Семейные и общественные отношения
Основной формой семьи у русских была так называемая малая семья, которая состояла из мужа, жены и их детей добрачного возраста. Численность ее была обычно 5-6 человек. Немало было и «больших» семей, численностью 15-20 человек и более, объединявших три, иногда четыре поколения родственников. Во главе ее стояла родительская пара (отцовская семья) или несколько женатых братьев (братская). В эту семью входили родственники по прямой и боковой линиям, в ряде случаев и посторонние лица («приемыши»). Существовала и еще одна форма семьи, в которой при родительской паре оставался один из женатых сыновей, обычно младший, он был обязан содержать родителей в старости, за что получал в наследство оставшееся после выделения старших братьев родительское имущество, в том числе жилые и хозяйственные постройки.
Для семейно-брачных отношений русских была характерна патернитетность: статус мужчин был выше статуса женщин. Главой семьи считался и обычно являлся на самом деле муж, власть его, особенно в большой семье, часто имела деспотический характер. Брак был вирилокальным — жена переходила в семью мужа, в большой семье ее положение на первых порах было особенно тяжелым. Существовал институт так называемого примачества, когда муж приходил в семью жены, обычно не имея возможности обзавестись собственным хозяйством. Социальный статус его в этой семье был низок, и долгое время он мог быть на положении батрака.
Линейность родства была двухсторонней, т. е. оно наследовалось по линии отца и матери, но линия отца была более важной, что нашло отражение в обычае при уважительном обращении прибавлять к имени отчество—по имени отца. Характер взаимоотношений между родственниками, их права и обязанности по отношению друг к другу фиксировались в особой знаковой форме—терминах родства. Лица, состоящие в браке друг с другом, назывались мужем и женой, в торжественных случаях супругами. Их дети называли родителей: мамкой, матушкой— мать; тятей, батюшкой — отца, для родителей они были сыном и дочерью. Неродные родители назывались отчим и мачеха, а неродные дети—падчерица и пасынок. Дети одних родителей были друг другу родными братьями и сестрами, дети родных братьев и сестер—двоюродными братьями и сестрами. Родители родителей назывались дедом и бабкой, а дети своих детей—внуком и внучкой.
Родных братьев и сестер родителей называли дядями и тетями, а детей родных братьев и сестер—племянниками и племянницами. Родители мужа и жёны друг для друга были сватами, родители жены для мужа—тестем и тещей, а он для них был зятем. Родители мужа для жены являлись свекром и свекровью, она же для свекрови была невесткой, а для свекра— снохой. Но обращаться к родителям супруга надо было также, как и к собственным: матушка и батюшка. Словом «невестка» сестры называли жену брата. Женатые на родных сестрах считались свояками. Сестра жены называлась свояченицей, брат жены—шурином, муж сестры был зятем. Брат мужа назывался деверем, сестра мужа—золовкой.
Большую роль в жизни русского крестьянства играла общинная организация—«мир», или «опчество», охватывала она обычно одну, реже, несколько деревень. Входившие в общину домохозяйства были связаны совместным землепользованием, отправлением повинностей, государственных, а в крепостной деревне и помещичьих, поддержанием хозяйственно-бытового распорядка жизни, оказанием взаимопомощи в срочных сельскохозяйственных работах, при строительстве дома и т.п., совместным участием в обрядовой жизни, например, при постройке обыденного (созданного по обету за один день) храма. Для нормального функционирования общины создавались органы ее самоуправления. При крепостном праве границы функций общины определялись помещиком, поэтому в одних случаях— она была довольно самостоятельной в своих действиях, в других — фактически ликвидировалась, и управление всеми делами находилось в руках вотчинной администрации.
Все общинные вопросы решались на сходах, собираемых как по обыденным, так и по экстренным случаям. В сходах принимали участие взрослые мужчины, если их в семье не было, то возглавлявшая ее женщина, в некоторых случаях только главы домохозяйств. Одна из самых важных функций общины— распоряжение угодьями, которые ей принадлежали. Домохозяйства наделялись пахотной землей — по числу мужских душ или едоков, периодически, в промежутке от нескольких до 15-20 лет, производились переделы общинной земли, делились также сенокосы, участки леса. На сходах определялось время начала Тех или иных работ—пахоты, выпаса скота, уборки урожая, сбора ягод, грибов, орехов. Общиной решались такие вопросы, как наем пастуха, опекунство сирот, организация пожарной команды и т. п. Община раскладывала повинности — рекрутскую, дорожную, подводную, уплату различных податей.
На общинных сходах разбирались и в соответствии с нормами обычного права наказывались виновные за преступления, которые они совершили, ибо «опчество», опасаясь вымогательств, старалось не обращаться к государственным судам, и само наказывало за воровство, поджог, избиение и т.д., а также за проступки, которые с точки зрения официального законодательства наказанию не подлежали—работа в праздник, поедание скоромного в пост, неуважительное отношение к старшим и др. Государственная администрация стремилась сосредоточить судебные функции в своих руках, примечательно, однако, что, по судебной реформе 1864г., волостным судам разрешалось руководствоваться нормами обычного сельского права. Для ведения текущих дел на сходах выбирались должностные лица— староста, «таможенные»—сборщики податей, десятские и сотские— от соответствующего количества дворов, писарь и др.С начала XX в. в результате столыпинской реформы начинается разрушение общинной организации русского крестьянства, оно завершается в конце 20-х годов, когда органы общинного управления вошли в противоречие с новыми структурами власти— системой Советов.
Обряды жизненного цикла
По мере взросления человека менялись его права и обязанности. Это соответствие возраста и социального статуса фиксировалось в терминологии — кувятка (младенец), недоросль (ребенок 7-8 лет), борнавояок (мальчик постарше, помогающий отцу во время боронования пашни) и т. д. Понятно, что переход из одного состояния в другое происходил постепенно, но три момента в жизни человека имели практически дискретный Характер— рождение, брак и смерть, поэтому они сопровождались большим количеством обрядовых действий.
Yandex.RTB R-A-252273-3