Материальная культура
ПОСЕЛЕНИЯ И ЖИЛИША. Преобладающим типом сельских поселений украинцев конца XIX — начала XX в. были многодворные села, в более раннее время широко были распространены дворища, или хутора,—поселения в 3-7 дворов, существовали также посады, представляющие собой переходный вид от села к городу, и другие типы. Лля сед были характерны разные виды застройки: уличная, радиальная, рядовая, в Карпатах—архаичная свободная, в южных районах круговая — оборонительного характера.
На территории Украины выделяются несколько типов жи-лищно-хозяйственных комплексов,—северноукраинскиИ, когда жилые постройки, примыкая друг к другу, образуют замкнутый четырехугольный двор (последний на Украине всегда имеет открытый характер); близок к нему тип эападноукраинского комплекса; для центральноукраинского характерно параллельное расположение жилой и хозяйственных построек с незамкнутым двором между ними; южноукраинский тоже имел двухрядную застройку, но часть хозяйственных помещений примыкала к жилому, составляя с ним единое целое. Каждый тип имел свои варианты. Двор окружался оградой—из стволов деревьев, жердей, досок, плетневой, в южных районах—из камня или глины.
Жилищно-хозяйственный комплекс находился несколько в стороне от улицы, рядом располагались сад и огород. Жилище (хата) ставилось либо вдоль улицы, либо перпендикулярно к ней. Хозяйственные строения были очень разнообразны—хлев, конюшня, кошница для хранения кукурузы в початках, возивня, где содержались транспортные средства и т. д., поодаль от них ставилась камора, где хранились зерно, одежда, утварь.
Основным материалом для строительства было дерево, хотя срубная техника из-за нехватки леса была распространена только в Полесье и Карпатах, в других районах преобладала каркасная и бескаркасная техника, когда стены возводились из глины, камыша, плетня, соломы, иногда камня.
Жилище ставилось либо прямо на землю, либо на стояны— вертикальные обрезки бревен высотой до 1 м, на юго-западе делался каменный или кирпичный фундамент. Пол преобладал глинобитный, потолок опирался на матицу и делался из раз-ных материалов. Крыша была четырехскатной, реже двухскатной. В Карпатах и Полесье она крылась деревом — плахами или дранкой, на юге Украины камышом и черепицей, в остальных районах — соломой, связанной снопиками. Лля жилища большинства районов Украины характерна обмазка и побелка стен снаружи и внутри, побелка нередко расписывалась.
Жилая постройка была двух- или трехчастной (хата, сени, камора), в начале XX в. камору стали превращать в жилое помещение, сооружая в нем печь. Внутренняя планировка хаты относится к так называемому украинско-белорусскому (западнорусскому) типу. Духовая печь ставилась в углу при входе, устьем к продольной стене с окнами. Типы печей были разными: одни, самые примитивные, топились по-черному, другие имели трубную конструкцию, сущестовала и переходная форма— в виде печи с патрубком (комином) над сводом. Дополнялась духовая печь другими обогревательными сооружениями — трубками, лежанками.
По диагонали от печи располагался красный угол с иконами, украшенный вышитыми полотенцами, здесь стоял стол и переносная скамеечка. Вдоль стен шли лавки, а также полки и шкафчики, где хранились продукты и утварь, у тыльной стены устраивался деревянный помост для спанья. Освещалось жилище лучиной с дымоходом над ней или жирником. Характерной чертой украинского жилища является красочность его убранства—роспись стен, вышитые полотенца, выставленная декоративная керамика, разноцветные ковры-налавники, в Карпатах—декорированные изразцы печей.
ТРАДИЦИОННАЯ УКРАИНСКАЯ ОДЕЖДА изготавливалась из тех же материалов, что и одежда других восточнославянских народов — конопли, льна, а также шерсти, кож и шкур, коры деревьев. Как мужская так и женская одежда, в том числе верхняя, часто богато украшалась, особенно вышивкой, преобладали растительные и геометрические узоры преимущественно красного, а также синего и черного цветов.
Мужской костюм состоял из вышитой сорочки с прямым разрезом на груди, она могла быть туникообразной, с Полинами или на кокетке. Сорочка заправлялась в широкие шаровары, которые к концу XIX в. стали шить более узкими. На нее иногда надевали короткую безрукавку—кептар. Обычной верхней одеждой была суконная свита, прямоспинная или отрезная по талии со сборками внизу, либо близкий к ней по покрою зимний овчинный кожух и летний матерчатый жупан. На свиту или кожух в непогоду или холод надевали кирею — одежду из грубого сукна типа халата с капюшоном. Были и другие виды прямоспинной верхней одежды—бруслук, лейбик, катанка и присборенной у отрезной талии, например, опанча в Подолии и Галиции, которая имела капюшон. Одежда обязательно подпоясывалась матерчатым или кожаным поясом. Зимним головным убором была обычно овчинная шапка, летним соломенная шляпа—брыль. Волосы мужчины подрезали «под горшок», старики носили бороды, молодые парни и мужчины брились, оставляя усы.
Женская одежда была более разнообразна^ чем мужская. Сорочка делалась либо с цельнокроенным рукавом, либо с пришитыми поликами. Поясная одежда была нескольких видов: запаска—из двух несшитых кусков, ткани, дерга—из одного или нескольких сшитых полотнищ, плахта—праздничная одежда из двух сшитых до половины кусков клетчатой ткани, они дополнялись фартуком. Поверх сорочки надевалась корсетка — безрукавка.
Верхняя одежда во многом была схожа с мужской: свита—из сукна с клиньями или сборками, близкая к ней юпка—из легких материалов, ее разновидностью был так называемый «халат». Женский кожух был аналогичен мужскому, если его покрывали сверху тканью, то такая одежда называлась кожушанка. Головным девичьим убором .могла быть лента, летом—венок из живых цветов, платок, который носился по-разному. Женщины на голову надевали очипок в виде чепца, а поверх него платок, либо полотенчатые уборы—намитку, серпанок, нафраму. Волосы девушки заплетали в одну или две косы, а женщины скручивали в жгуты, которые укладывали на голове и закрывали головным убором. Многочисленны были девичьи и женские украшения: ленты, серьги, косники, намисто—ожерелье из монет и т. п.
Распространенной обувью были кожаные постолы типа русских поршней, черевики—-разновидность туфель, зимой, а летом в качестве праздничной обуви носили сапоги, в том числе так называемые чернобривцы—с цветными голенищами. Известны были и лапти, они отличались прямым плетением, которое начиналось с пятки, мелким носком и невысокими бортами.
Значительны были локальные различия в одежде украинцев, в частности в Подолии, Буковине, Закарпатье. Очень ярко, особенно своими архаичными чертами, они проявлялись в По-песье — сорочка с ткаными, красного цвета по ликами, ее носили поверх штанов, войлочные головные уборы у мужчин, своеобразная женская поясная одежда—литник со вставкой впереди из другой ткани, она называлась притычкой, и юбка-андарак, а в Карпатах—туникообразная сорочка с разрезом на спине или на плече, богато украшенная вышивкой меховая безрукавка— кептар, гугля—плащевидная накидка из шерстяной ворсистой ткани, и ряд других.
ПИША. Главное место в питании украинцев занимали мучные изделия и в первую очередь хлеб из кислого теста, с преобладанием ржаного—на севере Украины и пшеничного—на юге. В Карпатах выпекали также ячменный и овсяный хлеб, иногда с добавлением тертого картофеля. Известно было много других мучных изделий, иногда из пресного теста, с начинкой и без нее: перепички—маленькие хлебцы с солью, млынцы—блины из кислого теста, коржи — тонкие лепешки, которые ели с маком и медом, галушки и вареники — кусочки теста, в том числе и с начинкой, которые варили в воде, и др. Хлебными были многие из обрядовых блюд— свадебный каравай, новогодний карачун— большой круглый хлеб, «жаворонки» из пресного теста, выпекавшиеся в день прилета птиц, кутья из пшеничных или ячменных зерен в Сочельник и многие другие.
Из первых блюд самым распространенным был борщ, включавший в себя до 20 компонентов, известны были и другие виды супов: капустняк—из квашеной капусты и пшена, юшка—с картофелем, луком и другими приправами, в Карпатах суп делался из овсяной муки, холодные супы—весенний «зеленый» борщ со щавелем, крапивой, лебедой, холодники и т.д. Вторым блюдом были обычно каши—пшенная, ячменная, овсяная, гречневая, кулеш—жидкая пшенная со свиным салом, из муки— саломата, затирка, толокно, из муки варили также кисель, его ели с медовой сытой и молоком. Значительное место в питании, особенно жителей Полесья, занимал картофель, а также овощи (сырые, вареные, соленые, маринованные) — капуста, свекла, чеснок, лук, огурцы, употреблялись в пищу горох, фасоль, мак, красный перец.
Мясо ели нечасто, обычно это была свинина и баранина, реже говядина. Мясо жарили, тушили и варили, чаще используя как приправу. Практиковалась заготовка мясных продуктов впрок—изготовление колбас, копчение окороков, засолка сала. Широко употреблялись в пищу молочные блюда—молоко (коровье, овечье и козье) в свежем и сквашенном виде, творог, сметана, масло, в горных и степных районах — брынза. Больше, нежели коровье, употреблялись растительные масла (конопляное, льняное, подсолнечное, маковое), а также животные жиры (свиной, в том числе в виде шкварок, бараний, говяжий). Шло в пищу мясо птицы и яйцо, по преимуществу, куриное.
В рацион питания входили фрукты—яблоки, груши, сливы, вишня, черешня, а также виноград, бахчевые—арбузы и дыни, дикорастущие—орехи, грибы, ягоды, травы. Из напитков были распространены квас, хлебный и фруктовый, узвар—из запаренных и залитых водой сушеных фруктов, древесные соки, наиболее употребительными алкогольными напитками были ячменное пиво, горилка—водка с перцем, на юге Украины и в Карпатах—-виноградные вина.
