Традиционные народные верования и представления.
В подавляющем большинстве верующие белорусы были христианами, основными течениями христианства у них были униатство, православие и католицизм, но наряду с ними были широко распространены верования и представления дохристианского времени. Считалось, что те или иные люди обладают особыми магическими способностями, их называли чаровниками, колдунами, знахарями, ведьмаками и др. Их боялись, перед ними заискивали, чтобы они не навредили, их приглашали на семейные торжества—родины, свадьбу, к ним обращались при пропаже имущества и людей, болезнях, когда хотели нанести вред кому-то и т. д.
Существовало представление о магической силе различных объектов природного происхождения, например, камней, которые излечивают болезни—слепоту, глухоту, паралич, около них оставляли жертвоприношения: лен, шерсть, холсты, деньги. Считалась чудодейственной вода некоторых источников — она излечивала болезни, брать ее надо было с соблюдением обрядности, например, зачерпывать только один ковш и нести домой, не оглядываясь.
Широко были распространены представления о различных духах—домашних, природных, олицетворяющих те или иные явления действительности. К домашним духам в первую очередь относился ДОМОВОЙ (ГОСПОДАРЬ, ПОДПЕЧНИК), его представляли похожим на старика заросшего седыми волосами, с длинной бородой, в белой одежде. Довольный хозяевами, он им помогает: кормит домашних животных, сушит хлеб, но нерадивых наказывает тем или иным способом. В праздничные и поминальные дни его звали к столу и чествовали лучшими блюдами. Другим домашним духом была КИКИМОРА — воплощение умершего маленького ребенка. Считалось, что в доме может быть несколько кикимор. Кикимора по ночам может помочь женщине в начатой работе—прядении, шитье, но, если она недовольна хозяевами, то портит ее. Других домашних духов народное сознание поселяло в хозяйственных постройках. Это были ХЛЕВНИК, близкий к домовому, ЕВНИК, или ГУМЕННИК, — он мог устроить пожар при сушке хлеба, в жертву ему приносили сноп ржи, ЛАЗНИК—злой дух бани, который мог сжечь ее вместе с людьми.
Разнообразны были в представлениях белорусов духи природы. В лесных местах бытовало поверье о ЛЕШЕМ (ЛЕШУК, ПУЩЕВИК, ДОБРОХОТ)—старике с белым лицом и в белой одежде, который увеличивает свой рост до высоты деревьев. При желании он может принять облик животного — медведя, волка, он помогает охотникам и грибникам, но его козням приписывали буреломы, плутание в лесу, пропажу людей и домашних животных. В последнем случае при поисках лешему делали «относы»—на перекрестке лесной дороги с заговором оставляли хлеб, соль, горшок с кашей, блины. С водоемами связывали ВОДЯНИКА, — в виде старика, покрытого тиной и зелеными волосами, с клинообразной головой. Он вредит людям—рвет сети, разрушает плотины, топит людей и домашнюю скотину. Люди, чья деятельность была связана с водой, задабривали его, мельник, например, бросал под мельничное колесо кусок мяса. Считалось, что в воде обитают РУСАЛКИ (КУПАЛКИ, КАЗЫТКИ), по народным поверьям весной и летом они выходят на поля и стерегут хлеб во время его созревания. Надо отметить, что образ русалки у белорусов больше связывается с лесом и полем, нежели с рекой.
В безлесных местах бытовало представление о ПОЛЕВИКЕ, обычным местом его обитания мог быть овражек, пригорок, отдельный камень или межевой столб. Считалось, что полевик способствует росту культурных растений, но может и навредить— устроить засуху, наслать на поле вредителей. Зимой разгулявшиеся полевики уничтожают вешки на дорогах, сбивая путников. Близок к полевику ЖИТБНЬ—хозяин поля— маленький дедок, помогающий рачительным хозяевам. Женской ипостасью его была ЖИТНАЯ БАБА, которую представляли женщиной с колосьями на голове. Так же называли и последний сноп хлеба, который, обрядив в женскую одежду, торжественно уносили с поля.
Существовали у белорусов и представления о других духах, обычно злых: ЧЕРТЕ—с козлиной бородой, рогами, копытами, старающемся всячески навредить человеку; МАРЕ (МОРОВАЯ ПАННА)—антропоморфном воплощении смерти, иногда считалось, что кожа ее покрыта короткими перьями, ей приписывалась способность летать, во время мора для защиты от нее вокруг селения проводили борозду, ТРЯСОВИЦАХ—духах различных болезней, например, малярии, они представлялись в виде босых простоволосых женщин; КАРАЧУНЕ—воплощении смерти, а в более раннее время и зимы, и др.
Многие из этих представлений, очень древние по происхождению, тем не менее отчетливо сохранялись до недавнего времени, особенно в таком регионе Белоруссии, как Полесье, которое можно назвать заповедником архаических форм славянской культуры.
Yandex.RTB R-A-252273-3