logo
Борьба за мировое лидерство (К истории американ

Глава 4 крестовый поход против коммунизма

(1945 – 1952 гг.)

К концу Второй мировой войны США превратились в сильнейшую во всех отношениях державу мира. Людские потери страны были относительно незначительны – около 400 тысяч погибших, но зато рост экономической мощи поражал: национальный доход США вырос с 64 миллиардов долларов в 1938 году до 160 миллиардов в 1944 году. Общая мощность американской индустрии возросла за годы войны на 40%. В 1946 году американская промышленность давала 62% производства всего капиталистического мира. К тому же к концу войны США создали мощные вооруженные силы – армию, флот, авиацию, а в конце войны в распоряжении американского руководства оказалось новое оружие – атомная бомба, с успехом испытанная в августе 1945 года в Японии.

Обретенная мощь кружила голову, и не случайно весной 1945 года идея американского лидерства стала самой популярной в Вашингтоне. Трудно сказать, смог бы преодолеть соблазн воспользоваться новыми возможностями Франклин Рузвельт, но в апреле 1945 года он умер и на смену ему пришел Гарри С. Трумэн (1945 – 1953), человек совсем другого калибра и склада ума и характера. Для Трумэна идея «американского мира» не вызывала никаких сомнений, и он с первого же дня пребывания на новом посту приступил к ее реализации.

Правда, на пути к вожделенной цели все же сохранялось одно препятствие – второй по степени военной мощи и авторитету державой стал Советский Союз, к тому же воплощавший ненавистную американским ортодоксам идею коммунизма. Борьба против СССР тем самым превращалась не просто в соперничество за мировое владычество, но в крестовый поход против мирового коммунизма под лозунгами защиты демократии и порядка от сил хаоса и разрушения. С этого времени внешнюю политику США можно рассматривать преимущественно через призму противоборства с Советским Союзом. Началась «холодная война», ставшая стержнем международных отношений всего последующего периода.

Одним из первых актов противоборства с новым врагом стало использование ядерного оружия против Японии 6 и 9 августа 1945 го­да. Особой военной необходимости в этом не было, Япония находилась на грани краха, в войну против нее должен был вот-вот вступить Советский Союз... Но надо было продемонстрировать вновь обретенную мощь – и бомбы были сброшены. Погибли десятки тысяч мирных жителей, погибли американские военнопленные, размещенные в лагерях в районе подвергнутых бомбардировкам городов. Но Г. Трумэн был доволен – Америка обрела «большую дубинку против этих парней».

Развертывание новой конфронтации, однако, требовало времени и больших усилий. В американском обществе сохранялось чувство фронтового братства с советским народом, высок был авторитет СССР в освобожденных странах Европы. К тому же на глазах буквально таяла военная мощь США из-за стихийно развернувшегося процесса демобилизации американской армии. Поэтому в 1945 – 1946 гг. политика США продолжала внешне сохранять характер сотрудничества, что продемонстрировала встреча глав трех держав в Потсдаме, а также встречи министров иностранных дел великих держав.

И тем не менее поворот постепенно происходил. Американское правительство заняло недружественную к СССР позицию по вопросу о выделении ему зоны оккупации в Японии, выступило против пожелания СССР о создании базы в черноморских проливах, отказалось от предоставления в принципе договоренного займа на восстановление советской экономики, саботировало выплату репараций из западных зон Германии. Шла разработка планов ведения войны против СССР. США и их союзники старались использовать любой неосторожный шаг Советского правительства для раздувания антисоветской истерии. В марте 1946 г. последовала «фултонская» речь У. Черчилля с обозначением новой угрозы европейской цивилизации – со стороны СССР. Позиция Черчилля была понятна – Англия традиционно выступала за сохранение в Европе баланса сил, чего с 1945 года было просто невозможно добиться усилиями самих европейцев. Противостоять советскому доминированию в этой части света могли только США, что для самих Соединенных Штатов было более чем приемлемо. Фактически обращение Черчилля было столь необходимым обоснованием американского вмешательства.

В апреле того же года с тревожным заявлением об образовании в мире «вакуума силы» выступил военный министр Дж. Форрестол. Вскоре последовало теоретико-пропагандистское оформление нового внешнеполитического курса – знаменитая «Длинная телеграмма» Дж. Кеннана, опубликованная в июле 1947 г. в виде статьи под названием «Истоки советского поведения» в журнале «Foreign Affairs» под псевдонимом «Х», в которой была оформлена доктрина «сдерживания» – великолепная пропагандистская находка, закрепляющая за Соединенными Штатами роль защитника мира от поползновений советского экспансионизма (при всей надуманности этой идеи, в которую не верили сами ее авторы).

За идеей последовали дела. Своеобразной попыткой сохранения за США ядерной монополии стало выдвижение в 1946 г. плана Баруха, предусматривавшего создание международного органа по контролю над ядерными ресурсами и ядерными разработками во всем мире. Причем данный орган получил бы право использования вооруженных сил для наказания тех стран, которые, по мнению большинства его членов, нарушали установленные правила. Право «ве­то» не предоставлялось. Если учесть, что сами США были готовы пойти на установление такого контроля над их ядерными ресурсами лишь в отдаленном будущем и к тому же получили бы полную меру власти в комитете (благодаря своим сателлитам, безоговорочно поддерживавшим американскую линию), неудивительно, что в глазах СССР и его союзников это было неприемлемо, и план был отвергнут. США вновь получили предлог для возложения ответственности за отказ от контроля над ядерным оружием на СССР.

