4. Пути и способы укрепления морально-психологических и боевых качеств военнослужащих в различных условиях боевой и повседневной деятельности войск.
Одним из условий успешного осуществления психологической работы является глубокое понимание ее сути, целей и задач как обучающими, так и обучаемыми. Знание этих вопрос позволяет офицерам успешно применять необходимые для психологической работы средства и методы, в полной мере использовать процесс воспитания, обучения и всей деятельности воинов. Поэтому предметом постоянной заботы командира, его заместителей, штаба является глубокое изучение теоретической сущности данной проблемы в данное время и умелое использование, и грамотное применение полученных знаний в боевой обстановке Роль и значение психологической работы с личным составом в настоящее время еще более возросли. Это потребовало в свою очередь совершенствования путей, форм и способов психологической подготовки личного состава к действиям в боевых условиях.
Некоторые формы и методы психологической работы в основных видах боя:
В ходе обороны, наступления и во встречном бою:
-личный пример командира;
-призыв;
-короткая беседа в расчете, экипаже, взводе;
-одобрение действий, поступков;
-личное общение командиров с воинами;
-товарищеская взаимопомощь.
На марше:
-беседа;
-товарищеская взаимопомощь;
-личный пример командира;
-призыв;
-совет;
-замечание.
В районе сосредоточения, выжидательном районе:
-подведение итогов марша;
-поощрение и популяризация отличившихся;
-инструктаж офицеров и актива ;
-организация и выпуск наглядной агитации, молний, боевых листков;
-доведение обстановки в боевых событиях и последних известий;
-совещание водительского состава;
-развертывание походной наглядной агитации и т.д.
Морально-политические и психологические качества человека взаимно связаны и составляют единое целое.
Можно определить основные пути психологической работы в подразделениях.
Во-первых, активная работа по идейно-психологическому воспитанию воина -пламенного патриота, идейно убежденного защитника Родины. Высокая политическая сознательность, понимание своего общественного и воинского долга - основа морально-политической и психологической работы.
Во-вторых, строгое следование важнейшему принципу военного обучения - учить войска тому, что необходимо на войне. Этот принцип требует, чтобы вся подготовка воинов проводилась на уровне передовой военной науки с учетом всех особенностей вооруженной борьбы, изменений, которые вносятся в военное искусство научно-техническим прогрессом. Принцип - учить войска тому, что необходимо на войне - обязывает командиров при обучении войск повседневно уделять большое внимание полевой выучке подразделений и частей, не допускать упрощений и послаблений на занятиях по боевой подготовке, максимально приближать условия учебной работы к боевым действиям войск, добиваться, чтобы учебные занятия велись активно и непрерывно, а учебно-боевые задачи делались в сложной и напряженной обстановке при недостаче информации.
Целесообразно активно приближать условия обучения к боевым действиям. Это достигается выбором места, времени, отрабатываемой задачи, имитацией боевых факторов, сил противника; использование оружия и боевой техники в учебных целях. В войсках накоплен опыт широкого применения звуковых и шумовых эффектов, имитации взрывов авиабомб, свиста пуль, создания очагов пожаров, задымлении, завалов, разрушений, обозначения потерь в живой силе и боевой технике! В этих условиях у воинов возникают психологические состояния, близкие к тем, которые переживаются человеком в реальном бою.
В-третьих, внесение в боевую учебу элементов опасности и риска, создание в ходе занятии и учений ситуаций, вызывающих у воинов психическое состояние внутренней напряженности. У воинов, подготовленных к современной войне, преобладают положительные психические явления - боевое возбуждение, прилив сил! боевой азарт и др. Там, где нет целенаправленной психологической работы, могут иметь место отрицательные психологические реакции: страх, растерянность, невыполнение заданий.
В целях психологической закалки воинов в войсках в ходе занятий и учений широко внедряются такие испытанные способы воздействия на психику воинов и создание у них боевых состояний, как:
- движение в атаку за разрывами снарядов и мин;
- стрельба штатными снарядами и проведение стрельб в ночное время;
- установка и разминирование минно-взрывных заграждений с боевыми взрывателями;
- десантирование и спешивание с транспортных и боевых средств на ходу;
- бомбоштурмовые удары самолетов в непосредственной близости от войск;
- метание боевых гранат в атаке с ходу;
- стрельба инертными гранатами по танкам;
- длительное и частое преодоление различных препятствий, заграждений и имитированных зон заражения;
В-четвертых, использование эмоционально-волевых упражнений и тренировок. Они проводятся там, где оборудованы специальные городки и полосы. Их назначение заключается в создании такой учебной ситуации, которая вызывала бы у воинов напряжение и опасения, волнения, колебания, испуг, но в то же время и вынуждала их, пересиливая себя, снимать психологические нагрузки и достигать желаемого результата в выполнении учебно-боевых задач. К таким упражнениям, в частности, относятся:
- погружение в воду для проведения инженерных работ
- прыжки в воду в полной экипировке и переправа вплавь обкатка танками
- преодоление специальной полосы препятствий
- тушение горящей одежды
- преодоление танками огневых полос, зон пожаров, задымления, завалов .