Община и семья
ОБЩИННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. В той части украинских земель, которые входили в состав Великого княжества Литовского, а затем речи Посполитой, община исчезает уже в XVI— первой половине XVII в. в результате проведения в 1557г. аграрной реформы «Устава на волоки», по которой каждый крестьянин мог получить надел (волоку). Он прикреплялся к земле, фактически превращаясь в крепостного, должен был отбывать барщину («гвалты» и «толоки») и выплачивать денежную ренту. Таким образом, феодалу противостоял не общинный коллектив, а отдельная семья. На начало XX в. в целом по Украине в общине состояло примерно 45% крестьянских дворов, преимущественно общинные формы землевладения были распространены в восточных, отчасти северных районах. На севере существовала еще одна форма сельскохозяйственного объединения— сябринная. В основе ее лежала общность пользования землей несколькими семьями, каждая из которых, тем не менее, считалась собственником своего земельного пая. Сябринная форма довольно быстро уступила место подворному землевладению.
Община называлась громадой (до середины XIX в. — копа), в нее входили жители одного, иногда двух сел, но бывали ситуации, когда в селе было две-три общины. Общинная земля делилась согласно нормам обычного права по душам или по дворам, полученную землю можно было закладывать, сдавать в аренду, обменивать, но без права отчуждения ее от общины и до следующего передела. Распределялись также сенокосы,, а пастбищами пользовались сообща. Общинный лес шел, как правило, на общественные нужды: строительство церквей, школ, мостов, отопление общественных зданий. Также по душам или по дворам раскладывались государственные, а до 1861 г. и помещичьи повинности.
Распорядительные функции в общине возлагались на сельский сход— собрание представителей от всех хозяйств (это могли быть главы семей или их жены, или совершеннолетние сыновья), а исполнительные—на старосту, которого на сходе и выбирали. Как и в русской общине, выбирались также десятские, сотские и другие административные чины. Существовали сельские суды, действовавшие на основе «копного», т. е. обычного, права. Свои функции они осуществляли во время сходов. Эти суды решали вопросы,связанные с земельными спорами, выполнением повинностей, такими проступками членов общины, как потрава, воровство, драка и т. п. Регулирующая роль общины у украинцев была меньшей, чем у русских.
Общинные традиции украинцев проявлялись в организации взаимопомощи («талака») в производственной сфере и в разных формах коллективного труда—обработка тяжёлых почв, сбор урожая, вырубка леса, строительство жилища. Например, для совместного производства сельскохозяйственных работ несколько семей объединяли свой инвентарь и тягловый скот, такой коллектив назывался «супряга», или 5-7 домохозяйств нанимали механическую молотилку в совместное пользование и т.д.
Значительную роль в общественной жизни играли молодежные объединения (иногда раздельные—девушек и парней). Они собирались для совместных развлечений, которые зимой сочетались с работами—прядением, шитьем, изготовлением постол. В холодное время для таких сборищ снималась хата, там устраивались угощения с танцами. В украинских объединениях молодежи были правила приема и исключения, общая касса, свой лидер — атаман.
УКРАИНСКАЯ СЕМЬЯ. В конце XIX—начале ХХ.вц большие патриархальные семьи на Украине сохранялись в основном
в Полесье и горных районах Закарпатья. Общее количество их составляло примерно 16%. В промышленно развитых районах преобладающей формой семьи была малая. Быстрый по сравнению с русскими и белорусами распад больших семей у украинцев объясняется довольно ранним развитием товарно-денежных отношений и поздним формированием крепостной зависимости. Существовало два типа большой семьи—отцовская и братская, в первой главой был отец, во второй—брат, обычно старший, немалая роль принадлежала и жене главы семьи. Власть его нередко носила деспотический характер, он распоряжался всем имуществом семьи и судьбой ее членов.
Распад большой семьи начался с роста экономической самостоятельности малых, из которых она состояла: у них появились собственные денежные средства, земельные наделы, сель-хозинвеитарь, скот, затем малые семьи обособлялись в питании и проживании в отдельном жилище. После смерти главы большая семья делилась на ряд малых, численностью 5-6 человек. Лля малой семьи было характерно большее равноправие ее членов, в том числе женщин.
В семье наследовали имущество сыновья, при вступлении в брак они получали обычно примерно равные доли, большая доставалась младшему сыну. Он и после вступления в брак продолжал жить с родителями и содержал их до смерти, за что наследовал жилище и хозяйственные постройки. Женщина, уходя из семьи, могла забрать только приданое—«материзну». Существовал институт примачества (хотя и не столь широко, как в России), когда либо муж приходил в семью жены, не имея возможности обзавестись собственным хозяйством, либо примака брали для младшей дочери, если в семье не было сыновей.
Духовная культура украинского народа
ОБРЯДЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА. Родильное обрядность. Как и у русских, рождение детей у украинцев сопровождалось магическими действиями. Однако, в отличие от русских женщин, рожали украинки обычно в хате. Во время родов предпринимались действия по их облегчению, в том числе и довольно своеобразные—били пятками о порог, возбуждали у роженицырвоту, поднимали ее ногами вверх и т. п. Сразу после рождения ребенка заворачивали в рубаху отца, в рукав ее Клали узелок с ломтем хлеба, солью, кусочком печной глины, угольками и т. п. Обрядовый характер носило захоронение плаценты, например, ее помещали в лапоть и закапывали под «полом» (помостом-настилом в хате) с кусочком Хлеба и мелкими монетами, засыпая сверху зернами ржи. Окропляли «святой» водой лохань или корыто, в котором первый раз купали ребенка. Зажигали свечу перед иконами, она должна была гореть постоянно до крестин, старались в это время не упоминать черта, не ссориться, не совершать греховных поступков. После родов устраивали родины с угощеним присутствующих.
Через несколько дней после рождения ребёнка крестили. Ему выбирали крестных родителей—кумов, обычно это были родственники (обязательное условие—кума не должна быть беременной). При обряде крестин, христианском по своему характеру, выполнялись многие предписания и обряды, по сути языческие. Например, когда выходили из дома, ребенка передавали крестной матери через порог, причем она при этом наступала на топор, лежащий на пороге. Возвращаясь с крестин, она переступала через этот топор. После крестин участники обряда угощались, главным блюдом за столом была так называемая «бабина каша», в горшок с ней втыкали букетики из колосьев, васильков, калины. Горшок потом разбивали, а обломки бросали в огород для лучшего урожая. Специфический элемент украинской крестильной обрядности — зливки. Это взаимное омовение рук роженицы и повитухи. Для него использовалась «непочатая», взятая ранним утром, Когда ее еще никто не брал, вода, в нее клали различные предметы—зерна овса, листья с веника, раскаленные угольки и др. Во время омовения повитуха и роженица могли стоять на топоре. Трапезу во время крестильной обрядности устраивали и в корчме, причем повитуху на трапезу гости везли на бороне. .
Через год после рождения ребенка устраивали пострижи-ны, этот обряд на Украине был особенно развит. Во время них ребенка сажали на какой-нибудь предмет, например, на Полтав-щине мальчика на топор, а девочку на коноплю. В других местах это была обычно шуба, расстеленная мехом наружу. Волосы состригал отец или повитуха, причем сначала выстригалось изображение креста, а потом снимались остальные волосы. Их могли потом засунуть в плетень, чтобы ребенок был кудрявым, или в навоз, чтобы был темноволосым.
Свадебная обрядность. Обычный возраст вступления в брак у украинцев на конец XIX в. был 16-18 лет для девушек и 18-19 лет для юношей. Ниже он был в экономически отсталых районах, выше—в более развитых.
Для предложения о заключении брака в дом девушки засылались старосты (сваты). Обычно это были родственники жениха, в западных областях Украины жених сам участвовал в сватовстве. Старосты вели аллегорические разговоры (о «ловле» лисы, куницы и т.п.), ответ же, что характерно для восточнославянской свадебной обрядности, мог быть и невербальным. Так, девушка в случае согласия колупала ногтем печь либо старостам выносили на тарелке полотенца или платки, при отказе — тыкву (гарбуза). Если ответ был положительным, то старосты обменивались хлебом с родителями невесты, пили могорыч и договаривались о времени следующей встречи, которая называлась заручины. Парень получал статус молодого, а девушка—молодой.
Заручины устраивались, как правило, через две недели после сватовства, оно как бы повторялось, но в более торжественной обстановке, в присутствии родственников, с исполнением ритуальных песен. Совершались различные действия, имеющие обрядовый характер — «танец молодой» (Закарпатье), одаривание молодых (Подолье и Волынь) и др.
Накануне свадьбы молодая устраивала девич-вечер. К ней приходили подруги, выставлялось угощение, пелись печальные песни, сама молодая должна была плакать. Главным действием на девич-вечере было завивание гильца—украшение ветки сосны или плодового дерева (груша, яблоня, черешня и т.п.) разноцветными лентами, колосьями, цветами, монетами. Гильце символизировало девичью красоту, молодость и в то же время прощание невесты с девичьей свободой. Завивалось гильце и у молодого, во время свадебного пира оба гильца стояли на столе. К свадьбе пекли каравай, иногда их было два—от семьи жениха и невесты. Выпекали его каравайницы—уважаемые замужние женщины, из лучшей муки, замешивали ее с деньгами— «на счастье», во время работы исполняли песни с эротическим подтекстом, танцевали, сажать каравай в печь поручали красивому парню.
Свадьба обычно начиналась в субботу. Молодой с утра расплетали косу, волосы смазывали медом, надевали венок на го-лову. От жениха шло шествие к дому невесты. Кроме самого жениха в шествии принимали участие различные свадебные чины: хорунжий, он нес корогву—красное знамя на палке, маршалок — старший среди бояр (парней в свите молодого), светилка, у которой в руке была особым образом украшенная свадебная свеча, староста—главный распорядитель, человек состоятельный и толковый. Сторона молодой создавала разного рода символические препятствия на пути следования жениха. Когда жених и сопровождающие наконец входили в ее дом, то там происходил обмен подарками, совершался «посад» молодых в красном углу (иногда на дежу—кадку для замеса теста), что символизировало их соединения, торжественно вносился каравай. Его разрезали на куски и раздавали присутствующим. Могли совершаться и другие обрядовые действия: «выкуп» молодой, отрезание у нее косы, осыпание молодых зерном и т. п.
