Глава 3 смена образа: из «блестящей изоляции» в мировые лидеры (1933 – 1945 гг.)
Период, предшествовавший Второй мировой войне, явился переломным в истории Соединенных Штатов. Страна оказалась в состоянии глубочайшего кризиса, поставившего под вопрос само существование капиталистической системы в США. По образному выражению американского писателя Джона Стейнбека, в Америке созревали «гроздья гнева». Спасение американскому капитализму принес «новый курс» президента Франклина Рузвельта (1933 – 1945 гг.), означавший небывалый рост государственного вмешательства в экономику и социальные отношения. Острая политическая борьба, сопровождавшая проведение реформ, требовала достижения согласия хотя бы по вопросам внешней политики. Учитывая настроения народа, американское правительство пошло на демонстративное дистанцирование от международных проблем, в первую очередь европейских, где к тому же воочию стала проявляться угроза возникновения новой мировой войны. В 1933 году США сорвали международную конференцию по проблеме стабилизации мировой экономики в Лондоне, показав свое намерение заниматься спасением собственной экономики без учета пожеланий других стран.
В США 30-е годы стали периодом открытого доминирования изоляционизма. Изоляционистское движение приобрело в эти годы еще более сложный характер, чем в прошлом. Можно выделить четыре фракции, составлявшие это движение: две традиционные – демократическая и имперская, и две новые, обусловленные спецификой момента – леворадикальная и профашистская. Представители каждой из них преследовали собственные цели. Демократическое течение выступало против американского вмешательства в европейские проблемы, т.к. опасалось, что США, как и в годы Первой мировой войны, вмешавшись в войну, похоронят перспективу либеральных реформ. Имперские изоляционисты отстаивали свой священный принцип «свободы рук», рассчитывая, что истощение противоборствующих в Европе сторон откроет Америке путь к мировому лидерству. Леворадикальные изоляционисты видели в призывах к участию в борьбе против агрессивных государств ловушку, попавшись в которую, американский народ утратит возникшую возможность путем радикальных преобразований создать «справедливое общество». К тому же они исходя из опыта Первой мировой войны и послевоенного развития не видели существенной разницы между Германией и Италией, с одной стороны, и Великобританией и Францией – с другой, считая и тех и других империалистическими державами, схлестнувшимися из-за дележа мира. Представители профашистского течения опасались, что вмешательство США, если оно произойдет, будет неминуемо направлено против Германии и Италии, а это означало, по их мнению, крах фашистских режимов и создание условий для дальнейшего распространения коммунизма.
Изоляционистские настроения, и без того сильные в стране, занятой своими внутренними проблемами, еще более усилились в результате деятельности комитета Ная (сентябрь 1934 – февраль 1936 г.), созданного сенатом США для расследования причин вступления Америки в Первую мировую войну. Заслушав многочисленных свидетелей ( а среди вызванных в комитет был даже сам Дж. П. Морган – крупнейший финансист страны), комитет пришел к выводу, что Америка не просто вступила в войну, но была втянута в нее ради обеспечения корыстных целей крупных финансистов и производителей оружия США. Комитет раскрыл также механизм массированной пропаганды, направленной на обработку общественного мнения в пользу Антанты.
Материалы деятельности комитета легли в основу принятого в 30-е годы в США законодательства о нейтралитете. Принятие законов стимулировалось обострением международной обстановки. В 1935 году Италия начала агрессию против Эфиопии, в 1936 году началась война в Испании, превратившаяся в своеобразную репетицию Второй мировой войны. В 1937 году Япония развернула боевые действия в Китае. Война неотвратимо приближалась. В Америке перспектива нового мирового конфликта вызвала взрыв политической активности изоляционистов, поставивших своей целью исключить факторы, ведущие к участию США в Великой войне. Три закона о нейтралитете, принятые в 1935 – 1937 годах, запрещали продажу американского оружия воюющим странам, перевозку оружия и военного снаряжения на американских судах, а также плавание американских судов в зонах военных действий. Запрещалось участие американских граждан в военных конфликтах под угрозой утраты гражданства, их плавание на судах воюющих стран и т.д. Еще ранее, в 1934 году, специальный «акт Джонсона» отказывал в предоставлении займов и кредитов странам, не выплатившим Соединенным Штатам свои военные долги. Специальным актом в январе 1937 года эти положения были распространены и на гражданскую войну в Испании. Правда, и здесь была предпринята попытка не лишать совсем уж страну выгоды от заморских военных конфликтов. Закон о нейтралитете 1937 года вводил принцип «cash-and-carry» (плати и вези), разрешавший продажу американского оружия воюющим странам при условии оплаты наличными и вывоза закупленного оружия из США на собственных кораблях. Объективно, с учетом складывавшейся ситуации этот принцип был более выгоден Англии и Франции, чем их противникам, в силу явного преобладания этих стран на морях. Но по форме принятые законы были официальной декларацией нежелания Америки втягиваться в европейские конфликты.
