Одежда и украшения
В культуре любого народа одежда и ее декор, кроме сугубо практической, имеют и ряд других функций—эстетическую, знаковую, а в народной культуре и магическую—продуцирующую и защищающую.
МАТЕРИАЛЫ. Материалы для изготовления одежды у русских были как растительного — лен, пенька, кора деревьев, так и животного происхождения—шкуры, кожи, шерсть.
Лен и коноплю обычно выдергивали из земли руками, оставляли на некоторое время на поле, затем из них выбивали семена, из которых выжимали масло. Стебли растений вымачивали в воде, мяли на мялке, трепали деревянным ножом, расчесывали. Получалась кудель, из которой на прялке при помощи веретена скручивали нить. Так же получали шерстяную нить. Из нити на ткацком станке ткали материю. Станки были разных типов—и упрощенные, для тканья рогож, поясов, сит, и более совершенные, для получения ткани из льна, конопли (холстов) и шерсти (сукна). Ткани затем подвергались отбеливанию, которое включало в себя несколько процедур—запаривание в зольном растворе, вымачивание, отбивание деревянными вальками. Холсты могли также отбеливать в навозе или в растворе из сыворотки, муки и гашеной извести. После этих процедур ткань становилась белее и мягче.
Материю при необходимости красили. Красители получали из трав (горец, подмаренник, дрок), коры деревьев (дуба, ольхи), грибов и др. С XIX в. популярной становится так называемая кубовая краска (индиго). Узорная окраска делалась набойкой. На одной стороне деревянной дощечки (манер) вырезался или набивался металлическим штифтом узор. Эту сторону погружали в краску, потом дощечку накладывали на ткань и били по ней молотком, получая таким образом узор на материи. Другой способ нанесения разноцветной окраски—погружение ткани поочередно в емкости с различными красителями, при этом места, которые окраске не подлежали, покрывали специальным составом — вапой.
На особых станках ткали ковры—ворсовые и гладкие. Из расчесанной и взбитой шерсти валяли войлок и делали войлочные изделия—валенки и головные уборы. Из шерстяной нити вязали спицами варежки, носки, платки.
Кожи и шкуры получали как от домашних, так и от диких животных. Снятую шкуру вымачивали в воде и в зольном растворе, очищали от мездры (остатки мяса и жира), при необходимости удаляли волос, сбривая его или химическим путем, например, закапывая шкуру в болото или в навоз. Затем шкуру смазывали жиром или дегтем и размягчали, используя специальное приспособление — мяло, либо на мялке для льна и конопли. Таким образом получалась сыромять, которая шла на изготовление сбруи, ремней, поршней и т. д. Другие технологии позволяли получать разные сорта высококачественных кож— сафьян, юфть, шевро.
Шкуры, которые шли на изготовление одежды, головных уборов, некоторых видов обуви, квасили и дубили. Квашение производилось в растворе кваса с другими компонентами, так обычно выделывались овчины белого цвета для пошива тулупов и полушубков. Для того чтобы шкура была более прочной, водонепроницаемой и окрашенной, ее дубили в растворах, сделанных с использованием коры различных деревьев: дуба, ивы и др.
МУЖСКАЯ ОДЕЖДА. Традиционная мужская одежда русских была довольно едина по всей территории их проживания. Она состояла из рубахи, штанов и верхней одежды нескольких видов.
Рубаха обычно шилась из неокрашенной материи. Существовали архаичные туникообразные рубахи, но к концу XIX в. преобладали рубахи более сложного кроя, со вставками подмышками (ластовицами) и иногда на плечах (поликами). На спине от плеча до пояса могла быть полотняная подкладка (подоплека). Рубаха, как правило, украшалась вышивкой или тканым орнаментом по вороту, на рукавах и на подоле. Длиной она была до середины бедра, более длинной у стариков. Воротник рубахи был либо невысокий стоячий, либо отложной, мог и отсутствовать, рубаха без воротника называлась голошейкой. На груди делался разрез, вертикальный посередине, сбоку или косой. Воротник затягивался тесемками, либо застегивался на пуговицу, оловянную или медную.
