. Т. 1. С. 357.

96Применяемый в научной и популярной литературе термин “монголо-татары” не имеет четко выраженного этнического содержания. Как полагает большинство историков, монголы — это самоназвание ряда кочевых племен Центральной Азии, объединенных Темучином. В татарах ученые видят или соседей монголов, или китайское название всех кочевых народов, соответствующее европейскому “варвары”. Существуют и другие гипотезы. Население же современного Татарстана является потомками волжско-камских болгар, среди которых растворились завоеватели.

97Летописцы, например, обвиняют Мстислава Киевского, который стоял на своей горе и равнодушно взирал, как гибнет русское войско.

98Кстати, это не отрицают и сторонники традиционной точки зрения.

99 Гумилев Л.Н. Древня Русь и Великая степь. В 2-х кн. Кн.2. М., 1997. С. 55.

100 См. там же.

101 См. там же.

102 Гумилев Л.Н. Древня Русь и Великая степь. В 2-х кн. Кн.2. C.55.

103 См.: Рапов О.М. Русские города и монгольское нашествие// Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины (материалы юбилейной научной конференции). М., 1983. С. 78-79.

104 См.: Гумилев Л.Н. Древня Русь и Великая степь. В 2-х кн. Кн.2. С. 62.

105 Гумилев Л.Н. Древня Русь и Великая степь. В 2-х кн. Кн.2. С. 74.

106 См.: там же. С. 61.

107 См.: Там же.

108 См.: Там же. Л.Н.Гумилев, проанализировав в качестве источника хронику Матвея Парижского, установил, что “ …в монгольской армии “много куманов и псевдохристиан (т.е., православных. —Л.Г.)”. Первый набор среди русских был сделан в 1238-1241гг” (См.: Там же. С.74.).

109 См.: Гумилев Л.Н. Древня Русь и Великая степь. В 2-х кн. Кн.2. С.91.

110 См.: Энциклопедическая справка // Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. С. 339.

111 Кожинов В.В. История Руси и русского Слова. М., 199.С. 384.

112 Кожинов В.В. История Руси и русского Слова. С.358.

113 См.: Строков А.А. История военного искусства. Т. 1. М., 1955. С. 279-280.

114 Горький А.А. Москва, Тверь и Орда в 1300-1339 году // Вопросы истории. 1995, №4. С. 38.

115 Гумилев Л.Н. Указ.соч. С. 106.

116 Архив Маркса и Энгельса. Т. V. С. 341.

117 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1988. С.155.

118 Соглашение (заключено в замке Крево) о династическом союзе между Польшей и Великим княжеством Литовским, в результате которого литовский князь Ягайло женился на польской королеве Ядвиге и стал королем Польши.

119 Карамзин Н. М. История государства Российского. М. 1988. Кн.1, Т.2.С. 180.

120Существовала в 962 – 1806 гг. Основана германским королем Оттоном I. Включала территории Германии, Северной и Средней Италии, Чехии, Бургундии, Швейцарии. В XV—XVI вв. представляла собой конгломерат полунезависимых государств под формальной властью императора, не являвшегося полным сувереном в своих владениях. Император избирался коллегией из 7 курфюстров — наиболее крупных феодалов Германии.

121 Калита — кожаный кошель для денег, в данном случае намек на богатство и известную скупость князя

122Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М. 1988. Кн. III.Т. 5. С. 9.

123Барщина — даровой принудительный труд крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве феодала.

124Оброк — ежегодный сбор денег и продуктов с крестьян феодалами.

125Принадлежали различным феодалам

126Собственность царской семьи

127Жили на землях, не принадлежащих какому-либо владельцу, но были обязаны выполнять определенные повинности в пользу государства.

128 Местничество — система назначения бояр на военные должности (место) в соответствии со знатностью рода.

129Секуляризация — изъятие земельной собственности церкви в пользу государства/

1301 четверть = 0,5 десятины (авт.).

131Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е Т.33.С.45..

13284Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1988. Т. 2. С. 175.

