logo search
методичка к зачету по ОГП

1. «Психология личности военнослужащего и воинского коллектива.

"Личность" - это сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль. Понятие личность - как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Быть личностью - это значит:

- осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за него перед собой и обществом, в котором живешь;

- это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно контролировать собственное поведение, подчинить его своей власти. Быть личностью - это значит обладать свободой выбора и нести её бремя.

Не бывает двух личностей, которые были бы полностью схожи между собой. Поэтому в психологии введено понятие "индивидуальность". Индивидуальность - это неповторимое своеобразие каждой личности. Она выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, свою индивидуальность мы доказываем, утверждаем.

Отечественная психология обращает внимание на 3 важные характеристики личности:

- свойства личности - устойчивы, т. е. психологический склад человека относительно постоянен;

- в личности все психологические процессы взаимосвязаны. Следовательно, личность - это единое целое;

- личности свойственна активность, она стремится к познанию, к действию, к совершенствованию.

Исходя из всего этого, можно определить факторы, влияющие на формирование личности военнослужащего:

- социальное отношение;

- идеология, религия, политика;

- образ жизни;

- условия жизни и деятельности Вооруженных Сил.

Психологическая структура личности:

- направленность личности;

- темперамент личности;

- характер личности;

- способности личности.

Направленность важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного существа, тенденции его поведения, включающее в себя совокупность побуждений, определяющих активность человека и избирательность его отношений.

Направленность - это личная целенаправленность человека, его взгляды, идеи, убеждения, ставшие для него руководящими в его деятельности.

Среди путей формирования направленности личности военнослужащего необходимо видеть главные:

- формирование мировоззрения;

- утверждение патриотизма, интернационализма, гордости за службу в армии, за свою военную профессию;

- развивать интерес у военнослужащих к своей воинской профессии;

- соединение потребностей личности с потребностями воинского коллектива;

- самовоспитание.

Направленность личности определяется целями, делящимися на главные и неглавные (на основные, второстепенные). Главная цель складывается из не основных, которые в свою очередь могут тормозить, а порой и уводить назад от достижения главной цели. Познать цели человека очень и очень сложно. Эти цели возникают закономерно, на основе потребностей.

Потребности могут быть материальными и духовными. Не следует забывать, что к числу материальных относятся и физиологические потребности. Они обусловлены человеческими инстинктами, половыми, питательными, оборонительными. Духовные потребности относятся к так называемому ориентировочному рефлексу. Духовные потребности подчиненных должны всегда привлекать внимание воспитателя. Они тесно взаимосвязаны с материальными потребностями.

Нельзя забывать, что отсутствие или сведение к минимуму духовных потребностей приводит к деградации личности.

Появляющиеся потребности превращаются в мотив.

Мотивы различают:

- влечение;

- желание;

- хотение;

- интерес;

- склонность.

Если влечение представляет собой неосознанную потребность, то желание это - потребность осознанная. Хотение - это активная форма желания, приводящая обычно к конкретным действиям. Поэтому воспитатель должен помнить, что в своей педагогической практике он может опираться на хотение подчиненного.

Духовные потребности проявляются в более сложной форме - в интересах и склонностях.

Важное место среди психологических свойств личности занимает темперамент. Темперамент - это отражение динамических сторон психики человека, это его самая общая характеристика.