11. Антиправительственные кружки второй четверти хiх в.
Одним из первых нарушил общественное молчание, наступившее после подавления восстания декабристов, П.Я.Чаадаев, чьи знаменитые «Философические письма» стали отправной точкой многочисленных споров в «обществе». Они были написаны в 1829-1831 гг. на французском языке. Первое письмо было опубликовано в 1836 году в журнале «Телескоп» и стало сенсационным. Мыслитель, как никто другой, почувствовал безысходность самодержавного ГКС, его хроническое отставание во всех сферах бытия от Запада. Чаадаев не только подверг резкой критике российский государственно-крепостнический строй, сравнивая его с западноевропейскими порядками, но и весьма пессимистично оценивал его будущее. Негативное отношение мыслителя к прошлому и будущему России вызвало критику с разных сторон. Официальная власть реагировала привычным и до, и после методом: журнал закрыли, издателя выслали, самого Чаадаева объявили сумасшедшим. Писатели, философы обижались за Россию и не соглашались с Чаадаевым. Мало кто остался равнодушным к «Философическим письмам», и споры вокруг них во многом определили дальнейшее движение общественной мысли. Свою роль в оживлении «общественной жизни» сыграли и те небольшие кружки, которые возникали на рубеже 20-30-х годов и исчезали, не успев вырасти в более или менее крупные организации. В 1827 г. в Московском университете раскрыли кружок Критских (попытка продолжения декабристской идеологии и тактики. Пропаганда революционных идей среди студентов, чиновников, офицеров. Предпосылков революционных преобразований должно стать цареубийство. В день коронации Николая I члены кружка разбросали по Красной площади прокламации, призывающие к свержению самодержавия. Кружок был раскрыт полицией, его участники заключены в Соловецкий монастырь, а затем отданы в солдаты) , а в 1831 г. Сунгурова, участники которого собирались подготовить вооруженное восстание. В 1834 году был раскрыт кружок Герцена и Огарева.
Этот кружок сыграл видную роль в распространении идей утопического социализма в России. Имена Мора, Фурье, Сен-Симона упоминались даже в подцензурной периодике. Белинский возглавлял кружок «Литературное общество 11-го нумера», получившее свое название от номера комнаты студенческого общежития, где происходили собрания. Сам юный Белинский написал драму «Дмитрий Калинин», которая обрушивалась на крепостничество и социальное неравенство.
С 1831 до 1840 г. просуществовал с изменениями кружок студентов Московского университета под руководством Станкевича, который стал одним из самых ярких, определяющих явлений русской общественной жизни 1830-х годов. Убеждения членов кружка был неопределенными, причем настолько, что из него вышли люди с противоположными в будущем убеждениями, например, идеолог самодержавия Катков и теоретик анархизма Бакунин. Изучали философские системы Шеллинга, Канта, Гегеля. Осуждение крепостничества. Члены кружка считали, что распространение просвещения должно привести к изменению «быта общественного». С отъездом Станкевича за границу кружок распался сам собой.
В 30-е годы меняется социальный состав движения. Если в предшествующее десятилетие в нем первенствовали военнослужащие, то теперь все большую роль начинает играть студенчество. Студенчество живо откликалось на обострение национального вопроса. Тысячи участников польского восстания 1830-1831 гг. были репрессированы и сосланы на восточные и южные окраины России, также оказывая революционное воздействие. В 1832 году был обнаружен заговор грузинских дворян. На Северном Кавказе к власти пришел Шамиль. В 1835 году отмечались волнения башкир. Многочисленные тайные организации во второй половине 30-х гг. существовали только в западной части Российской империи и были связаны с нац. Движением. С 1835 по 1838 гг. на польских землях действовала одна из наиболее крупных и радикальных конспиративных организаций – Содружество польского народа во главе с Конарским. Организации Содружества существовали среди студентов Виленского и Киевского университетов.
Зарождается направление, которое в советской историографии называли революционно-демократическим, наиболее видными представителями которого в это время были Герцен и Огарёв. Они также отталкивались от гегелевской философии, призывая, однако, к революционной ломке старых порядков. В ту пору основной ареной революционной деятельности была пропаганда идей в литературе, искусстве, журналистике. Огромное влияние на умы читающей публики оказывали статьи Белинского, которые публиковались в журнале «Отечественные записки». Письмо Белинского Гоголю, в котором выдающийся журналист критиковал гениального писателя, распространялось по России в огромном количестве списков.
Во многих вопросах революционеры-демократы разделяли взгляды западников, кое в чем поддерживали славянофилов. Но решающее их отличие от тех и других заключалось в том, что они выступали за коренное преобразование существующего общества и готовы были осуществить его насильственными средствами. В 40-е годы возникают и значительные организации. Одна из них – кружок петрашевцев – действовала в Петербурге. Во главе кружка был молодой чиновник МИДа Буташевич-Петрашевский. На его квартире по пятницам собиралась интеллигенция, военная молодежь, приходили писатели более или менее известные. Хотя организация так до конца и не оформилась, но взгляды сформировались довольно четкие в основном на основе французского утопического социализма. К 1848 году собрания у Петрашевского принимают уже ярко выраженный политический характер, обсуждается проблема революции. Приступают к созданию тайной организации, готовят вооруженное восстание. Однако за деятельностью петрашевцев уже давно следили через засланного к ним агента. В апреле 1849 года почти 4 десятка человек были подвергнуты тюремному заключению. 21 человек был приговорен к расстрелу. Правда, приговор не был приведен в исполнение. Ссылка в Сибирь.