133Напомним, что Судебник Ивана III ограничил право ухода крестьянина от феодала Юрьевым днем: неделю до и после 26 ноября). Судебник Ивана IV в 1550 г. увеличил размер «пожилого», а в 1581 г. Иван IV издал указ о так называемых “Заповедных летах”, который временно запрещал уход в Юрьев день.

134См.: Пайпс Р. Россия при старом режиме. С.132.

135См.: Вопросы истории. 1989. №12. С.6.

136Пайпс Р. Россия при старом режиме. С.132-133.

137По словам современника, “учения у них (дворян) к бою не бывает, и строю никакого не знают”.

138Солдатами были воины пеших полков. Рейтары — тяжелая кавалерия, вооруженная карабинами, пистолетами и саблями. Драгуны — кавалеристы, которые могли сражаться в конном и пешем строю.

139Здесь представляются небезынтересными такие рассуждения В.О.Ключевского. Он, анализируя деятельность А.Ф.Ордина-Нащокина отмечал, что этого крупного деятеля российской истории XVII в. волновали не только внешнеполитические проблемы, но и экономические. “Наблюдения над жизнью Западной Европы, — писал В.О. Ключевский, — привели его к сознанию главного недостатка московского государственного управления, который заключался в том, что это управление направлено было единственно на эксплуатацию народного руда, а не на развитие производительных сил страны. Народнохозяйственные интересы приносились в жертву фискальным целям и ценились правительством лишь как вспомогательные средства казны… Он едва ли не рагьше других усвоил мысль, что народное хозяйство само по себе должно составлять один из главнейших предметов государственного управления… Но чтобы промышленный класс мог действовать производительнее, надо было освободить его от гнета приказной администрации”.

140См.: Народы России. Энциклопедия. М., 1994. С.13.

141Ключевский В.О. Соч. Т. IV, М., 1988. С.184.

142Более подробно см.: Там же.

143Ключевский В.О. Соч. Т. III. М., 1987. С.247.

144 Начало освоения Сибири, успешная борьба и примирение с Речью Посполитой, стремление обезопасить южные рубежи.

145См.: Семенникова Л.И Россия в сообществе мировых цивилизаций. Учебное пособие для вузов. Брянск, 1999. С.144.

146По образному выражению В.О. Ключевского, Европа предстала перед Петром в виде шумной и дымной мастерской с машинами, кораблями, верфями, фабриками и заводами. В то время в Европе было развито книгопечатание, выходили в свет труды по философии, политической экономии таких ученых, как Т. Гоббс, Б. Спиноза, книги по астрономии, естественным наукам и технике. Издавались газеты, работали театры. Петр I внимательно осматривал все: фабрики, мастерские, китобойный флот, госпитали, воспитательные дома. Посмотрел чудо тогдашней европейской техники — микроскоп Ливенгука. Он был поражен развитием медицины. В анатомическом театре его восхитило искусство врача, который на трупе ребенка показал, как устроено человеческое тело. Потрясенный Петр I поцеловал труп ребенка, а русская делегация отпрянула в ужасе и отвращении. Тогда у Петра в полной мере проявились деспотические качества русских царей. Чтобы члены русской делегации преодолели отвращение, он заставил их кусать труп ребенка, чем привел в ужас медиков.

147См.: Ключевский В.О. Соч. Т.IV. С.130. 

148См.: Семенникова Л.В. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учебное пособие для вузов. — Изд. 3-е, перраб. и доп. Брянск, 1999. С.154.

149Цит. по: Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. М., 1992. С.587.

150Соловьев В.С. Соч: В 2 т. М., 1989. Т.I. С. 426 — 427.

151“Петр I был жертвой собственного деспотизма. Он хотел насилием водворить в стране свободу и науку. Но эти родные дочери человеческого разума жестоко отомстили ему, — писал В.О.Ключевский (”Ключевский В.О. Афоризмы и мысли об истории // Тайны истории. М.П.Погодин, Н.И. Костомаров, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский о пользе исторических знаний. Сборник. М., 1994. С.188.

152Ключевский В.О. Афоризмы и мысли об истории // Тайны истории. М., 1996.C.189.

