Родильно-крестильная обрядность
Рожала женщина обычно не в избе, а в каком-либо другом помещении, как правило, в бане. Это было связано как с представлениями о ритуальной нечистоте роженицы, так и с особым семиотическим статусом бани, постройкой, находящейся на границе мира живых и потустороннего, откуда женщина должна была получить ребенка. Для помощи при родах приглашали специалиста— повитуху. Тяжелые роды облегчались магическими действиями —.открыванием дверей, откидыванием крышек сундуков, развязыванием узлов и т.п. Новорожденному отрезали пуповину предметами, которым придавалось сакральное значение— топором или ножом. Затем ребенка обмывали и производили действия, символизирующие приобщение его к дому и семье, например, заворачивали в поношенную рубаху отца, обносили вокруг избы и т. д.
Ребенка крестили, в купель ему клали «дары» — ладан, крестик, деньги. Выбирались так называемые крестные родители, которые в случае смерти настоящих должны были взять на себя обязанности по воспитанию ребенка. Они дарили новорожденному подарки—рубаху, пояс, крестик, т.е. предметы, наличие которых свидетельствовало о его принадлежности к миру чело века/культуры. Крестины заканчивались праздничной трапезой, главным блюдом которой была каша, нередко сам обряд носил название «каша». Во время ее поедания отцу ребенка могли дать ложку чрезмерно соленой каши, что некоторыми исследователями рассматривается как способ ритуального очищения. Отмечено, что в родильной обрядности отец новорожденного не принимал активного участия, держался отстранение».
Когда ребенку исполнялся год, устраивались пострижины, во время которых его сажали на сакрализованные предметы (мальчика—на нож, топор, девочку—на гребень, веретено) и стригли ему волосы в первый раз. В детские годы происходил процесс социализации ребенка, т. е. постепенного приобщения его к жизни взрослых, подготовки к ней. Сначала ребенок имитировал ее в своих играх: мальчик «пахал» и «боронил» землю каким-нибудь сучком, «запрягал» деревянного конька в «сани»—старый лапоть, девочка шила одежду для своей куклы, укладывала ее «спать». Однако уже с 7-8 лет дети начинали помогать взрослым, а к 14-15 годам умели выполнять практически все крестьянские работы. К этому времени они достигали брачного возраста. Парни женились, как правило, в 18-19 лет, девушки выходили замуж в 16-18 лет. Особые отношения между будущими женихом и невестой устанавливались обычно на молодежных сходках — беседках, вечерках, посиделках.
СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ. С известной долей условности ее можно разделить на три этапа: сватовство, собственно свадьба и послесвадебная обрядность. Приурочивалась свадьба обычно к осенне-зимнему периоду, времени, свободному от земледельческих работ и достаточно обеспеченному продуктами питания. Она начиналась со сватовства. Сваты, одни из так называемых свадебных чинов, часто дядя, старший брат жениха и др., отправлялись в дом девушки, где и делали предложение о заключении брака, нередко в иносказательной форме («у нас ясный сокол, у вас—белая лебедушка»). При положительном ответе договаривались о времени «малого запоя», на котором обсуждались детали предстоящей церемонии, в частности, размеры приданого. Родственники жениха при этом делали «кладку» — взнос на свадебные расходы. Через некоторое время устраивали «большой запой», что означало окончательный договор о свадьбе. Все эти встречи обязательно сопровождались трапезой. девушка и парень приобретали новый статус—жениха и невесты. Им предписывалось особое поведение (невеста, например, должна была часто плакать) и ношение определенной одежды или ее деталей (например, жениху полагалось носить платок красного цвета, пришитый к одежде на спине, невесте— «печальной» одежды, аналогичной траурной). Длилась подготовка к свадьбе до месяца и более. Накануне ее устраивался девичник—встреча невесты с подружками, что символизировало прощание ее со своей социальной группой, такая же встреча жениха с друзьями называлась парневником.