В-пятых, одним из путей морально-психологической подготовки личного состава является использование системы тренажеров в целях выработки у воинов скорости и устойчивости психомоторных реакций, определенных свойств внимания, наиболее экономных приемов мышления, увеличения объема памяти и т.п.
В-шестых, наиболее трудную задачу морально-политической и психологической работы составляет выработка у воинов положительной психологической реакции на радиационную и химическую опасность. Такая опасность может оказывать сильное воздействие на психику воинов и в зависимости от предварительной закалки вызывать либо прилив энергии, ясность мыслей, точность движений, собранность либо напротив, растерянность и страх.
Страх и паника, как и всякое другое социально-психологическое явление, подчинены вполне определенным зависимостям, а раз так, то они поддаются прогнозу, контролю и предупреждению. Такую предупредительную работу можно представить как научно обоснованный и управляемый процесс.
Солдата, испытывающего страх, необходимо отвлечь от источника страха, показать перспективу успеха, поставить конкретную задачу, предъявить к нему повышенную требовательность, обеспечить поддержку товарищей, побудить к активной деятельности. Достигается это все вниманием командира, контролем, требованием, призывом, примером. Недопущение возникновения страхи в бою, а также в опасных условиях боевой учебы или пресечению его распространения служат следующие меры:
- непрерывная воспитательная работа и боевая подготовка, вооружающая людей высокими моральными качествами и воинским мастерством, способным противостоять влиянию опасности;
постоянная, своевременная, содержательная информация личного состава об обстановке, борьба со слухами и вражеской пропагандой;
постоянная занятость личного состава выполнением служебных задач; это лучше всего отвлекает людей от возможных мыслей о грозящей опасности, от переживания опасности; занятости способствует также активизация жизненных процессов в организме человека, вызывает положительные бодрые чувства и настроение.
- контроль за поведением психологически неустойчивых людей, постоянное влияние на них;
- развитие взаимоотношений войскового товарищества в подразделении, взаимовыручки, постоянной взаимной поддержки и взаимодействия между военнослужащими и подразделениями;
продуманное руководство и влияние на воинов личности командира;
психологическая подготовка воинов к боевым действиям.
-психологическая закалка личного состава для успешных боевых действий в условиях применения противником оружия массового поражения предполагает прежде всего глубокое знание им основ оружия массового поражения и средств защиты от него.
Постоянное обогащение воинов знаниями по тактико-техническим свойствам нового оружия и средствам защиты от него является одним из надежных средств предупреждения отрицательных психологических явлений у воинов на поле боя.
- Методические материалы для подготовки к зачету по огп
- Тема № 1: «Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации».
- 1. Основные направления мировой политики.
- 2. Основные направления развития средств вооруженной борьбы.
- Суть преобразований будет заключаться в следующем:
- 3. Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины рф.
- Тема № 2: «Вооруженные силы России в структуре государственных институтов».
- 1. Роль и место Вооруженных сил России в структуре государственных институтов.
- 2. Федеральный закон «Об обороне».
- Основы обороны
- Организация обороны
- 3. История развития инженерных войск.
- Инженерные мероприятия в боевых действиях армий Древней Греции, Рима и Карфагена
- Военно-инженерные мероприятия в войнах восточных славян (V—XI вв.)
- Военно-инженерные мероприятия в войнах периода
- XV — середины XVII в.
- Создание и развитие инженерных формирований в России
- Инженерные войска в русско-японской войне (1904—1905 гг.)
- Инженерные войска в Великой Отечественной войне
- Тема №3: «Военные реформы в истории Российского государства, опыт и уроки».
- 1. Военные реформы в истории Российского государства, опыт и уроки
- Создание регулярной армии.
- Военные преобразования российской армии. (военная реформа 1862-1874 г.)
- Создание красной, советской армии и пути ее совершенствования в условиях существования ссср.
- Военная реформа 60-х годов.
