2 Февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год).
К лету 1942 г. свои основные усилия фашистское руководство сосредоточило в южном крыле советско-германского фронта, делая ставку на захват нефтяных районов Кавказа и плодородных областей Дона, Кубани, Нижнего Поволжья. Реализация этих планов позволила бы втянуть в войну против СССР Турцию и Японию.
В результате неудачных для наших войск сражений весны и начала лета 1942 г. в районе Харькова и в Крыму противник вновь овладел стратегической инициативой и развернул в конце июня общее наступление. Под ударами вермахта советские войска оставили восточные районы Донбасса и правый берег Дона. К середине июля немецкие войска вышли в большую излучину Дона, создав угрозу прорыва к Волге и на Кавказе. 18 июля 1942 г. началась Сталинградская битва - одна из самых величайших и ожесточённых битв второй мировой войны.
"Беспрерывно то там, то здесь взметались вверх огненно-дымные султаны бомбовых разрывов: - вспоминал Маршала Советского Союза АИ. Еременко. - Потоки горящей нефти и бензина устремлялись к Волге, горела поверхность реки, горели пароходы на Сталинградском рейде: Визг летящих с высоты бомб смешивался с гулом взрывов, скрежетом и лязгом рушащихся построек". Но их пламени огня раздавался треск автономных автоматных и пулеметных очередей, гулко бухали орудия. Сталинград жил. Каждый дом, каждый квартал, каждая улица превратилась в неприступные крепости. Легендарный дом Павлова, Мамаев курган, тракторный завод - здесь каждый клочок земли сражался с врагом. Здесь снайперы В. Зайцев, А. Чехов, В. Медведев меткими выстрелами уничтожили фашистов (у каждого на счету их было более 200, а у нанайца А. Сашара - 299). Здесь вела свой танк Таисия Патанина, в одном бою подбившая 3 вражеских танка, уничтожившая 2 пушки, дзот и более 80 гитлеровцев. Здесь матрос Михаил Паникаха, объятый пламенем, бросился на вражеский танк. Таких людей победить было нельзя. Ошеломленный адъютант командующего 6-й немецкой армии генерал - фельдмаршала Ф. Паулюса писал: "Ничего подобного мы никогда не видели. Советские войска сражались за каждую пядь земли, население Сталинграда проявило исключительное мужество и взялось за оружие".
Сталинград выстоял. А 19 ноября 1942 г, перейдя в контрнаступление, войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов ударами с флангов (окружили 22 дивизии и 160 отдельных частей вермахта (около 330 тысяч человек)). Группировка противника была ликвидирована ко 2 февраля 1943 г. Советские войска взяли в плен 91 тысяч человек, в том числе 2500 офицеров и 24 генерала во главе с Паулюсом.
За сокрушительным разгромом врага на Волге последовала серия новых ударов наших войск, которые вылились в общее наступление на огромном фронте от Ладожского озера до предгорий Кавказа. Была прорвана блокада Ленинграда (операция "Искра"). Враг был изгнан с Северного Кавказа и Верхнего Дона. Его войска потерпели поражение на курском и харьковском направлениях, в Донбассе. Противник был отброшен на 600 - 700 км.
23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год)
Командование вермахта, стремясь перехватить инициативу, планировало летом 1943 г. провести крупную стратегическую наступательную операцию в районе Курского выступа (операция "Цитадель"), разгромить там советские войска и в последующем, развивая успех, вновь создать угрозу Москве.
Советское командование с целью срыва замысла противника создало на Курском выступе сильно укрепленную оборону глубиной до 300 км.
5 июля противник перешел в наступление, но советские войска сумели сдержать его натиск. Наступательный порыв врага разбился о грудь советского солдата.
В сражении под Прохоровкой экипаж танка в составе гвардии лейтенанта B.C. Шаландина, гвардии сержантов В.Г. Кустова, П.Е. Зеленина, В.Ф. Лекомцева, подбив несколько вражеских танков, таранил "тигр" своей горящей машиной. Танкисты младший лейтенант Н.А. Бережной и сержант Н.И. Швец уничтожили четыре тяжелых танка врага. Зенитчик сержант Калинин сбил 3 немецких самолета. Оставшись единственным из расчета орудия, сержант Цезарь Расковинский расстрелял 9 танков и 3 машины с пехотой. До последнего снаряда держался на позиции, так и не отступив перед врагом, последний артиллерист батарей наводчик Скоморохов. Под огнем противника, когда трудно было и высунуться из окопа, семь раз восстанавливал связь А.И. Егоров. Рядовой Иван Вдовытченко с гранатой бросился под танк. Бессмертные подвиги героев Огненной дуги золотыми буквами вписаны в отечественную историю.
Остановив врага, советские войска перешли в контрнаступление. 5 августа были освобождены Орел и Белгород. В честь того события в Москве был произведен первый в истории войны артиллерийский салют. 23 августа, с освобождением Харькова, курская битва завершилась.
Победа советских войск на Курской дуге вынудила германское командование перейти к обороне на всех фронтах второй мировой войны.
Маршал Советского Союза A.M. Василевский, оценивая значение Курской битвы, писал: "Мы не только выиграли битву, но и выросли в ней. Мы научились лучше разгадывать намерения врага. У нас хватило воли, характера, просто выдержки и нервов, чтобы: не дать врагу лишний шанс".
- Методические материалы для подготовки к зачету по огп
- Тема № 1: «Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации».
- 1. Основные направления мировой политики.
- 2. Основные направления развития средств вооруженной борьбы.
- Суть преобразований будет заключаться в следующем:
- 3. Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины рф.
