2. Современные проблемы вооруженных Сил и пути их решения
29 декабря 2008 года Президент России подписал Указ «О некоторых вопросах Вооруженных Сил Российской Федерации». Согласно указу планируется к 1 января 2016 года установить штатную численность ВС РФ в количестве 1 884 829 единиц, в том числе 1 000 000 военнослужащих.
Цель военной реформы: приведение Вооруженных Сил в соответствие с современной военно-политической обстановкой и возможностями государства, повысить их боевую готовность и боеспособность за счет оптимизации структуры, состав и численности, подъёма качественного уровня технической оснащенности, подготовки и обеспечения, социального статуса военнослужащего.
Основные направления проведения реформы Вооруженных Сил Российской Федерации:
Оптимизация структуры, боевого состава и численности Вооруженных Сил.
Качественное улучшение состава, подготовки и обеспечения офицерского корпуса.
Подъём эффективности и качества оперативной и боевой подготовки, воспитания войск, укрепления правопорядка и воинской дисциплины.
Повышение качественного уровня технической оснащенности войск.
Создание экономных, рациональных систем комплектования, подготовки военных кадров, военного образования, военной науки и военной инфраструктуры.
Обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих и уволенных с военной службы, их семей.
В конечном итоге Россия должна получить высоко оснащенные, обладающие достаточным потенциалом сдерживания, современным уровнем профессиональной и морально-психологической подготовки, боеготовые, компактные и мобильные Вооруженные Силы регионального состава, структуры и численности.
Приоритеты реформирования:
Поэтапный перевод всех боевых соединений и воинских частей в категорию постоянной боевой готовности. Сухопутные войска будут переведены на бригадную основу, Военно-воздушные силы – на авиационные базы и бригады воздушно-космической обороны.
На каждом стратегическом направлении будет сформирована группировка войск, которая должна быть способна локализовать и нейтрализовать возможные вооруженные конфликты составом мирного времени (предстоит анализировать и разбираться по каждой предлагаемой структуре, местам дислокации, составу и решаемым задачам вплоть до батальона). Будут созданы бригады быстрого реагирования в каждом военном округе. Они войдут в структуру Воздушно-десантных войск, но оперативно они будут подчиняться командующим войсками военных округов и будут выполнять самые оперативные и острые задачи.
Планируется провести оптимизацию соотношения должностей офицерского состава и довести его количество до 150 тысяч человек (около 15% от общего числа личного состава ВС РФ).
Уменьшение офицерского состава будет проводиться поэтапно до 2012 года, за счет их увольнения по достижению предельного возраста их пребывания на военной службе, с предоставлением всех социальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством. В рамках формирования нового облика российской армии планируется ликвидировать дисбаланс между численностью высшего (старшего) и младшего офицерских составов.
В настоящее время в российской армии служат более 1100 генералов, планируется, что к 2012г. их станет около 900. Старших лейтенантов сейчас около 50 тыс., планируется увеличить эту цифру до 60 тыс.
Особое внимание будет уделено реформирование системы военного образования. На базе существующих 65 учебных заведений МО РФ будет создано 10 системообразующих вузов.
На сегодняшний день систему военного образования в России составляют 15 военных академий, 4 военных университета и 46 военных училищ и институтов. Будут созданы учебно-научные центры, где будут собраны воедино учебная часть и научно-исследовательские лаборатории, чтобы курсанты могли не только учиться, но и принимать активное участие в научной деятельности (по территориальному, а не ведомственному (как сейчас) принципу будет создано 10 системообразующих вузов, из них 3 военных учебно-научных центра, 6 военных академий и один военный университет).
Переход к комплектованию профессиональными сержантами является одной из приоритетных задач формирования нового облика Вооруженных Сил. В армии и на флоте предстоит укомплектовать 250 тыс. воинских должностей сержантов + 50 тыс. воинских должностей, замещаемых в настоящее время прапорщиками.
Подготовку сержантского состава в зависимости от служебного предназначения планируется осуществлять следующим образом:
без изменения имеющегося уровня образования - в учебных воинских частях из числа военнослужащих по призыву. Срок обучения – 5,5 месяцев;
с получением среднего профессионального образования – в военно-учебных заведениях из числа военнослужащих-контрактников, военнослужащих, пребывающих в запасе, а также гражданской молодежи. В соответствии с государственными образовательными стандартами срок обучения должен составлять, как правило, 2 года 10 месяцев.
К 2010 году завершить реализацию федеральной программы реформирования системы военного образования в Российской Федерации.
