logo
Oleg_Istoria

Культурное наследие тюрков

В раннем средневековье на территории Казахстана шло быстрыми темпами развитие строительства, археологические памятники выявили монументальные постройки в цитаделях Кедера, Джамута, жилые застойки в Кулане, Кок-Мардане, буддийские храмы и монастыри Суяба и Навакета, монастыри Испиджаба, с распространением ислама начинают возводиться мечети, строятся мавзолеи, скромное убранство., большой популярностью пользовались бани, их остатки обнаружены в Таразе. Скульптура степных тюрков: Монументальная каменная скульптура, контурный резной рисунок на плоскости камня, реже- объёмные скульптура, с распространением ислама традиции изображения человека постепенно исчезает. Устное народное творчество: возникло ещё в древности, продолжало свое развитие в средневековье и позже. Представлено мифами, сказками, сказаниями, песнями, пословицами, поговорками, эпосом, поэтическими состязаниями, борьба добра и дла. Один из широко распространенных мифов – сказание о Коркуте – музыканте, вступившем в борьбу со смертью. Письменность: с развитием государства большое значение приобретает письменность, использование тюрками официальных грамот в дипломатических связях с другими государствами на тюркском языке. Первыми о наличии письменности у тюрков упоминают китайские источники. Наиболее древние памятники древнетюркской письменности – стелы( каменные плиты), найденные на севере Монголии на реке Орхон. Сохранились крупнейшие из известных рунических текстов – памятники в честь Бильге – кагана и Кюль- тегина. Литература и наука: Вместе с появлением письменности развиваются литературные жанры, рунические тексты Монголии и Енисея – не только исторические документы, но и выдающиеся литературные произведения. С распространением ислама, широко употребляется арабский язык, на нем создаются литературные и научные произведения. Яркие представители научного и литературного мира Тюркской эпохи: Аль Фараби, Юсуф Баласагунский, Махмуд Кашгари, Ахмед Яссави. РеЛИГИЯ: в период раннего средневековья тюркоязычные жители являлись язычниками, поклонялись Небу и Земле – Воде, почитание огня, наряду с собственными верованиями получили распространение зороастризм, буддизм, манихейство, христианство.

Кыпчакское ханство: (начало Х| века- 1219г.) : после падения Кимакского ханства началась гегемония кыпчаков, они окончательно вытеснили огузов из бассейна Сырдарьи и прикаспийских степей,после чего степные просторы назывались «Дешт-и-Кыпчак»(степь кыпчаков),столицей кыпчакского ханства был город Сыгнак.Территория от Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Южного Урала на западе. Кыпчакскео ханство состояло из многочисленных племен и родов, которые подразделялись на два крыла: восточное и западное, однако общность в ведении хозяйства, языка способствовали стиранию границ между этими этническими группами ,которые сознавая свою принадлежность к единому этносу, принимали этноним «кыпчак».Этноним «кыпчак» впервые упоминается в 760 г .в древнетюркском руническом памятнике. Кыпчакское общество было социально и сословно неравным.. частная собственность на скот, Мерила богатство число лощадей , Хан- титул правителя, избирали из династийного рода – ель боили, ставка хана Орда. Государство Караханидов граничило с Кыпчакским ханством по озеру Балхаш. На эге кыпчаки вели ожесточенную борьбу с Хорезмом за город в районе Сырдарьи.В 1133 г. Кыпчаки потерпели пороажение от государства Хорезм, а в 1195 году править Хорезма Мухаммед 2 захватил Сыгнак.Кыпчакское ханство просуществовало до завоевания его монгольскими правителями в начале х3века.