Затем все ехали в церковь, где происходил обряд венчания. Из церкви участники свадьбы разъезжались по домам, а под вечер молодой снова ехал за своей суженой. Иногда к этому моменту приурочивалась обрядность утренней поездки. На воз складывали приданое, сверху садились сами молодые и ехали в дом молодого. В воротах усадьбы молодого разжигали костер из соломы, через который они должны были проехать. При входе в дом молодая не должна была смотреть на печь, считалось, что иначе кто-нибудь вскоре умрет, поэтому, например в Галиции, ей даже завязывали глаза.
Молодую одаривали с различными пожеланиями, сажали ей на колени мальчика, затем все садились за стол, а молодым готовили ложе. Постель устраивалась в каморе из колосьев, застеленных сверху кожухом. Молодых раздевали, при этом смотрели, чтобы у невесты не было «наговоренных» недоброжелателями вещей, а на одежде молодого узлов—это могло помешать их сближению. Через некоторое время их посещали, брали сорочку молодой и выносили гостям. При признаках ее «честности» разворачивалась «гарная», т. е. веселая свадьба, в противном случае родственники молодого всячески выражали свое возмущение: надевали хомут на родителей молодой, разваливали печь, мазали стены смолой и только после этого садились за стол.
Обычно свадьба продолжалась три дня, обязательным ее сопровождением была «троиста музыка» (скрипка, цимбалы, бубен). Завершалась свадьба «перезвяными» обрядами: если молодая сохранила «честь», гости шли в дом ее родителей благодарить их за это. Впереди опять несли корогву, брали с собой бутылку с подкрашенной в красный цвет водкой, заткнута она была хлебными колосьями, к ней прикрепляли кисть калины, участники процессии перевязывали себя красными поясами. Угостившись, они затем ходили с корогвой из дома в дом с музыкой, танцами и пением эротических песен.
Погребальная обрядность. Умирающего в момент смерти могли положить на овчины, дать ему в руки зажженную свечу, которую освятили на Сретенье (2/15 февраля) или в Великий Четверг. Для облегчения агонии предпринимались различные магические действия: сверлили дыру в стене, звонили в колокола, клали умирающего на землю. После кончины человека в доме не работали—не мели сора, ничего не сажали в огороде, не подкладывали под кур яиц. Тело умершего обмывали и обряжали в погребальную одежду, на Гуцулыцине это старались сделать при первых признаках агонии. Воду, которую использовали при омовении, выливали там, где не ходят люди.
На умершего одевали одежду, сделанную по архаичной технологии и старинных видов кроя: при изготовлении ниток для ткани пользовались веретеном, а не самопрялкой, женская рубаха была без подставы, рукава ее были без оборок и т. п., одежду, даже детскую, обязательно подпоясывали. Мужчин иногда обували в калинги — полотняную обувь, похожую на чулки. За пазуху умершего клали три маленьких хлебца. Специфической была одежда парней и девушек брачного возраста— аналогичная свадебной.
Родственники покойного одевались в траурную одежду, она была черного цвета, но в центральной Украине могла быть и цветной, красочной. Гроб изготавливали из досок, в Галиции в стенке его проделывали оконце, «чтобы душа навещала тело». Застилали его стружками, ими же набивали подушку, птичьи перья и пух использовать для этого запрещалось. На подушке возле головы клали различные пахучие растения, в гроб также могли положить шапку, палку, хлеб, соль, водку, курящему — табакерку и т. п., объясняли, что иначе покойник придет за этими вещами с «того света». Гроб с покойником ставили на лавку головой к иконам, приходили прощаться родственники и соседи, при этом много плакать по умершему было нельзя. Своеобразная черта украинской погребальной обрядности, особенно характерная для бойков и гуцулов, — игры при покойнике: спортивные, «свадебные», социально-бытовые. В помещении, где он лежал, молодежь в перерывах между чтением псалтыря исполняла различные игры и комические сценки, иногда не совсем пристойные, причем объектом насмешек мог быть и сам умерший.
Похороны обычно совершали на третий день. Умершего выносили ногами вперед, гроб трижды со стуком опускали на порог и осыпали его зерном, чтобы оставшиеся не испытывали нужды в хлебе. После выноса тела, на место, где лежал покойник, бросали новый горшок, разбивая его, родственники трижды обходили пустую дежу, двери запирали. Выпускали на двор домашних животных, чтобы они могли проститься с хозяином, сыпали зерно по двору, на воротах повязывали красный пояс или полотенце. На кладбище гроб несли на руках, а в Галиции везли на санях даже летом, причем запрягать их надо было только волами, но не лошадьми. Иногда на похороны приглашали плакальщиц. При погребении молодых брачного возраста устраивались «свадьба-похороны»—на крышку гроба клали специально испеченный свадебный каравай, в процессии находился «жених» (или «невеста») в свадебной одежде, а также другие свадебные чины, впереди несли корогву, но не красного, а черного цвета.
На кладбище прощались с покойным, гроб опускали в могилу, могилу «печатали»(сыпали крестообразно землю на гроб), затем раздавали подаяние беднякам. На могиле делалась насыпь и ставился крест, но зафиксированы и другие сооружения, в Карпатах, например, голбец—небольшой сруб, открытый или с двухскатной кровлей и небольшим крестом наверху. По возвращении с похорон тщательно мыли руки, особенно те, кто ко-. пал могилу, нес гроб и т.п., они должны были еще прикоснуться руками к печи. Потом устраивалась поминальная трапеза. Поминки также делались на традиционные для восточных славян дни—9-й, 40-й и годовщину после смерти. Существовали и общепоминальные дни. Одним из них была Радуница, когда посещали кладбище, разводили там костер, на котором готовили пищу, угощались, клали на могилы еду, цветы, рассказывали о своих делах умершим родственникам.
УКРАИНСКАЯ КАЛЕНДАРНАЯ ОБРЯДНОСТЬ отличалась от русской и белорусской календарной обрядности большей значимостью одних праздников и меньшей других, по составу самих обрядовых действий, но, в целом, эти различия не были значительными.
РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ПРАЗДНИКИ длились от Рождества до Крещения. В этот период работали только до захода солнца, а по вечерам садились за праздничный стол, сами вечера назывались святыми. На РОЖДЕСТВО молодежь ходила по селу с изображением звезды колядовать. Среди колядовщиков были певцы, музыканты, мехоноша—в его мешок складывали подношения, у гуцулов—и плясуны; потом организовывали вечеринку, где все собранное сообща съедали. В домах семьи вечером садились за стол, уставленный ритуальными блюдами— кутьей, узваром и др., остатки еды вместе с ложками оставляли на столе, чтобы ею могли угоститься предки. В ночь под НОВЫЙ ГОД молодежь также ходила по дворам славить хозяев, исполняя при этом щедровки и колядовки, они предназначались каждому члену хозяйской семьи. Старались в этот день ни с кем не ссориться; чтобы весь год жить с людьми в ладу. Предновогодняя ночь носила Название «щедрый вечер», семья должна была трапезничать 12 блюдами. На КРЕЩЕНИЕ святили воду в озере или реке, парни При этом стреляли из ружей, отгоняя нечистую силу. Этой водой кропили хату и другие постройки, вещи, людей и домашний скот, мелом в этот день рисовали кресты на дверях, печах, сундуках, кадках. Вечером садились за обильный по возможности стол, на ночь ставили на покути (в красном углу) миску с ложками членов сзмьи, считалось, что в этом году умрет тот, чья ложка окажется перевернутой.
МАСЛЕНИЦА. Она не праздновалась так широко и разгульно, как у русских. Основным блюдом на Масленицу были вареники с творогом. Блины в качестве обрядового блюда и некоторые особенности, например, катание на лошадях,.возможно, были заимствованы у русских. Не зажигались костры, не делалось чучело Масленицы. Зато характерным масленичным обрядом у украинцев была «колодка»—замужние женщины ходили по селу и привязывали колодку (полено, обрубок дерева) парням и девушкам, не вступившим в брак. Снять ее разрешалось за угощение, которое потом женщинами совместно поедалось. Те же замужние женщины в течение масленичной недели разыгрывали «рождение», «крещение», «смерть» и «похороны» колодки.
ЗАКЛИКАНИЕ ВЕСНЫ у украинцев представляло собой период совершаемых молодежью обрядовых действий, которые приходились на время между Масленицей/Пасхой и Троицей/Петровым днем (он различался по длительности в разных
районах Украины). Парни и девушки собирались на проталинках, которые образовывались на возвышенностях, и, призывая весну прийти поскорее, распевали приуроченные к этому обряду песни—веснянки и гаивки. Через некоторое время по первой траве девушки начинали исполнять хороводные игры—танки.
ПАСХА. К этому празднику готовили обычные у восточных славян блюда—-пасху (кулич) и сырную (творожную) пасху, красили яйца, причем не только в один цвет, как русские, но и с нанесением разноцветного орнамента, растительного, геометрического, зооморфного, они назывались писанки. Еду несли в церковь для освящения. Во время заутрени молодежь развлекалась около церкви — жгла смоляные бочки, парни стреляли из ружей при восклицаниях «Христос воскрес!». Придя из церкви, умывались, положив в воду писанку и деньги, потом этой водой поливали огород. Остатки пасхальной трапезы сжигали, а золу пускали по воде. Посещали могилы родственников, на которые клали крашеные яйца.
