logo search
Борьба за мировое лидерство (К истории американ

Глава 6 трудный путь к реализму

(1961 – 1968 гг.)

К конце 50-х годов явственно стали проявляться тупики политики «отбрасывания» коммунизма. Новое время требовало новых подходов. Эта задача легла на плечи новой американской администрации во главе с президентом Джоном Кеннеди (1961 – 1963 гг.). Правда, в ходе избирательной кампании Кеннеди резко критиковал своих политических противников не за отсутствие реализма, но за наметившееся, по его словам, отступление перед лицом исторического врага. Впрочем, как уже говорилось, антикоммунистическая риторика в США всегда считалась правилом хорошего тона для политика.

К тому же уходящее правительство оставило в наследство ряд серьезнейших проблем, стремясь связать руки новой администрации и обеспечить тем самым преемственность курса. Это и жесткая линия в германском вопросе, и разрабатываемые планы вооружения НАТО ядерным оружием, и подготовка интервенции в Лаосе и на Кубе. Так, уже потерпев поражение на выборах, республиканцы разорвали дипломатические отношения с Кубой в январе 1961 года и наоборот – признали правое правительство в Лаосе, поставленное при прямом участии американских спецслужб.

Старая риторика и сохранившийся багаж, с одной стороны, понимание необходимости существенных корректив внешнеполитического курса – с другой, предопределили противоречивость и непоследовательность политики новой администрации.

Тем не менее коррективы последовали. Уже с первых дней деятельности нового президента были определены приоритетные направления внешней политики США. Это – «третий мир», Западная Европа и советский блок.

Особое внимание правительство Кеннеди уделяло странам «треть­его мира». В Вашингтоне к этому времени был сделан четкий вывод: именно в эти страны, борющиеся за независимость и прогресс, переместилась активность Советского Союза, поэтому именно здесь разворачивается решающий фронт борьбы с коммунизмом. К тому же именно здесь проявились наиболее серьезные недостатки прежней политики США. Как итог, были поставлены следующие цели: удержать эти страны в хозяйственной системе мирового капитализма через проведение политики неоколониализма и расширение здесь социальной базы; перехватить в этих странах революционное движение путем осуществления опережающих реформ и тем самым удержать их в приемлемых рамках, а в результате изолировать их от советского влияния.

Соответственно планировались и практические действия – больше внимания предполагалось проявлять к работе с этими странами в рамках ООН и других международных организаций, считалась необходимой активизация в этих странах пропагандистской деятельности и совершенствование работы посольств, предусматривалась активная «личная дипломатия» и, наконец, свою роль должно было сыграть расширение экономической помощи.

Не отрицались при этом и военные методы воздействия на страны «третьего» мира, особенно там, где мирные способы потерпят неудачу. При этом, однако, в Вашингтоне понимали, что старая стра­тегия, при которой США полагались преимущественно на свою ядерную мощь, в этих районах, где приходилось иметь дело с партизанскими движениями, сработать не могла. Отсюда новая стратегия «гибкого реагирования», предусматривавшая наряду с продолжением наращивания ядерного арсенала усиленное развитие обычных видов вооруженных сил и формирование специальных контрповстанческих частей. Сущность новой политики определялась следующим образом: вести борьбу там, так и тогда, где, как и когда это будет выгодно Соединенным Штатам.

Новая политика привела к расширению американского присутствия в Юго-Восточной Азии, и особенно во Вьетнаме. Были разработаны планы экономического развития Вьетнама, расширения там социальной опоры проамериканского режима при одновременном увеличении военной помощи. Активизировалась политика США в Африке, по отношению к которой новое правительство демонстративно заняло позицию поддержки антиколониальных движений.

Но особое внимание правительство Кеннеди уделяло Латинской Америке. Стремясь не допустить повторения кубинских событий и понимая, что революция есть проявление глубины противоречий, официальный Вашингтон провозгласил 13 марта 1961 года програм­му «Союз ради прогресса», предполагавшую проведение в регионе глубоких экономических и социальных реформ ради предотвращения революции.