153Там же.

154Впоследствии стало известно, что Екатерина I и А.Д. Меншиков накануне решающего дня них дня распорядились выдать жалованье гвардейцам, не получавшим его около 15 месяцев. После успешно осуществленного переворота гвардейским полкам в благодарность за поддержку из государственной казны было пожаловано 20 тыс. рублей. Многие офицеры получили повышение по службе.

155Заичкин А.И. Почкаев И.Н. История России. М., 1993. С.92.

156Об этом ниже — Примеч. авт.

157 Характерный эпизод: в 1770 г. в Петропавловском соборе в Петербурге состоялась проповедь знаменитого своим красноречием священнослужителя Платона. Заканчивая проповедь, он обратился к гробу Петра I, находившемуся в соборе, и призвал его восстать. Кирилл Разумовский, обладавший глубоким и острым умом, добродушно шепнул окружающим: “Чего он его кличет? Если он восстанет, нам всем достанется” (Цит. по: Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991. С. 235.).

158 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.20. C.16.

159Правда, можно вспомнить высказывание философа Б. Спинозы: “В демократическом государстве менее должно бояться нелепостей, ибо почти невозможно, чтобы большинство собрания, если оно велико, сошлось на одной нелепости”. Современная политическая жизнь подтверждает, что Б. Спиноза не во всем прав. Бывает, что и большинство допускает нелепости, которые затем приходиться поправлять. Между тем, в концептуальном плане, тем более с учетом конкретно-исторической обстановки, в которой произнес свои слова великий философ, можно утверждать, что в искусстве предвидения Б. Спинозе трудно отказать. Палитра идейных концепций века Просвещения не отличалась единоцветием — Примеч. авт.

160Один из организаторов якобинского террора, выступая перед комиссией Конвента, расследовавшей “преступления короля”, Сен-Жюст сказал: ”Нужно не судить короля, у уничтожить его… Те, кто придают какое-то значение справедливому наказанию короля, никогда не создадут республику. Среднего пути нет: этот человек должен либо царствовать, либо умереть… Нельзя царствовать и быть невиновным. Всякий король является разбойником и узурпатором”. Эта речь сделала его знаменитым, но привела к гильотине (авт.).

161В Великой французской революции наглядно проявилось действие закономерности, суть которой в том, что революция пожирает своих детей. “Самопожирание” в стане революционеров – феномен в истории мировых цивилизаций, который, видимо, до сих пор не осмыслен и не переосмыслен до конца. Нельзя не обратить внимание и на то, что многие черты Великой французской революции повторились в российской революции, начавшейся в 1917 г. Это отмечали многие российские политические и общественные деятели. Так, В.В. Шульгин в белой эмиграции, писал в мемуарах: ”Может быть, следует подумать о том. Что о русской революции будет написано столько же лжи, сколько о французской. Из этой лжи вытечет опять какая-нибудь новая беда. Для нас ясно. Мы, современники русской революции, прекрасно знаем, какую роль в этом несчастье сыграло лживое изображение революции французской”.

162Во главе судебных учреждений в губернии встали палаты Уголовного и Гражданского суда. В столице работали 3 сословных суда (в них заседали выборные oт своих сословий): у дворян – Верховный земский суд; у свободных крестьян (непомещичьих) – Верхняя земская управа; у городского населения – Губернский магистрат. На местах работали мировые суды (суды совести) осуществлял посреднические, примиренческие функции, обладал правом контролировать аресты и освобождать заключенных. В уездах полнота судебной и административной власти де-факто принадлежала капитану-исправнику. Уездный суд (уездный судья и 2 заседателя, избиравшиеся дворянами) ведал уголовными и гражданскими делами, осуществлял опеку над дворянскими вдовами и сиротами.

163В 2001 г. канонизирован Русской православной церковью как местнопочитаемый святой — Примеч. авт.

164Дни знаменательных военных событий XVIII в. (победы русской армии под Полтавой 10 июля, победы русского флота у мыса Гангут 9 августа, победы русской эскадры у мыса Тендра 11 сентября, взятия крепости Измаил 24 декабря (все даты по н/ст.) закон 10 февраля 1995 г. объявил Днями воинской славы России.