Сама свадьба начиналась с утреннего посещения бани женихом и невестой, раньше совместного. Затем невесту одевали «под венец», а жених собирал так называемый «поезд»— группу участников поездки за ней. В его составе были такие свадебные чины, как дружка—главный помощник, жениха, обычно его приятель, тысяцкий—распорядитель, состоятельный родственник жениха, он нес материальные расходы и др. Поезжане рядились в одежду противоположного пола, животных, цыган, в «смерть», в пути распевали эротические частушки, иногда останавливали и демонстративно ели, имитируя дальнюю дорогу. Поездка сопровождалась преодолением символических препятствий, которые устраивала сторона невесты: ворота ее дома изнутри подпирали колом, жениха и других поезжан били, невесту прятали. Жених, тысяцкий или дружка давали выкуп конфетами, баранками, пряниками; вином.
При входе жениха в дом невесты могли ломать и соединять хлеб или сливать вино из разных сосудов в один как символ соединения. Жених вручал подарки невесте и ее родственникам, на что следовали «отдарки», жениха и невесту благославляли иконой, происходил «выкуп» косы невесты у подкосника (этим свадебным чином обычно был ее младший брат), и все садились за стол. Затем жених с невестой отправлялись в церковь, где происходил обряд венчания. Впрочем, нередко венчались они через некоторое время после свадьбы, иногда длительное.
Свадьба «игралась», как правило, в доме родителей жениха. При входе в него жениха и невесту осыпали зерном, хмелем или разламывали над их головами хлеб. Их сажали в красный угол за «приводной стол», где, однако, они не ели, и вскоре вели на постель (место). Эта процедура сопровождалась магическими действиями (в конце XIX в. молодых уводили на постель уже вечером, в конце пира). Через некоторое время производилось «бужение молодых», при этом особое значение придавалось признакам «честности» невесты. Бели они отсутствовали, то начинались издевательства родственников жениха над родственниками невесты, особенно над ее родителями: на них надевали хомут и водили в таком виде по деревне, бросали им в пищу тараканов, заставляя есть ее и т. п. При «честности» невесты ее славили, одаривали, после чего разгорался свадебный пир.
Главным блюдом на нем был свадебный хлеб, который различался у разных групп русских и имел, соответственно, разные названия—каравай, курник, рыбник, роща и т.д., в ряде случаев его функции выполняли жаркое, каша и др. Во время трапезы производился раздел свадебного хлеба, что символизировало наделение участников свадьбы «долей», лучшие куски его полагались новобрачным. После венчания в один из моментов свадьбы совершалось «окручивание», когда из невесты делали молодуху, меняя ее девичий или свадебный головной убор на женский. Свадьба длилась два или три дня, в зажиточных семьях до недели.
Выделяются два варианта русской свадебной обрядности. Для северно- и среднерусской традиции характерны прощальное гощение невесты у родственников, вербальная активность ее, обрядовая баня невесты и жениха, совместная поездка их на свадебный пир после венчания. Для южнорусской (и в этом сходство ее с украинской и белорусской традициями) — развитость каравайного обряда, плетение свадебного венка, разъезд по своим домам жениха и невесты после венчания и вторичная поездка жениха за невестой. Существовали и другие различия этих традиций.
Послесвадебная обрядность отправлялась в течение примерно года. Она включала в себя попеременное гощение молодых у родственников с обеих сторон, посещение родителей молодой на «тещины вечерки» в масленичную неделю, «сажание на яйца» молодых в Петров день, прием ими вьюнишников-славилыциков и ряд других.
ПОГРЕБАЛЬНО-ПОМИНАЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ. В народном сознании четко разграничивались две причины смерти— естественная, от старости, и преждевременная, «до срока». Преждевременная объяснялась по-разному, в том числе нарушением каких-либо табу, допущенных при предыдущих похоронах. Умершие неестественной смертью считались опасными, их похороны и поминки имели свои особенности. Считалось, что о смерти человека можно узнать заранее: во время календарных гаданий, по аномальному поведению животных и птиц и т. д. Трудная смерть человека облегчалась магическими действиями, например, ударами топора по деталям крыши, которые имитировали прорубание отверстия для освобождения из тела души.
В погребальной обрядности русских можно выделить три этапа с несколько условными названиями—оплакивание, похороны и поминки.
