9 Августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год).
Швеция оставалась еще сильной на море. Чтобы выиграть войну, нужно было разгромить шведский флот. Эта задача была успешно решена в ряде сражений. Особенно чувствительное поражение было нанесено шведскому флоту у мыса Гангут.
Шведские корабли попытались заблокировать в Финском заливе русский гребной флот, готовившийся к проведению десантной операции на финском побережье. Воспользовавшись штилем, сделавшим громадные шведские суда беспомощными, галеры русского флота прорвали блокаду. Участник боя Петр I с гордостью писал: "С нашим гребным флотом сквозь весь авантажно стоящий у Гангута неприятельский флот, несмотря на жестоко учиненный от неприятеля огонь, пробились!".
На следующий день 27 июля (7 августа) 1714 г. у западного берега Гангутского полуострова русские галеры обнаружили и окружили шведскую эскадру, отрезав ее от главных сил. Разогрелся ожесточенный бой. Умело маневрируя под огнем противника, русские суда стремительно и упорно продвигались вперед. Сойдясь вплотную в абордажном бою, моряки и солдаты десантного войска - Семеновского, Нижегородского, Великорусского, Галицкого, Гренадерского и других полков - сломили сопротивление шведов. Командующий гребным флотом Ф.М. Апраксин отметил: "Воистину нельзя описать мужества российских войск как начальных, так и рядовых".
Петербург торжественно встречал героев Гангута. Над городом гремели залпы артиллерийских салютов, жители столицы заполнили набережные Невы, по которой следовали победоносные русские суда с захваченными шведскими кораблями. Петр I назвал победу у Гангута "второй Полтавой". Шведы потеряли инициативу и на море.
24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 год)
В 1787 году Турция, стремясь возвратить Крым, развязала новую войну против России (русско-турецкая война 1787-1791 гг.). Турция планировала захватить Кинбурн и Херсон, а затем высадить десант в Крыму и нанести удар по Севастополю. Победа России в той войне в значительной степени связана с именем выдающегося русского полководца А.В. Суворова. В октябре 1787 г. в ожесточенном сражении войска Суворова разгромили турецкий десант в районе Кинбурна, отведя угрозу от Севастополя и Херсона. Победа была одержана благодаря военному таланту Суворова и великолепной выучке его войск. Полководец, следуя заветам Петра I, неустанно заботился о боевой подготовке солдат и офицеров, создав свою суворовскую школу обучения и воспитания.
Еще более внушительная победа была одержана Суворовым 11(22) сентября 1789 г. над 100-тысячной турецкой армией на реке Рымник. При этом Суворов имел под своим командованием лишь 7 тысяч русских и 18 тысяч австрийских солдат. Первое вражеское знамя в жарком бою было захвачено вахмистром Рязанского полка Копатовым, уничтожившим со своим взводом турецкий отряд. В том сражении особенно ярко проявился полководческий талант Суворова: всесторонняя оценка обстановки, решительность, внезапность и быстрота действий. За блестящую победу y Рымника Суворов получил титул графа Рыминского и был награжден орденом св. Георгия 1-й степени.
В 1790 г. русская армия подошла к Измаилу - турецкой крепости, считавшейся неприступной. Крепость была заблокирована с суши и речной флотилией со стороны Дуная. Две попытки взять Измаил окончились неудачно. Военный совет вынес решение снять осаду, войска уже начали отводить на зимние квартиры. Тогда командующим был назначен Суворов. Оценив обстановку, он принял решение штурмовать крепость. В окрестностях Измаила Суворов приказал выкопать ров и насыпать вал. Так впервые в военной практике был создан макет укреплений, причем в натуральную величину. Войска 10 дней тренировались, штурмуя его.
Крылатые фразы Суворова - "тяжело в учении, легко в походе", "каждый воин должен понимать свой маневр" - стали незыблемыми правилами суворовской "науки побеждать".
Стремясь избежать кровопролития, Суворов направил коменданту Измаила ультиматум о сдаче крепости, на что последовал ответ: "Скорее небо обрушится на землю, и Дунай потечет вверх, чем сдастся Измаил". 11(22) декабря 1790 г. русские войска девятью колоннами с разных сторон двинулись на штурм крепости. Речная флотилия подошла к берегу и под прикрытием огня артиллерии высадила десант. Умелое руководство Суворова и его соратников, в числе которых был и МИ. Кутузов (его колонна первой ворвалась в город), отвага солдат и офицеров решили успех боя, продолжавшегося 9 часов. Измаил был взят.
- Методические материалы для подготовки к зачету по огп
- Тема № 1: «Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации».
- 1. Основные направления мировой политики.
- 2. Основные направления развития средств вооруженной борьбы.
- Суть преобразований будет заключаться в следующем:
- 3. Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины рф.
- Тема № 2: «Вооруженные силы России в структуре государственных институтов».
- 1. Роль и место Вооруженных сил России в структуре государственных институтов.
- 2. Федеральный закон «Об обороне».
- Основы обороны
- Организация обороны
- 3. История развития инженерных войск.
- Инженерные мероприятия в боевых действиях армий Древней Греции, Рима и Карфагена
- Военно-инженерные мероприятия в войнах восточных славян (V—XI вв.)
