Заключение
Процесс развития восточнославянских этносов имел сложный характер. Период их этногенеза представлял собой этническую дифференциацию, в результате которой единая древнерусская народность распалась на три этноса—* русских, украинцев и белорусов. Формирование великорусской и украинской народностей завершилось в XV в. Более глубокие этнические процессы проходили на северо-западе территории расселения восточных славян, где только в XIX в. окончательно сформировалась белорусская народность. У всех трех народов до настоящего времени сохраняется близость традиционных культур, восходящая к восточнославянской/древнерусской общности как единой подоснове русских, украинцев и белорусов. Вместе с тем у них есть и этнически специфические формы национальных культур.
Сложные этнические процессы у восточнославянских народов не прекратились с завершением их этногенеза. В ходе внутриэтнической консолидации сглаживались диалектные различия и нивелировались культурные комплексы отдельных территориальных групп населения. Наряду с этим шел процесс внутриэтнической дифференциации, в результате которой оформлялись группы населения со специфическими формами культуры— этнографические группы и субатносы.
Одни группы унаследовали своеобразие со времени существования древнерусской народности, что в основном характерно для этнографических групп, другие—формировались в процессе внутриэтнической дифференциации, это прежде всего субэтносы. Однако некоторые этнографические группы возникли в процессе этнического развития, например, юго-восточная—у русских, а у ряда субэтносов их особенности существовали еще в период восточнославянского единства, например, у полещуков Полесья.
В XIX-XX вв. вновь начинают преобладать консолидационные процессы. Название «белорусы» распространяется на всю территорию современной Белоруссии, а такие этнические группы, как литвины, брещуки и др., становятся субэтносами белорусского народа. Этноним «украинцы» воспринимается группами населения в Карпатах, говорящими на восточнославянских диалектах—бойками, лемками и гуцулами. Сглаживаются различия между этнографическими группами, многие субэтносы растворяются среди представителей данной этнической общности. Особую роль в усилении этнической однородности украинцев и белорусов сыграло вхождение и затем длительное пребывание их в составе одного политического образования— сначала Российского государства, затем Советского Союза.
Общеизвестно, что сохранность традиционной культуры характерна в большей степени для народных масс, нежели для верхушки общества, и для сельского населения, нежели городского. Основным носителем тех форм культуры, которые имеют этническую окрашенность, уже с феодальной эпохи становится крестьянство. Индустриальное развитие общества влечет за собой распространение общемировых форм культуры, изменение его социальной структуры, в первую очередь в городах. Уменьшается процент сельского населения, которое является основным носителем традиционных форм культуры, что ведет к сужению сферы ее распространения. В России бурное промышленное развитие, пролетаризация значительной части крестьянства и увеличение доли городского населения, для которого характерна высокая степень интернационализации культуры, наблюдаются со второй половины XIX в. после отмены крепостного права. Этой тенденции способствовала столыпинская реформа, направленная на разрушение общины и индустриальное развитие сельского хозяйства.
В советское время эти процессы еще более усилились. Сильнейший удар традиционному культурно-бытовому укладу крестьянского населения страны нанесла коллективизация сельского хозяйства. И, тем не менее, сохранились не только общая этническая специфика каждого из трех восточнославянских народов, но даже своеобразие культур отдельных районов проживания этих этносов, например, отличия сельских жилищно-хозяйственных комплексов у русских юга и севера Европейской России, особенности карпатского региона—у украинцев, полесского— у белорусов.
Происшедшая трансформация традиционных этнических культур имеет свои особенности—одни элементы их, практически, полностью исчезли, другие сохранились, причем степень этой сохранности весьма различна. Кардинальные изменения отличены в хозяйственной сфере, особенно в общественном производстве, меньше они затронули личные хозяйства колхозного крестьянства. Большая сохранность элементов традиционной культуры—особенностей планировки населенных пунктов и крестьянских усадеб, техники строительства, употребляемых материалов — характерна для сельских жилищно-поселенческих комплексов. С другой стороны, произошли значительные изменения во внутреннем членении и интерьере жилых строений— отоплении и освещении, используемой мебели и утвари. Исчезли некоторые виды хозяйственных построек, уменьшились размеры существующих. Традиционная одежда восточнославянского населения с распространением покупных тканей и форм так называемого общеевропейского покроя стала выходить из употребления. К настоящему времени в широком повседневном бытовании сохранились только некоторые общие виды ее—шапки-ушанки, валенки, тулупы, но у некоторых групп и сейчас используются специфические формы одежды—сарафан у устьцилемцев, кептар — у западных украинцев и др. При значительном распространении заимствованных продуктов и блюд характерно сохранение этнических традиций питания: борщ и вареники—у украинцев, щи—у русских, традиционные блюда из картофеля—у белорусов.