ЗЕЛЕНЫЕ СВЯТКИ—так называется у украинцев и белорусов праздник Троицы. Отмечался он у них .более скромно, нежели у русских, и на большей части Украины сводился к украшению домов зеленью: перед Домом ставили молодые деревца — черноклен, тополь и др., ветками украшали двери, окна, печь, иконы, пол дома устилали зеленой травой. В некоторых рай онах Украины на Зеленые святки молодую девушку украшали зеленью, венками, лентами и торжественно водили по дворам, исполняя величальные песни. Хозяева должны были за это да вать угощение. Троицкая неделя называлась русальной, во вре мя нее, опасаясь русалок, не работали в поле, а отправляясь в путь, клали за пазуху полынь, как оберег от них. ,
Кроме этих праздников в зимне-весенний период у украинцев можно отметить ряд других, например, БЛАГОВЕЩЕНЬЕ (25 марта/7 апреля), когда не работали, считая,' что Даже птица в этот день гнезда не вьет, не клали яйцо, снесенное в втот день, под наседку, иначе цыпленок будет калекой; ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ— срезали ветки вербы, их святили в церкви и использовали в различных обрядовых действиях: стегали людей и домашних животных, тем самым как бы передавая им силу вегетации, клали как лечебное средство в купель для больного ребенка и т.п.; ЧИСТЫЙ ЧЕТВЕРГ—в этот день купались в водоемах или обливались водой до восхода солнца, копотью свечи из церкви делали охраняющие кресты на дверях и окнах,
еще одно название этого праздника—НАВЬСКИЙ ВЕЛИКДЕНЬ (ПАСХА MEPTBEIIOB), так как верили, что покойников с «того света» отпускают на время отслужить молебен и покаяться в грехах; ЮРЬЕВ (ЕГОРЬЕВ) ДЕНЬ, он у украинцев имел более аграрный, нежели животноводческий характер: духовенство служило молебен на поле и кропило его святой водой, хозяева шли на свою пашню, там трапезничали, а остатки пиши зарывали в землю.
ИВАНА КУПАЛА — самый значительный праздник летне-осеннего календарного цикла. У украинцев, как и у белорусов, он был более богат обрядами, нежели у русских, по некоторым своим особенностям имел сходство с Троицей русских. Исключение составляло Закарпатье, где все действия на Купалу ограничивались сбором трав для лечения и ворожбы. В тех же местах, где этот праздник справлялся широко, днем накануне праздника девушки собирали травы и цветы, плели венки, вечером парни на возвышенности разводили костер, в середину его вставляли шест с горящим колесом. Рубили дерево, ставили около костра, девушки украшали его венками, цветами, лентами. Называли такое дерево Марой, или Мареной, под него могли посадить соломенную куклу в женской одежде. Ночью водили хороводы, парни с девушками прыгали через костер, взявшись за руки, купались, искали в лесу волшебный цветок папоротника, девушки бросали венки в воду, гадая о своей судьбе. Под утро Марену топили в воде или сжигали. Считалось, что на купальскую ночь нечистая сила особенно сильна, поэтому на ворота домов ставили сретенскую (освященную в Сретенье) или венчальную свечу, в хлевах сыпали мак, не выпускали коней в ночное. Если канун Ивана Купала—праздник молодежи, то сам день Иоанна Предтечи, как назывался он в христианском календаре, праздновали и взрослые, они в складчину устраивали обед, приглашали на него церковный причт.
Среди других календарных праздников лета и осени у украинцев можно упомянуть ПЕТРОВ ДЕНЬ, который по некоторым обрядовым действиям был близок к Купале, к этому дню пекли хлеб из зерна нового урожая, его святили в церкви и раздавали кусочками, как просфору; ИЛЬИН ДЕНЬ—громовой праздник, на него нельзя работать, ходить на охоту, загоревшийся от молнии дом надо в этот день тушить кислым молоком; ДЕНЬ КОЗЬМЫ и ДЕМЬЯНА (1/14 ноября), когда в каждой семье готовили более обильную, нежели обычно, пищу, на праздничный ужин старались собраться всей семьей, молодежь в снятой избе устраивала складчину; АПОСТОЛА АНДРЕЯ (30 ноября/ 13 декабря) — девушки в канун этого дня гадали на свое замужество, например, выпекали из теста балабушки, раскладывали на полу и запускали собаку, чью балабушку она съест, та первая выйдет замуж, женщины в Андреев день не шили, не пекли хлеба, не стирали.
ТРАДИЦИОННЫЕ ДОХРИСТИАНСКИЕ ВЕРОВАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. Основной религией, распространенной среди украинцев, было христианство. В восточных районах их проживания бытовало, главным образом, православие, в западных— католицизм, среди украинцев были также последователи униатской церкви. Но, как и у русских, в народном быту сохранялись древние по происхождению, языческие по сути верования и обряды. Проявлялись они в почитании природных явлений, производственной магии, сакрализованности многих бытовых предметов, в календарной обрядности и обрядности жизненного цикла, в представлениях 6 многочисленных демонических персонажах, населяющих окружающий мир и об особых магических способностях определенных людей.
Широко у украинцев была распространена вера в ведьм, женщин-колдуний, которые по своей воле или невольно наносят вред хозяйству — лишают коров молока, задерживают дождь, делают «заломы» на полях, похищают на время небесные светила. Считалось, что в каждом селе есть одна или несколько ведьм, в обычное время они имеют вид, как и все остальные женщины, и только в момент колдовства ведьма обретает свой истинный облик—старой, безобразной женщины, с распущенными волосами, иногда имеющей телесные недостатки (хромота, горбатость); они умеют летать, на Купалу, устраивают свои сборища, в качестве всеукраинского места Их- сбора указывается обычно Лысая гора под Киевом. Вредили людям и колдуны, некоторые из них могли превращаться в волков, нападать на скотину и душить ее, их называли волколаками. За помощью против ведьм и колдунов, а также при болезнях людей и домашних животных обращались к знахарям—лицам, тоже общающимся с «нечистой силой», но на пользу людям.
Существовали представления о многочисленных духах, опасных для людей или, наоборот, которые могут приносить добро. Одни занимали большее место', нежели в русских верованиях, другие меньшее, некоторые у украинцев отсутствовали, были и такие, которых не знала русская демонология.
ЧЕРТ—злой дух, пакостник, частый персонаж фольклорных сюжетов. В качестве места его обитания указывались обычно леса, болота, овраги, заброшенные мельницы и т.п. При общей антропоморфности облика народное сознание наделяло его и животными чертами: покрытый черной шерстью, рожки на голове, собачья или свиная морда, козлиные ноги. Он мог изменить свой облик, превратившись в пана, священника, петуха, козла, клубок шерсти, колесо и др. Черт беспрестанно старается навредить человеку, но может помогать ему, если тот заключит с ним договор — письменный, подписанный кровью. Однако за свои услуги черт требует душу, которую и забирает на мучения после смерти человека.
ЛОМОВОЙ (ДЕЛ, ХАТНЫЙДЕД)—в отличие от черта может хорошо относиться к людям, если в семье порядок, и к самому домовому отношение почтительное. Не в пример другой «нечистой силе» не боится молитвы, креста, пения петуха. Увидеть его можно по праздникам, например, в Чистый Четверг, поднявшись на чердак со страстной свечой. Если он будет голым, то это к бедности, мохнатым—к богатству. Там же на чердаке по праздникам, например, на Новый год ставили пищу домовому. Он мог показываться в разных обличьях — старика с длинной бородой, кошки, барана, медведя; домовой ухаживал за скотом; предсказывал судьбу.
ВИХОВАНЕЦ—домашний дух, змей, имеющий способность летать, приносит хозяину, с которым он связан, различные ценности: вещи, зерно, деньги. Видимо, аналогичен ему дух под названием СЛОРИШ, но он не летает. Этих духов человек мог получить сам, для чего должен был носить сакральное количество дней/лёт (3, 7, 9) яйцо слева подмышкой. Близок к этим духам ПЕРЕЛЕСНИК— летающий змей, по ночам он проникает к женщинам и вступает с ними в связь.
ЛЕСОВИК (ЛЕСУН)—из-за открытости пространств большей части Украины этот демонический образ не получил широкого распространения. Облик его представляли по-разному: в виде косматого или голого безобразного существа, лисицы, вихря, клочка сена. Так же, как и у русских, считалось, что он является хозяином всей лесной живности, и охотник, заключивший с ним договор, всегда будет с добычей.
РУСАЛКИ—вера в них на Украине получила очень широкое распространение. Это молодые девушки-утопленницы, иногда указывается, что нижняя часть тела у них, как у рыб, по ночам они выходят из воды, качаясь на ветках, расчесывают волосы, водят хороводы, в период созревания хлебов идут в поля и там нападают на людей. Особая категория украинских русалок— мавки, или нявки (от навь—мертвец)—это либо мертворожденный плод не менее чем семимесячного возраста, либо младенец, умерший до крестин.
Существовали у украинцев представления и о других демонах: ВОДЯНОМ—опасном духе, живущем в воде, он топит людей, ломает мельничные колеса, разгоняет рыбу, когда ее ловят рыбаки, поэтому ему приносили жертвы, мельники, например, закапывали в основание плотины лошадиный череп; МАРЕ— духе смерти; ПОЛЕВИКЕ—духе открытых пространств. Человеку, идущему ночью, может привидеться в образе белой свечи, и тогда он начинает плутать; УПЫРЕ—вампире, близком к «заложным» покойникам, он не тлеет, по ночам выходит из могилы и пьет кровь людей, после чего они погибают. Вера в него была распространена гораздо больше, чем у русских и белорусов; ВИЕ—безобразном персонаже, взгляд которого для человека смертелен.
Народные верования украинцев нашли широкое отражение в их фольклоре, стали сюжетами произведений украинских писателей.
БЕЛОРУСЫ
Этногенез и этническая история
О пребывании славянского населения на территории Белоруссии, по крайней мере с VI в. н. в., свидетельствует нахождение в южной части ее памятников типа Прага-Корчак. «Повесть Временных Лет» сообщает, что здесь жили восточнославянские племена дреговичей, радимичей, полочан, частично волынян, древлян и северян. В период существования Киевской Руси эти племена, консолидируясь, вошли в состав древнерусской народности. В XI-XIII вв. на территории Белоруссии существовали Полоцкое, Туровское, Пинское, Новогрудское и другие княжества.
Обособление населения этой территории от основного массива древнерусской народности, которое привело к появлению нового восточнославянского этноса — белорусов—начинается с середины XIII в. В это время земли будущей Белоруссии были в составе Великого княжества Литовского, а после объединения его с Польшей в 1569г. — Речи Посполитой. Значительное влияние на язык и культуру восточнославянского населения этого региона оказали балты и поляки, обособлению способствовало и частичное вытеснение православия католичеством, а с 1596 г. и униатством.