- Военно-инженерные мероприятия в войнах периода
- XV — середины XVII в.
- Создание и развитие инженерных формирований в России
- Инженерные войска в русско-японской войне (1904—1905 гг.)
- Инженерные войска в Великой Отечественной войне
- Тема №3: «Военные реформы в истории Российского государства, опыт и уроки».
- 1. Военные реформы в истории Российского государства, опыт и уроки
- Создание регулярной армии.
- Военные преобразования российской армии. (военная реформа 1862-1874 г.)
- Создание красной, советской армии и пути ее совершенствования в условиях существования ссср.
- Военная реформа 60-х годов.
- 2. Современные проблемы вооруженных Сил и пути их решения
- Тема № 4: «Дни воинской славы - летопись героической доблести российского воинства».
- 1. Дни воинской славы России и их значение в воспитании военнослужащих.
- Знаменательные битвы и сражения российского государства.
- 18 Апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год).
- 21 Сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в
- 7 Ноября - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год)
- 10 Июля - День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год).
- 9 Августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год).
- 11 Сентября - День победы русской эскадр под командованием ф.Ф. Ушакова над Турецкой эскадрой у мыса Тендера (1790 год)
- 8 Сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием м.И. Кутузова с французской армией (1812 год)
- 1 Декабря - День победы русской эскадры под командованием п. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год)
- 23 Февраля - День победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год); День защитников Отечества
- 2 Февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год).
- 27 Января - День снятия блокады города Ленинграда (1944 год)
- 2. Дни боевой славы инженерных войск.
- Тема № 5 «Правовой статус военнослужащих».
- 1. Правовые основы воинской службы.
- 2.Федеральный закон «о статусе военнослужащих».
- Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:
- Гарантии
- Жилищные льготы
- Льготы в области образования.
- Льготы по труду и отдыху
- 3. Федеральный закон «о воинской обязанности и военной службе».
- Прохождение военной службы включает в себя:
- Тема № 6: «Порядок прохождения военной службы офицерским составом»
- 1.Порядок прохождения военной службы офицерским составом.
- Прохождение военной службы включает в себя:
- Контракт о прохождении военной службы (Статья 32 фз-53)
- Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. (Статья 38 фз-53)
- Воинские должности (Статья 42 фз-53).
- Назначение на воинские должности, освобождение от воинских должностей (Статья 43 фз-53).
- Перевод военнослужащих. (Статья 44 фз-53)
- Приостановление военной службы (Статья 45 фз-53)
- Составы военнослужащих и воинские звания (Статья 46 фз-53)
- Присвоение воинских званий (Статья 47 фз-53)
- Увольнение с военной службы ( из Статьи 51 фз-53)
- 2. Указ Президента рф «Вопросы прохождения военной службы».
- Тема №7: « Международное гуманитарное право о законах войны»
- 1. Международное гуманитарное право о законах войны.
- 2. Женевская конвенция «о защите жертв войны» от 12 августа 1949 года и дополнительные протоколы к ним 1977 года.
- 3. Конвенция «о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие».
- Тема №8: «Военно-педагогическое наследие русских полководцев и его значение для деятельности офицеров в современных условиях»
- 1.Военно-педагогическое наследие русских полководцев и его значение для деятельности офицеров современных условиях. Формирование единой системы обучения и воспитания офицеров в русской армии
- Воспитание офицерского корпуса в годы советской власти
- 2. Роль и место воспитательной работы в системе военного управления.
- 3.Основы организации и проведения воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
- Тема №9: «Организация воспитательной работы в части, подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера»
- 1. Цели и задачи воспитательной работы в подразделении.
- Содержание системы воспитания.
- Цели воспитательной работы:
- 1. С офицерами:
- Мероприятия воспитательной работы:
- 3. Основные формы и методы воспитательной работы офицера.
- 4. Перспективное и текущее планирование воспитательной работы
- Тема №10: «Психология личности военнослужащего и воинского коллектива. Методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих»
- 1. «Психология личности военнослужащего и воинского коллектива.
- Психологическая характеристика темпераментов
- Психология воинского коллектива.
- 2. Методика индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву и по контракту.
- 1. Анализ документов
- 2. Индивидуальная беседа
- 3.Наблюдение
- 4.Метод экспертного опроса.
- 5.Психологическое тестирование.
- Работа с офицерским составом.
- Воспитательная работа с призывниками.
- Воспитательная работа с контрактниками.
- Тема №11: «Морально-психологическое обеспечение боевой деятельности войск».
- 1. Роль и место морально-психологического обеспечения при выполнении боевых задач войсками.
- 2. Цели, задачи и способы морально-психологического обеспечения в подразделении.
- 3. Порядок организации и проведения мероприятий морально-психологического обеспечения в подразделении.
- 4. Пути и способы укрепления морально-психологических и боевых качеств военнослужащих в различных условиях боевой и повседневной деятельности войск.
- Тема №12: «Методика организации проведения общественно-государственной подготовки в частях и подразделениях».
- 1. Методика организации проведения общественно-государственной
- 2. Подготовка руководителей и обучаемых.
- 3.Учет занятий, порядок оценки обучаемого и подразделения.