logo
Oleg_Istoria

Развитие системы образования в 1920-30-х годах.

Одно из безусловных достижений советского режима - развитие системы народного образования и осуществление сплошной грамотности. Уже в 1918г. принимаются "Декларация о единой трудовой школе" и "Положение о единой трудовой школе", в которых провозглашались основные принципы советской образовательной системы - бесплатность, совместное обучение мальчиков и девочек, исключение из преподавания богословских дисциплин, отмена всех видов наказания, школьное самоуправление. Все школы делились на две ступени -первую, для детей 8-13 лет и вторую, для детей 13-17 лет. Началась активная работа по преобразованию медресе, мектебов и русско-казахских школ в советские. К концу гражданской войны в Казахстане действовало 2410 школ с 144 тыс. учащихся, из которых 31 тыс. - казахи. Однако большая часть школ работала в неприспособленных помещениях, 99% казахских школ вообще не имело своих зданий. Единых учебных программ не было, практически не было учебников. Для казахских детей и детей батраков и сирот устраивались школы-коммуны и школы-интернаты. Количественный рост школ в тяжелейшей экономической ситуации привел к падению качественного состояния системы образования. Тем не менее, власти предпринимали огромные усилия по ликвидации неграмотности. В 1930 г. был декларирован переход к всеобщему обязательному начальному обучению, а в 1931 г. было введено всеобщее обязательное семилетнее образование. Расширялась сеть интернатов в которых к 1934 г. обучалось более 24 тыс. учеников. В 1925 г. в казахстанских школах был установлен единый образец аттестатов, свидетельств, 5-бальная система оценки, единая продолжительность учебного года и каникул, упорядочена структура школ. Одним из важнейших компонентов системы образования в 20-30-е годы была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. В 1921 г. правительством Казахстана была образована Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Казграмчека), руководившая всей работой по организации пунктов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой.Тяжелый удар по системе образования нанес переход казахского языка в 1929 г. с арабской графики на латинскую. Одновременно с борьбой за всеобщую грамотность власти пытались оторвать казахов от огромного духовного наследия веков, зафиксированных в книгах с арабским шрифтом. Кроме того, даже после усовершенствования А. Байтурсыном в 1924 г. арабица позволяла казахам читать любые тюркоязычные издания, в т.ч. и выходившие за рубежом, что считалось политически вредным. Сотням тысяч казахов, умеющим читать по-казахски на основе арабской графики, пришлось вновь стать неграмотными и осваивать новый алфавит. В годы Советской власти в Казахстане начала развиваться система высших учебных заведений. В 1926 г. в Ташкентском высшем педагогическом институте был образован казахский факультет. В 1928 г. факультет был переведен в Алма-Ату и преобразован в Казахский государственный университет. Два года спустя он был переименован в Казахский педагогический институт, а в 1935 г. получил имя Абая Кунанбаева. В 1929 г. в Алма-Ате был открыт зооветеринарный институт, а в 1930 - сельскохозяйственный. В 1934г. в столице состоялось открытие двух новых вузов - Горно-металлургического института и Казахского государственного университета им. С.Кирова (ныне КазГУ им. Аль-Фараби). В 30-е годы начинает развиваться система заочного обучения.

Раннегосударственные объединени Усуней и Кангюй..

Раннегосударственное объединение усуней существовало в III-II вв. до н. э., на территории Семиречья ( от Чуйской долины до р. Или; от оз. Иссык-Куль до оз. Балхаш) . Союз племен усуней состоял из множеста родов во главе с предводителем, носившим титул «гуньмо»; были зачатки государствености. Столица- Чигучен- на южном берегу оз. Иссык Куль. Были междоусобные распри, войны с канглами и гуннами за пастбища. Связи с Китаем;.Хозяйство усуней было комплексным-скотоводческо-земледельчесим( каменные мотыги, бронзовые серпы,зернотерки). Разводили лошадей, овец, коз, коров, двугорбых вверблюдов, ослов. Разрабатывли месторождения меди, свинца, олова, золота, умели плавить железо, из которого изготавливали ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел, из цветного камня, благородных металов- бусы, серьги, украшения для одежды. Усуньское общество не было однородным, в нем были богатые -племена и родовая знать, дружинники и жрецы- рядовая маса скотоводов и земледельцев. О развитии частной собственности у усуней свидетельствуют находки печатей из глины, камня, найденные при раскопках усуньских курганов. Проведены раскопки множества курганов усуней в Семиречье (диадема найденная в Каргалинском ущелье близ г. Алматы – из золота,(35 на 5 см) украшена изображениями зверей, птиц, людей, растительности, преобладают изображения фантастических жтвотных; предположительно диадема символизирует модель вселенной). Религия- культ предков, природы.

Раннегосударственное объединение Кангюй существовало в III – II вв. до н. э. , в области р. Сырдарья; Юж. Казахстан. Столица правителей Кангюй называлась Битянь. Кангюи-это племена кочевых сктоводов и оседлых земледельцев с развитой городской цивилизацией ( поселение Актобе, Кокмардан и др.) с крепостными стенами, глинобитными домами. Заниались торговлей. Раскопки выявили дворцовые построения, керамические предметы, украшения и пр. Наличие имущественного неравенства. Зачатки патриархально-феодального государства («военая демократия»). Наследственная власть. Обнаружены курганные могильники первых веков нашей эры, мавзолеи ( могильник Мордан-куик в Отрарском оазисе- II-Vвв.). С I-го в. до. н. э. начались серьезные разногласия между усунями и канглами. Эти разногласия перерастали в вооруженные конфликты из-за территорий и контролем над ними. Кангютиоказали военную помощь гуннам в борьбе с Танской империей.

Кангюи имели экономические и культурные связи с Китаем, Парфией, Римом, Закавказьем и Кушанской империей.