Лля Белоруссии долгое время была характерна дробность самосознания отдельных территориальных и социальных групп населения. Верхушка общества тяготела к польской культуре и католичеству, предполагало в общении польский язык, что приводило к ополячиванию. Для жителей различных регионов существовало много топонимических названий: мозыряне, случане, мстиславцы и др. В то же время бытовали, видимо, как этнонимы понятия русины и литвины, происходившие от названий Русь и Литва, группы населения в южной Белоруссии носили названия полещуки, пинчуки, брещуки. В ряде случаев этническое самосознание определялось конфессиональной принадлежностью—католической или православной.
С XIV в. существовала территория, обозначаемая как Черная Русь. Она включала в себя северо-запад Белоруссии и отчасти Псковщину и Новгородчину, население ее называлось чернорусами. Другая Русь, Белая, в источниках начиная с XII в., помещается во Владимиро-Суздальских землях. С конца XIV в. это понятие применяется к более западным территориям, в основном к пограничыо Литвы—Речи Посполитой с Русью — Россией, т. е. современных Белоруссии, России и Украины. Название «Белорусь» появляется в XVII в. и относится преимущественно к Полоцким, Витебским, Мстиславским, Смоленским и ряду других земель. После разделов Польши в конце XVIII в. понятия «Белорусь» и «белорусы» как названия территории и населения начинают распространяться На остальную территорию Польши, населенную восточнославянским населением.
После подавления польского восстания 1830-1831 гг. начинается борьба царского правительства против национальной самобытности населения западных регионов России—ликвидируется уния, запрещаются названия «Литва» и «Белоруссия», белорусов в официальных документах именуют русскими Западного края, рассматривая как особую группу русского народа. Однако именно с середины XIX в. в среде белорусской интеллигенции формируется представление о самостоятельности белорусского этноса. Появляются исторические и этнографические исследования, посвященные белорусам. При этом в качестве субэтносов белорусского народа продолжали существовать отдельные его группы—литвины в центральной Белоруссии, полещуки—в Полесье и ряд других. По переписи 1897г. белорусов в России насчитывалось 5,9 млн чел. (4,7% населения страны), из них в современных границах Белоруссии 4,8 млн, где они составляли 74% населения. Большое влияние оказывали на белорусов русский язык и культура, особенно в восточных районах и крупных городах. Шла миграция русского населения в Белоруссию и белорусов в различные районы России.
В 1919г. была создана Белорусская Советская Социалистическая Республика, вошедшая в 1922г. в состав СССР. Территория Западной Белоруссии оказалась в составе Польши и только в 1939г. она была присоединена к БССР. По переписи 1926г. белорусов в СССР насчитывалось 4,7 млн чел., и они составляли 3,2% населения страны, по переписи 1937г.—4,9млнчел. (3%), по переписи 1939г. — 5,3 млн чел. (3,1%), по переписи 1959г.—7,9 млн чел. (3,8%), по переписи 1970г.— 9,05млнчел. (3,7%), по переписи 1979г. —9,5 млн чел. (3,6%), по переписи 1989г.-^10,03млнчел. (3,5%). Медленный рост численности белорусского этноса объясняется огромными потерями белорусов во время Великой Отечественной войны, а в последние годы низким уровнем рождаемости.
По данным Всесоюзной переписи 1989 г. население Белоруссии составляло 10,2млнчел., из них белорусы—7,9млн (77,9%), 1,2 млн белорусов проживали в Российской Федерации, 440тыс.—на Украине, 180тыс.—в Казахстане, 120тыс.— в Латвии, 63 тыс.—в Литве, 28 тыс. — в Эстонии. За пределами СССР на конец 80-х годов больше всего белорусов проживало в Польше—-более 150тыс. человек, примерно 20тыс. их насчитывалось в США, по несколько тысяч — в Канаде и Аргентине. Всего в мире белорусов примерно 10,3 млн чел.
Традиционное хозяйство
Так же, как у русских и украинцев, основными видами традиционных занятий белорусов были земледелие и животноводство, значительную роль играли некоторые подсобные занятия и промыслы. Особенности этнического развития белорусов и специфика климатических условий накладывали на них своеобразный отпечаток.
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. В конце XIX—начале XX в. основной системой земледелия у белорусов было трехполье при сохранении в ряде мест архаичной подсеки. Недостаток земли вынуждал прибегать к двухполью, кое-где существовал и перелог. Главными полевыми культурами были рожь, озимая и яровая, овес и ячмень, сеяли также гречиху, горох, просо, чечевицу. Большая роль отводилась картофелю, который был и товарной культурой. Много выращивали льна, конопля занимала незначительное место. Основным пахотным орудием была соха двух типов. «Литовская», или «полесская», имела раздвоенную рассоху, на концы которой надевались железные наконечники. Иногда впереди был колесный передок, в нее запрягали пару волов. Соха другого типа была с перекладной полицей под конную тягу. С начала XX в. в крестьянских хозяйствах стали распространяться плуги кустарной работы. При вспашке залежи применялся резак, для окучивания картофеля—сошки и рала.
Самой распространенной бороной была вязаная с деревянными зубьями. Сохранялись и примитивные типы борон— суковатка и смык, известны были и более совершенные;—в виде деревянных рам со вставными железными зубьями. Для ручной обработки почвы использовались мотыги, лопаты, заступы. Для погрузки навоза применяли деревянные вилы с металлическими наконечниками и так называемые крюки, которыми сбрасывали навоз с телеги.
Сеяли из лукошка, жали зазубренными серпами или косами с прикрепленными.к ним граблями. Для более плотного связывания снопов использовали цурки—палочки с зарубиной на конце. Во время жатвы ярко проявлялись общинные традиции— совместное начало ее и коллективная трапеза по окончании — дожинки. Перед молотьбой хлеб просушивали либо на огородах—конусообразных сооружениях из жердей, либо в специальных постройках — осетях и евнах, которые соответствовали русским овинам и ригам. Молотили цепами на току, обычно крытом, иногда примитивным способом—хлестанием о бочку, колоду и т. п. Зерно веяли деревянной лопатой, но в бедных семьях из-за недостатка хлеба его мололи невеянным. Хранили зерно в «житных» ямах грушевидной формы, постройках— клетях и свирнях, иногда необмолоченным в стогах. Дробление и размол зерна производился на мельницах—ветряных, водяных и на конной тяге, хотя из-за значительной платы крестьяне предпочитали делать ото в домашних условиях, используя ступы, ручные и ножные, и жорны — ручные мельницы.
Сено для домашних животных заготавливали косой с длинной рукоятью или короткой, как у русской горбуши, но рукоять ее была прямой. В сырых местах стога ставили на деревянных на стилах иногда более метра высотой. Для защиты сена от дождя в ряде случаев над стогом делалась крыша, перемещавшаяся на вертикально поставленных жердях. Существенную роль в крестьянских хозяйствах играло огородничество; выращивались капуста, свекла, морковь, огурцы, бобы, мак и другие культуры, садоводство у крестьян в основном распространено было на юго-западе Белоруссии. ...
ЖЙВОТНО'БОДСТВО. Белорусские крестьяне держали крупный рогатый скот, низкорослый и малопродуктивный, лошадей, грубошерстных овец, коз, свиней, домашнюю птицу. Количество скота зависело от зажиточности семьи, в богатых семьях было несколько коров, более десятка свиней, но домашней птицы держали всегда мало. 4-7 месяцев в году скот пасли на пастбищах под присмотром пастуха. Значительной была доля животноводства в Полесье, где вследствие обилия корма крестьяне держали больше скота. Летом яловый скот и молодняк отгоняли на лесные пастбища за десятки километров от деревни. Зимой скоту к сену обязательно добавляли солому, свиньям—мякину, картофель, муку.
ПОДСОБНЫЕ ЗАНЯТИЯ И ПРОМЫСЛЫ белорусов имели много общего с аналогичными занятиями русских и украинцев. Обычно в домашних условиях у белорусов изготавливались ткани, выделывались кожи и шкуры, прежде всего овчина, широко были распространены деревообработка—плотничье, столярное дело, тележное, бондарное и другие, в Полесье— заготовка дерева, смолодегтярный, углежогный, скипидарный промыслы. Среди тех ремесел, которые выделились из домашнего производства и были ориентированы на рынок, можно назвать гончарное, портняжное, сапожное, в ряде мест ткачество. Некоторые регионы Белоруссии особо специализировались на тех или иных видах производства, продукция их имела широкое распространение: например, гончарство—в Минской и Могилевской губерниях, ткачество—в Гродненской, изготовление изделий из кости и рога—в районе Орши.
Материальная культура
ПОСЕЛЕНИЯ И ЖИЛИЩА. Для сельских поселений белорусов рубежа XIX — XX в. была характерна разнообразная номенклатура: село—поселение с церковью, деревня — без нее, местечко—в нем жители, кроме сельского хозяйства, занимались ремеслом и торговлей, однодверное поселение мелкой шляхты—застенок, в несколько дворов—околица, существовали выселки и хутора. Разнообразна была и планировка их — беспорядочная и линейная, уличнс-радиальная и улично-квартальная.
Для застройки усадеб было характерно два основных типа— веночный, когда жилые и хозяйственные постройки образовывали четырехугольник, а промежутки между ними застраивались забором, и погонный — постройки ставились вплотную друг к другу в один или несколько параллельных рядов. Основным материалом для постройки было дерево. Использовались две техники строительства—срубная и каркасно-столбовая, последняя более характерна для хозяйственных строений, делались и плетневые стены, обмазанные глиной. Постройки ставились либо прямо на землю либо на камни-валуны или штандары — вертикально поставленные колоды, в Полесье жилые постройки ставились и на сваи. Разнообразна была конструкция крыш: «на сохах» («соха» — бревно с естественной развилкой), зако-том— самцовая и стропильная. Во многих регионах преобладала двухскатная крыша, на юге — четырехскатная, встречались и трехскатные крыши. В качестве кровельного материала чаще использовалась солома, иногда тесовые доски, а также камыш. Украшалось белорусское жилище довольно скромно — резьбой по деревянным деталям — причелинам, наличникам, карнизным доскам, иногда раскрашивались ставни.