Сам Ф. Рузвельт был давним поклонником идей В. Вильсона о руководящей роли США в мире. Осенью 1937 года он выступил в Чикаго со своей знаменитой «карантинной речью», в которой завуалировано высказался за коллективные действия по предотвращению военной угрозы. Но хор возмущенных голосов изоляционистов заставил его пойти на попятный. Тем не менее США пристально следили за развитием международной ситуации, демонстрируя по мере возможности близость своей позиции к позиции своих бывших союзников по Первой мировой войне.
Резкий поворот Ф. Рузвельт совершил в политике по отношению к Советскому Союзу. Осознавая роль СССР как сдерживающего фактора и в Европе, и тем более в Азии, он отказался от демонстративного игнорирования Советского государства и установил в 1933 г. с СССР нормальные дипломатические отношения.
Изменилась и политика США в Латинской Америке. На смену открытому вмешательству пришла политика «доброго соседа». США вывели войска из Гаити, отказались от поправки Платта на Кубе, пересмотрели кабальные условия договора с Панамой, заявили о готовности поддержать процесс реформ в Бразилии, несколько либерализовали условия торговли со своими южными соседями, начав практиковать новые договоры с ними на условиях взаимности. Хотя зачастую изменения в американской политике носили декларативный характер и были обусловлены ухудшением международной обстановки. В то же время США продолжали поддерживать режим Сомосы в Никарагуа (по принципу «Сомоса, конечно, сукин сын, но он наш сукин сын»), подняли шум из-за национализации иностранной собственности в Мексике. Для них Латинская Америка продолжала оставаться этаким «задним двором». Доктрину Монро никто отменять не собирался.
Гораздо труднее стало проводить в жизнь принцип «открытых дверей» в Азии. Япония открыто бросила вызов старым колониальным державам, провозгласив лозунг «Азия для азиатов». Это напрямую угрожало интересам США, и США готовились встретить этот вызов. Рузвельт начал исподволь готовить нацию к будущему конфликту, делая это, однако, крайне осторожно и постепенно.
Летом 1939 года неизбежность войны осознавалась буквально всеми. Накануне открытия военных действий в Европе конгресс США в четвертый раз обратился к проблеме нейтралитета. Развернулись ожесточенные дебаты. Сторонники коллективных действий против стран-агрессоров делали все для пересмотра ставших одиозными положений закона. Но успеха не добились. Буквально перед нападением Германии на Польшу закон о нейтралитете получил новое подтверждение. Есть точка зрения, что решение американского конгресса в определенной степени подкрепило решимость германских лидеров пойти на развязывание войны.
С началом европейской войны США сохранили свой принцип стороннего наблюдателя. Но только внешне. На протяжении 1939 – 1941 годов Америка шаг за шагом приближалась к полному участию в войне. Особенно важные вехи на этом пути: решение об обмене устаревших эсминцев на английские базы в Карибском море в сентябре 1940 г. (помощь Англии в борьбе против Германии, когда Англия осталась практически в полном одиночестве); установление патрулирования американских военных кораблей в Атлантике, облегчавшего борьбу англичан против германских подводных лодок (апрель 1941 г.), расширение военных ассигнований и военного производства и, наконец, знаменитый закон о «ленд-лизе», обеспечивавший Соединенным Штатам роль «арсенала демократии» (март 1941 г.). Уже летом 1941 года участие США в войне было делом времени. Не случайно, формально невоюющая страна стала одним из инициаторов принятия так называемой Атлантической хартии (август 1941 г.), провозгласившей основные цели ведения войны против германского блока. Рузвельт поддержал Советский Союз, когда Германия начала осуществление своего «плана Барбаросса», а впоследствии распространил на СССР закон о «ленд-лизе» (7 ноября 1941 г.).
