46. Столыпинская аграрная реформа.
Центральное место в Столыпинской программе занимал аграрный вопрос. После революции надежды на общину как гарант спокойствия деревни себя не оправдали. поэтому разрушения кр.общины стало осн.плж. реформы + насаждение в деревне собственника, способного стать оплотом порядка = улучшение экономического развития (увеличить сх.прво).
Указ 9 нояб 1906 о свободном выходе крестьян из общины и укреплении надельной земли в личную собть (борьба с чересполосицей: земли разбросанные мжн соединить в 1 участок – отруб, присоединив приусадебную терр. и перенести дом с постройками - хутор), утвержден законом14 июня 1910 ГС (сельские общины, у которых не было передела земли со времени наделения землей 1860 считались автоматически перешедшими в индивидуальное хозяйство). Активная переселенческая политика как средство борьбы с малоземельем в центр.России.
Наиболее успешно реформа осуществлялась в районе высокого уровня развития товарного сх (Пвлж, Прибалтика, Укр, Сиб).
Знч: способствовал развитию брж отношений в деревне. Усилились позиции кулака (50% тов.хлеба).
Успех: //отмена выкупных платежей, рост мировых цен на хлеб, высокие урожаи 1912-13гг.
Итоги: реформа в принципе не удалась, ей не хватило времени. 26% всех крестьянских хозяйств. Это если брать по числу дворов на 1914. Без финансовой базы реформа не двигалась. Реформа сопровождалась конфликтами между крестьянами и властями (крестьянский консерватизм). + Реформа безусловно изменила к лучшему положение в деревне. Была оказана большая помощь крестьянским хозяйствам. Здесь активную деятельность развернули земства, которые правительство подключило.
Курсовая + Википедия:
Одним из наиболее известных мероприятий, осуществленных под руководством П.А.Столыпина, является аграрная реформа. Реформа разворачивалась в нескольких направлениях:
Повышение качества права собственности крестьян на землю, состоявшее прежде всего в замене коллективной и ограниченной собственности на землю сельских обществ полноценной частной собственностью отдельных крестьян-домохозяев; мероприятия в этом направлении носили административно-правовой характер.
Искоренение устаревших сословных гражданско-правовых ограничений, препятствовавших эффективной хозяйственной деятельности крестьян.
Повышение эффективности крестьянского сельского хозяйства; правительственные мероприятия состояли, прежде всего, в поощрении выделения крестьянам-собственникам участков «к одному месту» (отруба, хутора), что требовало проведения силами государства огромного объёма сложных и дорогостоящих землеустроительных работ по разверстанию чересполосных общинных земель.
Поощрение покупки частновладельческих (прежде всего помещичьих) земель крестьянами, через разного рода операции Крестьянского поземельного банка, преобладающее значение имело льготное кредитование.
Поощрение наращивания оборотных средств крестьянских хозяйств через кредитование во всех формах (банковское кредитование под залог земель, ссуды членам кооперативов и товариществ).
Расширение прямого субсидирования мероприятий так называемой «агрономической помощи» (агрономическое консультирование, просветительные мероприятия, содержание опытных и образцовых хозяйств, торговля современным оборудованием и удобрениями).
Поддержка кооперативов и товариществ крестьян.
24 августа 1906 года правительство опубликовало декларацию, в которой пыталось оправдать свою достаточно репрессивную политику и возвещало о намерении провести важные социально-политические реформы. Подробнее преобразовательная программа была изложена Столыпиным во II Думе 6 марта 1907 года. Некоторые мероприятия правительство начало проводить, не дожидаясь созыва Думы. Так, 27 августа 1906 года по 87 статье был принят указ о передаче Крестьянскому банку для продажи крестьянам части казенных земель. 5 октября последовал указ об отмене некоторых ограничений в правах крестьян. Этим указом были окончательно отменены подушная подать и круговая порука, сняты некоторые ограничения свободы передвижения крестьян, избрания ими места жительства, отменен закон против семейных разделов, сделана попытка уменьшить произвол земских начальников и уездных властей, расширены права крестьян на земских выборах.