После смерти тело обмывали, употребляемые при этом предметы (мыло, мочалку и др.) либо выбрасывали подальше, либо оставляли и в дальнейшем использовали при совершении магических действий. Покойного обряжали в специальную погребальную одежду, архаичного кроя и техники изготовления, укладывали в гроб, дощатый или архаичного типа, который сохранился у старообрядцев и делался из долбленой колоды. Ставили гроб в переднём углу. Покойному обязательно закрывали глаза, для верности иногда придавливая веки тяжелыми медными монетами, могли связать руки и ноги. Рядом ставили сосуд с водой («для омовения души»), на окно (стену, ворота) вешали полотенце—символ дороги, занавешивали зеркала, зажигали свечи и т. д. При этом покойника оплакивали, выражая свое горе, превознося его личные качества определенными формулами с элементами импровизации. Съезжались родственники, приходили односельчане прощаться с умершим.
Похороны совершались обычно на третий день после смерти и начинались с выноса гроба; у одних групп русских надо было хоронить обязательно до 12 часов дня, у других—только после этого времени. Предпринимались разные меры, чтобы умерший не мог вернуться обратно: .«вращали» гроб при выносе, несли его через заднюю дверь или окно, на лавку, где стоял гроб, клали сакрализованные отпугивающие предметы— топор, ухват, камень, забрасывали хвойными ветками дорогу при движении на кладбище и т. п.
Гроб несли на руках или везли на транспорте, в некоторых местах обязательно на санях даже в летнее время. Особым правилам поведения должны были следовать сопровождающие умершего (например, возвращаться другой дорогой), а также встречные, которых было положено одаривать. Покойников, умерших неестественной смертью, так называемых «заложных», хоронили не на общем кладбище, а в особых местах. Кладбище располагалось поодаль от селения, обычно имело изгородь, считалось желательным, чтобы на нем была растительность — деревья, кустарники. Могила представляла собой прямоугольную яму, длина и ширина которой определялись размерами гроба, глубиной она была примерно 2 м. Умершего хоронили головой на запад, в ногах у него ставили крест, над могилой делалась продолговатая насыпь. По приходу на кладбище гроб ставили около могилы, из него надо было вынуть металлические предметы, развязать руки и ноги умершему. Пришедшие прощались с покойником, после чего на «концах» (полотенцах или холстах) гроб опускали в могилу, при засыпании в нее бросали медные деньги. После закапывания могилы обычно устраивали трапезу, обязательно с кутьей из сваренных на медовой воде зерен пшеницы, позднее стали варить рис с сахаром и изюмом.
Поминки справляли в день похорон, а также на 9-й, 40-й и в годовщину смерти. У некоторых групп русских к ним добавлялись 6-й, 20-й день и полгода. В день поминок посещали могилу умершего и устраивали трапезу. На первых поминках для умершего выделялось место за столом, где ему ставилась пища. Кроме поминок по конкретному умершему, были так называемые общепоминальныё дни, которые представляют собой уже явление календарной обрядности. Во время них поминали «родителей» — всех умерших (к ним не относились только «заложные» покойники), число этих дней у русских могло доходить до 7-9 в году: Пасха, Радуница, Троица, Святой Дух, Дмитриева суббота и др.
КАЛЕНДАРНАЯ ОБРЯДНОСТЬ Календарная обрядность русских, как и других восточнославянских народов, была направлена, в первую очередь, на благополучие крестьянской семьи и общины, зависящее от урожая, поэтому она имела ярко выраженный аграрный характер. Идущие с глубокой древности языческие обряды впоследствии слились с христианскими, сохраняя при этом аграрно-магический смысл. Основное время отправления обрядов — зимне-весеннее, поскольку зимой у крестьянина достаточно свободного времени и продуктов для праздничного стола. Весной же начинается самый рискованный период земледельческих работ, когда закладываются основы будущего урожая и результат определяется не столько усилиями земледельца (они всегда были максимальными), сколько капризами погоды. Поэтому обрядность, требовавшая участия в обрядах всех членов общины, была направлена на провоцирование сил природы на нужные действия — смену сезонов, своевременные дождь и «ведро», мороз и тепло. В ней также нашло отражение почитание небесных светил, прежде всего, солнца, духов предков; культ вегетативной силы растений и многие другие архаичные верования.