И все же вплоть до нападения японцев на американскую базу в Пирл-Харборе вступать в войну Рузвельт не решился. Американское мнение было по-прежнему преимущественно изоляционистским. Агрессивный акт Японии (7 декабря 1941 г.) эту проблему снял. Не случайно уже в те времена возникла версия, что американский президент сознательно спровоцировал это нападение Японии, т. к. был уверен, что другого пути к участию в войне у него нет.
В годы Второй мировой войны резко возросла военная мощь Соединенных Штатов. Была введена всеобщая воинская повинность, создана многомиллионная армия, самый мощный в мире флот и небывалые по масштабам военно-воздушные силы. К концу войны США вплотную подошли к созданию ядерного оружия. Американские вооруженные силы сражались на тихоокеанском и европейском театрах военных действий, участвовали в освобождение от войск Оси Северной Африки, Италии, вместе с английскими войсками осуществили высадку в Нормандии. К концу войны ни один человек в мире не мог отрицать тот факт, что Соединенные Штаты уверенно вышли на лидирующие позиции.
Вторая мировая война резко активизировала старые концепции американской гегемонии в будущем послевоенном мире – и среди интервенционистов, и среди правых изоляционистов. Но исходя из опыта 1919 года они понимали: участие США в войне должно быть более впечатляющим, а роль – решающей. Способствовало этим планам исчезновение Франции с политической арены после ее поражения и оккупации, а также все более возраставшая зависимость от США их давнего соперника Великобритании. У. Черчилль в конце концов смирился с новой ролью Англии в качестве младшего партнера богатой заокеанской республики. Сложнее обстояло дело с другим партнером по коалиции – Советским Союзом, роль и влияние которого в ходе войны росли еще большими темпами, чем влияние Соединенных Штатов. Новый расклад сил обусловил планы американского президента на послевоенное время. Рузвельт считал необходимым максимальное ослабление Германии, Италии и Японии и создание блока четырех держав – США, Англии, Китая и СССР – для обеспечения необходимого контроля над мировыми делами. Заинтересованность Рузвельта в послевоенном сотрудничестве с СССР обусловила поведение американского президента в ходе переговоров «большой тройки» в Тегеране и Ялте, результаты которых до сих пор вызывают резкую критику со стороны американских правых кругов. Рузвельт был готов пойти на предоставление Советскому Союзу в будущем займов и кредитов на восстановление разрушенной экономики, при этом рассчитывая на то, что расширение торгово-экономических контактов между двумя странами будет способствовать все большему включению СССР в мировую экономику и приведет к постепенной трансформации советского общества, хотя далеко не все политические деятели США разделяли точку зрения своего президента. Многие из них по-прежнему видели в СССР воплощение мирового зла, к тому же чересчур усилившегося в результате войны.
Война привела к расширению присутствия США в Латинской Америке. Выдвигая необходимость коллективных действий по предотвращению интервенции в Западном полушарии, Вашингтон добился фактической координации военных усилий латиноамериканских стран под эгидой Соединенных Штатов. США стали крупнейшим торговым партнером соседей по континенту. Расширились объемы вкладываемых американскими предпринимателями капиталов в этом регионе. Результатом стала возросшая зависимость латиноамериканских стран от своего северного соседа.
Не терялись США и в других регионах мира. Американские капиталы и товары шли вместе с американскими войсками. К концу войны даже в британских колониях объем торговли с США превосходил объем торговли с метрополией. А впереди маячила работа по восстановлению разрушенной Европы, суля гигантские прибыли и открывая невиданные ранее перспективы.