Наиболее распространенным в XIX в. было двухкамерное жилище, состоявшее из хаты и сеней, причем крыльца обычно не было. В сенях могла отделяться клеть или устраиваться истобка, игравшая в подтапливаемых местах роль погреба. До конца XIX в. широко бытовали курные избы со сводчатым потолком, земляным или глинобитным полом и волоковыми окнами. К началу XX в. интерьер жилища меняется — начинают преобладать плоский дощатый потолок, пол из досок, косяковые окна, духовая печь с трубой, устраиваются и другие обогревательные сооружения— грубки, щитки, лежанки. Печь ставилась устьем к боковому окну, по диагонали от нее располагался покуть — красный угол, где висели иконы, ставился стол и сходились неподвижные лавы. От печи до передней стены настилали «пол»—деревянный помост, в восточных районах над ним делали полати. Под потолком укрепляли грады — жерди, на которых сушили одежду и обувь, пряжу, лучину и т. д.
Ткани и одежду хранили в куб л ах—деревянных бочках с крышкой. В более зажиточных домах были шкафчики для посуды, расписные сундуки, кровати, канапы—деревянные диваны с декорированными спинками. Освещалось жилище каганцом— сальной плошкой с фитилем, свечами, а чаще лучиной, вставленной в светец, расщелину стены или угол печи. Были и подвесные светильники, над которыми устраивалась вытяжная труба — из Луба, лозы, ствола дерева, обмазанная глиной. Хозяйственные постройки были представлены хлевами, стайнями—конюшнями, поветками—навесами для укрытия транспортных средств от дождя, отдельно стоящими клетями и истобками, пунями, предназначавшимися для хранения сена, и др. Подальше от жилища ставились крытое гумно и баня, причем наряду с бревенчатыми были и архаичные бани-полуземлянки.
ОДЕЖДА делалась из волокон льна, реже конопли, а также шерсти, кож и шкур домашних и диких животных, использовались и дикорастущие растения. Обычно изготовление одежды осуществлялось в самом хозяйстве. Каких-либо значительных отличий в технологии первичной обработки материалов от применяемых русскими или украинцами у белорусов не обнаруживается.
Мужская одежда была довольно однообразной и состояла из рубахи, штанов, головного убора в виде валяной шапки летом и меховой в зимнее время; повседневной обувью были лапти, праздничной—сапоги. В холодное время носили различные виды верхней одежды.
Рубаха шилась из белого холста, длиной до колен, но к концу XIX в. она становится более короткой. В некоторых районах Белоруссии носили рубахи туникообразного кроя, но преобладал крой более сложный—с поликами на плечах и ластовицами подмышками. На груди посредине или чуть сбоку делался разрез, воротник был невысокий, стоячий или отложной. Иногда рубахи шились с подкладкой (подоплекой) на спине. Украшалась рубаха скромным тканым или вышивным орнаментом. Носили ее навыпуск с поясом. Пояса были разные—плетеные, тканые, кожаные; мужчины к ним прикрепляли нож, медный гребень, кожаную сумку—калиту, в которой носили разные мелкие предметы. Штаны были узкими, с ромбовидной вставкой между штанинами. Летние шили из белого или окрашенного холста, зимние были суконными, держались штаны на шнурке, продетом в рубец, либо на узком пришитом пояске и тогда застегивались на одну пуговицу. Поверх рубахи и штанов иногда надевали камизельку—безрукавку.
Верхняя одежда шилась из плотного полотна, сукна или овчины, отбеленной или дубленой. Одежда была распашной, наиболее характерен для нее архаичный прямой неотрезной крой с клиньями сбоку, но известна была верхняя одежда с отрезной талией и со сборками или складками у пояса. Названия верхняя одежда имела разные—свита, сермяк, кожух, бурное, катанка,некоторые виды были заимствованы у поляков, например, жупан и кунтуш. Иногда ее украшали нашивками из красного сукна, шнурами, лентами. Верхняя одежда подпоясывалась или застегивалась.
Летними головными уборами долгое время были войлочные конусообразные шапки с отогнутыми полями—валенки, или магерки, брыли, капелюши. Капелюши могли быть соломенными, камышовыми, волосяными. Со второй половины XIX в. войлочные головные уборы вытесняются картузами. Зимой носили меховые шапки—из овчины, белки, лисицы—ушанки (аблавухи) и цилиндрические (кучмы).
Женский костюм состоял из рубахи, поясной и верхней одежды, фартука, иногда дополнялся безрукавкой. Рубаха была длинной, нередко состояла из двух частей—верхней и нижней, могла быть туникообразной, но чаше сложного кроя, с поликами и ластовицами; она богаче орнаментировалась, чем мужская. Разнообразной была поясная одежда, Названия которой чаще определялось качеством материи и расцветкой: андарак—из шерстяной или полушерстяной ткани в клетку или полоску, понева—на востоке Белоруссии, иногда с прошвой, летник— холщёвая юбка, дрыхлик—для него бралась материя, сотканная из льняной и шерстяной нити, и др. Поясная одежда полностью закрывала рубаху, она застегивалась или завязывалась пояском, украшалась нашивными лентами, тесьмой, бахромой, кружевом.
Обязательной частью женского костюма был фартук в виде куска материи с завязками (суконный назывался запаска). Иногда надевали два фартука—спереди и сзади. Известны были-белорускам и сарафаны, видимо, заимствованные у русских женщин—шушун и саян. Почти повсеместно белорусские женщины носили безрукавки, обычно из покупной ткани, застегивающиеся на пуговицы или на шнуровке, украшенные галунами, парчевой лентой, вышивкой, стеклярусом и т.п., они имели разные названия—кабат, гарсет, шнуровка, лейбик. Верхняя одежда во многом была схожа с мужской и имела те же названия—свита, кожух, кафтан, но была более украшена.
Волосы женщины накручивали на твердый обруч, укладывали на затылке и полностью закрывали головным убором. Известны были разные виды уборов: намитка (наметка)—полотнище ткани до 3 м длиной, которым различными способами повязывали голову, «голова»—он имел твердую основу, иногда был с выступами-рогами, «кораблик» — бархатная шапочка, расшитая золотыми или серебряными позументами и др. Со второй половины XIX в. эти уборы стал вытеснять головной платок— хустка, разной величины и качества, чаще фабричной работы. Девушки носили косы, их головные уборы—ширинки, наметки, венки из живых цветов—волос полностью не закрывали.
Из женских украшений наиболее были распространены шейные ожерелья и бусы из бисера, стекла, жемчуга, настоящего или поддельного, а то из глины, крашеного гороха, зреющей брусники. Женщины носили также серьги, кольца, обычно медные и серебряные.
Наиболее распространенной обувью как мужской так и женской, были лапти. Они могли быть простыми, повседневными, их плели из лозовой, липовой, вязовой коры, и праздничные—коверзни и похлопни, которые делались более тщательно, с двойной или тройной подошвой. Иногда лапти плели из березовой коры или веревок, они были более устойчивы к сырости. Носили лапти с обертками из холста или сукна и крепили на ноге оборами из лыка, ремешка, шерсти, конского волоса. Кожаной обувью были постолы типа русских поршней, сапоги из черной или желтой кожи, обычно они были праздничной обувью, у женщин праздничной обувью были также череваки— невысокие башмаки и полусапожки из черной или красной кожи со шнуровкой. Кое-где в Белоруссии была известна обувь, выдолбленная целиком из дерева, иногда деревянной делалась подошва, а верх —кожаным.
ПИША. Преобладала мучная и крупяная пища, к концу XIX в. широко распространяется «второй хлеб»—картофель. Нечасто на столе были молочные и мясные блюда, масло преобладало растительное, существенным дополнением к пище были продукты рыболовства, собирательства, бортничества. Хлеб почти всегда был ржаной, причем мука для него использовалась обычно непросеянная, часто в тесто добавляли морковь, картофель, в голодные годы—желуди, лебеду и т. п. С конца XIX в. широко распространился бульбяной хлеб, который наполовину состоял из картофеля. Из чистой муки выпекали только пироги с разного рода начинкой, а также блины. Еще из муки готовили различные виды каш—толокно, кулагу, солодуху, затирку, а также кисель, клецки—кусочки отварного теста, иногда с начинкой. Из крупы варили каши, жидкие повседневные и густые праздничные. В них добавляли горох, бобы. Овощи шли на приготовление первых и вторых блюд. Варили различные виды супов — щи и борщ (бураки), зеленину из листьев свеклы, зимой ели грыжанку—из вареной мелкорубленной брюквы с добавлением молока. Из картофеля варили суп, употребляли его просто в отварном виде, толкли с салом, делали из него галушки—перетирали в сыром виде, смешивали с гречневой мукой и отваривали, из картофеля готовили и блины—драники. В пищу широко употребляли дикорастущие— крапиву, бобовник, полевой осот, сныть и другие травы, а также грибы, орехи, ягоды.
Мясо шло как приправа к блюдам. Преобладала свинина, чаще соленая. Готовили мясо нередко в латке—глиняной закрытой посуде. Из ног и голов животных делали студень и зельц, желудок животного начиняли гречневой кашей, шкварками, салом, это блюдо называлось киндзюк. Практиковалась обработка мясных продуктов для длительного хранения—делали колбасы, окорока, сольсосонины и др. Яйца варили, готовили из них яичницу. Там, где было много водных источников, существенным продуктом питания была рыба; жарили ее редко из-за нехватки масла, но широко заготавливали впрок—солили, вялили, сушили, коптили. Молоко употреблялось коровье и козье, им забеливали различные блюда, делали из него творог, сыр, масло, которое сбивали из сметаны.
Из напитков самым распространенным был квас, обычно из ржаной муки с добавлением картофеля, делали и ягодные квасы, а также яблочные, грушевые, из березового сока. Из сушеных фруктов варили взвар. Известно было несколько видов медовых напитков. Из алкогольных самыми распространенными были пиво и водка.
