logo
Борьба за мировое лидерство (К истории американ

Гордое одиночество

Новый президент США Билл Клинтон (1993 – 2001 гг.) является представителем нового поколения политиков, сформировавшихся в послевоенные годы. Клинтон в свое время был восторженным почитателем Джона Кеннеди, вырос в условиях триумфа и кризиса 60-70‑х годов. В молодые годы он принимал участие в антивоенном движении. И стал президентом страны в период, когда наконец-то США достигли своей заветной цели – они остались единственной сверхдержавой мира со всеми полагающимися почестями и огромной ответственностью. Перед страной и новым президентом встали задачи выработки нового видения мира в новых условиях, поиск места США в этом новом мире. И при этом не потерять головы от восторга, но сохранить реализм и трезвое понимание своих возможностей.

Буш оставил своему преемнику целый комплекс нерешенных вопросов, в том числе таких, как взаимоотношения США с новой Россией и странами постсоветского пространства, усмирение Саддама Хусейна и продолжение политики умиротворения на Ближнем Востоке, урегулирование ситуации в Сомали, на Гаити, в Боснии и ряде других мест. Причем решать их надо было четко, ответственно, быстро.

Новое положение США, однако, по мнению Клинтона, давало и возможность больше внимания уделять внутренним проблемам, в том числе таким, как состояние образования и медицины, наркомания и преступность, сохранение высокого уровня бюджетного дефицита. Исходя из этого Клинтон в своей внешней политике, решая стоящие вопросы (не всегда, впрочем, удачно – Сомали), основное внимание все-таки уделил проблемам внешнеэкономическим. При Клинтоне была осуществлена ратификация Североамериканского соглашения о свободной торговле (NAFTA), проведено совещание с главами государств латиноамериканского региона о создании зоны свободной торговли в масштабах всего западного полушария. Клинтон осуществил успешное давление на Японию с целью большего открытия ее рынка для американских товаров. Очень серьезное внимание в последние годы администрация США уделяет расширению американского присутствия в тихоокеанском регионе с целью создания здесь широкого и динамично развивающегося сообщества при ведущей роли США. При этом одной из проблем явилась ситуация в Китае, который, по мнению некоторых американских деятелей, должен существенно изменить свою политику в области прав человека. На что Китай реагирует достаточно остро, ставя перед американским правительством постоянную дилемму – ухудшение отношений из-за принципиальности правозащитников или сохранение существующих торгово-экономических отношений независимо от данной проблемы. Преобладает все же второй подход.

Важное место в деятельности Вашингтона занимала и занимает проблема Европейского союза, угрожающего превратиться в крупнейшего конкурента США в мире. США активно стремятся расширять сотрудничество с этим объединением, пытаются втянуть его в политические проблемы и переложить на плечи европейских государств большую ответственность за ситуацию в регионе при сохранении контролирующих функций самих США. Своеобразным признанием новой роли бывших американских подопечных является высказывание Клинтона за принятие экономических “сверхдержав” Германии и Японии в Совет Безопасности ООН в качестве постоянных членов. При этом нельзя не заметить стремление Соединенных Штатов ослабить влияние ООН на мировые дела, подменить эту международную организацию блоком НАТО. Конгресс США принял специальную резолюцию, ограничивающую участие США в коллективных операциях ООН, на 1 миллиард долларов сокращена финансовая поддержка Организации Объединенных Наций. В то же время при самом тесном участии США происходит трансформация “боль­шой семерки” ведущих стран мира, ее превращение из круглого стола, обсуждающего вопросы экономической политики, в своеобразное мировое правительство.