Существенное внимание уделялось, естественно, Западной Европе. Кеннеди выступил за еще большее сплочение развитых государств в противостоянии коммунизму. В 1961 году был опубликован проект создания Атлантического сообщества – всестороннего и тесного союза капиталистических стран под эгидой США. В 1962 году Кеннеди предложил новую торговую программу, предусматривавшую сокращение торговых тарифов и в конечном итоге их полную отмену во взаимоотношениях с ЕЭС.

Что касается СССР, то в первые годы деятельности новой администрации предусматривалось сохранение «баланса сил» с Москвой при одновременном расширении работы с ее союзниками. Определенные перспективы в этом направлении открывало обострение разногласий между Советским Союзом и Китаем. Американское правительство разрабатывало планы расширения контактов с союзниками СССР, что позволило бы постепенно и очень осторожно внести раскол в социалистический лагерь.

Сохранение противостояния двух ядерных сверхдержав привело осенью 1962 года к, пожалуй, самому опасному международному кризису – Карибскому, который поставил мир в буквальном смысле слова на грань ядерной войны. Столь ярко проявившаяся опасность ядерного соперничества способствовала растущему пониманию необходимости радикального поворота в политике. С осени 1962 года две страны предприняли ряд шагов по предотвращению подобного развития событий в будущем – была установлена прямая линия связи между Кремлем и Белым домом, началось обсуждение перспектив замораживания гонки вооружений, был подписан в августе 1963 года Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах. Кеннеди отказался от принципа увязки в вопросе о продаже Советскому Союзу крупной партии зерна и предложил сотрудничество в освоении космоса. Все это открывало определенные перспективы. Но 23 ноября 1963 года президент Кеннеди был убит.

Новым президентом стал Линдон Джонсон (1963 – 1969 гг.). Вступая на высший государственный пост Америки, Джонсон обещал продолжать курс своего трагически погибшего предшественника. И действительно, во многом его политика развивала основные направления, обозначенные Кеннеди, но одновременно существенно их трансформируя. Пожалуй, главным определяющим фактором, обусловившим суть внешней политики правительства Джонсона, стала абсолютная уверенность в гигантских возможностях Соединенных Штатов, еще более усиленная разворачивавшейся научно-технической революцией. Казалось, Америка могла позволить себе все – и строительство «Великого общества», и ведение наступательной политики по отношению к национально-освободительным движениям, и гонку вооружений. Мощь Америки в буквальном смысле слова опьяняла.

Правительство Джонсона большое внимание оказывало развитию программ взаимодействия с социалистическими странами, реализации доктрины «наведения мостов». Расширение контактов с отдельными союзниками СССР могло привести, как считали в Вашингтоне, к росту трений в советском блоке и возможному отрыву некоторых стран от Советского Союза. Другими словами, делалось все для поднятия «железного занавеса», но невоенными средствами. Такие перспективы открывали попытки реформ, имевшие место в странах Восточной Европы. Особое внимание уделялось Венгрии, Болгарии и Чехословакии.

Продолжалась политика расширения сотрудничества США со странами Западной Европы, особенно в военной области. Началась реализация планов подключения союзников по Североатлантическому договору к контролю над ядерным оружием – создание многосторонних ядерных сил, комитета по ядерному планированию, Атлантической эскадры НАТО с ядерным оружием на борту.

Активизировались действия США в странах «третьего» мира. Но здесь происходит существенной отход от курса Кеннеди. Размах антиколониального движения, поиск многими новыми правительствами альтернативы капитализму способствовали ужесточению курса США. Америка открыто встала на путь поддержки союзных ей режимов, с использованием силы против неугодных. США поддержали политику апартеида в Южной Африке и Родезии, оказали помощь Португалии в ее антипартизанской борьбе в Анголе и Мозамбике, развернули борьбу против Лиги арабских стран.

Существенно изменился характер политики США в Латинской Америке. Формально программа «Союз ради прогресса» была сохранена, но содержание ее стало другим. Американские политики убедились, что оказание помощи латиноамериканским государствам далеко не всегда приводит к желаемым результатам, что запущенность экономических и социальных проблем делает все американские вложения недостаточными, к тому же правящие круги многих из этих стран и не собирались проводить такие реформы. Робкие же попытки преобразований порождали ожидания и социально-полити­чес­кое беспокойство. США оказались перед выбором – реформы или сохранение своей клиентуры. Выбор был предопределен – второй путь был привычнее и надежнее. В 1963 году основой политики США по отношению к странам Латинской Америки стала доктрина Манна, названная по имени чиновника государственного департамента. Ее суть состояла в следующем: отныне главным критерием отношения США к тому или иному правительству в этом регионе стала не степень либерализма и готовности к проведению реформ, но степень лояльности к США и приверженность политике антикоммунизма. Критерием лояльности стала поддержка антикубинской политики Вашингтона.