Решены многие проблемы, которые стояли перед военно-учебными заведениями долгие годы. Прежде всего, это касается вопросов материально-технического и информационно-методического обеспечения образовательного процесса, сохранения и укрепления научно-педагогического потенциала военно-учебных заведений. Результаты научных исследований, проведенных в рамках программы, будут использованы при формировании нового облика системы военного образования.
Дальнейшая работа будет осуществляться в соответствии со Стратегическим планом совершенствования профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации на период до 2020 года. Он утвержден на специальной комиссии Министерства обороны 3 декабря прошлого года.
Планом определен комплекс основных мероприятий, который включает:
-совершенствование системы профессионального отбора;
-оптимизацию сети военно-учебных заведений;
-совершенствование учебно-материальной базы вузов;
-повышение научно-педагогического потенциала военной школы;
-достижение соответствия уровня военно-профессиональной подготовки выпускников вузов современным требованиям;
-совершенствование организационного и экономического механизмов управления системой военного образования;
-оказание адресной поддержки лучшим вузам, слушателям и курсантам, докторантам и адъюнктам, преподавателям и ученым.
Все перечисленное направлено на достижение главной цели – выход на качество военного образования, адекватное требованиям XXI века.
Многое из запланированного уже реализуется.
В качестве стратегической перед военной школой поставлена амбициозная, но достижимая задача: к 2020 году войти в число пяти ведущих военных образовательных систем мира.
Основополагающими документами в военной сфере являются Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении», Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной Границе». Кроме того, к ним следует отнести Военную доктрину (утверждена Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706).
ВЫВОД:
Важнейшей составной частью истории Российского государства является его военная история. Во все века силой, способной объединить и сохранить нашу землю, оставались Вооруженные Силы. «В России есть только одна организованная сила - армия, и в ее руках судьба России», - подчеркивал знаменитый полководец М.Д. Скобелев.
Именно они, вооруженные защитники нашего Отечества, олицетворяли его мощь и международный авторитет, вставали непреодолимые преграды на пути многочисленных завоевателей, с огнем и мечом приходивших на нашу землю.
«Военный гений русского народа велик и могуч - тому свидетели все покоренные столицы Европы и те, шедшие на Русь завоеватели, что стали затем верноподданными белого царя... Стоило только когда-либо какой-нибудь европейской армии претендовать на звание первой в мире, как всякий раз на своем пути она встречала неунывающие русские полки и становилась «второй в мире», - писал военный историк А. Керсновский.
Основой доблести и героизма русской армии был не только несокрушимый моральный дух войска и любовь к своей Родине, но и отлаженная крепкая военная организация, созданная многими поколениями. В своем развитии она прошла сложный и длительный путь, ее история тесно связана с экономическим и политическим развитием России, с многовековой борьбой ее народов с иноземными захватчиками, с историческими и национальными особенностями страны.
В различные периоды истории государства, по мере развития материально-технических, социально-экономических и политических условий жизни общества Вооруженные Силы меняли свою организационную структуру, состав, способы комплектования, вооружение, приемы вооруженной борьбы. Эти изменения, как правило, проводились в ходе военных реформ, ставших важнейшими вехами в истории строительства армии и флота России.
В целом можно констатировать, что масштабные изменения в Вооруженных Силах, связанные с их коренной перестройкой в рамках основных положений военной реформы, завершены. На повестке дня новый этап - необходимо приступить к строительству современных Вооруженных Сил на основе созданных в процессе реформы правовых, политических, организационно-структурных предпосылок исходя из заново осмысленных национальных интересов, места России в мире и степени реальности угроз национальной безопасности страны.
- Методические материалы для подготовки к зачету по огп
- Тема № 1: «Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации».
- 1. Основные направления мировой политики.
- 2. Основные направления развития средств вооруженной борьбы.
- Суть преобразований будет заключаться в следующем:
- 3. Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины рф.
- Тема № 2: «Вооруженные силы России в структуре государственных институтов».
- 1. Роль и место Вооруженных сил России в структуре государственных институтов.
- 2. Федеральный закон «Об обороне».
- Основы обороны
- Организация обороны
- 3. История развития инженерных войск.
- Инженерные мероприятия в боевых действиях армий Древней Греции, Рима и Карфагена
- Военно-инженерные мероприятия в войнах восточных славян (V—XI вв.)
- Военно-инженерные мероприятия в войнах периода
- XV — середины XVII в.
- Создание и развитие инженерных формирований в России
- Инженерные войска в русско-японской войне (1904—1905 гг.)
- Инженерные войска в Великой Отечественной войне
- Тема №3: «Военные реформы в истории Российского государства, опыт и уроки».
- 1. Военные реформы в истории Российского государства, опыт и уроки
- Создание регулярной армии.
- Военные преобразования российской армии. (военная реформа 1862-1874 г.)