* * *
- Часть I
- Часть I
- Часть I
- 236041, Г. Калининград, ул. А. Невского, 14
- Введение
- Генри Киссинджер о роли сша в мире
- Генри Киссинджер о лицемерии политики сша
- Глава 1 истоки имперской политики соединенных штатов америки
- Из «политического завещания» президента Джорджа Вашингтона (1796 г.)
- Из ежегодного послания президента т. Джефферсона конгрессу сша (17.10.1803 г.)
- Из послания президента т. Джефферсона гражданам Вашингтона (4.03.1809 г.)
- Из письма Томаса Джефферсона Джону Адамсу (1822 г.)
- Из выступления президента Джеймса Монро
- Из письма Государственного секретаря сша Дж. К. Адамса американскому посланнику в Мадриде (1823 г.)
- Генри Киссинжер о доктрине Монро
- Из «Манифеста судьбы» Джона Салливана
- Из памфлета священника Джошиа Стронга (1885 г.)
- Из ноты государственного секретаря сша р. Олни Великобритании (20.07.1895 г.)
- Из выступления президента сша у. Маккинли перед делегацией священников (1899 г.)
- Из книги Теодора Рузвельта, президента сша
- Из выступления сенатора а. Бевериджа (1897 г.)
- Из выступления сенатора а. Бевериджа (1899 г.)
- Из выступления президента сша у. Тафта
- Из письма будущего президента сша в. Вильсона (1902 г.)
- Глава 2 несбывшиеся надежды
- Из открытого письма президента в. Вильсона к американскому народу (19 августа 1914 г.)
- Четырнадцать пунктов президента Вильсона
- Из обращения президента сша в. Вильсона к конгрессу по проекту Лиги Наций (1920 г.)
- Из письма американского консула в Сибири э. Хэрриса (1919 г.)
- Из официального американского комментария к «Четырнадцати пунктам»
- Из ноты государственного секретаря сша б. Колби (20.08.1920 г.)
- Из письма министра торговли сша г. Гувера государственному секретарю сша г. Хьюзу (1921 г.)
- Из выступления сенатора р. Лафоллета (1919 г.)
- Из выступления президента сша у. Гардинга
- Из выступления президента сша к. Кулиджа
- Пакт Бриана-Келлога
- Из выступления государственного секретаря сша ф. Келлога
- Из речи президента сша г. Гувера (11.11.1929 г.)
- Из письма государственного секретаря сша г. Стимсона сенатору у. Бора
- Из мемуаров президента сша Герберта Гувера
- Глава 3 смена образа: из «блестящей изоляции» в мировые лидеры (1933 – 1945 гг.)
- Из послания президента ф.Д. Рузвельта конгрессу (3.01.1934 г.)
- Из речи президента сша ф.Д. Рузвельта (2.10.1935 г.)
- Из письма редактора либерального журнала «Nation» у. Черчиллю (1938 г.)
- Из книги американского публициста 30-х годов л. Хартли
- Из «карантинной речи» президента сша ф.Д. Рузвельта (5.10.1937 г.)
- Из статьи американского публициста у. Липпмана (октябрь 1937 г.)
- Из послания президента сша ф.Д. Рузвельта конгрессу 4 января 1939 г.
- Из выступления лидера изоляционистов сенатора а. Ванденберга (февраль 1939 г.)
- Из обращения к нации президента сша ф.Д. Рузвельта
- 3 Сентября 1939 г.
- Из обращения к нации президента ф.Д. Рузвельта 10 июня 1940 г.
- Из выступления президента ф.Д. Рузвельта на пресс-конференции 17.12.1940 г. С обоснованием необходимости закона о ленд-лизе
- Оценка современником выступления президента
- Из воспоминаний президента сша Гарри с. Трумэна о ленд-лизе
- Из выступления на пресс-конференции заместителя Государственного секретаря сша с. Уэллеса об отношении к ссср (23.06.1941 г.)
- Из выступления в печати сенатора (будущего президента сша) Гарри Трумэна 24 июня 1941 г. – отношение к советско-германской войне
- Из выступления спец. Советника при председателе правления компании «Дженерал Моторз» ч. Доуни перед предпринимателями о целях войны для сша (23.09.1941 г.)
