logo
Oleg_Istoria

Народное творчество в XIX веке

Музыка Казахстана XIX века – золотой фонд духовной культуры казахского народа. Это истинное наследие всего лучшего, что было создано кочевниками на протяжении тысячелетий. В это время жили и творили выдающиеся композиторы, певцы и кюйши:

Курмангазы Сагырбайулы (1818-1889 гг.) – композитор-кюйши, классик казахской инструментальной музыки. Боролся за социальную справедливость, против произвола властей и родовой знати. Сохранилось более 60 его кюев. «Кишкентай» - посвящен восстанию Исатая Тайманулы, «Сарыарка» - картина степных просторов и т.д.

Даулеткерей Шыгайулы (1820-1887 гг.) – основоположник лирического направления в домбровой музыке. Избирался султаном. Известно около 40 его кюев.

Таттимбет Казангапулы (1815-1862 гг.) – один из основоположников классической домбровой музыки. Разработал традиционные жанры инструментальной музыки. Сохранилось свыше 30 его кюев.

Ыкылас Дукенулы (1843-1916) сочинял кюи, в кот. нашли отражение широко известные в народе легенды и эпические сказания. Сохранил и обогатил технику игры на кобызе.

Жаяу Муса Биржанулы (1835-1929 гг.) обучался игре на скрипке и гормоне. Много путешествовал. Почти все тексты к своим 70 песням сочинил сам.

Биржан сал Кажагулулы (1834 – 1897 гг.) композитор, певец и поэт. Встречался с Абаем. Выступал за правду, обличал обман и произвол. Сохранилось около 40 песен.

Акан Серы Корамсаулы (1843 – 1913 гг.) боролся за справедливость, осуждал жестокость и предательство. Являлся последователем Биржан сала.

XIX век в культурной жизни Казахстана называется просветительским. К концу XIX века в Казахстане было более 100 двухклассных школ. Выпускники русско-казахских школ поступали в кадетские корпуса и вузы России и зарубежных стран.

Наука и культура в X-XII веках. АльФараби: На арабском языке писал выдающийся ученый востока Аль Фараби. Родился в округе Фараб, учился в Бухаре. Аль – Фараби являлся энциклопедистом, он подразделял науки на теоритические и практические. Он доказывал возможность познания мира посредством чувств и разума. Разносторонний вклад в науку: логика, медицина, космология, анатомия, философия, математика и акустика. Он первый ввел квалификацию наук, описав из возникновение.

Наука и культура в X-XII веках. Ахмед Яссави.

выдающийся мыслитель и поэт, Жил в городе Яссы. Был проводником мусульманской религии в Казахстане, являлся учеником Арыстанбаба , Ему принадлежит сборник « Диван – и Хикмет»( книга о премудрости), на тюркском языке.

Наука и культура в X-XII веках. Махмуд Кашгарский.

родом из Барсхана, в 1074 г. После многолетних путешествий составил «Диван лугат – ат – тюрк»(словарь тюркских наречий) Внес большой вклад в историю языкознания, бесценный памятник истории быта, нравов и языка тюркоязычных народов, а также естественно – научных представлений того времени.

Наука и культура в X-XII веках. Юсуф Баласагунский.

Родился в городе Баласагун, местонахождение которого до сих пор не установлено. Дата рождения по разным источникам, приблизительно 1015-1018 годы. Относился к тюркскоум племени чигилей. Им написано одно из важнейших исторических и литературных произведений – поэма «Кудатгу билиг» - первый дошедший до нас памятник светской литературы тюркоязычных народов Казахстана и Средней Азии. В нем отражалась совеременная поэту действительность, общественное сознание и политические концепции определенных социальных кругов.

Наука и культура в Казахстане (1920-30-е гг.).