Общественные и семейные отношения
ОБЩИННЫЕ ФОРМЫ ОТНОШЕНИЙ. Сельская община у белорусов называлась громадой, она объединяла жителей одной или нескольких деревень. Как и у других восточнославянских народов, главной функцией общины было совместное землепользование, а также раскладка и выполнение повинностей, улаживание семейных конфликтов, выдача безвозмездной ссуды бедным семьям в голодное время и т. п. Основные вопросы общинной жизни решались на сходах, где присутствовали только главы домохозяйств. Там же выбиралась общинная администрация— староста, сотские и десятские. Собирался сход либо на открытом воздухе, либо в корчме, которая была своеобразным общественным клубом. В своих делах община руководствовалась нормами обычного права, на его основе до XVIII в. действовал общинный, так называемый «копный», суд. Общинные отнощения, широко распространенные до середины XVII в., стали разрушаться в результате проведения в 1557 г. реформы «Устава на волоки», по которой совместное пользование пахотной землей заменялось подворным. К концу XIX — началу XX в. общинная форма землевладения сохранялась в основном на северо-востоке Белоруссии.
Общинные традиции белорусов проявлялись и в других, формах взаимоотношений. Одной из лих была сябрина: родственники, а часто и просто соседи, объединяли средства и труд в каком-либо виде деятельности, например, в пчеловодстве, полученный продукт делили поровну. Широко была распространена традиция взаимопомощи при срочных хозяйственных работах— вывоз навоза, уборка урожая, строительство дома и т. п. Существовали общественные группы, объединявшиеся по полу или по возрасту: женские, собиравшиеся в зимнее время в каком-нибудь помещении на попрядки, молодежные—колядовщиков на Святки и волочебников на Пасху.
СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. На рубеже XIX-XX вв. у белорусов существовало несколько форм семьи. В центральных и восточных районах преобладала большая семья, отцовская или .братская, часто включавшая в себя не только родственников, но при недостатке рабочих рук и чужих людей: приемышей—мальчиков, реже девочек, взятых в семью «за сына» или «за дочь», и сдольников—взрослых, которые приходили со своим имуществом в виде земли, сельхозинвентаря, скота и т.п., их права определялись письменным или устным договором. Численность большой семьи составляла 30-50 человек, полновластным распорядителем ее имущества и внутрисемейных отношений был отец или старший брат, хотя мог собираться и семейный совет, в который входили взрослые мужчины и хозяйка.
Со второй половины XIX в. преобладающей формой семьи становится малая, число ее членов доходило до 6-9 человек, для нее характерна была большая самостоятельность членов, в том числе и женщин. Малая семья могла быть неполной, состоящей из вдовых мужчин или женщин с детьми, разведенных и их детей и т. п. Существовала и такая форма семьи, в которую входили родители и один из их сыновей со своей семьей, однако, если у родителей были только дочери, то один из зятей приходил в дом примаком; примачество было характерно и для зажиточной большой семьи.
Система терминов родства у белорусов существенного отличия от русской и украинской не имела, лишь за некоторыми исключениями. Существовал, например, термин «швагер, который имел несколько значений — муж сестры, брат жены и муж сестры жены, швагерка—сестра жены.
Духовная культура белорусского народа
ОБРЯДЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА. Родильные обряды у белорусов, так же, как и у многих других народов, совершались еще в процессе свадебных действий: чтобы в семье были дети, молодых осыпали зерном, их кормили яичницей, сыпали зерно в обувь жениха и т.п. Особые нормы поведения, сочетающие рациональное и магическое, предписывались роженице: ей запрещалось смотреть на пожар, брать что-либо из огня голыми руками, подходить к покойнику (а если приходилось это делать, то .следовало надеть красный платок на голову и привязать к прясу красную нитку). Роженицу удаляли из жилища в баню, хлев, в момент родов ей помогала повитуха. После родов производился обряд очищения повитухи и роженицы: они произносили заговоры, мыли руки. Если рождался мальчик, то послед закапывали в доме г- под порогом или в куте, демонстрируя этим то, что он после женитьбы останется дома, послед девочки закапывали подальше от дома, поскольку после замужества ей предстояло его покинуть, либо под печью, чтобы она стала хорошей хозяйкой.
Через несколько дней после родов ребенка крестили в церкви, выбрав ему крестных родителей. Потом дома устраивали родины, на которых могли присутствовать только женатые мужчины и замужние женщины. На стол выставлялось нечетное количество блюд—5, 7, 9 и т.д.; главным была так называемая «бабина каша». Приходили дети, они исполняли обрядовые песни, их тоже угощали «бабиной кашей», которую они должны были быстро есть, а потом убегать во двор. Участники родин обменивались дарами—полотенцами, намитками, хлебом, разыгрывали шуточные сценки, бросали «плату» «нечистой силе» на перекрестке дорог, на мосту и т. п.
Сначала за ребенком ухаживала мать, спал он в колыбели, а затем на палатях вместе с остальными детьми. Его кормили как можно дольше молоком матери, а с 3-4 лет он ел за общим столом. Долгое время дети ходили только в длинных рубахах, поясную одежду начинали носить с 8-9 лет. В некоторых местах у белорусов совершался обряд, знаменующий наступление совершеннолетия девушки: собирались родственники и знакомые, поздравляли ее, устраивалась коллективная трапеза, на крыше водружали белый флаг. После этого она могла выходить замуж.
Свадебная обрядность. В сельской среде у белорусов парень женился в 19-20 лет, девушка выходила замуж в 17-18 лет, часто брачного партнера выбирали родители. Лучшим периодом для свадьбы считалось время от Покрова до Колядного поста, который начинался 15/28 ноября.
Собственно сватовству предшествовали выглядины, когда отец парня, скрывая свои намерения, приезжал в дом девушки и оценивал ее качества как будущей супруги, а также даведки—посылка в семью девушки кого-либо из родственников, чтобы узнать отношение к возможному сватовству. Количество сватов в белорусской свадебной обрядности могло быть значительным—до 10 человек: отец парня, старший брат, дядя, другие родственники, не родственники, все предпочтительно женатые и не вдовцы. Для них было характерно особое поведение, в том числе и вербальное. Придя в дом девушки, они выдавали себя за купцов, охотников и т.п., намерения свои выражали метафорически, старались наступить на помело, кочергу. На стол сваты выставляли принесенное с собой угощение. Ответ на предложение о заключении брака давали родители девушки, спрашивали и ее, причем она свое отношение могла выразить не словесно, а действием, например, взять веник и мести к порогу в случае отрицательного ответа или от порога—при положительном.
Получив согласие, сваты договаривались о времени запоин, когда давалось официальное согласие на брак, при этом устраивалось угощение. Затем родители невесты ехали в дом жениха для осмотра его хозяйства, что тоже сопровождалось застольем. Наконец, на следующей встрече—заручинах — окончательно обговаривались все вопросы предстоящей свадьбы. Жениху и невесте над хлебом связывали руки полотенцем, они обменивались кольцами, родственники с обеих сторон дарили друг другу подарки. В семье невесты готовили приданое— постельные принадлежности, одежду, иногда скот, земельный надел и т. п., в семье жениха—выкуп в виде денег и вещей.
Накануне свадьбы девушка устраивала суборную субботу— обряд прощания со своей возрастной группой. При этом происходило «завивание елочки»—украшение вершинки или ветки деревца (сосны, ели, вишни, калины) разноцветной стружкой, бумажными букетиками, колосками овса и т. п. Во время свадьбы она стояла на столе перед молодыми, а после раздела каравая «елочку» раздирали на части. Аналогичное прощание парня со сверстниками называлось хлопечник, он был более коротким и справлялся не везде. Накануне свадьбы с соблюдением многих магических норм выпекали главное блюдо свадебного пира—каравай. Женщины-каравайницы, которые его пекли, произносили заклинания, сажать каравай в печь должны, были женатые мужчины, оставшимся тестом участники действия мазали друг другу лица.
.Особое место в белорусской свадебной обрядности занимал посад. Чаще он производился в день свадьбы, раздельно для жениха и невесты, а иногда совместно в красном углу. Сажали новобрачных на предмет, символизирующий богатство— квашню, сундук, короб с рожью и т.п., который покрывали кожухом, вывернутым мехом наружу. Производили магические действия с волосами молодых: девушке распускали косу, жениху расчесывали волосы, смазывали их маслом и медом, а потом подпаливали огнем громничной свечи.
В свадебный день жених вместе с дружиной—родственниками, друзьями и другими сопровождающими—ехал за невестой. Его отъезд, дорога, вход в дом невесты и пребывание там сопровождались большим количеством обрядовых действий. Это— преодоление символических препятствий, уплата выкупов, обмен подарками, разгадка загадок. Некоторые обряды были направлены на обеспечение будущего благополучия новобрачных — при входе в дом жениха они проходили по шубе, положенной на порог мехом наружу, при этом их осыпали рожью, мать жениха встречала новобрачных в вывернутом кожухе.
После венчания в доме жениха устраивался свадебный пир. Сначала молодых трижды обводили вокруг стола, а потом сажали их в покуть. Рядом с невестой сидели ее родственники в соответствии со степенью родства, родственники жениха сидели с его стороны таким же образом. Хозяева должны были усиленно призывать гостей есть и пить. Но нормы поведения предписывали гостям приступать к еде только после длительных уговоров. Молодые за столом не ели, их кормили потом отдельно. Богатство свадебного стола зависело от зажиточности хозяев, но обязательно на нем должны были быть каравай, курица как символ плодовитости, а также яичница, сыр, мед и пирог.
В конце первого дня свадьбы молодых отводили в какую-нибудь неотапливаемую постройку—камору, клеть, гумно, где они должны были провести первую брачную ночь. Постель для них могли сделать из необмолоченных снопов хлеба, застеленных вывернутым мехом наружу кожухом. Свадебный пир продолжался и после увода молодых. Будить их («смотреть на калинку») приходила сватья или сестра молодого. При «честности» молодой величали ее близких родственников, на доме могли повесить красный пояс, платок или поставить у ворот куст калины. Снятую рубаху молодой перепоясывали красным поясом, в рукава ее клали зерно и деньги. В случае отсутствия признаков девственности над родственниками молодой всячески издевались. Существенный элемент свадебного пира—раздел каравая, часто во время пира производилось и «завивание» — изменение прически и головного убора невесты. Длилось свадебное гуляние обычно 2-3 дня.