Указ 17 октября 1906 г. конкретизировал принятый по инициативе Витте указ 17 апреля 1905 г. о веротерпимости. В новом указе были определены права и обязанности старообрядческих и сектантских общин. Представители официальной церкви так и не простили Столыпину того, что старообрядцы получили определенный устав, а положение о православном приходе застряло в канцеляриях.
9 ноября 1906 г. был издан указ, имевший скромное название «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». В дальнейшем, дополненный и переработанный в Третьей Думе, он стал действовать как закон 14 июня 1910 г. 29 мая 1911 г. принят закон «О землеустройстве».
«Абстрактность замысла столыпинской аграрной реформы в значительной мере объяснялось тем, что ее сочиняли люди, неважно знавшие русскую деревню. За два года пребывания в Саратове Столыпин, конечно, не мог узнать ее достаточно глубоко. Ближайшим его сподвижником в проведении реформы был А.В.Кривошеин, в 1908 г. ставший главноуправляющим землеустройством и земледелием. Главным правительственным теоретиком по землеустройству был датчанин А.А.Кофод.
Несмотря на все старания правительства, хутора приживались только в некоторых западных губерниях, включая Псковскую и Смоленскую. Отруба, как оказалось, подходили лишь для губерний Северного Причерноморья, Северного Кавказа и Степного Заволжья. Отсутствие сильных общинных традиций здесь сочеталось с высоким уровнем развития аграрного капитализма, исключительным плодородием почвы, ее однородностью на очень больших пространствах и весьма низким уровнем агрикультуры. Только при таких условиях переход на отруба происходил более или менее безболезненно и быстро приносил пользу. Итоги столыпинской аграрной реформы выражаются в следующих цифрах. К 1 января 1916 г. из общины в чересполосное укрепление вышло 2 млн. домохозяев. Им принадлежало 14,1 млн. дес. земли. 469 тыс. домохозяев, живших в беспредельных общинах, получили удостоверительные акты на 2,8 млн. дес. 1,3 млн. домохозяев перешли к хуторскому и отрубному владению (12,7 млн. дес.). Эти цифры нельзя механически складывать, поскольку некоторые домохозяева, укрепив наделы в личную собственность, выходили потом на хутора и отруба, а другие шли на хутора и отруба сразу, без промежуточной стадии. По приблизительным подсчетам, всего из общины вышло около 3 млн. домохозяев, что составляет примерно третью часть от общей их численности в тех губерниях, где проводилась реформа. Выходили из общины и переселенцы, отправлявшиеся в Сибирь. Таковых было около 16% от общего числа домохозяев, вышедших из общины. Из общинного оборота было изъято 22% земель. В конечном итоге, властям не удалось ни разрушить общину, ни создать устойчивый и достаточно массовый слой крестьян-собственников. Так что можно говорить об общей неудаче столыпинской аграрной реформы. Вместе с тем, известно, что после окончания революции 1905-1907 гг. и до начала первой мировой войны положение в русской деревне заметно улучшилось. Однако нет никаких оснований связывать это улучшение с проведением аграрной реформы. Здесь действовали другие факторы. Во-первых, с 1907 г. были отменены выкупные платежи. Во-вторых, наблюдался рост мировых цен на зерно. От этого, надо полагать, кое-что перепадало и простым крестьянам. В-третьих, за годы революции сократилось помещичье землевладение, а в связи с этим уменьшились и кабальные формы эксплуатации. Наконец, в-четвертых, за весь период был только один неурожайный (1911) год, но зато подряд два года (1912-1913) были очень хорошие урожаи. Что касается аграрной реформы, то это была настолько широкомасштабная реформа, потребовавшая столь значительной земельной перетряски, что она никак не могла сказаться положительным образом в первые же годы, даже если бы в последствии имела успех».
- 1.Николай I: воспитание, обучение, семейная жизнь, характер, политические взгляды.
- 2. Внутренняя политика Николая I: структура власти, сословная, экономическая политика
- Задачи правления Николая 1:
- Укрепление самодержавия:
- Социальная политика Николая 1
- Экономическая политика
- 3.Внутренняя политика Николая I: крестьянский вопрос.
- 5.Восточный вопрос в политике России в 1825–1833 г. Три кризиса в «Восточном вопросе»
- 6.Войны с Турцией и Персией. Россия и европейские революции 1830 г. Польское восстание.
