2. Подготовка руководителей и обучаемых.
Теоретическая и методическая подготовка руководителей групп осуществляется в организованных формах обучения и самостоятельно.
К организованным формам подготовки руководителей групп ОГП относятся:
- 2-х дневные учебно-методические сборы перед началом каждого периода обучения;
- ежемесячные 2 - 3-х часовые инструктивно-методические занятия.
Двухдневные учебно-методические сборы с руководителями групп ОГП планируются и проводятся в соединениях (частях) или гарнизонах перед началом каждого периода обучения. План проведения сборов утверждается командиром соединения (части) или начальником гарнизона по представлению заместителя по воспитательной работе.
В ходе проведения сборов предусматриваются:
- подведение итогов ОГП за прошедший период обучения и постановка задач на очередной период обучения;
- выступление вышестоящих командиров (начальников), представителей местных органов государственной власти, ученых-обществоведов, деятелей культуры и искусства по актуальным теоретическим и практическим вопросам жизнедеятельности государства и общества, Вооруженных Сил и т.п.;
- обмен опытом лучших методистов;
- показные занятия;
- обзорные и инструктивно-методические лекции, доклады по тематике ОГП на предстоящий период обучения и другие мероприятия.
Инструктивно-методические занятия (ИМЗ) проводятся в воинских частях не реже одного раза в месяц по 2 - 3 часа под руководством заместителей командиров частей по воспитательной работе.
Главная задача ИМЗ - оказать практическую помощь руководителям групп ОГП в их самостоятельной подготовке к очередным занятиям. Основу плана ИМЗ составляют инструктивно-методические лекции по тематике ОГП на следующий месяц, обсуждение их содержания и методики проведения, подготовки и использования ТСВ и наглядных пособий, обзор рекомендуемой к темам учебно-методической, художественной и мемуарной литературы, информация о положительном опыте и недостатках в организации ОГП в истекшем месяце.
Самостоятельная подготовка руководителей групп осуществляется с использованием материальной базы и возможностей библиотек, имеющихся методических кабинетов и информационно-методических центров. Для подготовки к занятиям руководителям групп ОГП предоставляется не менее 4 часов служебного времени в неделю. Выделяемые для этой цели дни и время определяются в приказе командира части об организации ОГП на период обучения.
Самостоятельная подготовка руководителя группы строится в зависимости от конкретной темы и формы предстоящего занятия. Она включает:
- подготовку к учебной лекции (рассказу);
- подготовку к проведению самостоятельной работы в учебной группе;
- подготовку к семинару (беседе).
План-конспект руководителя группы ОГП.
План-конспект является основным содержательным и организационным документом каждого занятия, элементом контроля готовности руководителя группы к его проведению. План-конспекты лекции (рассказа), семинара (беседы) и других форм проведения занятий по каждой теме утверждаются непосредственным командиром (начальником) руководителя группы за 1 - 2 дня до проведения занятия. Руководитель группы обеспечивает сохранность план-конспектов в течение всего учебного года.
Структура план-конспекта лекции (рассказа)
План-конспект лекции (рассказа) состоит из 3 частей: вступления, основной части и заключения.
1. Вступление включает в себя:
- название темы, количество часов, отводимое на нее и распределение их на лекцию (рассказ), самостоятельную работу и семинар (беседу);
- обоснование актуальности и важности изучения темы;
- связь данной темы с предыдущим занятием;
- учебные цели лекции(рассказа). (Воспитательные цели занятия руководитель определяет, но до группы их не доводит);
- учебные вопросы;
- рекомендованную литературу.
2. Основная часть:
- содержание каждого вопроса и распределение времени на них;
- фактический материал, в том числе - из жизни подразделения, части, а также примеры, авторитетные высказывания, цитаты для лучшей связи теоретических положений с практикой;
- вопросы, с которыми необходимо обратиться к слушателям в процессе рассказа (лекции), для того, чтобы завязать дискуссию, диалог;
- где и как использовать технические средства обучения, наглядные пособия, художественную и мемуарную литературу;
- выводы по каждому вопросу.