Наука. В годы гражданской войны и послевоенное время начинается постепенное возрождение науки Казахстана. Этот процесс осложнялся отсутствием сложившейся структуры научно-исследовательских организаций, нехваткой средств и подготовленных научных кадров. В рассматриваемый период развивались преимущественно прикладные научные проблемы, разработка которых была вызвана насущными потребностями. В 1918 г. в Ташкенте был создан Туркестанский восточный институт, а в 1919г. - историко-статистический отдел при штабе Казвоенкомата, делившийся на историческую, этнографическую и естественно-географическую секции.     В 20-х годах в Казахстане появляются первые научно-исследовательские учреждения. Химико-биологическая лаборатория (1922 г.). Краевая станция защиты растений (1924 г.), Санитарно-бактериологический институт (1925 г.), Институт удобрений и агропочвоведения (1926 г.). В 30-х годах начинает налаживаться академическая структура науки, в 1932 г. была образована Казахстанская база АН СССР, преобразованная в 1938 г. в Казахский филиал АН. Возникает сеть научно-исследовательских институтов - Институт национальной культуры (1933 г.). Научно-педагогический институт (1933 г.). Всего в 1932 г. в республике работало 12 НИИ, 15 опытных станций, 186 опорных пунктов, лабораторий, гидрометеостанций.

 Литература. В начале XX в. казахская литература была уже на достаточно высоком уровне. Огромной популярностью пользовались произведения классиков казахской литературы - А. Бай-турсына, Ш. Кудайбердыулы, М. Жумабая, Ж. Аймауытулы, придерживавшихся в своих произведениях общечеловеческих ценностей, принципов гуманизма. В то же время появляется плеяда молодых литераторов, представителей т.н. "пролетарской" литературы - С. Сейфуллин, Б. Майлин, И. Жансугуров, С. Муканов, появляются первые работы М. Ауэзова, С. Муканова, Г. Мусрепова, М. Хаким-жановой. Первая половина 20-х годов характеризовалась господством в литературе классического направления, созданного Абаем, однако власти, прекрасно понимая, что литература обладает огромным пропагандистским потенциалом, прилагают огромные усилия по созданию казахского "социалистического реализма". Таким образом, к началу 30-х годов в Казахстане устанавливается жесткий контроль над литературой, целый ряд жанров, тем и направлений становится запретным и дальнейшее развитие казахской литературы происходит не благодаря, а вопреки политике властей. Музыкальное и театральное искусство. Музыкальное и песенное искусство казахов, как самое распространенное и популярное у народа, с первых дней Советской власти стало объектом пристального внимания со стороны партии большевиков. Уже в 1919 г. в г. Верном был проведен слет акынов Семиреченской области. Сразу же после гражданской войны началась работа по сбору и систематизации творческого наследия народа. В 1921 г. был образован Главный политико-просветительный комитет, музыкальный отдел которого записывал народную музыку, организовывал музыкальные коллективы и т.п.  С начала 30-х гг. в Казахстане начинает бурно развиваться музыкально-драматическое искусство. В 1933 г. на основе Постановления Казкрайкома ВКП (б) началась организация казахских театральных и музыкальных студий в Москве, Ленинграде и Алма-Ате. 13 января 1934 г. на базе музыкальной студии при Казахском драматическом театре был открыт Казахский государственный музыкальный театр, первыми постановками которого стали "Айман-Шолпан" М. Ауэзова и "Шуга" Б. Майлина. Крупными событиями стали оперы Е.Брусиловского "Кыз Жибек", "Ер Таргын" и "Жалбыр". Известными певцами становятся артисты Музыкального театра К. Байсеитова, К. Жандарбеков, прославилась танцовщица Ш. Жиенкулова. Развиваются и традиционные драматические жанры. До середины 20-х годов в Казахстане существовали лишь любительские театральные труппы, наиболее известными из которых были Семипалатинская и театр Оренбурского казахского института народного образования. На базе последнего в январе 1926 г. в Кызыл-Орде был открыт первый профессиональный казахский театр, где работали М. Ауэзов, Ж. Шанин, С. Кожамкулов, К. Куанышбаев, К.Жандарбеков, 3. Атабаева и другие талантливые драматурги, режиссеры и артисты.