Восточные славяне — русские, украинцы, белорусы
Современное расселение и численность
В конце 80-х годов XX в. общая численность восточнославянских народов (русских, украинцев и белорусов) в мире составляла около 203 млн чел., большая часть их проживала в СССР. По данным Всесоюзной переписи населения 1989г., 164,5 млн восточных славян проживало на территории своих национально-государственных образований, а сейчас самостоятельных государств — Российской Федерации, Украины и Белоруссии. В других республиках СССР представителей восточнославянских народов насчитывалось примерно 35 млн чел., численность их затем стала быстро сокращаться, в основном за счет миграции в «свои» государства.
Общее количество русских, украинцев и белорусов за пределами СССР в середине 80-х годов составляло немногим более Змлн чел.: значительным было число их в США—более 1,5 млн чел., Канаде — более 0,5млн, примерно столько же в Польше, по несколько десятков тысяч человек—в Югославии, Румынии, Франции. Восточных славян насчитывалось более полутора сотен тысяч в Аргентине, более ста тысяч—в Бразилии. По несколько десятков тысяч человек — русских, украинцев и белорусов проживало в государствах Азии и в Австралии, практически отсутствовало восточнославянское население на африканском континенте. (Данные по численности восточнославянских народов за пределами СССР приводятся по: Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 1986.)
арабских и западноевропейских. К этому времени относятся и самые ранние памятники археологической культуры Прага— Корчак (VI-VIIBB.), достоверно связываемой со славянами; она занимала территорию от верхнего и среднего течения Эльбы до Среднего Поднепровья. К раннеславянским некоторые исследователи относят также датируемые примерно тем же временем колочинскую археологическую культуру в бассейне Среднего Днепра и пеньковскую на территории от Среднего и Нижнего Подунавья до бассейнов левых притоков Среднего Днепра.
Что же касается более ранней истории славян, то она— предмет долголетней полемики между исследователями, при ведении которой привлекаются данные различных наук, в основном письменной истории и археологии. Некоторые историки склонны считать предками славян сколотов Геродота Vs. до н.э., другие—венедов античных источников первых веков нашей еры, третьи— ртаванов Птолемея Ив. н. э.
Археологи ведут поиски археологических культур, которые могли принадлежать славянам до середины I тыс. н. э. Для одних линия славянского развития проходит от тшинецкокома-ровской к раннепшеворской и зарубинецкой культурам и далее к культуре корчак (Б. А. Рыбаков), для других — от зарубинецкой культуры к киевской, которые послужили основой для культур корчак, колочинской и пеньковской (П. Н. Третьяков), некоторые ведут ее от культур штрихованной керамики и киевской к культуре корчак (Л. А. Мачинский, М. Б. Щукин). К настоящему времени существует более десятка «археологических» гипотез происхождения славян.
Широкое расселение славян и развитие языковых процессов приводят в VI-VII в. к разделению славян на три группы: восточных, западных и южных. О ранней истории восточных славян мы знаем благодаря «Повести Временных Лет». В ее вступительной части рассказывается о появлении славян на Дунае и их последующем расселении, о восточнославянских племенах — древлянах, вятичах, полянах и других, о их соседях. Археологами исследованы многочисленные памятники восточнославянских культур VII/VIII-X вв. — лука-райковецкал в лесостепной части правобережья Днепра, роменско-боршевская левобережья среднего Днепра и верхнего и среднего Подонья, длинных курганов и сопок на северо-западе Восточной Европы, а также некоторых других, предположительно связанных со славянами.
В X в, на их основе образуется единая культура восточнославянского населения с различиями, не выходящими за рамки локальных вариантов. Начинают исчезать в исторических источниках племенные этнонимы. Так, последнее упоминание полян относится к 944г., древлян—970г., радимичей—984г., словен—к 1036г. Они поглощаются новым названием восточнославянского населения—«русь». Образовавшуюся народность в научной литературе, чтобы не путать ее с современными русскими, принято называть «древнерусской». К IX—началу X в. формируется этносоциальная общность восточных славян в пределах Древнерусского государства, в названии которого закрепляется новое этнонимическое образование.