- 7.Внешняя политика России в 1833–1848 гг.
- 8.Революции 1848–1849 гг. В Европе и Россия.
- 9. Присоединение Кавказа к России. Кавказская война.
- 10. Народные (крестьянские, солдатские) и национально-освободительные движения в России в первой половине хiх в.
- 11. Антиправительственные кружки второй четверти хiх в.
- 12. Консервативная дворянская идеология первой половины хiх в. Теория “официальной народности”. Русский утопический социализм в 30-х – 40-х гг. Хiх в.
- 13.Либеральное движение в России конца 30-50-гг. Хiх в.: западники и славянофилы.
- 14.Дипломатическое развязывание Крымской войны. Начальный период Крымской войны (до обороны Севастополя).
- 15. Оборона Севастополя. Завершение Крымской войны и Парижский мир 1856 г.
- 16. Культура России первой половины хiх в.: просвещение и наука.
- 17.Культура России первой половины хiх в.: литература.
- 18. Русская культура первой половины хiх в.: музыка, театр.
- 19. Самодержавие накануне преобразований 60-х – 70-х гг. Хiх в. Подъем общественного движения во второй половине 50-х – начале 60-х гг. Хiх в.
- 20. Подготовка крестьянской реформы 1861 г.
- 21. Акты 19 февраля 1861 г. Об отмене крепостного права. Законодательство об удельных и государственных крестьян.
- 22. Земская и городская реформы. Судебная и военная реформы.
- 23. Реформы в области финансов, просвещения и печати в 60-х – 70-х гг. Хiх в.
- 24. Самодержавие и правительственные проекты конституционного переустройства России в 60-х – 70-х гг. Хiх в.
- 26. Русская радикальная интеллигенция: ее формирование, социальная природа и мировосприятие. Революционные кружки 60-х гг. Хiх в.
- 27. Революционное народничество 70-х гг. Хiх в.
- 28. Либеральное движение в 60-х – 70-х гг. Хiх в.
- 29. Политический кризис на рубеже 70-х – 80-х гг. Хiх в. Диктатура м.Т.Лорис-Меликова.
- 30. Внешняя политика России после Крымской войны (до середины 70-х гг. Хiх в.). Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
- 31. Усиление охранительных начал в правительственной политике в 80-х – первой половине хiх в. Самодержавие и печать. Политика в области просвещения. Земская и городская контрреформы.
- 32. Социальная политика самодержавия в 80-х – первой половине хiх в.
- 30. Финансово-экономическая политика самодержавия в 80-х – начале 90-х гг. Хiх в.
- 33. Экономическое развитие России в конце хiх – начале хх вв.: промышленность, торговля, кредитная система.
- 34. Политика формированной индустриализации России в 90-х гг. Хiх в. («система с.Ю. Витте»).
- 35. Аграрный вопрос в России в конце хiх в. – начале хiх в.
- 36. Социальная структура русского общества в пореформенную эпоху.
- 37. Внешняя политика России в 80-х гг. Хiх в. – начале 1900-х гг. Русско-японская война 1904 – 1905 гг.
- 38. Предпосылки и характер социальных потрясений в России в начале хх в. Массовые движения и революционные организации на рубеже веков (до 1905 г.).
- 39. Русский либерализм накануне революции 1905-1907 гг.
- 40. Самодержавие накануне революции 1905-1907 гг.
- 41. Начало революции 1905-1907 гг. Рабочее и крестьянское движение в 1905-1907 гг.
- 42. Самодержавие и Первая русская революция. Государственные преобразования 1905-1906 гг.
- 43. Образование консервативно-монархических и либеральных политических партий в период революции 1905-1907 гг. Их программы и тактика.
- 44. I и II Государственные Думы.
- 45. Третьеиюньская монархия. Борьба в правящих кругах вокруг Столыпинской аграрной программы реформ в 1907-1911 гг.
- 46. Столыпинская аграрная реформа.
- 47. Кризис третьеиюньской политической системы в 1905-1914 гг.
- 48. Внешняя политика России в 1907-1914 гг.
- 1.Николай I: воспитание, обучение, семейная жизнь, характер, политические взгляды.