- Тема № 2: «Вооруженные силы России в структуре государственных институтов».
- 1. Роль и место Вооруженных сил России в структуре государственных институтов.
- 2. Федеральный закон «Об обороне».
- Основы обороны
- Организация обороны
- 3. История развития инженерных войск.
- Инженерные мероприятия в боевых действиях армий Древней Греции, Рима и Карфагена
- Военно-инженерные мероприятия в войнах восточных славян (V—XI вв.)
- Военно-инженерные мероприятия в войнах периода
- XV — середины XVII в.
- Создание и развитие инженерных формирований в России
- Инженерные войска в русско-японской войне (1904—1905 гг.)
- Инженерные войска в Великой Отечественной войне
- Тема №3: «Военные реформы в истории Российского государства, опыт и уроки».
- 1. Военные реформы в истории Российского государства, опыт и уроки
- Создание регулярной армии.
- Военные преобразования российской армии. (военная реформа 1862-1874 г.)
- Создание красной, советской армии и пути ее совершенствования в условиях существования ссср.
- Военная реформа 60-х годов.
- 2. Современные проблемы вооруженных Сил и пути их решения
- Тема № 4: «Дни воинской славы - летопись героической доблести российского воинства».
- 1. Дни воинской славы России и их значение в воспитании военнослужащих.
- Знаменательные битвы и сражения российского государства.
- 18 Апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год).
- 21 Сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в
- 7 Ноября - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год)
- 10 Июля - День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год).
- 9 Августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год).
- 11 Сентября - День победы русской эскадр под командованием ф.Ф. Ушакова над Турецкой эскадрой у мыса Тендера (1790 год)
- 8 Сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием м.И. Кутузова с французской армией (1812 год)
- 1 Декабря - День победы русской эскадры под командованием п. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год)
- 23 Февраля - День победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год); День защитников Отечества
- 2 Февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год).
- 27 Января - День снятия блокады города Ленинграда (1944 год)
- 2. Дни боевой славы инженерных войск.
- Тема № 5 «Правовой статус военнослужащих».
- 1. Правовые основы воинской службы.
- 2.Федеральный закон «о статусе военнослужащих».
- Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:
- Гарантии
- Жилищные льготы
- Льготы в области образования.
- Льготы по труду и отдыху
- 3. Федеральный закон «о воинской обязанности и военной службе».
- Прохождение военной службы включает в себя:
- Тема № 6: «Порядок прохождения военной службы офицерским составом»
- 1.Порядок прохождения военной службы офицерским составом.
- Прохождение военной службы включает в себя:
- Контракт о прохождении военной службы (Статья 32 фз-53)
- Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. (Статья 38 фз-53)
- Воинские должности (Статья 42 фз-53).
- Назначение на воинские должности, освобождение от воинских должностей (Статья 43 фз-53).
- Перевод военнослужащих. (Статья 44 фз-53)
- Приостановление военной службы (Статья 45 фз-53)
- Составы военнослужащих и воинские звания (Статья 46 фз-53)
- Присвоение воинских званий (Статья 47 фз-53)
- Увольнение с военной службы ( из Статьи 51 фз-53)
- 2. Указ Президента рф «Вопросы прохождения военной службы».
- Тема №7: « Международное гуманитарное право о законах войны»
- 1. Международное гуманитарное право о законах войны.
- 2. Женевская конвенция «о защите жертв войны» от 12 августа 1949 года и дополнительные протоколы к ним 1977 года.
- 3. Конвенция «о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие».
- Тема №8: «Военно-педагогическое наследие русских полководцев и его значение для деятельности офицеров в современных условиях»
- 1.Военно-педагогическое наследие русских полководцев и его значение для деятельности офицеров современных условиях. Формирование единой системы обучения и воспитания офицеров в русской армии
- Воспитание офицерского корпуса в годы советской власти
- 2. Роль и место воспитательной работы в системе военного управления.
- 3.Основы организации и проведения воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
- Тема №9: «Организация воспитательной работы в части, подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера»
- 1. Цели и задачи воспитательной работы в подразделении.
- Содержание системы воспитания.
- Цели воспитательной работы:
- 1. С офицерами:
- Мероприятия воспитательной работы:
- 3. Основные формы и методы воспитательной работы офицера.
- 4. Перспективное и текущее планирование воспитательной работы
- Тема №10: «Психология личности военнослужащего и воинского коллектива. Методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих»
- 1. «Психология личности военнослужащего и воинского коллектива.
- Психологическая характеристика темпераментов
- Психология воинского коллектива.
- 2. Методика индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву и по контракту.
- 1. Анализ документов
- 2. Индивидуальная беседа
- 3.Наблюдение
- 4.Метод экспертного опроса.
- 5.Психологическое тестирование.
- Работа с офицерским составом.
- Воспитательная работа с призывниками.
- Воспитательная работа с контрактниками.
- Тема №11: «Морально-психологическое обеспечение боевой деятельности войск».
- 1. Роль и место морально-психологического обеспечения при выполнении боевых задач войсками.
- 2. Цели, задачи и способы морально-психологического обеспечения в подразделении.
- 3. Порядок организации и проведения мероприятий морально-психологического обеспечения в подразделении.
- 4. Пути и способы укрепления морально-психологических и боевых качеств военнослужащих в различных условиях боевой и повседневной деятельности войск.
- Тема №12: «Методика организации проведения общественно-государственной подготовки в частях и подразделениях».
- 1. Методика организации проведения общественно-государственной
- 2. Подготовка руководителей и обучаемых.
- 3.Учет занятий, порядок оценки обучаемого и подразделения.