- Из выступления профессора политических наук университета штата Пенсильвания р. Страусс-Хюпе о перспективах послевоенного мира (1942 г.)
- Из докладной записки Комитета начальников штабов Госдепартаменту (3.08.1944 г.)
- Из обращения к нации по радио президента ф.Д. Рузвельта 5.10.1944 г.
- Из выступления американского теоретика г. Спраута (1945 г.)
- Бывший сотрудник Госдепартамента д. Кэмпбелл о Ялтинской конференции
- (План Моргентау)
- Глава 4 крестовый поход против коммунизма
- Текст пресс-конференции президента г. Трумэна 8 августа 1945 г.
- Из выступления президента г. Трумэна по радио (9 августа 1945 года)
- Из заявления Государственного секретаря Бирнса (май 1945 г.)
- Президент сша Гарри Трумэн о невозможности возврата к изоляционизму
- Из речи президента г. Трумэна в День военно-морского флота 27.10.1945 г. О целях, задачах и принципах внешней политики сша
- Президент г. Трумэн о причинах антисоветской политики
- Президент г. Трумэн об опасности «советской экспансии»
- Из письма президента г. Трумэна Государственному секретарю д. Бирнсу о необходимости твердой политики по отношению к ссср
- «Длинная телеграмма» Джорджа Кеннана (22.02.1946 г.)
- Из доклада армейской разведки сша о намерениях ссср (23.08.1946 г.)
- Информация разведки вмф сша о намерениях ссср (16.09.1948 г.)
- Бывший вице-президент сша г. Уоллес в письме президенту г. Трумэну о плане Баруха (23.07.1946 г.)
- Планы ядерной войны против ссср (из директив по вопросам стратегического планирования Объединенного комитета начальников штабов – 1 мая 1947 г.)
- Из меморандума № 7 Совета национальной безопасности сша (30.03.1948 г.)
- «Цели сша в отношении России» (Директива Совета национальной безопасности 20/1 от 18.08.1948 г.)
- Директива Совета национальной безопасности снб-68 (весна 1950 года)
- Аллен Даллес (будущий шеф цру) о подрывной работе против ссср (1945 г.)
- Из речи президента Гарри Трумэна в конгрессе сша 12 марта 1947 г. (доктрина Трумэна)
- Из доклада Госсекретаря Дж. Маршалла президенту г. Трумэну о программе помощи Европе (7.11.1947 г.)
- Джон Фостер Даллес, Государственный секретарь сша, о политике по отношению к Германии
- Из меморандума Объединенного комитета начальников штабов
- Из выступления Государственного секретаря д. Ачесона в конгрессе об образовании нато (18.03.1949 г.)
- Программа международной помощи – 4-й пункт (из мемуаров президента Гарри Трумэна)
- Президент г. Трумэн о любви соседей к Соединенным Штатам Америки
- Сша и война в Корее (из воспоминаний президента г. Трумэна)
- Президент Гарри Трумэн о генерале Мак-Артуре
- Глава 5 расцвет и закат политики «отбрасывания» коммунизма (1953 – 1960 гг.)
- Из выступления кандидата на пост президента д. Эйзенхауэра (25.08.1952 г.) (доктрина «освобождения»)
- Из выступления кандидата на пост президента д. Эйзенхауэра перед избирателями 2 октября 1952 г. (война в Азии руками азиатов)
- Из выступления Государственного секретаря Дж. Ф. Даллеса перед Советом по международным отношениям 12 января 1954 г. (доктрина «массированного возмездия»)
- Из заявления Государственного секретаря Дж. Ф. Даллеса
- План нападения на ссср – «Дропшот» (Дата предполагаемого нападения – 1 января 1957 года)
- Президент д. Эйзенхауэр о взаимоотношении сша и союзников (концепция «щита и меча»)
- Из меморандума государственного департамента президенту д. Эйзенхауэру о ситуации в Индокитае (5.08.1953 г.)
- Из письма президента д. Эйзенхауэра премьер-министру Великобритании у. Черчиллю о ситуации в Индокитае (4.04.1954 г.)