- 2. Современные проблемы вооруженных Сил и пути их решения
- Тема № 4: «Дни воинской славы - летопись героической доблести российского воинства».
- 1. Дни воинской славы России и их значение в воспитании военнослужащих.
- Знаменательные битвы и сражения российского государства.
- 18 Апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год).
- 21 Сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в
- 7 Ноября - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год)
- 10 Июля - День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год).
- 9 Августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год).
- 11 Сентября - День победы русской эскадр под командованием ф.Ф. Ушакова над Турецкой эскадрой у мыса Тендера (1790 год)
- 8 Сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием м.И. Кутузова с французской армией (1812 год)
- 1 Декабря - День победы русской эскадры под командованием п. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год)
- 23 Февраля - День победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год); День защитников Отечества
- 2 Февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год).
- 27 Января - День снятия блокады города Ленинграда (1944 год)
- 2. Дни боевой славы инженерных войск.
- Тема № 5 «Правовой статус военнослужащих».
- 1. Правовые основы воинской службы.
- 2.Федеральный закон «о статусе военнослужащих».
- Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:
- Гарантии
- Жилищные льготы
- Льготы в области образования.
- Льготы по труду и отдыху
- 3. Федеральный закон «о воинской обязанности и военной службе».
- Прохождение военной службы включает в себя:
- Тема № 6: «Порядок прохождения военной службы офицерским составом»
- 1.Порядок прохождения военной службы офицерским составом.
- Прохождение военной службы включает в себя:
- Контракт о прохождении военной службы (Статья 32 фз-53)
- Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. (Статья 38 фз-53)
- Воинские должности (Статья 42 фз-53).
- Назначение на воинские должности, освобождение от воинских должностей (Статья 43 фз-53).
- Перевод военнослужащих. (Статья 44 фз-53)
- Приостановление военной службы (Статья 45 фз-53)
- Составы военнослужащих и воинские звания (Статья 46 фз-53)
- Присвоение воинских званий (Статья 47 фз-53)
- Увольнение с военной службы ( из Статьи 51 фз-53)
- 2. Указ Президента рф «Вопросы прохождения военной службы».
- Тема №7: « Международное гуманитарное право о законах войны»
- 1. Международное гуманитарное право о законах войны.
- 2. Женевская конвенция «о защите жертв войны» от 12 августа 1949 года и дополнительные протоколы к ним 1977 года.
- 3. Конвенция «о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие».
- Тема №8: «Военно-педагогическое наследие русских полководцев и его значение для деятельности офицеров в современных условиях»
- 1.Военно-педагогическое наследие русских полководцев и его значение для деятельности офицеров современных условиях. Формирование единой системы обучения и воспитания офицеров в русской армии
- Воспитание офицерского корпуса в годы советской власти
- 2. Роль и место воспитательной работы в системе военного управления.
- 3.Основы организации и проведения воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
- Тема №9: «Организация воспитательной работы в части, подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера»
- 1. Цели и задачи воспитательной работы в подразделении.
- Содержание системы воспитания.
- Цели воспитательной работы:
- 1. С офицерами:
- Мероприятия воспитательной работы:
- 3. Основные формы и методы воспитательной работы офицера.
- 4. Перспективное и текущее планирование воспитательной работы
- Тема №10: «Психология личности военнослужащего и воинского коллектива. Методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих»
- 1. «Психология личности военнослужащего и воинского коллектива.
- Психологическая характеристика темпераментов
- Психология воинского коллектива.
- 2. Методика индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву и по контракту.
- 1. Анализ документов
- 2. Индивидуальная беседа
- 3.Наблюдение
- 4.Метод экспертного опроса.
- 5.Психологическое тестирование.
- Работа с офицерским составом.
- Воспитательная работа с призывниками.
- Воспитательная работа с контрактниками.
- Тема №11: «Морально-психологическое обеспечение боевой деятельности войск».
- 1. Роль и место морально-психологического обеспечения при выполнении боевых задач войсками.
- 2. Цели, задачи и способы морально-психологического обеспечения в подразделении.
- 3. Порядок организации и проведения мероприятий морально-психологического обеспечения в подразделении.
- 4. Пути и способы укрепления морально-психологических и боевых качеств военнослужащих в различных условиях боевой и повседневной деятельности войск.
- Тема №12: «Методика организации проведения общественно-государственной подготовки в частях и подразделениях».
- 1. Методика организации проведения общественно-государственной
- 2. Подготовка руководителей и обучаемых.
- 3.Учет занятий, порядок оценки обучаемого и подразделения.