165Адам Смит, автор книги “Исследования о природе и причинах богатство народов”, писал, что человеческое общество — прежде всего меновый союз, в основе которого – обмен различными видами труда. Склонность к обмену он считал фундаментальным свойством человеческой природы. От веэкономических мотивов деятельности людей можно абстрагироваться. Но, преследуя своекорыстный интерес, каждый человек одновременно способствует росту благосостояния всего общества. Рынок - “невидимая рука”, организующая хозяйственную деятельность. Смит выступал за “естественную свободу” в экономике, за свободную игру хозяйственных сил. Государство не должно вмешиваться в этот процесс, выполняя функцию “ночного сторожа”. Капитализм, по Смиту, - единственный естественный порядок, соответствующий природе человека и в перспективе долженствующий обеспечить всеобщее благоденствие.

166Сравните. В 1830 г. открыли движение на 1-й железной дороге, связавшей Ливерпуль и Манчестер. И. Гете писал: ”В чем действительно нуждается цивилизованный мир, так это в железных дорогах, пароходах, во всех других средствах сообщения.

167Белинский В. Письма. СПб., 1914. Т.1. С.92.

168Нынешнее представление о социализме в значительной мере расходится с представлением середины XIX в.

169 Слово “земство” по своей этимологии соответствовало немецкому слову “ландтаг”.

170Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.5. С.35

171Заисмствована из: Толмачев Е.П. Александр II и его время. Кн.1. М., 1998. С.222.

172Более подробно см.: Веселовский Б. История земства за 40 лет: В 4 т. СПб., 1909 – 1911.

173Гольбах Поль Анри (1723 – 1789) французский философ, идеолог революционной буржуазии, иностранный почетный член Петербургской Академии наук (1780) (авт.).

174 Выше изложены основные реформы Александра II, за исключением военной реформы. Она будет освещена ниже.

175Если хочешь мира, готовься к войне (латинское изречение).

176Особую славу сыскал отряд полковника Дениса Давыдова, обессмертившего н свое имя еще и поэзией.

177Здесь и далее курсивом приводится слово, которое в учебном пособии объясняется ниже (авт.).

178Здесь и далее в скобках курсивом приводится примерный дословный перевод толкуемого слова (Г.И.).

179Фрагмент книги Джаса Флетчера “ О государстве Русском” заимствован из: Кишенкова О.В., Короткова М.В. История для любознательных: Задачник. 6 – 11 кл. В 2-х кн. Кн.1. М., 1996. С.140.

180О повреждении нравов в России князя М. Щербатова и Путешествие Радищева. С.23.

181Полные и дополненные воспоминания герцога де Сен-Симона о веке Людовика ХIV и Регентстве. Кн. 1, 2. М., 1991. С.359.

182Там же. С.357.

183Миних Б.К.. Очерк, дающий представление об образе правления Российской империи // Безвременье и временщики. С.31.

184Герцог Лирийский. Записки о пребывании при императорском российском дворе в звании посла короля испанского // Россия ХVIII в. глазами иностранцев. С.225.

185Там же. С.218.

186Со шпагой и факелом. Дворцовые перевороты в России 1725 — 1825 гг. М., 1991. С. 92.

187О повреждении нравов в России князя М. Щербатова и Путешествие Радищева. Факсимильное издание. М., 1983. С.47.

188Там же. С.52.

189Миних Б.К. Характер регента герцога Курляндского Бирона // Со шпагой и факелом. Дворцовые перевороты в России 1725-1825 гг. М., 1991. С.147.

190Миних Э. Записки // Безвременье и временщики: Воспоминания об «эпохе дворцовых переворотов» (1720-е – 1760-е годы). Л., 1991. С.102.

191Миних Б.К. Очерк, дающий представление об образе правления Российской империи // Безвременье и временщики: Воспоминания об «эпохе дворцовых переворотов» (1720-е – 1760-е годы). Л., С.72.