Штаны — слово тюркского происхождения, вытеснившее более раннее название — порты, которое означало и одежду вообще и материю. Штаны у русских имели узкий шаг, верхний край их подшивался, в рубец вставляли шнурок или ремень, на которых они держались на поясе. Шили штаны из не однотонной материи, так называемой пестряди.
Верхняя мужская одежда была довольно разнообразной как по покрою, который эволюционировал от прямого к отрезному в талии с большим количеством боковых вставок — боров, так и по номенклатуре, последняя с покроем далеко не всегда совпадала,— зипун, сермяга, пониток, однорядка, армяк и т.д. Шилась верхняя одежда обычно из сукна. Зимой также носили овчинную одежду мехом внутрь, дубленую и недубленую — отрезной в талии полушубок или длинный прямоспинный тулуп, сверху их могли для большего тепла покрывать материей. Из меха диких животных — лисы, волка, медведя — шились шубы, тоже широкие и прямоспинные, обычно с большим воротником, мехом наружу или внутрь. Запахивалась верхняя одежда на левую сторону и застегивалась или подвязывалась поясом, праздничную могли украсить вышивкой и аппликацией.
Поясом подвязывались и рубахи, вообще ходить без него мужчинам и женщинам считалось таким же грехом, как и ходить без креста. Делались пояса из разных материалов — лыка, кожи, турецких и персидских шалей, самыми распространенными были тканые из шерстяных или хлопчатобумажных ниток.
Мужские головные уборы не отличались разнообразием. В летнее время носили высокие цилиндрические или конические валяные шапки, которые назывались гречневики, черепники, матерки, зимой—меховые ушанки, малахаи, треухи. С конца XIX в. популярными становятся картузы из фабричной ткани с козырьком, близкие по форме к военной фуражке.
Однотипны были прически у мужчин. Волосы на голове подстригали, для ровности надев горшок («в кружало»), парни брились, иногда оставляя усы, мужчины средних лет могли носить бороду, в то время как для старика она была обязательной принадлежностью. Из украшений только у самых больших щеголей на деревне могла быть серебряная серьга в левом ухе, а на пальцах перстни и кольца.
ЖЕНСКАЯ ОДЕЖЛА. У русских бытовало несколько комплексов традиционной женской одежды, наиболее распространенными из них были северно- и южнорусский. Общим элементом женской одежды была рубаха. Шилась она более длинной, чем мужская, часто имела плечевые вставки—полики, прямые у севернорусских, косые у южнорусских. Известны были туникообразные рубахи—их носили старообрядцы, они также входили в комплект погребальной одежды. Виды воротов были такие же, как у мужских рубах, а разрез делался вертикальным посредине груди. Женская рубаха могла состоять из двух частей — верхней (воротушка) и нижней (подстава), верхняя часть могла носиться самостоятельно. Рубахи женщин богато орнаментировались—вышивкой, ткачеством украшались полики, ворот, подол, рукава.
В севернорусский комплекс женской одежды, кроме рубахи, входили сарафан и кокошник. Сарафан одевался поверх рубахи и подвязывался поясом. Известно было несколько его видов — сукман (самый архаичный), клинник, круглый, или московский, который чаще назывался по виду материи—атласник, штофник, клетовник и т. д. С сарафаном севернорусские женщины носили кокошник—головной убор различных форм и названий—кика, шишак, «седлом», однодворческий и др. Кокошник богато украшался жемчугом, золотной нитью, цветными стеклами и другими декоративными элементами и стоил довольно дорого.