3. Заключение:
- краткие выводы по теме;
- ответы на вопросы слушателей;
- необходимые указания и советы по изучению рекомендованной литературы;
- вопросы для предстоящего семинара или беседы по теме лекции (рассказа).
Завершающим этапом изучения темы на занятиях по ОГП является семинар или развернутая групповая беседа. Их цель - помочь слушателям глубже усвоить изучаемый материал, расширить их кругозор, развить умение самостоятельно анализировать и обобщать явления жизни, увязывать теорию с практикой, оценить уровень усвоения изученной темы и, в конечном счете, сформировать убеждения, устойчивые позиции по рассматриваемым вопросам в соответствии с воспитательными целями занятия.
Типовой план-конспект семинара (беседы) включает:
- вступительное слово;
- учебные (доводятся до группы) и воспитательные (не доводятся до группы) цели занятия;
- основные и дополнительные вопросы и их краткое содержание;
- тема реферата (доклада) и фамилия докладчика, а также выступающего с информацией по материалам периодической печати;
- методическое обеспечение рассмотрения каждого вопроса: примеры и факты из жизни части и Вооруженных Сил, наглядные пособия и ТСО, художественная и мемуарная литература и порядок их использования;
- примерный расчет времени;
- приемы и способы раскрытия отдельных вопросов и краткие выводы по ним;
- фамилии слушателей, которых предполагается опросить;
- заключительное слово и проект подведения итогов занятия, предусматривающий выставление оценок;
- объявление следующей темы занятия.
Важную роль в совершенствовании методического мастерства руководителей групп, повышении качества подготовки слушателей к занятиям играют военные учреждения культуры.
Работа клуба воинской части по обеспечению ОГП личного состава осуществляется по следующим основным направлениям:
В рамках культурно- досуговых мероприятий по повышению эффективности ОГП учреждениями культуры воинских частей активно используются возможности радиоузлов, а также имеющихся в ряде гарнизонов радиотелевизионных центров.
При всей важности использования клубных форм работы в обеспечении ОГП они играют хотя и существенную, но вспомогательную роль. Центральное место в подготовке руководителей и слушателей групп к очередным занятиям принадлежит библиотекам воинских частей.
Именно библиотеки офицерских (солдатских) клубов с их книжным фондом и читальными залами, оборудованными каталогами, являются главным союзником руководителя ОГП в работе с книгой, тем настоящим банком данных, в котором он черпает необходимую информацию.
Порядок организации и проведения занятий.
В процессе обучения руководители групп используют разнообразные формы и методы занятий, добиваясь повышения познавательной активности слушателей, эффективного решения учебных и воспитательных задач ОГП.
Под формой занятия понимается система организации, внутренняя структура, определенный порядок его проведения.
Метод проведения занятия - это способ передачи слушателям знаний и их усвоение.
Совокупность используемых в системе ОГП форм и методов занятий и образует методику их проведения.
Занятия по ОГП в ВС РФ проводятся лекционно-семинарским методом или методом рассказа и групповой беседы.
Первый метод используется при проведении занятий с офицерами и прапорщиками (мичманами), имеющими достаточно высокую общеобразовательную подготовку.
Занятия методом рассказа-беседы проводятся в группах, где общеобразовательный уровень слушателей недостаточно высок, а также в зависимости от условий службы и сложности изучаемого материала. Этот метод используется, как правило, в группах солдат (матросов), а также сержантов (старшин).
Каждый метод имеет свои преимущества и позволяет достаточно глубоко усвоить программный материал.
Основные формы проведения занятий по ОГП
К числу основных форм проведения занятий по ОГП относятся:
1. Преимущественно пассивные (монологовые) - лекция, рассказ.
2. Активные (диалоговые) - семинар, групповая беседа, самостоятельная работа, контрольное (итоговое) занятие и др.