По приуроченности к календарю празднества были двух видов: непереходящие, имеющие установленные даты (праздники «в числе»), и переходящие, даты которых определялись днем Пасхи в данном году. Лишь единичные дни в календаре не были связаны с тем или иным событием христианской истории и не сопровождались определенными запретами и предписаниями. Но при этом одни праздники имели сугубо церковное значение, в других христианство составляло незначительную часть комплекса обрядовых действий, имевших в основном архаическое языческое происхождение. Отметим при этом, что не так уж много дней имели собственно праздничный (т. е. праздный— бездеятельный) характер. Открывался ежегодный цикл календарной обрядности Святками.
СВЯТКИ. Это двухнедельные праздники, которые начинались с РОЖДЕСТВА, приходившегося на ночь с 24 на 25 декабря (с 6 на 7 января нов. ст.), и знаменовали собой поворот солнца на лето и начало нового года. Молодежь ходила по дворам колядовать — славить хозяев, за что полагалось давать угощение, затем собиралась на вечерки, где собранное угощение поедалось. На Святки также молодежь рядилась—в «журавля», «коня», «козу», «старика и старуху», «покойника» и развлекала этим присутствующих. Девушки на Святки гадали, в первую очередь о замужестве. Парни ходили по деревне, и подражая козням «нечистой силы», — подпирали колом ворота, закладывали трубу, разваливали поленицы дров.
В ночь на КРЕЩЕНИЕ (6/19 января), варили Голодную кутью, рисовали охранительные кресты на дверях, а на следующий день проводилось водосвятие и купание в «иордани»— проруби. Следующий после этого период, который продолжался до Масленицы, назывался мясоедом и считался благоприятным для свадеб.
МАСЛЕНИЦА. Из всех восточнославянских народов она наиболее характерна для русских. В отличие от других календарных праздников Масленица не получила христианского осмысления. Праздновалась она за семь недель до Пасхи как окончание зимы, приход весны и преддверие сельскохозяйственных работ. Обычно это конец февраля—начало марта. Праздничной считалась целая неделя от воскресенья до воскресенья. Характерны для Масленицы обильные трапезы, главное место в которых занимали блины (блин—символ солнца). Устраивались кулачные бои, катания на лошадях и на санях с гор, взаимные гощения зятьев и тещ, чествование молодоженов. Молодежь веселилась около антропоморфного чучела Масленицы, которое в конце праздника торжественно сжигали, а пепел разбрасывали по полям для обеспечения хорошего урожая.
ПАСХА обычно приходится на апрель—начало мая. Это сугубо христианский праздник, но наполненный аграрным смыслом и с наличием многих языческих элементов. Выделялись обрядностью некоторые дни, предшествующие Пасхе. Так, на последнее перед Пасхой ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ святили в церкви ветки вербы, потом ими хлестали друг друга, ели почки с них как лекарство. На ЧИСТЫЙ ЧЕТВЕГ предпасхальной недели мылись в бане до восхода солнца, можжевельником окуривали помещения, предметы утвари, изгороди, людей и животных для защиты от «нечистой силы». Не главным праздником было ПАСХАЛЬНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ, а основным предметом пасхальных магических действий—яйцо, олицетворявшее пробуждение живого, рассматривавшееся как аналог семени. Яйца окрашивали в красный цвет, их катали с горы, ими «бились», яйца .относили на могилы и т.д. Девушки на Пасху произносили заговоры, направленные на удачное замужество, охотники стреляли из ружей для успеха в своем промысле, в западных губерниях мужчины-«волочебники» ходили по дворам и величали хозяев, за что полагалось угощение.
ТРОИЦА. От Пасхи до Троицы тоже проходило семь недель, и праздновалась она обычно в начале июня. Значительное число обрядов приходилось на СЕМИК— четверг недели, предшествующей Троице. В этот день шли на кладбище, где устраивали поминки по умершим, в том числе и по «заложным» покойникам, девушки в лесу «завивали» берёзку, в послеобеденное время в деревне устраивалось гулянье. Троица приходится на время полного пробуждения природы, интенсивного роста растений. Воплощением вегетативной силы природы считалась береза, она и являлась предметом обрядовых действий. Ветки ее приносили домой и втыкали в стены, выбранную березу молодежь украшала лентами и цветами, водила вокруг нее хороводы, устраивала Под ней совместную трапезу, по окончанию же праздника Дерево сжигалось или топилось в воде.