США пристально наблюдают за развитием событий в бывшем Советском Союзе. И не просто наблюдают, но стараются активно воздействовать на ситуацию. США однозначно сделали ставку на президента России Б.Н. Ельцина, помогли ему вторично стать президентом в 1996 году, включили его в состав “большой семерки”, превратив тем самым ее в некое подобие “восьмерки”, хотя скорее на декларативном уровне, чем на деле. Тем не менее явно прослеживается намерение США сохранить новую Россию в качестве подконтрольного государства, ограничить ее возможности и ни в коем случае не допустить ее возрождения в качестве великой державы. С этой целью США способствовали продвижению НАТО на восток, объявили Прибалтику зоной американских интересов, расширили свои контакты с государствами Средней Азии и Закавказья, активизировали свою политику по отношению к Украине. Подобное развитие событий беспокоит российских политиков, поэтому в Вашингтоне была разработана специальная программа «Партнерство ради мира», обусловливающая взаимоотношения между Россией и НАТО. При этом, правда, было специально оговорено, что Россия не имеет право вето в вопросах, касающихся ситуации в Североатлантическом блоке. Что касается экономической помощи России, то она остается весьма скудной и зачастую ее предоставление сопровождается политическими и военными условиями. При этом Соединенные Штаты всячески затрудняют доступ российских товаров на американский рынок и на рынки других стран, обставляя их повышенными пошлинами и используя методы силового давления на Россию и ее потенциальных торговых партнеров.

Гораздо более активно занялся внешней политикой Клинтон после своего вторичного избрания на пост президента в 1996 году. Сформировавшийся за первые четыре года образ мягкого политика для него оказался неприемлемым. Отсюда растущая активность, использование методов личной дипломатии, участие американского президента в рассмотрении самых сложных проблем мировой политики. Одной из самых противоречивых страниц в деятельности американского президента стала воздушная война НАТО против Сербии в 1999 году, когда под предлогом необходимости предотвращения гуманитарной катастрофы в Косово американская авиация методично разрушала сербские предприятия, мосты, электростанции и т.д., поставив Сербию теперь уже на грань настоящей катастрофы – и экономической, и экологической, и гуманитарной. Впоследствии именно американские войска оказались задействованы на Балканах, утверждая здесь американское военное и политическое присутствие.

В США в последние годы идут острейшие дебаты по вопросу о месте и роли США в новом мире. Продолжается активная пропаганда американского лидерства и, как показывает практика, небезуспешно. Раздаются голоса об увековечении господства США в мире и использовании для этого, если потребуется, и силы оружия. Не может не беспокоить намерение американских законодателей пересмотреть Договор о противоракетной обороне, являющийся краеугольным камнем системы ограничения и сокращения ядерных вооружений.

Однако в США пробуждается и своеобразный неоизоляционизм, сторонники которого предупреждают об опасности взятия на себя роли мирового полисмена, что может привести просто-напросто к истощению американских сил и средств и конечному краху. Какая линия победит? Что восторжествует в США – реализм и осторожность или самоуверенное безрассудство? Какой будет роль Соединенных Штатов в новом мире? Ответы на эти вопросы даст будущее...

* * *

США В НОВОМ МИРЕ

Из книги президента Р. Никсона

«Действительно, наши идеалы доказали свое превосходство, но говорить о геополитическом триумфе еще очень рано. А в обозримом будущем наша задача – вести за собой весь свободный мир» (21, 370).

Из выступления Энтони Лэйка, советника по национальной

безопасности президента У. Клинтона (сентябрь 1993 г.)

(доктрина Клинтона)

«Преемником доктрины сдерживания должна стать стратегия расширения, расширения мирового свободного сообщества рыночных демократий».

Она имеет четыре основных принципа политики:

«Первое: мы должны укреплять сообщество основных рыночных демократий, включая нас самих, которые составляют ядро, из которого будет произрастать расширение.

Второе: нам следует помогать становлению и консолидации новых демократий и рыночных экономик везде, где возможно, особенно в странах, представляющих собой особую значимость.

Третье: мы должны противостоять агрессии и поддерживать освобождение стран, враждебных демократии и рынку.

Четвертое: нам следует воплощать в жизнь наши гуманитарные цели не только путем оказания помощи, но также и работой по оказанию помощи в деле утверждения демократии и рыночной экономики в регионах величайшего гуманитарного значения» (65, 611).