Лекция и рассказ были и остаются ведущими формами учебы в системе ОГП. Предшествуя, как правило, другим формам проведения занятий, они имеют много общего, сохраняя при этом существенные различия.
Методика изложения лекции, рассказа подчиняется интересам наиболее доходчивого и убедительного преподнесения основного содержания темы, активизации мыслительной деятельности слушателей.
Структурно выступление руководителя группы состоит из трех взаимосвязанных частей: вступления, основной части и заключения.
Рассказ - это сюжетное повествование, в котором все важные выводы строятся на примерах, а теория дается через показ и анализ событий, фактов, поведения личности, конфликтных ситуаций и их разрешение.
Основная особенность рассказа - создание у слушателей образных представлений о событии, явлении, процессе. При этом живость, наглядность и убедительность рассказа достигаются не обилием фактов, примеров, а особыми приемами (средствами) его конкретизации.
Самостоятельная работа является одной из важнейших форм занятий по общественно-государственной подготовке. Она организуется как во время специально отведенных занятий, так и во внеучебное время и проводится соответственно руководителем группы.
Самостоятельная работа - трудный, но необходимый вид занятий, потому что в ней заложена возможность проявления самостоятельности мышления, творческой активности, что позволяет обучаемым глубже разобраться в сути теоретических вопросов, увязать их с жизнью, руководствоваться теоретическими знаниями в своей практической деятельности.
Основные цели самостоятельной работы: повторение и углубленное изучение учебного материала; изучение важных государственных и юридических документов, приказов и директив Министра обороны РФ, основной и дополнительной литературы, рекомендованной для подготовки к занятиям и т.д.
Структура проведения самостоятельной работы не отличается от других форм занятий по ОГП.
Семинар, беседа.
Различие между семинаром и беседой:
- на семинар, как правило, определяются докладчик (выступающий с рефератом) и его оппоненты, а при подготовке беседы, за редким исключением, выступление с докладом (рефератом) не планируется;
- на семинаре последовательно обсуждаются основные вопросы темы. Руководитель делает краткие выводы по каждому вопросу и заключительное слово в конце семинара. В ходе беседы основные вопросы обычно разбиваются на подвопросы. Руководитель группы принимает активное участие в их обсуждении вместе со слушателями и подводит итог по каждому подвопросу, в конце беседы выступает с заключительным словом.
Методика проведения семинара (беседы).
Семинар (беседа) начинается со вступительного слова руководителя группы (2-3 мин.), в котором он:
во-первых, раскрывает значение темы семинара (беседы), учебные цели занятия, называет вопросы, которые предстоит обсудить;
во-вторых, доводит порядок проведения семинара (беседы): последовательность рассмотрения основных и дополнительных вопросов, время для выступления с рефератом, требования к выступлениям слушателей (как выступать - по вызову или добровольно; как строить выступление - коротко, четко, предметно, без общих слов, с выводами из сказанного; примерное время на выступление и т. д.)
в-третьих, напоминает о необходимости увязывать теорию с практикой, жизнью и решаемыми задачами.
Особенности проведения беседы.
Беседа проводится в основном также, как и семинар. Вместе с тем, это более простая, чем семинар, форма обсуждения изучаемого материала. Обсуждение организуется путем диалога руководителя со слушателями, обязательно включающего в себя обороты из разговорной речи. Вопросы ставятся в простой, доступной форме и охватывают значительно меньший объем информации, чем на семинаре. После обсуждения каждого вопроса руководитель сам дополняет и разъясняет отдельные положения.
Контрольное (итоговое) занятие.
Контрольное (итоговое) занятие проводится руководителем группы или проверяющим во всех группах ОГП личного состава частей и подразделений в конце каждого периода обучения (учебного года). Его особенностью с методической точки зрения является то, что, с одной стороны, оно носит сугубо контрольный характер и направлено на проверку индивидуальных знаний по пройденным темам за период обучения (учебный год), а, с другой призвано подытожить достигнутый уровень общественно-государственной подготовки как отдельных категорий военнослужащих, так и всего личного состава подразделения и части.