Древнерусская народность и происхождение русских, украинцев и белорусов
Проблему происхождения названия «русь» пытаются решить уже не одно столетие как отечественные, так и зарубежные ученые, так как это может дать ответ на многие важные вопросы о характере этнических процессов, происходивших на территории Восточной Европы. В настоящее время существует около полутора десятка гипотез относительно происхождения данного этнонима, и при всех различиях их можно объединить в две группы—он пришлого или местного происхождения.
Современные сторонники первой концепции (Д. А. Мачинский, Г. С. Лебедев. В. Я. П^цщцн^ и др.) развивают гипотезу, в общих чертах сформулированную еще в середине XIX в. А. А.Куником. По их мнению, широкое проникновение с VIII в. скандинавского населения на территорию Восточной Европы, подтверждаемое письменными источниками и археологическими данными, привело к образованию во второй половине VIII в. княжеско-дружинного славяно-балто-скандинавского этносоциума «русь»ч {Само название пришло из Скандинавии и переводится как «гребцы», «мореплаватели», «жители шхер»; восточным славянам оно стало известно от западных финнов. Со временем этносоциум «русь» славянизировалсяно передал свое название всему восточнославянскому населению. Эти построения сторонники данной гипотезы обосновывают также и другими фактами—данными письменных источников, например, фрагментом Начальной летописи о призвании варягов, который они считают в основе достоверным, чужеродностью термина «русь» восточнославянским этнонимическим образованиям (древляне, поляне, радимичи) и, наоборот, близостью его иноэтничным названиям (весь, чудь, ямь), приводятся ими и иные доказательства этой концепции.
У истоков второй—автохтонной—гипотезы в отечественной историографии стояли М. В. Ломоносов и В. Н. Татищев. Среди сторонников ее меньше единства, чем среди ее оппонентов. Одни ведут слово «русь» от названия реки Рось Среднего Поднепровья (Б.А.Рыбаков), другие от этнонима «росомоны» (В. В. Седов), есть попытки возвести его к иранскому «свет»—в значении «северная сторона» (О. Н. Трубачев), отождествить с народом «рус», локализуемым источником VI в. н. в. в Приазовье, и т. д. Указывают автохтонисты и на то, что собственно «Русью» («узкое» понятие Руси) в письменных источниках называлась часть территории на юге Восточной Европы— от Среднего Поднепровья до Курских земель. Доказать свою правоту пока никому не удается, война «северных» и «южных», как остроумно охарактеризовано одним исследователем это противостояние, продолжается и поныне.
Название «Русь» входило в составные территориальные обозначения—-Красная Русь, Черная Русь, Угорская Русь и др., в том числе и те, которые затем дали начало этнонимам—Белая Русь, Малая Русь, Великая Русь. Существовало еще одно территориальное понятие, которое также обрело этнонимический характер, — «украйна» в значении «окраина» (по другой версии— «страна»), оно имело несколько территориальных привязок. .
В период существования Древнерусского государства шло постепенное расширение территории проживания восточнославянского населения: в Верхнее Поволжье и Волго-Окское междуречье, бассейн рек Северная Двина, Мезень, Печера. При этом имела место ассимиляция местного финноязычного населения— мери, мещеры, чуди и др. В XII в. раздробленность Киевской Руси вызывает, видимо, изменение этнической ситуации. Местные названия населения (суздалец, рязанец, новгородец и др.) в условиях разобщенности и противостояния отдельных земель обретают и этнонимический характер. Но это не приводит к созданию на основе древнерусской народности большого числа этносов. Их образуется только три.
