logo
методичка к зачету по ОГП

4. Пути и способы укрепления морально-психологических и боевых качеств военнослужащих в различных условиях боевой и повседневной деятельности войск.

Одним из условий успешного осуществления психологической работы является глубокое понимание ее сути, целей и задач как обучающими, так и обучаемыми. Знание этих вопрос позволяет офицерам успешно применять необходимые для психологической работы средства и методы, в полной мере использовать процесс воспитания, обучения и всей деятельности воинов. Поэтому предметом постоянной заботы командира, его заместителей, штаба является глубокое изучение теоретической сущности данной проблемы в данное время и умелое использование, и грамотное применение полученных знаний в боевой обстановке Роль и значение психологической работы с личным составом в настоящее время еще более возросли. Это потребовало в свою очередь совершенствования путей, форм и способов психологической подготовки личного состава к действиям в боевых условиях.

Некоторые формы и методы психологической работы в основных видах боя:

В ходе обороны, наступления и во встречном бою:

-личный пример командира;

-призыв;

-короткая беседа в расчете, экипаже, взводе;

-одобрение действий, поступков;

-личное общение командиров с воинами;

-товарищеская взаимопомощь.

На марше:

-беседа;

-товарищеская взаимопомощь;

-личный пример командира;

-призыв;

-совет;

-замечание.

В районе сосредоточения, выжидательном районе:

-подведение итогов марша;

-поощрение и популяризация отличившихся;

-инструктаж офицеров и актива ;

-организация и выпуск наглядной агитации, молний, боевых листков;

-доведение обстановки в боевых событиях и последних известий;

-совещание водительского состава;

-развертывание походной наглядной агитации и т.д.

Морально-политические и психологические качества человека взаимно связаны и составляют единое целое.

Можно определить основные пути психологической работы в подразделениях.

Во-первых, активная работа по идейно-психологическому воспитанию воина -пламенного патриота, идейно убежденного защитника Родины. Высокая политическая сознательность, понимание своего общественного и воинского долга - основа морально-политической и психологической работы.

Во-вторых, строгое следование важнейшему принципу военного обучения - учить войска тому, что необходимо на войне. Этот принцип требует, чтобы вся подготовка воинов проводилась на уровне передовой военной науки с учетом всех особенностей вооруженной борьбы, изменений, которые вносятся в военное искусство научно-техническим прогрессом. Принцип - учить войска тому, что необходимо на войне - обязывает командиров при обучении войск повседневно уделять большое внимание полевой выучке подразделений и частей, не допускать упрощений и послаблений на занятиях по боевой подготовке, максимально приближать условия учебной работы к боевым действиям войск, добиваться, чтобы учебные занятия велись активно и непрерывно, а учебно-боевые задачи делались в сложной и напряженной обстановке при недостаче информации.

Целесообразно активно приближать условия обучения к боевым действиям. Это достигается выбором места, времени, отрабатываемой задачи, имитацией боевых факторов, сил противника; использование оружия и боевой техники в учебных целях. В войсках накоплен опыт широкого применения звуковых и шумовых эффектов, имитации взрывов авиабомб, свиста пуль, создания очагов пожаров, задымлении, завалов, разрушений, обозначения потерь в живой силе и боевой технике! В этих условиях у воинов возникают психологические состояния, близкие к тем, которые переживаются человеком в реальном бою.

В-третьих, внесение в боевую учебу элементов опасности и риска, создание в ходе занятии и учений ситуаций, вызывающих у воинов психическое состояние внутренней напряженности. У воинов, подготовленных к современной войне, преобладают положительные психические явления - боевое возбуждение, прилив сил! боевой азарт и др. Там, где нет целенаправленной психологической работы, могут иметь место отрицательные психологические реакции: страх, растерянность, невыполнение заданий.

В целях психологической закалки воинов в войсках в ходе занятий и учений широко внедряются такие испытанные способы воздействия на психику воинов и создание у них боевых состояний, как:

- движение в атаку за разрывами снарядов и мин;

- стрельба штатными снарядами и проведение стрельб в ночное время;

- установка и разминирование минно-взрывных заграждений с боевыми взрывателями;

- десантирование и спешивание с транспортных и боевых средств на ходу;

- бомбоштурмовые удары самолетов в непосредственной близости от войск;

- метание боевых гранат в атаке с ходу;

- стрельба инертными гранатами по танкам;

- длительное и частое преодоление различных препятствий, заграждений и имитированных зон заражения;

В-четвертых, использование эмоционально-волевых упражнений и тренировок. Они проводятся там, где оборудованы специальные городки и полосы. Их назначение заключается в создании такой учебной ситуации, которая вызывала бы у воинов напряжение и опасения, волнения, колебания, испуг, но в то же время и вынуждала их, пересиливая себя, снимать психологические нагрузки и достигать желаемого результата в выполнении учебно-боевых задач. К таким упражнениям, в частности, относятся:

- погружение в воду для проведения инженерных работ

- прыжки в воду в полной экипировке и переправа вплавь обкатка танками

- преодоление специальной полосы препятствий

- тушение горящей одежды

- преодоление танками огневых полос, зон пожаров, задымления, завалов .

В-пятых, одним из путей морально-психологической подготовки личного состава является использование системы тренажеров в целях выработки у воинов скорости и устойчивости психомоторных реакций, определенных свойств внимания, наиболее экономных приемов мышления, увеличения объема памяти и т.п.

В-шестых, наиболее трудную задачу морально-политической и психологической работы составляет выработка у воинов положительной психологической реакции на радиационную и химическую опасность. Такая опасность может оказывать сильное воздействие на психику воинов и в зависимости от предварительной закалки вызывать либо прилив энергии, ясность мыслей, точность движений, собранность либо напротив, растерянность и страх.

Страх и паника, как и всякое другое социально-психологическое явление, подчинены вполне определенным зависимостям, а раз так, то они поддаются прогнозу, контролю и предупреждению. Такую предупредительную работу можно представить как научно обоснованный и управляемый процесс.

Солдата, испытывающего страх, необходимо отвлечь от источника страха, показать перспективу успеха, поставить конкретную задачу, предъявить к нему повышенную требовательность, обеспечить поддержку товарищей, побудить к активной деятельности. Достигается это все вниманием командира, контролем, требованием, призывом, примером. Недопущение возникновения страхи в бою, а также в опасных условиях боевой учебы или пресечению его распространения служат следующие меры:

- непрерывная воспитательная работа и боевая подготовка, вооружающая людей высокими моральными качествами и воинским мастерством, способным противостоять влиянию опасности;

- контроль за поведением психологически неустойчивых людей, постоянное влияние на них;

- развитие взаимоотношений войскового товарищества в подразделении, взаимовыручки, постоянной взаимной поддержки и взаимодействия между военнослужащими и подразделениями;

-психологическая закалка личного состава для успешных боевых действий в условиях применения противником оружия массового поражения предполагает прежде всего глубокое знание им основ оружия массового поражения и средств защиты от него.

Постоянное обогащение воинов знаниями по тактико-техническим свойствам нового оружия и средствам защиты от него является одним из надежных средств предупреждения отрицательных психологических явлений у воинов на поле боя.