Целями контрольного (итогового) занятия является оценка:
- уровня знаний обучаемых по изученным темам учебного плана;
- применения полученных знаний в практической деятельности;
- выполнения воинского долга и соблюдения требований законов РФ, воинских уставов и приказов командиров (начальников).
Формы и методы проведения контрольных (итоговых) занятий должны учитывать особенности различных категорий военнослужащих и гражданского персонала.
Основные формы проведения контрольного (итогового) занятия:
1. Индивидуальные собеседования либо по вопросам, либо по билетам.
2. Групповая контрольная беседа.
3. Письменная летучка.
Кроме основных в системе ОГП рекомендуется использовать вспомогательные формы и методы проведения занятий. Их применение связано с методическим мастерством руководителей занятий, а также с уровнем общеобразовательной подготовки слушателей в группах и продиктовано необходимостью активизировать работу обучаемых.
Наиболее известные среди них - диспут, собеседование, "круглый стол", "мозговая атака", анализ конкретных ситуаций, викторина и другие.
Использование технических средств воспитания на занятиях по ОГП.
Технические средства воспитания и информации (ТСВ) широко применяются на занятиях по общественно-государственной подготовке. Значение ТСВ в ходе ОГП состоит в том, что они:
- дополняют и усиливают процесс усвоения знаний;
- способствуют повышению культуры подачи и представления учебного материала на занятиях;
- расширяют границы применения наглядности;
- повышают информативность занятий, примерно на 20 - 25 % улучшая понимание материала и на 15 - 20 % сокращая время изучения вопросов.
Выбор технических средств зависит от особенностей занятия (целей, форм и методов проведения), уровня методической подготовки руководителя группы и подготовленности слушателей. Управлять техническими средствами должен помощник по их эксплуатации. Это может быть помощник руководителя группы или специально подготовленный военнослужащий.
- Методические материалы для подготовки к зачету по огп
- Тема № 1: «Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации».
- 1. Основные направления мировой политики.
- 2. Основные направления развития средств вооруженной борьбы.
- Суть преобразований будет заключаться в следующем:
- 3. Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины рф.
- Тема № 2: «Вооруженные силы России в структуре государственных институтов».
- 1. Роль и место Вооруженных сил России в структуре государственных институтов.
- 2. Федеральный закон «Об обороне».
- Основы обороны
- Организация обороны
- 3. История развития инженерных войск.
- Инженерные мероприятия в боевых действиях армий Древней Греции, Рима и Карфагена
- Военно-инженерные мероприятия в войнах восточных славян (V—XI вв.)
- Военно-инженерные мероприятия в войнах периода
- XV — середины XVII в.
- Создание и развитие инженерных формирований в России
- Инженерные войска в русско-японской войне (1904—1905 гг.)
- Инженерные войска в Великой Отечественной войне
- Тема №3: «Военные реформы в истории Российского государства, опыт и уроки».
- 1. Военные реформы в истории Российского государства, опыт и уроки
- Создание регулярной армии.
- Военные преобразования российской армии. (военная реформа 1862-1874 г.)
- Создание красной, советской армии и пути ее совершенствования в условиях существования ссср.
- Военная реформа 60-х годов.
- 2. Современные проблемы вооруженных Сил и пути их решения
- Тема № 4: «Дни воинской славы - летопись героической доблести российского воинства».
- 1. Дни воинской славы России и их значение в воспитании военнослужащих.
- Знаменательные битвы и сражения российского государства.
- 18 Апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год).
- 21 Сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в
- 7 Ноября - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год)
- 10 Июля - День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год).
- 9 Августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год).
- 11 Сентября - День победы русской эскадр под командованием ф.Ф. Ушакова над Турецкой эскадрой у мыса Тендера (1790 год)
- 8 Сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием м.И. Кутузова с французской армией (1812 год)
- 1 Декабря - День победы русской эскадры под командованием п. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год)
- 23 Февраля - День победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год); День защитников Отечества
- 2 Февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год).