- Создание красной, советской армии и пути ее совершенствования в условиях существования ссср.
- Военная реформа 60-х годов.
- 2. Современные проблемы вооруженных Сил и пути их решения
- Тема № 4: «Дни воинской славы - летопись героической доблести российского воинства».
- 1. Дни воинской славы России и их значение в воспитании военнослужащих.
- Знаменательные битвы и сражения российского государства.
- 18 Апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год).
- 21 Сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в
- 7 Ноября - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год)
- 10 Июля - День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год).
- 9 Августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год).
- 11 Сентября - День победы русской эскадр под командованием ф.Ф. Ушакова над Турецкой эскадрой у мыса Тендера (1790 год)
- 8 Сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием м.И. Кутузова с французской армией (1812 год)
- 1 Декабря - День победы русской эскадры под командованием п. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год)
- 23 Февраля - День победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год); День защитников Отечества
- 2 Февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год).
- 27 Января - День снятия блокады города Ленинграда (1944 год)
- 2. Дни боевой славы инженерных войск.
- Тема № 5 «Правовой статус военнослужащих».
- 1. Правовые основы воинской службы.
- 2.Федеральный закон «о статусе военнослужащих».
- Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:
- Гарантии
- Жилищные льготы
- Льготы в области образования.
- Льготы по труду и отдыху
- 3. Федеральный закон «о воинской обязанности и военной службе».
- Прохождение военной службы включает в себя:
- Тема № 6: «Порядок прохождения военной службы офицерским составом»
- 1.Порядок прохождения военной службы офицерским составом.
- Прохождение военной службы включает в себя:
- Контракт о прохождении военной службы (Статья 32 фз-53)
- Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. (Статья 38 фз-53)
- Воинские должности (Статья 42 фз-53).
- Назначение на воинские должности, освобождение от воинских должностей (Статья 43 фз-53).
- Перевод военнослужащих. (Статья 44 фз-53)
- Приостановление военной службы (Статья 45 фз-53)
- Составы военнослужащих и воинские звания (Статья 46 фз-53)
- Присвоение воинских званий (Статья 47 фз-53)
- Увольнение с военной службы ( из Статьи 51 фз-53)
- 2. Указ Президента рф «Вопросы прохождения военной службы».
- Тема №7: « Международное гуманитарное право о законах войны»
- 1. Международное гуманитарное право о законах войны.
- 2. Женевская конвенция «о защите жертв войны» от 12 августа 1949 года и дополнительные протоколы к ним 1977 года.
- 3. Конвенция «о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие».
- Тема №8: «Военно-педагогическое наследие русских полководцев и его значение для деятельности офицеров в современных условиях»
- 1.Военно-педагогическое наследие русских полководцев и его значение для деятельности офицеров современных условиях. Формирование единой системы обучения и воспитания офицеров в русской армии
- Воспитание офицерского корпуса в годы советской власти
- 2. Роль и место воспитательной работы в системе военного управления.
- 3.Основы организации и проведения воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
- Тема №9: «Организация воспитательной работы в части, подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера»
- 1. Цели и задачи воспитательной работы в подразделении.
- Содержание системы воспитания.
- Цели воспитательной работы:
- 1. С офицерами:
- Мероприятия воспитательной работы:
- 3. Основные формы и методы воспитательной работы офицера.
- 4. Перспективное и текущее планирование воспитательной работы
- Тема №10: «Психология личности военнослужащего и воинского коллектива. Методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих»
- 1. «Психология личности военнослужащего и воинского коллектива.
- Психологическая характеристика темпераментов
- Психология воинского коллектива.
- 2. Методика индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву и по контракту.
- 1. Анализ документов
- 2. Индивидуальная беседа
- 3.Наблюдение
- 4.Метод экспертного опроса.
- 5.Психологическое тестирование.
- Работа с офицерским составом.
- Воспитательная работа с призывниками.
- Воспитательная работа с контрактниками.
- Тема №11: «Морально-психологическое обеспечение боевой деятельности войск».
- 1. Роль и место морально-психологического обеспечения при выполнении боевых задач войсками.
- 2. Цели, задачи и способы морально-психологического обеспечения в подразделении.
- 3. Порядок организации и проведения мероприятий морально-психологического обеспечения в подразделении.
- 4. Пути и способы укрепления морально-психологических и боевых качеств военнослужащих в различных условиях боевой и повседневной деятельности войск.
- Тема №12: «Методика организации проведения общественно-государственной подготовки в частях и подразделениях».
- 1. Методика организации проведения общественно-государственной
- 2. Подготовка руководителей и обучаемых.
- 3.Учет занятий, порядок оценки обучаемого и подразделения.