192Записки княгини Е.Р. Дашковой. Репринтное воспроизведение. М., 1990. С.376.

193Миних Б.К. Очерк, дающий представление об образе правления Российской империи. С.75-76.

194О повреждении нравов в России князя М. Щербатова и Путешествие Радищева. С.76.

195Шумахер А. История низложения и гибели Петра III // Со шпагой и факелом. Дворцовые перевороты в России 1725-1825 гг. С.273.

196 Рюльер К.-К. История и анекдоты о революции в России 1762 г. // Россия ХVIII в. глазами иностранцев. Л., 1989. С.65.

197 Сегюр Л.-Ф. Записки о пребывании в России в царствование Екатерины II // Россия ХVIII в. глазами иностранцев. С.318.

198Домашний палач Екатерины – прим. А.С. Пушкина.

199Сегюр Л.-Ф. Записки о пребывании в России в царствование Екатерины II. С.338.

200Вокруг трона. Волгоград. 1989. С.361.

201Наука побеждать. Документы эпохи. М., 1984. С.550.

202Там же. С.558.

203Сегюр Л.-Ф. Записки о пребывании в России в царствование Екатерины II. С.420.

204Мундт Теодор. Царь Павел М., 1995. С.285.

205Там же. С.367-368.

206Там же. С.428.

207Вересаев В.В. Соч. В 4-х тт. Т.2. М., 1990. С.49.

208Лермонтов М. Ю. в воспоминаниях современников. М., 1989. С.175.

209Греч Н.И. Записки о моей жизни. М., 1990. С.330.

210Россия первой половины XIX века глазами иностранцев. Л., 1991. С.45.

211«России верные сыны…» Отечественная война 1812 года в русской литературе первой половины ХIХ века. Т.2. С 90.

212Россия первой половины ХIХ в. глазами иностранцев. С.60.

213«России верные сыны…» Отечественная война 1812 года в русской литературе первой половины ХIХ века. Т.2. Л., 1988. С.121.

214Там же. С.12-13.

215 Записки А.П. Ермолова. 1798-1826 гг. М., 1991. С.151.

216Муравьев А.Н. Что видел, чувствовал и слышал // России двинулись сыны. Записки об Отечественной войне 1812 года ее участников и очевидцев. М., 1988. С.276.

217Дурова Н.А. Записки кавалерист-девицы. Казань. 1979. С.34.

218Панаева (Головочаева) А.Я. Воспоминания. М., 1986. С.63.

219Мундт Теодор. Царь Павел I. С.433.

220Греч Н.И. Указ. соч. С.330.

221Кюстин А. Николаевская Россия. М., 1990. С.95.

222Русское общество 40-50-х годов ХIХ в. Воспоминания Б.Н. Чичерина. М., 1991. С.110.

223Оже И. Из записок // Русские мемуары. Избранные страницы. 1800-1825. М., 1989. С. 213.

224Лунин М.С. Письма из Сибири. М., 1987. С. 287.

225Там же. С. 295.

226Греч Н.И. Указ. соч. С.258,257.

227Ковалевский П.М. Встречи на жизненном пути // Русские мемуары. Избранные страницы. (1826-1856). М., 1990. С.587.

228Бисмарк О. Мысли и воспоминания. Т.2. 1940-1941. С.159,102.

229Репин И.Е. Далекое близкое. М., 1964. С.369.

230См.: Толмачев Е.П. Александр II и его время: В 2-х кн. Кн.1. М., 1998. С.5.

231См.: Сословия России (документы и материалы). М.: ГА ВС, 1993. С.102-103.

232См.: Сословия России (документы и материалы). С.105.

233ШАМИЛЬ (1797-1871 гг.) – глава мусульманского военно-теократического государства на Кавказе, возглавлял борьбу горцев Дагестана и Чечни против русских сил. В 1834 г. провозглашен имамом (высшим духовным и государственным лицом). К 1859 г. сопротивление горцев сломили, и Шамиль был пленен.

234Комсомольская правда. 2001. 31 августа.

235Успокоение, мир – прим. переводчика Богуславского.

397