Для южнорусского комплекса женской одежды были характерны понева и кичка. Понева—поясная одежда, часто из шерстяной клетчатой ткани, держалась она на вздержке. Самая архаичная понева делалась из трех кусков несшитой материи, которые закреплялись на поясе, более поздними типами были растополка, у которой эти три куска ткани уже сшивались, и глухая—со вставленным другого цвета четвертым куском. Поневу девушка начинала носить со вступлением в брачный возраст, первое надевание ее сопровождалось обрядностью. К началу XX в. поневу стала вытеснять юбка. Поверх поневы южнорусские женщины носили другие виды одежды—занавеску, передник, насов и т. п. Женским головным убором у южной группы русских была обычно кичка, иногда рогатая, разных видов, как и кокошник, богато украшенная.
Названия русских женских головных уборов и их частей часто имели орнитоморфный характер: кокошь — курица на яйцах (вариант — петух); кика—птица; сорока и т.д. Тяжелые, неудобные и дорогие, они в конце XIX—начале XX в. стали вытесняться платками и шалями.
Женский головной убор полностью закрывал волосы, появиться с открытыми волосами на людях, «опростоволоситься», считалось крайне неприличным. От женских отличались девичьи головные уборы (повязки, венки, челки и т.д.), которые, наоборот, оставляли волосы открытыми. Различны были и прически — женщины волосы заплетали в две косы и укладывали их, а девушки волосы носили распущенными или заплетали в одну косу.
Верхняя женская одежда отчасти была сходна с мужской — кафтаны, зипуны, овчинные полушубки и др., тоже с левым запахом. Но были и специфические виды женской одежды—шугаи, душегреи, епанечки и т. д., короткие, с сильным расширением от талии или выше, на лямках или с рукавами, нередко из дорогой материи и с богатой отделкой.
Разнообразны были женские и девичьи украшения—височные подвески из бисера, стекляруса, птичьих перьев, серьги в ушах, перстни и кольца на пальцах рук, нагрудные, ожерелья из жемчуга, янтаря и др.
Кроме северно- и южнорусского комплексов женской одежды бытовал еще западнорусский, состоявший из поневы в два полотнища или полосатой юбки (андарака), наметки в качестве головного убора и суконной свиты. Своеобразной была одежда казачества, в среде которого встречались оба основных комплекса и присутствовали также элементы одежды, заимствованные у других народов. Заимствования были характерны и для одежды русского населения Сибири.
ОБУВЬ. У мужчин и у женщин обувь была довольно сходной. Самой распространенной были лапти, которые плелись в основном из липового лыка. Для русских лаптей характерно диагональное плетение и закругленность носов. Лапти широко использовались не только в повседневной, но и в обрядовой жизни—в них венчали, хоронили, ими били сватов перед сватовством и т. д. Зимние лапти подбивали паклей, они назывались «с подковыркой», делали праздничные лапти («писаные») —мелкого плетения из разноцветного лыка, что создавало шахматный узор. Лапти носили с онучами, представлявшими собой полоски белого или серого сукна, держались на ногах лапти и онучи оборами—веревочками из пеньки, лыка, шерсти, кожи. В грязь и в холод на ноги надевали ступни—обувь прямого плетения из широких полос березовой коры.
Кроме плетеной обуви носили кожаную. Это—поршни, сделанные из одного куска кожи, присборенные в верхней части. Более распространены были сапоги, хотя повседневной обувью они были только в зажиточных семьях. Назывались они «русскими», отличались высокими голенищами и круглыми носами, имели каблук и шились из черной кожи, праздничные могли быть украшены разноцветной аппликацией. Специфически женской обувью были коты—высокие ботинки с частой шнуровкой, на высоком каблуке. Зимой носили войлочные валенки.
ПИЩА Своеобразие пищи русских определялось особенностями их хозяйственных занятий—преобладало зерновое земледелие; религиозным фактором—пища делилась на постную и скоромную, количество дней постов доходило до 200 и более в году; сезоном—в конце осени и зимой было больше мясной пищи, весной и летом преобладала растительная, оказывали воздействие и такие факторы, как региональный, имущественный, социальный и др. Продукты в пищу употребляли, в основном, в переработанном виде, известно было много способов приготовления пищи—варение, печение, жарение, сушение, квашение, каление и т.д.