Важным шагом на пути к более открытому экспансионизму стали промежуточные выборы 1946 года в конгресс США, обеспечившие победу правым республиканцам. Столкнувшись с острой критикой в свой адрес, в том числе и за якобы проявленную слабость по отношению к коммунизму, Трумэн попытался обойти своих политических соперников справа, демонстрируя жесткость. Разворачивая борьбу за мировое лидерство, Трумэн опирался на созданную в этот период соответствующую структуру государственных органов – были созданы Совет национальной безопасности, Центральное разведывательное управление, Информационное агентство Соединенных Штатов и ряд других учреждений.

Именно в это время США оформили свое доминирующее положение в Латинской Америке – в августе 1947 г. был подписан «пакт Рио-де-Жанейро» о совместной обороне против внешней и внутренней агрессии, а в 1948 году в Боготе была создана Организация американских государств, региональное политическое объединение, находившееся под полным контролем США и ставшее орудием проведения их политики в регионе. Создание первого в истории США постоянного военно-политического блока стало кардинальным отступлением от традиционной политики «свободы рук» и во многом облегчило в будущем создание более серьезного блока – в Европе.

В марте 1947 года была озвучена знаменитая «доктрина Трумэна», фактически провозгласившая намерение Соединенных Штатов вмешиваться в дела любого государства в любом уголке земного шара под предлогом борьбы против угрозы коммунизма. Эта заявка на роль мирового полицейского слишком откровенно демонстрировала имперские амбиции США, поэтому в июне того же года был разработан и принят «план Маршалла», нацеленный на восстановление экономического порядка в разоренных странах Европы, что позволяло американскому руководству выступить в роли мирового благодетеля. Тогда же прозвучал тезис о «косвенной агрессии», якобы угрожавшей демократическим странам, под чем подразумевалась деятельность коммунистических партий. В самих США этот тезис лег в основу печально знаменитого «маккартизма».

В конце 40-х годов США стояли у истоков раскола Германии, использовали экономические, политические и пропагандистские средства для противодействия распространению идей коммунизма в Европе и Азии и для наращивания давления на СССР. Впрочем, и здесь далеко не все шло гладко. Уставший от войн мир сопротивлялся новому крестовому походу. Нужен был повод. Им стал «берлинский кризис» 1948 года, под предлогом которого американское правительство развернуло в своей стране и за рубежом невиданное по силе и размаху пропагандистское наступление. Идея войны против СССР стала предметом практической разработки. В ноябре 1948 года появилась директива Совета национальной безопасности 20/4, содержащая конкретные задачи подготовки к войне. Впрочем, воевать своими руками американцы отнюдь не собирались, а одного ядерного оружия было недостаточно. На вооружении США появилась концепция «щита и меча», где щитом должны были стать вооруженные силы европейских союзников США, а роль карающего меча возлагалась на стратегическую авиацию Соединенных Штатов. Итогом реализации этой концепции стало создание в апреле 1949 г. Организации Североатлантического Договора (НАТО), а также окон­чательный раскол Германии и образование в сентябре того же года ФРГ.

Создание НАТО произошло в сложное для США время – они утратили свою ядерную монополию в результате появления в 1949 г. атомного оружия у СССР. К тому же потерпел поражение поддерживаемый Штатами лидер китайских националистов Чан Кайши, и к власти в Пекине пришли коммунисты.

С 1949 года на вооружении американского правительства появилось понятие «тотальной дипломатии». Ее апологетом стал новый государственный секретарь Дин Ачесон, явившийся рупором самого президента и его ближайшего окружения. США развернули борьбу против СССР буквально по всему миру. Именно тогда Америка сделала первый шаг по пути к вьетнамской катастрофе, взяв на себя финансирование действий в этом регионе французских колониальных войск. Широко обсуждались идеи превентивной войны против СССР, нанесение первого атомного удара. Завершенное воплощение эти идеи получили в директиве СНБ-68, принятой в апреле 1950 г. Ее суть – в мире сложилась биполярная система, делающая конфронтацию неизбежной. Вести переговоры с СССР невозможно. Для обеспечения американских интересов необходима сила. Значит, надо наращивать вооружения, активнее подключать к этому процессу союзников. Но для более полной реализации этих идей нужен был новый мировой кризис, и он разразился. В 1950 году началась война в Корее. Она окончательно утвердила в США систему милитаризованной экономики, форсировала создание НАТО и развертывание гонки вооружений в Европе, стала одной из высших точек «холод­ной войны», чуть было не довела мир до войны «горячей».

В США все более отчетливо понимали необходимость расширения своего влияния на страны, боровшиеся за национальное освобождение. Именно этим объясняется принятие программы экономической помощи этим странам со стороны США – так называемый «четвертый пункт» президента Г. Трумэна. Впрочем, масштабы такой помощи были еще не слишком впечатляющи.

К концу пребывания на президентском посту Г. Трумэн мог подвести итог своей деятельности. Ему и его правительству удалось утвердить свою страну в роли мирового лидера, остановить нарастание левых тенденций, объединить под своими знаменами все силы порядка и реставрации. Но велики были и потери. Мир оказался в состоянии нарастающей конфронтации, идеи гармоничного послевоенного развития были отброшены, была развернута гонка вооружений, истощавшая силы ее участников. При этом СССР сохранился как ведущая сила, противостоящая США, сохранился и блок возглавляемых им государств, а с победой китайской революции в коммунистическом лагере оказалась почти половина населения Земли. США утратили свою ядерную монополию и были вынуждены отставить реализацию разработанных планов ведения войны против СССР. Фактически мир вновь оказался перед выбором: согласие и переговоры или нарастание конфронтации. Решать эту дилемму пред­стояло, однако, уже другой администрации – Д. Эйзенхауэра.

* * *