В зимне-весенний период было немало и других особо значимых дней: ВАСИЛИЯ (1/14 января)—празднование Нового года, когда варилась обрядовая каша, по качеству которой определялось, благополучен ли будет наступающий год для крестьянской семьи; ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК (первый после масленичной недели), когда тщательно отмывали посуду от теперь уже греховной «скоромной» пищи, по этой же причине полоскали рот, мылись в бане, смывая с себя «скверну» языческого по сути праздника; 'СОРОКИ (9/22 марта) — производился обряд «заклинания весны», пекли «жаворонков»—хлебные изделия, которые раздавали детям; МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ (1/14 апреля)—-обносили поля иконой с изображением этой святой, покровительницы земледелия; ЕГОРИЯ (23 апреля/6 мая) — совершался первый выгон скота, сопровождаемый специальным молебном, кроплением животных святой водой, «обходом» деревенского стада, который производил пастух и т. д. В летне-осенний период количество календарно значимых дней было не меньше, чем в предшествующее время. Однако только день Ивана Купала, хотя по размаху и уступал Купале украинцев и белорусов, выделялся как особо праздничный, подобно Масленице или Пасхе. Объясняется это, с одной стороны, тем, что судьба урожая уже определилась и надобность в магических действиях, Направленных на его сохранность и увеличение, отпала, с другой—недостатком времени, ибо накал сельскохозяйственных работ до самой поздней осени был довольно высок.
ИВАН КУПАЛА отмечался 24 июня/7 июля как праздник поворота года к осени и зиме. Особо значимыми для участников купальской обрядности представлялись две находящиеся в постоянном противостоянии субстанции—огонь и вода. В купальскую ночь девушки и юноши, взявшись за руки, прыгали через костер,—праздник был окрашен и брачной символикой. С возвышенностей скатывали горящие колеса как символ происходящего в это время солнцеворота. Купались в водоемах, ложились в росистую траву ранним утром и катались по ней, собирали росную воду холстами и полотенцами, считая, что она обладает целебными качествами. Расцвет вегетативных сил природы отразился в представлениях о магическом цветке папоротника, расцветающем только в купальскую ночь, считалось, что обладающий им может отмыкать любые замки, читать чужие мысли, ему будут открываться клады и т. д. Обычно на Купалу устраивали «похороны Костромы», этому персонажу часто придавали вид антропоморфной фигуры, во время «похорон» пародийно имитировался погребальный обряд.
С определенными представлениями и выполнением обрядовых действий было связано немало и других дат этого периода: ПЕТРОВ ЛЕНЬ (29 июня/12 июля) —когда молодежь шла «караулить солнце», так как считалось, что на восходе оно будет играть всеми цветами радуги, особо справляли этот праздник рыбаки, потому что св. Петр был их покровителем; день явления иконы Богородицы в Казани, в просторечии КАЗАНСКАЯ (8/21 июля)—день начала жатвы в южных районах, первый сноп вносили в избу, считая, что этим выгоняют мух, клопов, тараканов; ИЛЬИН ЛЕНЬ (20 июля/2 августа), когда устраивали ритуальное поедание всем «миром» домашнего животного, обычно, быка, в этот день не работали, веря, что за нарушение запрета разгневанный святой сожжет урожай молнией, не выгоняли скот на пастбище; СПАСЫ—медовый (1/14 августа), яблочный (6/19 августа) и ореховый (16/29 августа)—давалось разрешение на поедание определенных продуктов (меда, яблок, орехов), предпринимались крестные ходы на воду и купание в ней людей и домашних животных; ВОЗДВИЖЕНЬЕ (14/27 сентября)—в народном сознании он связывался с движением: миграцией животных и птиц, продуктов земледелия с полей в хранилища, нельзя было в этот день ходить в лес, начинать какие-либо деда, зато предписывалось ставить кресты, строить часовни; ПОКРОВ (1/14 октября) считалось, что в этот день должен выпасть первый снег, с этого дня во многих местах скотину начинали держать дома, покормив ее пожильным (последним) снопом с поля. Это начало свадебного периода, к Покрову обращались девушки с просьбой: «Покров, Покров, покрой землю снежком, а меня женишком».
Yandex.RTB R-A-252273-3