- 27 Января - День снятия блокады города Ленинграда (1944 год)
- 2. Дни боевой славы инженерных войск.
- Тема № 5 «Правовой статус военнослужащих».
- 1. Правовые основы воинской службы.
- 2.Федеральный закон «о статусе военнослужащих».
- Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:
- Гарантии
- Жилищные льготы
- Льготы в области образования.
- Льготы по труду и отдыху
- 3. Федеральный закон «о воинской обязанности и военной службе».
- Прохождение военной службы включает в себя:
- Тема № 6: «Порядок прохождения военной службы офицерским составом»
- 1.Порядок прохождения военной службы офицерским составом.
- Прохождение военной службы включает в себя:
- Контракт о прохождении военной службы (Статья 32 фз-53)
- Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. (Статья 38 фз-53)
- Воинские должности (Статья 42 фз-53).
- Назначение на воинские должности, освобождение от воинских должностей (Статья 43 фз-53).
- Перевод военнослужащих. (Статья 44 фз-53)
- Приостановление военной службы (Статья 45 фз-53)
- Составы военнослужащих и воинские звания (Статья 46 фз-53)
- Присвоение воинских званий (Статья 47 фз-53)
- Увольнение с военной службы ( из Статьи 51 фз-53)
- 2. Указ Президента рф «Вопросы прохождения военной службы».
- Тема №7: « Международное гуманитарное право о законах войны»
- 1. Международное гуманитарное право о законах войны.
- 2. Женевская конвенция «о защите жертв войны» от 12 августа 1949 года и дополнительные протоколы к ним 1977 года.
- 3. Конвенция «о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие».
- Тема №8: «Военно-педагогическое наследие русских полководцев и его значение для деятельности офицеров в современных условиях»
- 1.Военно-педагогическое наследие русских полководцев и его значение для деятельности офицеров современных условиях. Формирование единой системы обучения и воспитания офицеров в русской армии
- Воспитание офицерского корпуса в годы советской власти
- 2. Роль и место воспитательной работы в системе военного управления.
- 3.Основы организации и проведения воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
- Тема №9: «Организация воспитательной работы в части, подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера»
- 1. Цели и задачи воспитательной работы в подразделении.
- Содержание системы воспитания.
- Цели воспитательной работы:
- 1. С офицерами:
- Мероприятия воспитательной работы:
- 3. Основные формы и методы воспитательной работы офицера.
- 4. Перспективное и текущее планирование воспитательной работы
- Тема №10: «Психология личности военнослужащего и воинского коллектива. Методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих»
- 1. «Психология личности военнослужащего и воинского коллектива.
- Психологическая характеристика темпераментов
- Психология воинского коллектива.
- 2. Методика индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву и по контракту.
- 1. Анализ документов
- 2. Индивидуальная беседа
- 3.Наблюдение
- 4.Метод экспертного опроса.
- 5.Психологическое тестирование.
- Работа с офицерским составом.
- Воспитательная работа с призывниками.
- Воспитательная работа с контрактниками.
- Тема №11: «Морально-психологическое обеспечение боевой деятельности войск».
- 1. Роль и место морально-психологического обеспечения при выполнении боевых задач войсками.
- 2. Цели, задачи и способы морально-психологического обеспечения в подразделении.
- 3. Порядок организации и проведения мероприятий морально-психологического обеспечения в подразделении.
- 4. Пути и способы укрепления морально-психологических и боевых качеств военнослужащих в различных условиях боевой и повседневной деятельности войск.
- Тема №12: «Методика организации проведения общественно-государственной подготовки в частях и подразделениях».
- 1. Методика организации проведения общественно-государственной
- 2. Подготовка руководителей и обучаемых.
- 3.Учет занятий, порядок оценки обучаемого и подразделения.