Более кардинальные, нежели в сфере материальной культуры, изменения произошли в общественных отношениях и духовной культуре восточнославянских народов. К началу 30-х годов полностью исчезла такая форма хозяйственного объединения, как крестьянская община, хотя на селе сохранились различные виды взаимопомощи. Произошли изменения в семейных отношениях — повысился брачный возраст, подавляющее большинство браков стало заключаться по взаимному согласию молодых, почти исчез такой тип семьи, как большая, в сельской и в городской среде преобладает малая семья, численность которой уменьшилась из-за снижения уровня рождаемости.
В обрядности жизненного цикла наблюдается исчезновение родильных обрядов, сохраняются только некоторые из них, например, отведки (посещение роженицы и новорожденного с подарками) у белорусов. Большее количество обрядовых элементов присутствует в современной свадьбе восточных славян, особенно в сельской местности. Что же касается погребальной обрядности, то она сохранила и свою структуру, и значительное количество характерных для нее обрядовых действий.
Отправление календарной обрядности, как тесно связанной с христианской религией, в послеоктябрьский период подверглось преследованию и более или менее последовательно совершалось только людьми старших возрастов. Лишь особо значимые праздники, например, Пасха, Троица отмечались значительной частью населения. Но при этом, как правило, совершалось небольшое число приуроченных к ним обрядовых действий: так, на Троицу они обычно сводились к украшению построек ветками деревьев. В советское время делались попытки создания новой безрелигиозной обрядности как жизненного цикла, так и календарной. Некоторые вошли в традицию — участие в демонстрации 1 Мая и 7 ноября и праздничное застолье после нее, профессиональные праздники.
Что касается религиозной сферы, то целенаправленная борьба с христианством дала свои плоды —количество верующих резко сократилось. Примечательно, что в области дохристианских верований у части 'населения, особенно в сельской местности, до сих пор сохраняется комплекс связанных с ними представлений — заговорная традиция, обращение к колдунам и знахарям, вера в существование домовых, леших и прочих существ так называемой низшей демонологии.
Длительное пребывание русских,, украинцев и белорусов в составе одного государства обусловила межэтническую интеграцию—взаимодействие % взаимовлияние этих этносов. Важную роль в ней играло перемещение населения за пределы его этнической территории и расселение среди представителей других народов, в том числе и родственных восточнославянских, либо дисперсном либо компактными группами (русских—в Лобассе, украинцев — на Кубани). Взаимоотношениям восточнославянских этносов друг с другом способствовали близость 'их языков, хозяйственных и культурно-бытовых особенностей, религиозная принадлежность.
Одним из следствий этих контактов явились изменения в языковой сфере. Для украинцев и белорусов становится характерным знание в той или иной степени русского языка. Оно усиливается в советское время в связи с массовым распространением печатной продукции, большая часть которой издавалась на русском языке, под влиянием радио-, а затем телевизионных передач, которые велись в основном по-русски. В то же время часть русского населения, проживающего среди украинцев или белорусов, овладевала соответственно украинским или белорусским языками.
В районах, где сходились границы трех восточнославянских республик, распространялось русско-украинско-белорусское трехъязычие. У части украинцев и белорусов, проживающих среди русского населения, особенно дисперсно во втором-третьем поколении русский язык становится родным. Такое же явление, хотя и в меньшей степени, наблюдалось и у русского населения, проживающего в украинском или белорусском окружении. В западных районах Украины и Белоруссии в определенные исторические периоды происходило распространение польского языка. Наряду с языковыми заимствования коснулись хозяйственных навыков, а также материальной и духовной культуры.