Расширилось вмешательство США во внутренние дела латиноамериканских государств. В 1964 году США приняли активное закулисное участие в президентской кампании в Чили, выложив около 20 млн. дол. ради победы кандидата от христианских демократов Э. Фрея и недопущения победы лидера социалистов С. Альенде. В том же году был осуществлен переворот в Бразилии, где к власти пришла военная хунта. В 1965 году была организована интервенция в Доминиканской Республике, ставшая практическим воплощением «доктрины Джонсона», оставлявшей за Соединенными Штатами «право» на интервенцию в случае возникновения «угрозы перехода той или иной страны под коммунистическое господство». Главным средством обеспечения своих позиций в Латинской Америке правительство Джонсона считало вооруженные силы. Была разработана программа модернизации армий региона и расширения подготовки офицеров в американских учебных центрах с особым упором на использование вооруженных сил в борьбе против врага внутреннего.

Но главной проблемой правительства Джонсона стала война во Вьетнаме. Еще в бытность вице-президентом при Кеннеди Джонсон стал сторонником расширения американского вмешательства в дела Вьетнама с целью победы над коммунистами. Кеннеди к концу своего правления стал в этом вопросе колебаться. Джонсон не колебался ни минуты. Уже 1 февраля 1964 года была разработана и принята программа тайных операций против ДРВ, расширились подрывные операции в Лаосе, началось патрулирование американских военных судов у берегов Вьетнама. В августе 1964 года Конгресс США принял «тонкинскую» резолюцию, предоставлявшую президенту свободу рук в этом регионе. Седьмого сентября того же года президент принял решение о начале бомбардировок ДРВ (правда, после наступления нового года, т.к. во время избирательной кампании 1964 года Джонсон подчеркнуто демонстрировал свое миролюбие). В феврале 1965 г. такие бомбардировки начались, а 1 апреля было принято решение об использовании во Вьетнаме сухопутных войск США. Уже к концу этого года во Вьетнаме оказалось более 200 тысяч американских солдат и офицеров. Эскалация войны началась.

Вьетнамская война во многом определила дальнейшее развитие американской политики. Первоначально преобладала эйфория. Мощь США была настолько преобладающей, что победа ожидалась со дня на день. Казалось, еще одно усилие – и триумф обеспечен. Но война затягивалась, требуя все новых жертв, в Америке стало расти недовольство, а в других странах стала разворачиваться кампания осуждения преступлений американского империализма. США оказались в ситуации растущей изоляции в мире.

Отсюда попытки некоторого маневрирования с целью «уравнове­шивания» последствий войны. В Европе США стали выражать готовность принятия большей самостоятельности союзников, выступили за сохранение на этом континенте мира и согласия, ослабление напряженности. Был подписан ряд соглашений с СССР и другими социалистическими странами, в том числе консульская конвенция, соглашение о культурном обмене, договор об организации прямого воздушного сообщения между США и СССР, договор о мирном использовании космоса, Договор о нераспространении ядерного оружия.

И все же тупик силовой политики был налицо. Стремительно ухудшались позиции США в мире, росла изоляция. Провалилась политика «наведения мостов». Вводом своих войск в Чехословакию Советский Союз показал, что он не позволит проводить политику раскола его блока, что любая попытка улучшения отношений с социалистическим лагерем должна начинаться с СССР и осуществляться под его контролем.

Росла изоляция правительства Джонсона в собственной стране. Оказалось, что и богатая Америка не может себе позволить и пушки, и масло. Размах недовольства достиг невиданной степени. Страна буквально бурлила. Ситуация становилась опасной. Попытки маневрирования, предпринимаемые Джонсоном (заявление о готовности к переговорам с ДРВ, ограничение бомбардировок), никого не убеждали. Джонсон провалился и должен был уйти, оставив своему преемнику груз тяжелейших проблем.

* * *