10 Июля - День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год).
К началу XVIII века Россия, после присоединения обширных пространств на западе и востоке, стала огромным по территории государством - от Днепра на западе до Амура на востоке, от Ледовитого океана на севере до Северного Кавказа на юге. Экономическое развитие требовало расширения торговли с иноземными государствами, особенно Западной Европой с ее передовой промышленностью и культурой. Однако страна была лишена естественного выхода в Европу и к основным мировым торговым путям. Еще в XVII в. Швеция, захватив старинные русские земли, полностью отрезала Россию от Балтийского моря и запретила русским купцам проезд через свои владения. Прорвать торгово-экономическую блокаду и "прорубить окно в Европу" предстояло молодому и энергичному царю Петру I.
Решение балтийской проблемы вылилось в длительную и тяжелую Северную войну 1700-1721 гг., явившуюся суровым испытанием для Русского государства. Ему пришлось вести борьбу со Швецией - одним из сильнейших в военном отношении государств.
В октябре 1700 г. русская армия численностью 34 тысяч человек осадила крепость Нарву. На помощь осажденным шведский король Карл XII направил свою 25-тысячную армию. 19(30) ноября 1700 г. плохо обученная русская армия, имевшая устаревшую осадную артиллерию, потерпела поражения. Это был суровый урок для русской армии, из которого были сделаны правильные выводы. По словам Петра I, "неволя ценность отогнала, и ко трудолюбию и искусству день и ночь принудила".
Проводимая Петром I военная реформа быстро начала давать свои плоды. В 1701-1705 гг. русскими войсками были освобождены от шведов города Ямбург, Копорье, Дерпт (Юрьев), Нарва и Иван - город. Задача выхода России к Балтийскому побережью была решена, торгово-экономическая блокада оказалась прерванной.
В ходе первых военных кампаний молодая русская армия прошла хорошую школу, получила ценный боевой опыт. Победы, одержанные в тех сражениях, подняли моральный дух солдат и офицеров. Однако впереди еще предстояла длительная борьба.
В августе 1707 г. главные силы шведской армии (35 тыс. человек) во главе с Карлом XII, считавшимся непревзойденным полководцем, двинулись из Саксонии в Россию. Король Швеции стремился разгромить русскую армию и через Смоленск двинуться на Москву. Однако в результате успешных оборонительных действий русских войск замысел противника был сорван. Карл XII повернул свою армию на Украину, намереваясь усилить ее войсками изменника гетмана Мазепы, пополнить запасы боеприпасов и продовольствия, а затем возобновить наступление с юга.
28 сентября (9 октября) 1708 г. в сражении у деревни Лесной юго-восточнее Могилева русский 16-тысячный корволант (летучий отряд) нанес сокрушительное поражение 16-тысячному шведскому корпусу, двигавшемуся из Прибалтики на соединение с Карлом XII. Шведы потеряли более 9 тыс. убитыми и ранеными, обоз, всю артиллерию. Разгром под Лесной оставил Карла XII без резервов, боеприпасов. Это сражение Петр I впоследствии назвал "матерью Полтавской баталии", справедливо считая, что победа у Лесной подготовила разгром шведской армии в битве под Полтавой.
Шведская армия, стремилась добиться перелома в войне, осадила Полтаву, защитники которой в течение трех месяцев отбивали все атаки врага. На выручку осажденным подошли основные силы русской армии. 27 июня (8 июля) 1709 г. произошла знаменитая Полтавская битва.
Построив полки для решительной атаки, Петр I обратился к войскам с речью. "Воины, - говорил он, - вот пришел час, который решит судьбы Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество: Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали". Мужественно и храбро сражались русские войска. Первое вражеское знамя было захвачено каптенармусом Шлиссельбургского полка Авраамом Антоновым. У самого Петра вражеской пулей была пробита шляпа.
Сражение закончилось убедительной победой русской армии. Одна из лучших европейских армий была полностью разгромлена, потеряв более 9 тысяч человек убитыми, 19 тысяч человек пленными, в том числе весь генералитет. Преследуя разбитую шведскую армию, конница Меншикова на Днепре у села Переволочна заставила капитулировать еще 15 тысяч шведов. Карл XII вместе с Мазепой и небольшой охраной бежал в Турцию. Потери русских составили 1345 человек убитыми и 3290 человек ранеными.
Победа под Полтавой предопределила победоносный для России исход Северной войны. В результате успешных действий русской армии шведы были изгнаны из Финляндии, Польши, Прибалтики.
- Методические материалы для подготовки к зачету по огп
- Тема № 1: «Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации».
- 1. Основные направления мировой политики.
- 2. Основные направления развития средств вооруженной борьбы.
- Суть преобразований будет заключаться в следующем:
- 3. Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины рф.
- Тема № 2: «Вооруженные силы России в структуре государственных институтов».
- 1. Роль и место Вооруженных сил России в структуре государственных институтов.
- 2. Федеральный закон «Об обороне».
- Основы обороны
- Организация обороны
- 3. История развития инженерных войск.
- Инженерные мероприятия в боевых действиях армий Древней Греции, Рима и Карфагена
- Военно-инженерные мероприятия в войнах восточных славян (V—XI вв.)