Совместное проживание русских, украинцев и белорусов способствовало бракам между их представителями. Этническая принадлежность детей в смешанных семьях определялась по-разному: чаще по отцовской линии, что вообще характерно для славянских народов, но в советское время нередко в зависимости от «титульной» нации в данной славянской республике. Надо отметить, что этническое самосознание этой части населения находилось в переходном состоянии, наблюдались колебания в определении собственной этнической принадлежности. Но в целом межэтнические браки способствовали ассимиляционным процессам, особенно при дисперсном проживании этноса в иноэтничном окружении в условиях города.
В заключение надо отметить, что за пределами Российского государства, а затем Советского Союза восточнославянское население расселялось в основном дисперсно и довольно быстро ассимилировалось. Исключение составляют немногочисленные случаи компактного проживания, например, украинских переселенцев—в Канаде или русских староверческих общин—в Бразилии, которые на протяжении жизни нескольких поколений сохранились как особые этнические группы.
РЕКОМЕНДУВМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Народы мира: Народы европейской части СССР. Т.1 / Под, рад. В.А.Александрова, К. Г. Гуслистого, А.И.Залесского, В.К.Соколовой; Отв. ред. К. В. Чистов. М., 1964.
Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры / Отв. ред. К. В. Чистов. М., 1987.
Зеленин Л.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.
Алексеева Т.И. Этногенез восточных славян. М., 1973.
Филин П. Происхождение русского, украинского и белорусского языков. Л., 1972.
Агеева Р. А. Страны и народы. Происхождение названий. М., 1990.
Петрухив В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XIвеков. Смоленск, 1995.
Восточнославянский этнографический сборник / Отв. ред. С. Д. Токарев // Тр. Ин-та этнографии, нов. сер. Т. 31. М., 1956.
Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах Х1Х-иач. XX вв. М., 1984.
Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев, белорусов. М., 1979. •
Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993.
Токарев С. А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX—начала XX века. М., 1957.
Русские
Народы России: Энциклопедия / Гл. ред. В.А.Тишков. М., 1994 (статья «Русские»).
Мавродии В.В. Происхождение русского народа. Л., 1978.
Озерова Т.Н., Петрова Т..М О картографировании групп русского народа на начало XX века // Сов. этнография. 1979. Л». 4.
Бежкович А.С. и др. Хозяйство и быт русских крестьян. Памятники материальной культуры. Определитель. М., 1959.
Русские: Историко-этнографический атлас / Гл. ред. С. П.Толстое. Вып. 1. М., 1967; Вып. 2. М., 1972.
Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1992.
Крестьянская одежда населения европейской России: Определитель / Отв. ред. А.А.Лебедева. М., 1971.
Работнова И.П. Русская народная одежда. М., 1964.
Ковалев В.М., Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи. М., 1990.
Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян. М., 1986.
Прокофьева Л.С. Крестьянская община в России во второй половине XVIII—первой половине XIX в. Л., 1981.
Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX —начала XX в. Л., 1988.
Русский народный свадебный обряд: Исследования и материалы / Под ред. К. В. Чистова и Т. А. Бернштам. Л., 1978.
Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. СПб., 1995.
ЧичеровВ.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX веков // Тр. Ин-та этнографии, нов. сер. Т. 40. М., 1957.
Украинцы
Гуслистый К.Г. К вопросу об этногенезе и начальном этапе этнического развития украинской народности. М., 1964.
Украинский народ в его прошлом и настоящем / Под ред. проф. Ф.К.Волкова, проф. М.С.Грушевского, проф. М.М.Ковалевского и др. Т. 1, 2. СПб., 1914.
Наулко В.М., Миронов В.В. Культура и быт украинского народа. Киев, 1977. ,
Белорусы
Гринблат М. Я. Белорусы: Очерки происхождения и этнической истории. Минск, 1968.
Пилипеико М.Ф. Этнография Белоруссии. Минск, 1981.
Белорусы. Историко-этнографический очерк традиционной культуры. М., 1992.
Молчанова Л. А. Материальная культура белорусов. Минск, 1968.
Этнаграфия Беларуси Эяцыклапедыя / Гал. ред. ГГ.Шамякш. Минск, 1989.
Yandex.RTB R-A-252273-3