logo search
ИПО

Развитие мифологии и религиозных представлений в эпоху позднепервобытной общины.

Новые условия хозяйственной и социальной жизни, а также подъем духовной культуры нашли свое отражение и в мифологии. Она стала более развитой, включив в себя этиологию не только людей, животного и растительного мира, простейших общественных установлений, но и культурных растений, домашних животных, усложнившихся социальных институтов, нередко и мироздания в целом. Получают распространения мифы о браке: мужчины – Небо, женщины – Земли. В то же время возрастание социальной роли мужчин широко отразилось в мифах о создании мира мужчиной без участия женщины.

В такой же степени эволюционировала и развивалась религия. Люди все меньше отождествляли себя с природной средой и все больше сознавали свою зависимость от неведомых сверхъестественных сил, которые виделись добрыми и злыми. Добрым силам стали поклоняться как постоянным защитникам и покровителям рода, общины, племени; противостоящие им злые силы старались умилостивить. Содержание тотемизма изменилось: тотемические “родственники” и “предки” сделались объектом религиозного поклонения. В дальнейшем тотемизм продолжает сохраняться не столько как живая система верования, сколько в пережитках (тотемные названия и символы рода). В это время начал складываться культ природы (духи животного и растительного мира, земные и небесные силы).

С возникновением земледелия зарождается культ возделываемых растений и тех сил природы, от которых зависело их произрастание, особенно Земли и Солнца (ирокезы почитали духов маиса, тыквы и бобов). Представления о Солнце, как о мужском и Земле, как о женском начале вместе в цикличностью благоприятного воздействия Солнца породило почитание Солнца в качестве умирающего и воскресающего духа плодородия. Получило распространение магическая практика укрепления силы Солнца, усиления плодородия Земли, вызывания дождя. Подобным образом возникал культ покровителей скота (у папуасов – покровитель свиней – Геру) и развивалось скотоводческая магическая практика.

С развитием родоплеменной организации стала зарождаться вера в помогающих людям духов умерших прародителей. Так возник культ предков. Как правило, он ыл культом мужских предков, хоты в материнскородовых обществах, возможно, уже начал складываться культ женских предков, местами известный на более поздних стадиях развития.

До культа лидеров было еще далеко, но уже имелись его предпосылки. Они создавались верой в наличие у людей сверхъестественной силы, которая была ограничена у рядовых сородичей, и намного более действенна у старейшин, военачальников и колдунов. Эта вера существовала почти повсеместно, но в науке за ней закрепилось меланезийское название “мана”. Постепенно возникла вера в то, что хорошую мана может заполучить всякий, вкусивший от тела его носителя. Так появилась практика съедать сердце или печень убитого врага и эндоканнибализм по отношению к собственным родичам, в особенности выдающимся.