Традиционные верования и представления
Христианство на Руси начинает широко распространяться с конца X в. в православной форме и обретает значительную роль в народной жизни. Православие укрепляет нравственные принципы народа—милосердие, странноприимство, верность данному слову, готовность пострадать за «мир». К Богу и Богородице, к патронам-покровителям обращается человек как за помощью в трудные минуты жизни, так и с благодарностью за содействие в преодолении беды. Посещение храма, который представлял собой, по образному выражению, «синтез искусств», приобщало русского человека к «высоким» формам культуры — в архитектуре, живописи, скульптуре, музыке, хоровом пении.
Однако в то же время в народе прочно удерживались верования дохристианского времени, языческие по характеру. Существовали довольно развитые представления о различных духах и демонах, которые имели общее название «нечистая сила». Народное сознание населило ими жилые и хозяйственные постройки, воды, леса, поля. Были «специалисты» по контактам с нечистой силой—колдуны, ворожеи, ведьмы, знахари и т. п. Их опасались, считая, что они могут навести «порчу» на людей, которыми недовольны, т. е. болезнь и смерть, а также пожар, падеж скота. С другой стороны, к ним же обращались за помощью при аналогичных и других несчастьях. Обладание ими магической силой обозначалось словом «знание», «знанием» могли обладать и специалисты в тех или иных производственных областях — пастухи, плотники, мельники, кузнецы и т.д., а также некоторые из земледельцев. Производимые ими для достижения той или иной цели магические действия сопровождались заговорами.
Существовавшие, по народным представлениям, многочисленные демонические существа обычно связывались с определенными локусами пространства—жилищем (домовой), хозяйственным строением (овинник), водоёмом (водяной), некоторые могли ассоциироваться с социумом (домовой), с состоянием здоровья человека (Двенадцать Трясовиц) и т.п. Считалось, что некоторые духи происходят от «заложных» покойников и потому бессмертны, но могут при этом иметь семью и детей. Из-за боязни вызвать их появление называли того или иного духа чаще иносказательно — «хозяин». Их «античеловечность», т.е. принадлежность к миру природы, подчеркивалась обликом— обросшие волосами, без одежды, а если одеты, то в деталях перепутано правое и левое и т.п., им приписывалась способность к «оборачиванию», т. е. превращению в животное или предмет. ДОМОВОЙ (ДОБРОЖИЛ, СУСЕДКО, ЖИРОВИК). Дух дома, иногда отождествляемый с другим домашним духом — ДВОРОВЫМ, хотя последний может мыслиться и как иное существо. В качестве места обычного пребывания домового указываются подпечек, печной столб, порог, голбец, чердак. Людям он может «явиться» в виде старика, а также в облике животного—кошки, крысы, змеи. Довольный хозяевами, он заботится о членах семьи и домашних животных, недовольный вредит, пакостничает. Ломовой может предсказывать будущее стуком, воем, душением человека во сне. При переходе на новое жилище производился обряд «перезова» домового. У некоторых групп русских существовали представления о помощниках домового, их называли КУРГУРУШИ, или КОЛОВЕРШИ (похожие на кошку, они приносят в дом припасы, украденные в других семьях), а также вера в таких локальных духов дома, как ПОДПОЛЯНИК, ЗАПЕЧНИК, ЖИХАРЬ и др.
ОВИННИК (или РИЖНИК, иногда отождествлялся с ГУМЕННИКОМ). По народным представлениям местом обитания его была соответствующая хозяйственная постройка. Он считался духом, настроенным враждебно к человеку, его козням приписывали пожары в овинах и ригах. Являлся он людям черным, лохматым, с горящими, как уголь, глазами. Он запрещал ночевать в овине, топить его по определенным дням (Воздвиженье, Покров, Михайлов день).
КИКИМОРА. Маленькое злое антропоморфное существо женского пола, обитающее, по одним представлениям, в болоте, по другим—в доме, в последнем случае может считаться женой домового. Особенно вредит кикимора женщинам, главным образом нерадивым—путает напряденные нити, бьет горшки и т. д. БАЕННИК. Дух бани, представлялся маленьким, заросшим волосами старичком. Его недоброжелательством объясняли неприятности, связанные с мытьем в бане — угар, ожоги, а также пожары в банях. Поэтому посещение ее обставлялось рядом правил и запретов: нельзя ходить в баню после церкви или в церковь после бани, входить в баню, не сняв нательного креста (в других местах предписывалось, наоборот, крест обязательно надевать, чтобы баенник не навредил), после мытья баеннику надо было оставить шайку теплой воды, веник, мыло.
ЛЕШИЙ. Дух леса, мог иметь разный облик—седого старика, медведя, превратиться в сухое дерево, пень, мог менять свой рост, уменьшиться до таких размеров, что скроется в траве, а мог стать выше деревьев. Он—хозяин лесных зверей, управляет их миграциями, сбивает путников с дороги, приняв облик знакомого человека, довольный своей проделкой хохочет, хлопает в ладоши. Заблудившемуся человеку, чтобы выйти из леса, надо запахнуть кафтан на правую сторону, левый лапоть надеть на правую ногу, а правый на левую и т. п. В северных районах пастух искал покровительства у лешего, для чего делал ему различные приношения, произносил соответствующие заговоры.
ПОЛЕВИК. В безлесных районах в какой-то степени принимает на себя функции лешего, но представления об этом духе весьма неотчетливы, во многих местах они вообще не зафиксированы.
ВОДЯНОЙ. Хозяин водных пространств — рек, озер, болот. Изображался в виде голого старика с длинной бородой и рыбьим хвостом вместо ног, иногда рыбы — сома, щуки и др., только очень больших размеров. Он прорывает мельничные плотины, топит купающихся в полдень или после захода солнца, ворует домашний скот и уводит его под воду. Водяному приносят жертвы мельники, пасечники, плотогоны. Лети его, ШИЛИКУ-НЫ, после водосвятия 6 января стараются проникнуть в дома, чтобы уберечься от них, на окнах и дверях рисуют кресты.
Существовали представления, но не столь отчетливые, и о других демонических существах: МАРЕ — злом духе, воплощении смерти; ЛЕСНОМ/ВОДЯНОМ ДАРЯ—главе местных леших и водяных; РУСАЛКАХ (ФАРАОНКАХ)— водяных. духах, имеющих облик молодых девушек, этот образ, видимо, проник из западной демонологии; ОГНЕННОМ ЗМЕЕ —совратителе женщин, принимающем облик умершего мужа; ПОЛУДНИЦЕ—духе поля, запрещающем полевые работы в полдень, ее действию приписывались солнечные и тепловые удары, и некоторых других.
Наконец, бытовала вера в БЕСА (ЧЕРТА)—нелокализуемого представителя «нечистой силы», который в народном сознании отождествлялся с христианским Дьяволом, но был более древнего, языческого, происхождения. Чертом (бесом) могли называть и других демонов—домовых, леших и т.п. Этимология слова «черт» указывает на представление о нем в прошлом как о духе границы—черты. Он враждебен человеку, но человек может его «провести», и тогда сам черт оказывается в неприятной ситуации.
Культура двух других восточнославянских народов — украинцев и белорусов, при всей их близости к русской, отличается рядом специфических черт. Это объясняется особенностями их исторического развития, контактами с соседними народами, воздействием географической среды и рядом других факторов.
Yandex.RTB R-A-252273-3