- Генри Киссинджер, историк и бывший Государственный секретарь сша, о политике сша в Индокитае в середине 50-х годов
- Генри Киссинджер об американской политике по отношению к Венгрии
- Дуайт Эйзенхауэр об отношении сша к событиям в Венгрии
- Генри Киссинджер о свержении правительства Мосаддыка в Иране
- Генри Киссинджер о политике сша по отношению к Египту
- Генри Киссинджер о «доктрине Эйзенхауэра»
- Доктрина Эйзенхауэра
- Джон Фостер Даллес о необходимости предотвращения войны (октябрь 1957 г.)
- Дуайт Эйзенхауэр об опасности военно-промышленного комплекса в своем прощальном выступлении (1961 г.)
- Выступление сенатора-демократа г. Хэмфри с критикой правительства д. Эйзенхауэра (25.08.1958 г.)
- Оглавление
- Часть II
- Часть II
- Часть II
- 236041, Г. Калининград, ул. А. Невского, 14
- Глава 6 трудный путь к реализму
- Из инаугурационной речи Джона ф. Кеннеди (1961 г.)
- Посол ссср в сша а.Ф. Добрынин о Джоне Кеннеди
- Президент Джон ф. Кеннеди о «гибком реагировании»
- Роберт Макнамара (бывший военный министр в правительстве д. Кеннеди) о причинах гонки вооружений в начале 60-х годов
- Рост вооруженных сил сша при Кеннеди
- Из речи президента Дж. Кеннеди перед Национальной ассоциацией промышленников (6.12.1961 г.) (Атлантическое сообщество)
- Из выступления президента Дж. Кеннеди в Зале независимости (Филадельфия) 4 июля 1962 г.
- Уолтер Липпман о необходимости помощи странам «третьего мира»
- Из речи президента Джона Кеннеди (13.03.1961 г.) («Союз ради прогресса»)
- Из заявления президента д. Кенннеди о сути латиноамериканской политики сша (1961 г.)
- Профессор э. Левин (бывший правительственный советник по делам Латинской Америки) о политике сша в регионе в годы правления д. Кеннеди
- Р. Пихоя, российский историк, о развертывании подрывных действий сша против Кубы
- Из заявления президента д. Кеннеди в ходе беседы с министром иностранных дел ссср а. А. Громыко об отсутствии подрывных планов против Кубы (сентябрь 1962 г.)
- Р. Пихоя о причинах карибского кризиса
- Из воспоминаний генерала а.И. Грибкова о карибском кризисе
- Из послания президента Дж. Кеннеди Председателю Совета Министров ссср н.С. Хрущеву (27 октября 1962 г.)
- А. Добрынин, посол ссср в сша, об итогах карибского кризиса
- Уолтер Липпман, американский публицист, о необходимости проведения более реалистической политики (осень 1962 г.)
- Из речи президента Дж. Кеннеди в Сиэтле (ноябрь 1962 г.)
- Из речи президента Дж. Кеннеди в Американском университете в Вашингтоне (10.06.1963 г.)
- Президент Дж. Кеннеди о необходимости смягчения напряженности во взаимоотношениях с ссср (осень 1963 г.)
- Из выступления в сенате министра обороны сша р. Макнамара о необходимости ратификации Договора о запрещении ядерных испытаний в трех сферах
- Из воспоминаний Джона Гэлбрейта, американского экономиста, об администрации л. Джонсона
- Американский журнал о причинах силовой политики сша в 60-е годы
- Èç выступления президента л. Джонсона в Вирджинском военном институте 23 мая 1964 г. (концепция «наведения мостов» с социалистическими странами)
- А.Ф. Добрынин, посол ссср в сша, о советско-американских отношениях при администрации л. Джонсона (из мемуаров)
- Президент л. Джонсон об Атлантической эскадре нато (декабрь 1967 г.)
- Критика в сша «доктрины Джонсона»
- Сша и арабо-израильская война 1967 года
- Из директивы снб – 288 ( конец 1964 г.)
- Из послания конгрессу президента Линдона Джонсона (5 августа 1964 г.)