В результате татаро-монгольского нашествия значительная масса восточнославянского населения перемещается на север и северо-восток, в лесную зону, труднодоступную для степняков-кочевников. Здесь образуется новый политический центр, собирающий ранее самостоятельные княжества в единую государственность — Москва, окружающие ее земли, становятся основной территорией формирующегося великорусского (русского) этноса.
Фактором огромной важности не только политическим, но и этногенетическим стала Куликовская битва, когда воины, по образному выражению академика Д. С. Лихачева, пришедшие на Куликово поле рязанцами, суздальцами, владимирцами, уходили с него уже русскими людьми. На землях, объединившихся вокруг Москвы, население называло себя по-прежнему русскими. С XV в. понятия «Московское» и «Русское» государство уже отождествлялись.
Земли же бывшей метрополии — Киевской Руси— становятся окраиной территории восточных славян. Население этих «украинных» земель впоследствии стало называться украинцами, или малороссами («Малой Русью» назывались юго-западные земли восточных славян), со временем понятия «Украина» и «Малая Русь» стали совпадать. Население же Белой Руси, которая занимала часть территории современной Белоруссии (сначала Белая Русь локализовалась на северо-востоке русских земель), стало называться белорусами. Разъединению древнерусской народности на ряд этносов способствовало то, что часть ее окраинных земель оказалась в составе других государственных образований: Великого княжества Литовского, Польши, Венгрии, Молдавского княжества. Население этих земель долгое время продолжало считать себя русским, а жителей Московского государства, подчеркивая их отличие, называло «москалями».
Так на основе древнерусской народности в XIV-XV вв. происходило формирование трех восточнославянских этносов — русских, украинцев и белорусов.
РУССКИЕ
Этническая история русского народа
Этносоциальная общность русского народа—Московское, а затем Русское (Российское) государство быстро расширяло свои границы. В XV в. были присоединены Верхнее и часть Среднего Поволжья и Приуралья, начинается проникновение русского населения в низовья Дона. В XVI в. в состав Русского государства входит Среднее и Нижнее Поволжье, русские продвигаются в Сибирь, процесс присоединения которой в основном завершается в XVII в. Затем русское население появляется на Аляске и в Калифорнии (эти территории были утрачены в XIX в.). В XVII в. расширяются также западные границы Русского государства, где оно включает в свой состав значительную часть территории, заселенной украинцами и белорусами. В XVIII в. к России присоединяются земли в Прибалтике, часть Польши, Западный и Центральный Казахстан, к концу века было присоединено Северное Причерноморье—бывшее «дикое поле», а также Правобережная Украина. В XIX в. в состав России вошли Финляндия, Северный Кавказ и Закавказье, Восточный Казахстан и Средняя Азия. Росла численность населения государства и, соответственно, русских, которые всегда были самым крупным этносом России:
Год | Численность, млн чел. | % русского населения | |
| население страны | русские |
|
Подворная перепись 1678 г. | 11,5 | 8,1 | 70,4 |
Ревизии 1719г. | 15,7 | 11,1 | 70,7 |
1782г. | 36,6 | 18,1 | 49,5 |
1795г. | 41,2 | 20,1 | 48,8 |
1834г. | 55,6 | 28,6 | 51,4 |
1858г. | 66,8 | 34,8 | 52,1 |
В 1897 г. была проведена первая перепись населения России, по ее данным, оно составляло 128,2млнчел., из них в 55,8млн, т.е. 43,5%, составляли русские. Перед революцией 1917г. население страны насчитывало 171,8 млн чел., из них русских в 76,7 млн (44,6%). Отток русского населения за пределы России был незначительным, в XVII-XVIII вв. это в основном миграции старообрядцев в Австрию, Польшу, Румынию и ряд других стран. Однако с конца XIX в. поток переселенцев увеличился, изменилась и его направленность — США, Канада, Бразилия, Австралия, хотя в целом за пределами России к 1917г. проживало менее 1% (около полумиллиона) русских.