- Военно-инженерные мероприятия в войнах периода
- XV — середины XVII в.
- Создание и развитие инженерных формирований в России
- Инженерные войска в русско-японской войне (1904—1905 гг.)
- Инженерные войска в Великой Отечественной войне
- Тема №3: «Военные реформы в истории Российского государства, опыт и уроки».
- 1. Военные реформы в истории Российского государства, опыт и уроки
- Создание регулярной армии.
- Военные преобразования российской армии. (военная реформа 1862-1874 г.)
- Создание красной, советской армии и пути ее совершенствования в условиях существования ссср.
- Военная реформа 60-х годов.
- 2. Современные проблемы вооруженных Сил и пути их решения
- Тема № 4: «Дни воинской славы - летопись героической доблести российского воинства».
- 1. Дни воинской славы России и их значение в воспитании военнослужащих.
- Знаменательные битвы и сражения российского государства.
- 18 Апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год).
- 21 Сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в
- 7 Ноября - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год)
- 10 Июля - День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год).
- 9 Августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год).
- 11 Сентября - День победы русской эскадр под командованием ф.Ф. Ушакова над Турецкой эскадрой у мыса Тендера (1790 год)
- 8 Сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием м.И. Кутузова с французской армией (1812 год)
- 1 Декабря - День победы русской эскадры под командованием п. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год)
- 23 Февраля - День победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год); День защитников Отечества
- 2 Февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год).
- 27 Января - День снятия блокады города Ленинграда (1944 год)
- 2. Дни боевой славы инженерных войск.
- Тема № 5 «Правовой статус военнослужащих».
- 1. Правовые основы воинской службы.
- 2.Федеральный закон «о статусе военнослужащих».
- Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:
- Гарантии
- Жилищные льготы
- Льготы в области образования.
- Льготы по труду и отдыху
- 3. Федеральный закон «о воинской обязанности и военной службе».
- Прохождение военной службы включает в себя:
- Тема № 6: «Порядок прохождения военной службы офицерским составом»
- 1.Порядок прохождения военной службы офицерским составом.
- Прохождение военной службы включает в себя:
- Контракт о прохождении военной службы (Статья 32 фз-53)
- Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. (Статья 38 фз-53)
- Воинские должности (Статья 42 фз-53).
- Назначение на воинские должности, освобождение от воинских должностей (Статья 43 фз-53).
- Перевод военнослужащих. (Статья 44 фз-53)
- Приостановление военной службы (Статья 45 фз-53)
- Составы военнослужащих и воинские звания (Статья 46 фз-53)
- Присвоение воинских званий (Статья 47 фз-53)
- Увольнение с военной службы ( из Статьи 51 фз-53)
- 2. Указ Президента рф «Вопросы прохождения военной службы».
- Тема №7: « Международное гуманитарное право о законах войны»
- 1. Международное гуманитарное право о законах войны.
- 2. Женевская конвенция «о защите жертв войны» от 12 августа 1949 года и дополнительные протоколы к ним 1977 года.
- 3. Конвенция «о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие».
- Тема №8: «Военно-педагогическое наследие русских полководцев и его значение для деятельности офицеров в современных условиях»
- 1.Военно-педагогическое наследие русских полководцев и его значение для деятельности офицеров современных условиях. Формирование единой системы обучения и воспитания офицеров в русской армии
- Воспитание офицерского корпуса в годы советской власти
- 2. Роль и место воспитательной работы в системе военного управления.
- 3.Основы организации и проведения воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
- Тема №9: «Организация воспитательной работы в части, подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера»
- 1. Цели и задачи воспитательной работы в подразделении.
- Содержание системы воспитания.
- Цели воспитательной работы:
- 1. С офицерами:
- Мероприятия воспитательной работы:
- 3. Основные формы и методы воспитательной работы офицера.
- 4. Перспективное и текущее планирование воспитательной работы
- Тема №10: «Психология личности военнослужащего и воинского коллектива. Методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих»
- 1. «Психология личности военнослужащего и воинского коллектива.
- Психологическая характеристика темпераментов
- Психология воинского коллектива.
- 2. Методика индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву и по контракту.
- 1. Анализ документов
- 2. Индивидуальная беседа
- 3.Наблюдение
- 4.Метод экспертного опроса.
- 5.Психологическое тестирование.
- Работа с офицерским составом.
- Воспитательная работа с призывниками.
- Воспитательная работа с контрактниками.
- Тема №11: «Морально-психологическое обеспечение боевой деятельности войск».
- 1. Роль и место морально-психологического обеспечения при выполнении боевых задач войсками.
- 2. Цели, задачи и способы морально-психологического обеспечения в подразделении.
- 3. Порядок организации и проведения мероприятий морально-психологического обеспечения в подразделении.
- 4. Пути и способы укрепления морально-психологических и боевых качеств военнослужащих в различных условиях боевой и повседневной деятельности войск.
- Тема №12: «Методика организации проведения общественно-государственной подготовки в частях и подразделениях».
- 1. Методика организации проведения общественно-государственной
- 2. Подготовка руководителей и обучаемых.
- 3.Учет занятий, порядок оценки обучаемого и подразделения.