logo
ответы ИР полная версия

45. Третьеиюньская монархия. Борьба в правящих кругах вокруг Столыпинской аграрной программы реформ в 1907-1911 гг.

Новый избирательный закон в Думу перераспределил голоса в пользу помещиков и кр.брж (сократилось число выборных от крестьян, рабочих, выпад на национальные окраин). 1 нояб1907 открылась ІІІ ГД: впервые отработала 5летний срок. Предли – октябристы Хомяков, Гучков, Родзянко. Состав: октябристы (как правительственная партия), правые, кадеты и социал-демократы. Так мнрх пыталась посредством опоры на 2 господств. класса укрепить свое плж = союз помещиков и брж не был крепким и правительство лавировало м/ними, чтоб сохранить саму себя = политика бонапартизма. Понятна невозможность сохранения мнрх в неизменном виде: экономические и политические реформы были призваны преобразовать мнрх из абсолютной в брж! Это есть сущность третьиюньской системы. Судьба мнрх зависела от способности верх. власти провести комплекс реформ. Решить эту проблему была призвана программа, кую П.А. Столыпин изложил 24авг 1906. Она состояла из 2 частей: успокоения реформ.Столыпин: Из знатного дворянского рода, окончил СПбГУ, губернский предводитель дворянства (Литва), губернатор в Саратовской губернии. Весной 1906 новый кабинет Горемыкины и Столыпин при МВД → пост председателя совета министров.Политическая программа Столыпина оформилась в авг1906. Столыпин выступал за подавление революционного движения: приняты жесткие меры (вследствие взрыва на Аптекарском острове = дача Столыпина). Введение военного плж в некоторых губерниях и Закон о военно-полевых судах: лица, совершившие очевидные преступные деяния предавались военно-полевому суду (при закрытых дверях, включал в себя 3-х строевых офицеров, приговор смертной казни выносился в течение 48 часов) + высылка в админ.порядке неблагонадежных товарищей.. Помимо репрессий и реформы. Правительственная программа преобразований: Столыпин выступил в ІІ ГД = «Столыпинский пакет реформ». 1) Аграрная реформа: отказаться от ориентиров на общину, и сделать ставку на насаждение индивидуальных крестьянских хозяйств. Такие индивидуальные хозяева должны были стать опорой правопорядка.2) Проекты земской реформы. Предполагалось реформировать реально существующие земства. Аграрная реформа ориентировалась на создание крестьянина-собственника, который рассматривался как оплот порядка. Но для того чтобы этот формирующийся крестьянин-собственник мог заявить о себе, необходимо было дать площадку. Такой площадкой могли стать органы местного самоуправления – земства, присеем демократизированные (ограничение двва). Предполагалось создать мелкую административную единицу, земство на уровне волости (всесословность волости). 3) Столыпинская программа реформа предполагала реформирование местной администрации. Превращение губернатора в реального хозяина губернии. Все учреждения всех ведомств должны были ему подчиняться. реорганизация уездного аппарата власти. Создание должности начальника уезда, он должен был подчиняться губернатору.4) Проект реформы местного суда. Он предусматривал ликвидацию специальных волостных судов, и восстановление института мировых судей, которые были упразднены в 1889 году. Судить мировые судьи должны были не на основании обычаев, как раньше, а на основании общих законов Российской империи.5) Поэтапное введение всеобщего начального обучения.6) Проект по рабочему вопросу, предусматривавший страхование рабочих от болезней и несчастных случаев.7) Разработка закона о профессиональных организациях.8) Проект о вероисповедании. Снимались некоторые ограничения, которым подвергались представители неправославных конфессий. Большинство проектов были унаследованы от предшественников Столыпина. Он в пакет: в резте чего получилась довольно цельная программа преобразования с-э. и политических институтов империи, приспособление их к изменившейся ситуации. Все проекты встретили ожесточенное сопротивление господствующих классов. Напр, дворянская организация - совет Объединенного двва. Ткж в оппозиции был ГосСовет (консерваторы) и всш духво (нац.вопрос). Для третьиюньской системы характерен воинственный национализм. Выступали против земской и админ.зпроетов. Острая борьба вокруг курса прва. НІІ встал всетаки на сторону правых. Он опасался что реформы в конченом счете поставят под вопрос о существовании мнрх. Столыпин вынужден был маневрировать, отказываясь от основных частей совей программы. Заговорили об отставке Столыпина. 2 кризиса министерских, када Столыпин оказывался на грани отставки (1909 и 1911). А 1 сент1911 Столыпин был смертельно ранее в Киеве агентом охранки Богровым.

Курсовая:

Отношения Столыпина со II Государственной думой были весьма напряжёнными. В законодательный орган власти входило более сотни представителей партий, которые напрямую выступали за свержение существовавшего строя, — РСДРП и эсеры, чьи представители неоднократно устраивали покушения и убийства высших должностных лиц Российской империи. Польские депутаты выступали за выделение Польши из Российской империи в отдельное государство. Две самые многочисленные фракции кадетов и трудовиков ратовали за принудительное отчуждение земель у помещиков с последующей передачей крестьянам. Члены партий ратовавших за смену государственного устройства, попав в Государственную думу, продолжали заниматься революционной деятельностью, о чём вскоре стало известно полиции, руководителем которой являлся Столыпин.

«1 июня Столыпин явился в Думу и попросил провести закрытое заседание. Он потребовал лишить депутатской неприкосновенности всех членов думской фракции социал-демократов за устройство военного заговора. Был ли заговор? По-видимому, на вопрос надо ответить отрицательно. Заговора как такового, имеющего конечной целью свержение государственного строя, не было. Был процесс, подтачивающий строй. Были агитация, собрания и т.п.». 2 июня состоялось последнее заседание Думы. На следующий день Вторая Государственная Дума была распущена и введен новый избирательный закон. Утверждением нового избирательного закона 3 июня 1907 г. правительство фактически произвело государственный переворот, так как, согласно Основным государственным законам, этот закон должен был рассматриваться Думой, однако обошлись без нее. Население отнеслось к роспуску Думы достаточно спокойно. В манифесте 3 июня провозглашалось: «Государственная Дума должна быть русской и по духу. Иные народности должны иметь в Государственной Думе представителей нужд своих, но не должны и не будут являться в числе, дающем им возможность быть вершителями вопросов чисто русских». Сильно изменился и удельный вес отдельных групп населения. Главным результатом закона должно было стать формирование большой группы выборщиков (65%), которые представляли культурные и состоятельные слои населения. Историки единодушно оценивают закон как «реакционный».

По мнению С.Рыбаса: «как бы там ни было, в результате третьеиюньского переворота в России утвердилась не военная диктатура, не диктатура революционная, а новый строй. Думская монархия. Назад, к неограниченному самодержавию, пути не было».