Расширение границ Русского государства способствовало расселению русских на новых территориях, которое, однако, имело свои особенности. Оно не могло быть интенсивным в западные области страны, где издавна была велика плотность местного населения, а также в Закавказье, Среднюю Азию и в Сибирь (кроме Южной Сибири), где климатические условия не позволяли русским заниматься традиционными видами хозяйственной деятельности. Зато активно русские заселяли Среднее и Нижнее Поволжье, Приуралье, северо-восток Европейской России, Причерноморье и Приазовье, Ставрополье и Прикубанье, Северный Казахстан, Южную Сибирь и Дальний Восток. В ходе расселения русские попали в новые экологические условия, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, требовавшие в процессе приспособления к ним изменения традиционных форм культуры или заимствования иноэтничных элементов. Некоторые группы русских даже изменили свой антропологический облик в результате браков с представителями местного населения и его ассимиляции. В ряде случаев произошла смена языка при сохранении этнического самосознания.
Подобные факторы, к которым иногда добавлялся социальный, привели к появлению в составе русского народа территориальных групп со своеобразными чертами хозяйства, быта, иногда даже языка и антропологического облика. Этнографы выделяют два вида данных групп: одни не имеют особого, отличного от общерусского, самосознания (этнографические группы), другие им обладают, что проявляется в их названии (субэтносы). Основными этнографическими группами являются севернорусская, южнорусская и переходная между ними среднерусская группа. Кроме того, выделяют еще северовосточную, юго-восточную и западную группы. К субэтносам относятся различные группы казачества—донское, кубанское, семиреченское, амурское и др., а также поморы, устьцилемцы, полехи, цуканы в Европейской России, поляки, семейские, ка-рымы, камчадалы в Сибири. Всего у русских более полутора десятков субэтносов.
В СССР численность русских в составе населения менялась следующим образом: по переписи 1926г. их насчитывалось 77,8млн (53,9%), 1937г. («репрессированной») —93,9 млн (58%), 1939г. (результаты ее «скорректированы») — 99,6 млн (58,4%), 1959г.— 114,1 млн (54,6%), 1970г. —129млн (53,4%), 1979г.— 137,4млн (52,4%), 1989г. —145,2млн (50,6%). В советское время продолжалось расселение русских в другие («национальные») регионы, что было связано с промышленным развитием страны, целенаправленным заселением малолюдных Сибири и Дальнего Востока, освоением целинных и залежных земель. Но с 70-х годов в ряде регионов в результате снижения рождаемости, а также политики «скрытого» национализма стало наблюдаться уменьшение как процентного состава русских, так и абсолютной их численности.
По результатам Всесоюзной переписи 1989г., в Российской Федерации русских насчитывалось 119,9 из 147,4 млн чел. ее населения (81,3%, что составляет 81,7% всех русских в мире), на Украине—11,4 млн, в Казахстане — 6,2 млн, Узбекистане— 1,6млн, Белоруссии—1,3млн, всего в 1989г. 25,3 млн русских проживало в других республиках СССР. За пределами Союза ССР численность русских составляла около 1,5 млн чел.— 1,1 млн в США, по 70тыс.—в Канаде и Бразилии, бОтыс. — в Аргентине, 50 тыс.—во Франции, 35 тыс.—в Румынии, 25 тыс.—в Австралии.
Как и во всем мире, традиционный культурно-бытовой уклад русского народа под влиянием индустриализации и урбанизации в значительной степени утратил свои самобытные черты, подвергся нивелировке. Эта трансформация наиболее интенсивно проходила в последние десятилетия XIX-—начале XX вв. Поэтому говоря о традиционной культуре этноса (не только русского), обычно характеризуют ее состояние на рубеже XIX-XX вв., обращая особое внимание на крестьянскую культуру, которая в наибольшей степени сохраняет традиционные элементы. Для России это тем более оправдано, что на рубеже веков сельское население составляло подавляющее большинство (85%) общей числености страны.
Yandex.RTB R-A-252273-3