Разгром обществ, смерть одного из вождей – «неистового Виссариона» - Белинского, усиление правительственного давления – приводит к ослаблению революционных сил. Герцен был вынужден перенести свою деятельность за границу ( 1853 г. – вольна русская типография в Лондоне).
- 1.Николай I: воспитание, обучение, семейная жизнь, характер, политические взгляды.
- 2. Внутренняя политика Николая I: структура власти, сословная, экономическая политика
- Задачи правления Николая 1:
- Укрепление самодержавия:
- Социальная политика Николая 1
- Экономическая политика
- 3.Внутренняя политика Николая I: крестьянский вопрос.
- 5.Восточный вопрос в политике России в 1825–1833 г. Три кризиса в «Восточном вопросе»
- 6.Войны с Турцией и Персией. Россия и европейские революции 1830 г. Польское восстание.
- 7.Внешняя политика России в 1833–1848 гг.
- 8.Революции 1848–1849 гг. В Европе и Россия.
- 9. Присоединение Кавказа к России. Кавказская война.
- 10. Народные (крестьянские, солдатские) и национально-освободительные движения в России в первой половине хiх в.
- 11. Антиправительственные кружки второй четверти хiх в.
- 12. Консервативная дворянская идеология первой половины хiх в. Теория “официальной народности”. Русский утопический социализм в 30-х – 40-х гг. Хiх в.
- 13.Либеральное движение в России конца 30-50-гг. Хiх в.: западники и славянофилы.
- 14.Дипломатическое развязывание Крымской войны. Начальный период Крымской войны (до обороны Севастополя).
- 15. Оборона Севастополя. Завершение Крымской войны и Парижский мир 1856 г.
- 16. Культура России первой половины хiх в.: просвещение и наука.
- 17.Культура России первой половины хiх в.: литература.
- 18. Русская культура первой половины хiх в.: музыка, театр.
- 19. Самодержавие накануне преобразований 60-х – 70-х гг. Хiх в. Подъем общественного движения во второй половине 50-х – начале 60-х гг. Хiх в.
- 20. Подготовка крестьянской реформы 1861 г.
- 21. Акты 19 февраля 1861 г. Об отмене крепостного права. Законодательство об удельных и государственных крестьян.
- 22. Земская и городская реформы. Судебная и военная реформы.
- 23. Реформы в области финансов, просвещения и печати в 60-х – 70-х гг. Хiх в.
- 24. Самодержавие и правительственные проекты конституционного переустройства России в 60-х – 70-х гг. Хiх в.
- 26. Русская радикальная интеллигенция: ее формирование, социальная природа и мировосприятие. Революционные кружки 60-х гг. Хiх в.
- 27. Революционное народничество 70-х гг. Хiх в.
- 28. Либеральное движение в 60-х – 70-х гг. Хiх в.
- 29. Политический кризис на рубеже 70-х – 80-х гг. Хiх в. Диктатура м.Т.Лорис-Меликова.
- 30. Внешняя политика России после Крымской войны (до середины 70-х гг. Хiх в.). Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
- 31. Усиление охранительных начал в правительственной политике в 80-х – первой половине хiх в. Самодержавие и печать. Политика в области просвещения. Земская и городская контрреформы.
- 32. Социальная политика самодержавия в 80-х – первой половине хiх в.
- 30. Финансово-экономическая политика самодержавия в 80-х – начале 90-х гг. Хiх в.
- 33. Экономическое развитие России в конце хiх – начале хх вв.: промышленность, торговля, кредитная система.
- 34. Политика формированной индустриализации России в 90-х гг. Хiх в. («система с.Ю. Витте»).
- 35. Аграрный вопрос в России в конце хiх в. – начале хiх в.
- 36. Социальная структура русского общества в пореформенную эпоху.
- 37. Внешняя политика России в 80-х гг. Хiх в. – начале 1900-х гг. Русско-японская война 1904 – 1905 гг.
- 38. Предпосылки и характер социальных потрясений в России в начале хх в. Массовые движения и революционные организации на рубеже веков (до 1905 г.).
- 39. Русский либерализм накануне революции 1905-1907 гг.
- 40. Самодержавие накануне революции 1905-1907 гг.
- 41. Начало революции 1905-1907 гг. Рабочее и крестьянское движение в 1905-1907 гг.
- 42. Самодержавие и Первая русская революция. Государственные преобразования 1905-1906 гг.
- 43. Образование консервативно-монархических и либеральных политических партий в период революции 1905-1907 гг. Их программы и тактика.
- 44. I и II Государственные Думы.
- 45. Третьеиюньская монархия. Борьба в правящих кругах вокруг Столыпинской аграрной программы реформ в 1907-1911 гг.
- 46. Столыпинская аграрная реформа.
- 47. Кризис третьеиюньской политической системы в 1905-1914 гг.
- 48. Внешняя политика России в 1907-1914 гг.
- 1.Николай I: воспитание, обучение, семейная жизнь, характер, политические взгляды.