Заключительная часть свадебных действий называлась перезвы и представляла собой взаимное посещение и угощение семейств, породнившихся в результате этого брака.
Погребальная обрядность. К погребальным обрядовым действиям не допускались близкие умершего, совершали их дальние родственники и односельчане.
После смерти тело человека обмывали, одевали на него погребальную одежду, часто заранее приготовленную, и клали на лавку головой к большому углу на солому или вывернутую мехом наружу овчину. Затем тело перекладывали в гроб. В него при этом могли положить деньги, любимые вещи умершего, орудия труда, смену одежды. В углу гроба у головы покойного клали хлеб или ставили зажженную свечу в кучку зерна. В дом приходили родственники умершего, соседи—прощаться с ним.
Хоронили умершего обычно на третий день после смерти. При выносе гроба вслед на пол сыпали ячмень, им же посыпали скамьи и трижды всех присутствующих. Па кладбище гроб несли на плечах или везли на санях или телеге, избегая запрягать в них жеребых кобыл или лошадей, на которых возили крестить или венчать.
Кладбище находилось обычно недалеко от деревни на сухом пригорке, оно обносилось земляным валом, деревянным забором или каменной выкладкой. У представителей разных конфессий, проживавших в одном поселении, были свои кладбища. Существовали и некоторые особенности в обрядности, например, католики хоронили умерших головой на восток, а православные—на запад.
Па кладбище последний раз прощались с умершим, гроб в могилу опускали на полотенцах, позднее на веревках. Своеобразны были у белорусов намогильные сооружения, обычно ставили крест, но в некоторых местах зафиксированы и другие, более архаичные их виды: гробообразный ящик, который во время поминок использовался как стол, прикладка — обтесанная гранями колода, иногда просто камень, а то и толстый пень.
На следующий день после похорон близкие шли на могилу «будить умершего». Там они оплакивали его, поправляли насыпь. Первые поминки совершали в день похорон, .на них присутствовали все пришедшие проститься с умершим. На последующие поминки—в 9-й, 40-й (иногда 20-й) дни и годовщину приглашались только родственники. Главным блюдом во время поминок была кутья—каша из толченых зерен или канун— крошенный корж (или галушки) в сыте (разбавленный водой мед). Первую ложку кануна лили на стол для умершего, потом его ели из одной миски, которую передавали по кругу. Для умершего отдельно ставили пищу и водку. Специфическим поминальным обрядом у белорусов были прикладины, которые устраивались в ближайшую после похорон осень либо перед Масленицей или Троицей. Родственники после службы в церкви шли на могилу, поправляли ее, ставили на ней крест или прикладку, расстилали полотенце, на которое выкладывали поминальную еду, и ели.
Общепоминальные дни назывались «деды», количество их было 3-4 и более в году. Главными из них считались Дмитровская суббота, Радуница, устраивали их также перед Масленицей и Троицей.
КАЛЕНДАРНАЯ ОБРЯДНОСТЬ БЕЛОРУСОВ. Зимне-весенняя обрядность. Наибольшее количество особо значимых календарных обрядовых дней приходилось на зиму и весну. В первую очередь к ним относились КОЛЯДЫ—рождественские праздники, которые продолжались с вечера 24 декабря/6 января до полудня 7/20 января. Обязательным их элементом были три кутьи—обрядовое поедание вечером ячменной каши перед началом КОЛЯД (великая), перед НОВЫМ ГОДОМ (богатая) и перед КРЕЩЕНИЕМ (голодная). Парни и девушки в колядные дни ходили по дворам и славили хозяев, за что получали угощение, собирались для поедания его, разыгрывали театрализованные сценки, рядясь при этом в животных — козу, журавля, медведя. Это время считалось благоприятным для гадания и ворожбы. На Крещение святили воду из проруби, ею потом лечили больных, обрызгивали поле перед севом, лили в гроб, перед тем как класть в него покойника.
МАСЛЕНИЦА у белорусов не была таким разгульным праздником, как у русских, меньшую роль в ней играло такое блюдо, как блины; не придавалось особого значения катанию на лошадях и с гор; в обрядности не фигурировало чучело Масленицы. На Масленицу объезжали молодых коней, проведывали и угощали бабку-повитуху, молодежь, а иногда и замужние женщины ходили с деревянными колодками по домам, где были парни и девушки на выданье, и в наказание за то, что они еще не вступили в брак, грозили привязать колодку, а тем приходилось откупаться угощением. С Масленицы молодежь начинала качаться на качелях—чтобы лен был высоким.
ПАСХА. Белорусская пасхальная обрядность имела много сходных черт с обрядностью русской и украинской. Выпекались высокие цилиндрические хлебные изделия—пасхи, красились яйца при помощи воска или от руки в разные цвета, на них наносились изображения кругов, цветов, стилизованных зоо- и антропоморфных фигур, яйца святили в церкви, ими христосовались. На Пасху обязательно устраивалась обильная трапеза. Своеобразная особенность белорусской Пасхи—хождение волочебников. Ими были взрослые мужчины, которые ходили по дворам и исполняли так называемые волочебные песни, тематика которых близка к колядным. Перед хождением в группе распределяли роли—одни пели, другие играли на музыкальных инструментах, кто-то собирал пожертвованные продукты, которые потом совместно съедались.
ТРОИЦА рассматривалась как празднование конца весны; в некоторых районах Белоруссии она называлась «зелеными святками», и пословица утверждала, что «на зеленец—весны конец». Троица у белорусов была беднее обрядностью, чем у русских. Основная часть обрядов приходилась на предшествующий четверг — Семик. В этот день девушки шли в лес, завивали там березки, связывая вершинками два молоденьких деревца, плели венки из березовых веток, водили хороводы, угощались, собирали цветы, которые потом освящали в церкви, освящали и свечи, ими обкуривали умерших и их клали в гроб во время похорон. На саму Троицу украшали дома и усадьбы ветками и срубленными молодыми деревцами, травой посыпали пол в домах, «водили» по дворам «куст»—украшенную с головы до ног ветвями и листьями красивую девушку, которую хозяева должны были одаривать.
Большое значение придавалось у белорусов и ряду других зимне-весенних календарных праздников, таких, как: ГРОМНИЦЫ (церковное Сретенье), он, судя по названию, раньше связывался с Перуном-Громовиком, освященная в этот день свеча широко использовалась в обрядовой жизни—ее зажигали в грозу, чтобы дом не сожгла молния, давали в руки умирающему и т. п.; ЗАКЛИКАНИЕ ВЕСНЫ (приходился на период, от Благовещенья до Петровских заговен—первого воскресенья после Троицы) — имевший очень, красочный и поэтический характер: девушки и парни, с песнями и заговорами встречали рассвет на возвышенностях, водили хороводы, в эти дни на плоту по воде пускали зажженное колесо, в землю закапывали горшок с кашей; КОМОЕДИЦЫ—очень архаический праздник, он приходился на конец марта—начало апреля, когда ели комы— гороховую кашу и лезли на полати, где, ворочаясь с боку на бок, изображали пробуждение медведя от зимней спячки, что символизировало начало весеннего времени; ЮРЬЕВ ДЕНЬ—у белорусов имел не только животноводческий характер: совершался обрядовый выгон скота, пастухи собирали по домам продукты и потом в поле устраивали ужин обязательно с яичницей, но и земледельческий—хозяин с семьей обходил поле, при атом держал в руках каравай хлеба, после чего устраивалась трапеза, а на пашне закапывали освященные кости пасхального поросенка и яичную скорлупу, по углам пашни вбивали осиновые колы .
Летне-осенняя календарная обрядность. Главным праздником ее был ИВАН КУПАЛА, отмечаемый более торжественно и красочно, чем у русских. Днем обходили поля, засеянные рожью, держа при этом в руках шесты с зажженными колесами наверху, затем их укрепляли на межах. Огонь для купальских обрядов часто добывали древним способом—трением двух кусков дерева. Девушки собирали в лугах цветы, из которых плели венки для гаданий, цветы втыкали в стену дома, считая, что они обладают магической силой. Молодежь ночью жгла костры на возвышенностях, для них часто собирали старые деревянные вещи, клепку от бочек, прошлогоднюю кудель и т. п., в середину костра втыкали шест с горящим колесом наверху. Парни и девушки катались по росной траве, купались в водоемах, гадали, пуская венки по воде, прыгали через костры, держась за руки, ходили в лес искать цветок папоротника. Делалась соломенная кукла «Мара», которая уничтожалась по окончании праздника.
Отметим и некоторые другие, хотя и не столь значимые, дни этого календарного периода: ПЕТРОВКИ—они завершали летние празднества, некоторые обряды их были сходны с купальскими; СПАСЫ—у белорусов особенно почитался второй, яблочный, Спас; ПРЕЧИСТАЯ (день Успения Богородицы—15/28 августа)—в церкви святили зерно нового урожая, его символически смешивали с прошлогодним; особые представления у белорусов были связаны с так называемой РЯБИНОВОЙ НОЧЬЮ, которая приходилась на конец лета. Считалось, что на нее всю ночь будет бушевать ураган, сверкать молнии— это злые силы справляют свой годовой праздник; ВОЗДВИЖЕНЬЕ—день, когда «все должно быть сдвинуто», когда улетают птицы, в том числе и сизая галка, которая, по белорусским поверьям, замыкала лето, а ключ забирала с собой; с ПОКРОВА начиналась пора свадеб, а девушки гадали о замужестве; ОСЕНИНЫ—21 октября/4 ноября означали конец хозяйственного года, к этому дню убирали во дворе и в доме, мылись, готовили обильное угощение, на которое приглашали предков, поэтому они назывались еще Богатыми дедами.
Yandex.RTB R-A-252273-3