- Из «Тонкинской резолюции» конгресса сша
- Из заявления президента л. Джонсона о Вьетнаме (12.07.1966 г.)
- Из меморандума сенатора Дж. Фулбрайта президенту л. Джонсону (ноябрь 1964 г.)
- Голосование в конгрессе по Вьетнаму (1966 г.)
- Стоимость войны во Вьетнаме для сша
- Генри Киссинджер о маневрах правительства л. Джонсона во Вьетнаме
- Глава 7 рождение и кризис разрядки
- Место сша в мире
- А.Ф. Добрынин, посол ссср в сша, о р. Никсоне и г. Киссинджере
- Президент р. Никсон – гуамская доктрина
- Президент р. Никсон о системе союзов сша
- Государственный секретарь г. Киссинджер о «доктрине Никсона»
- Г. Брэндон, английский аналитик, о «стратегии синей воды»
- Артур Шлезингер-мл. – критика.
- Генри Киссинджер – объяснение политики Никсона
- Ричард Никсон – оправдание своей политики
- Президент р. Никсон о пятиполюсном мире (январь 1972 г.)
- Государственный секретарь г. Киссинджер о пятиполюсном мире
- Из воспоминаний Госсекретаря г. Киссинджера о развитии отношений с Китаем
- Из воспоминаний президента р. Никсона о развитии отношений с Китаем
- Государственный секретарь г. Киссинджер о причинах разрядки
- Президент р. Никсон о разрядке а) декларация (4 февраля 1969 г.).
- Б) фактическое понимание сути (мемуары)
- Генри Киссинджер о проблеме прав человека в ссср
- В. Фалин о Договоре о предотвращении ядерной войны
- Генри Киссинджер о сути ближневосточной политики правительства р. Никсона
- В. Фалин о сути ближневосточной политики президента р. Никсона
- Из выступления Генри Киссинджера перед прессой о Чили (16.09.1970 г.)
- Критика политики сша по отношению к Чили (март 1974 г.)
- Генри Киссинджер о результатах Совещания в Хельсинки (1975 г.)
- Сенатор б. Голдуотер – критика политики р. Никсона справа
- В. Фалин об администрации Джеральда Форда
- А.Ф. Добрынин об администрации Дж. Форда
- Глава 8 на перепутье: между разрядкой и новым витком «холодной войны»
- Позиция кандидата в президенты Дж. Картера по ядерной гонке
- А.Ф. Добрынин о президенте Дж. Картере
- Президент Дж. Картер о характере и целях внешней политики сша (1977 г.)
- Из инаугурационной речи президента Дж. Картера (1977 г.)
- Американская пресса о характере внешней политики Дж. Картера.
- С. Браун, американский историк, о помощнике президента по национальной безопасности з. Бжезинском.
- Оценка Комитетом по существующей опасности сути американских предложений по сокращению ядерных вооружений, высказанных Госсекретарем с. Вэнсом в ходе визита в ссср (1977 г.)
- Американская пресса о кампании по правам человека
- З. Бжезинский о «трехсторонней политике» сша («трилатерализм»)
- Из заявления президента Дж. Картера о глобальных целях политики сша
- Из выступления президента Дж. Картера (11 апреля 1979 г.)
- Президент Дж. Картера о нейтронном оружии (июль 1978 г.)
- Журнал «Time» о ракетах передового базирования (1979 г.)
- Сша и Панамский канал
- Государственный секретарь с. Вэнс об отношениях с ссср
- В. Фалин о подписании Договора осв-2
- Дж. К. Гэлбрейт о причине антикоммунизма либералов
- Президент Дж. Картер о готовности принять «вызов Советского Союза» (Из выступления в морской академии в Аннаполисе 7 июня 1978 г.)
- А.Ф. Добрынин о президентской директиве-59
- «International Herald Tribune» о президентской директиве-59 (11.08.1980 г.)
- Л. Стоукс, член палаты представителей конгресса сша от штата Огайо, о бойкоте Олимпийских игр (17 марта 1980 г.)