Из всех продуктов питания главным был хлеб, выпекался, в основном, кислый хлеб, в качестве закваски использовались остатки старого теста. В зависимости от способа очистки муки различался хлеб мякинный, решетный, ситный, лучшим был крупчатый. Выпеченный на поду печи хлеб назывался подовым, в форме—формовым. На севере и в центральных районах преобладал ржаной и ячменный хлеб, в южных — пшеничный (калач). Делались также изделия из сдобного теста— баранки, бублики, крендели, из пресного — сочни, ватрушки, колобки. Особое место занимали пироги, разной формы и с разной начинкой, они были праздничным и обрядовым блюдом. Обрядовым хлебным изделием были также свадебные каравай, рыбник (на севере) и курник (на юге), пасха (сейчас—кулич), которую пекли в высокой форме к Светлому Христову Воскресенью, масленичные блины и др. Поедание этих блюд имело не столько физиологическое, сколько сакральное и социальное значение.
Из муки также делались мучные каши—саломата, кулага, заваруха и др., на основе муки готовили кисели—традиционное повседневное и обрядовое блюдо, и очень популярный квас.
Дроблением зерновых получали крупу, которая шла на приготовление каш, тоже игравших роль и обрядовой пищи. Различались они по крупам (перловая, гречневая, пшенная), варили их на воде или молоке, жидкими и густыми.
Разнообразны были первые блюда, зимой преобладали горячие— щи, борщ, рассольник, летом холодные—свекольник, окрошка, тюря; их готовили на мясном бульоне, воде, квасе. С рыбой на первое варили уху. Главным компонентом первых блюд были овощи: капуста, картофель, лук, чеснок, огурцы, свекла и др. Ели овощи и отдельно в свежем, соленом, квашеном виде. Особенно много потребляли репы, затем ее вытесняет картофель, который произвел переворот в русской кухне, благодаря своей питательности и сочетаемости с разными видами продуктов.
Существенную роль в питании играли продукты собирательства—грибы, ягоды, орехи, травы—щавель, хвощ, борщевник, в качестве напитков использовали соки деревьев — березовый, кленовый.
Много потребляли рыбы, тем более что она считалась постной пищей. Преобладала речная рыба— сом, щука, лещ, карась и др., готовили ее по-разному—варили и жарили, вялили и сушили, коптили, у северных народов были заимствованы такие блюда, как квашеная рыба и строганина.
Мясо на столе появлялось нечасто и обычно было приправой к другим блюдам. С мясом могли готовить первые блюда, из него делали жаркое, холодец, пельмени, особенно популярные в Сибири, мясо коптили, солили, но широкая заготовка мясных продуктов впрок в виде колбас, окороков для русских была нехарактерна.
Масло употреблялось в пишу разное, и животного происхождения— сливочное, а больше топленое, говяжий, бараний, свиной жиры, и растительные масла—льняное, конопляное, с XIX в. подсолнечное, реже горчичное, маковое, тыквенное. Ели яйца, главным образом, вареные, молоко в свежем и сквашеном виде, творог и сыр, из творога делали обрядовую пасху. В качестве приправы к разным блюдам использовали сметану.
Разнообразны были напитки, самые распространенные среди них квас и кисель. Праздничными хмельными напитками были пиво и брага, а в особо торжественных случаях водка. Производство и продажа ее были монополией государства, но в крестьянской среде практиковалась тайная выгонка водки, называвшейся самосидкой, или самогонкой. В городах был популярен горячий напиток на основе меда—сбитень, особенно охотно его пили зимой. Чай на Руси сначала известен был только травный, настоящий появляется в XVII в., но доступным по цене основной массе населения он становится лишь в XIX в.
Yandex.RTB R-A-252273-3