- Соотношение ядерных сил сша и ссср
- Глава 9 последнее усилие
- А.Ф. Добрынин о президенте р. Рейгане
- Президент р. Рейган о новой внешней политике сша
- Из выступления министра обороны к. Уайнбергера
- Генри Киссинджер о внешней политике президента р. Рейгана
- Основные положения доктрины Рейгана
- Рональд Рейган о «доктрине Рейгана».
- Президент р. Рейган о возрождении решимости применять силу
- Из воспоминаний
- Из выступления по телевидению 27 октября 1983 г.
- Из воспоминаний президента р. Рейгана
- Из обращения к конгрессу президента р. Рейгана (27.04.1983 г.)
- Из заявления Джин Киркпатрик, представителя сша в оон
- Из воспоминаний президента р. Рейгана
- Из секретной директивы президента р. Рейгана цру, открывшей программу Иран-«контрас».
- Из доклада специальной комиссии по делу Иран-«контрас» конгрессу
- Из воспоминаний президента р. Рейгана о ситуации в Ливане
- Из воспоминаний президента р. Рейгана
- Саудовская Аравия в антисоветской игре Вашингтона (современная оценка)
- Из выступления президента р. Рейгана о необходимости свободной торговли (23 сентября 1985 г.)
- Американская пресса о характере внешней политики правительства р. Рейгана
- Из воспоминаний президента р. Рейгана
- О принятии программы тайных операций против ссср
- Содержание программы подрывных действий против ссср
- Специальная директива nsdd-32 (март 1982 г.)
- Директива nsdd-66 (ноябрь 1982 г.)
- Президентская директива nsdd-75 (1983 г.)
- Изменение тональности (из выступления президента р. Рейгана 16.01.1984 г.)
- А.Ф. Добрынин о реакции сша на введение военного положения в Польше (1981 г.)
- О роли гонки вооружений в углублении кризиса ссср (из воспоминаний президента р. Рейгана)
- Глава 10 долгожданная победа
- Из заявления президента Дж. Буша о вторжении в Панаму (20.12.1989)
- Резолюция Генеральной Ассамблеи оон по Панаме 29.12.1989 г.
- Из аналитической записки Совета по национальной безопасности (14.03.1989)
- Из выступления президента Дж. Буша (12.05.1989)
- Позиция Государственного секретаря Дж. Бейкера в отношении ссср
- Президент Дж. Буш и проблема экономической помощи ссср
- Сша и Восточная Европа
- Американский историк о роли э. Шеварднадзе
- Встреча 24 января 1991 года м.С. Горбачева с послом сша Мэтлоком
- Из беседы м.С. Горбачева с Дж. Бушем 31 мая 1990 г.
- Из беседы м.С. Горбачева с Дж. Бейкером ( начало ноября 1990 г.)
- Голосование в Совете Безопасности оон 27 ноября по Ираку
- Из выступления президента Дж. Буша (30.11.1990)
- Из обращения к нации президента Дж. Буша (16.01.1991 г.)
- Из выступления президента Дж. Буша в Киеве (начало августа 1991 г.)
- Позиция президента Дж. Буша в ноябре 1991 г.
- Оценка английского историка м. Уокера
- Отношение президента Дж. Буша к отставному президенту м.С. Горбачеву
- Гордое одиночество
- Из внешнеполитической программы кандидата в президенты от республиканской партии р. Доула (1996 г.)
- Генри Киссинджер о дилемме американской внешней политики
- Дж. Шлезинджер, бывший министр обороны, с призывом к благоразумию во внешней политике
- Американские консерваторы о необходимости сохранения лидерства сша
- Из рекомендаций бывшего Госсекретаря г. Киссинджера
- Из выступления Государственного секретаря у. Кристофера (апрель 1995 г.)
- Г.А. Трофименко, профессор Института сша и Канады, о российской политике сша
- Г. Киссинджер о российско-германских отношениях
- Генри Киссинджер о программе «Партнерство во имя мира»
- Томас Грэхэм, старший научный сотрудник Фонда Карнеги, о России
- Из выступления президента у. Клинтона перед конгрессом (февраль 1997 г.)
- (Анализ сотрудников «Фонда наследия»)
- Из выступления Государственного секретаря м. Олбрайт
- Оглавление