logo search
ШПОРОЧКИ ПО ИСТ РОССИИ 2Ч

16.Наука и образование в годы перестройки.

16.Наука сер80х-Ситуация в науке была не простой. На индивидуальном уровне у нас было очень много выдающихся ученых, которые получали мировое признание. Но, материально-техническая база, внедрение новых открытий и новых технологий всегда опаздывало. Отставание было на эпохи.Система организации науки оставляла желать лучшего, было много недостатков. На западе основные исследования проводили в университетах, а академия – клуб по интересам, у нас все наоборот. В советской науке было очень много приспособленцев.Общественные науки у нас обосновывали и пропагандировали решения партии и государства, не изучали ни собственное общество ни мир. Освоение многообразных духовных мировых идей считалось опасным и вредным, поэтому было недоступным.Единственно верное Марксистко-ленинское учение оказалось не в состоянии соревноваться с либеральной идеологией, духовной основой западной цивилизации. Это явно стало видно в годы перестройки.Духовная изоляция есть прямое нарушение прав человека, свободы совести, свободы выбора мировоззрения. Наш набор общественных наук был специфичным. В 10 раз меньше юристов, чем на западе, практически не было социологов и психологов. Люди. Качество советского человека не соответствовало задачам перестройки.Материально техническая база культуры, в том числе и школ, финансировалась по остаточному принципу. С 1970 по 1986 год доля средств на образование снизилась с 11 до 7%.По данным ЮНЕСКО по уровню образованности СССР в 1953 г. занимал 3 место, а в 1985 г. – 42 место!!! У народа не было современного уровня грамотности.По своим ментальным, биологическим характеристикам мы в мировую цивилизацию не вписывались. За последнее советское десятилетие значительно ухудшилось качество образования.СССР-полуобразовщина,полупрф-лы.Не б.престижа гуман.знаний,кот.шло из совка.Хотя гуманит.науки имели задачи-обслуживать партию.Человек-дешевый элемент обществ-й сист.Интеллигенция – тончайший слой в советском обществе. В США – 55% населения заняты умственным трудом, в СССР – менее 30%. Да и качество образования этих 30% оставляло желать лучшего. А.Солженицын, характеризуя основную часть нашей интеллигенции, использовал такой термин «образованщина» - полупрофессионализм. Труд интеллигенции оплачивался несравнимо ниже, чем везде в мире.Интеллигенция все эти проблемы осознавала и ощущала очень остро, поэтому с началом перестройки, стала ее основной, движущей силой. На Западе даже есть точка зрения на перестройку как на революцию интеллигенции.Наша культура не могла быть в авангарде духовной культуры человечества. Она блокировала все инновации, не сумела обеспечит развитие массовой культуры (в лучшем значении этого слова).Академик Лихачев характеризуя нашу культуру подчеркивал ужасающую материально-техническую базу и очень низкую культуру народа (советские люди были неподготовлены к усвоению культурных ценностей). Но самое ужасное, по мнению Лихачева, наша уверенность в своей духовности и особенности. Чванство наша национальная черта.В этих условиях в 1985 году начинается перестройка. Неготовность большей части населения к переменам, неясность цели – тормозило все процессы.Какие положительные изменения с началом перестройки произошли в культурной сфере:Улучшение международной обстановки и как следствие установление контактов с заграницей. Это были важные факторы для развития науки и искусства.Изменилась позиция руководства КПСС. Курс на гласность стал основой всех духовных преобразований в стране. Особой была и позиция Горбачева по отношению к интеллигенции («соблазнение интеллигенции»). Его контакты с интеллигенцией не носили отеческого характера. Целью главы государства было не упустить интеллигенцию из под влияния партии. Интеллигенция шла контакт, надеясь на либерализацию жизни. Горбачев и Яковлев поддерживали эти надежды.Т.Е.наблюдается диалог власти с культурой.Естеств-е науки-упадок.МТБ-полный примитив.Б.точечные прорывы.Общест-е-смысл их существо-я в пропага-е марксизма-ленинизма до переест-ки,комментир-е дел партии.Искуственность мира,оторванность от жизни.Перест-ка-аши общест.науки б.оорваны от мира наук.Только Маркс и Энгельс б.достаточно изучены.Отражение опыта всего 20века.Мы конструировали искуст-е науки,кот.не ризнавались ост.миром.Научный кому-м-функции зап.социол-ии.Искуствено взращенные=а жизни не знают.Все д.б.соотв-ть трудам классиокв.Не б.социологии.Прикладная наука-почему народ бежит из деревни в город.При Хруще пытались возродить социо-ию.Б.создан институт социол-и в системе АН.После отттепли он продолжал существ-ть изучая «воздух».Политология-признак буржуа-ти,политологи-историки.Научный атеизм.Прикладной хар-р этих наук б.все равно другим чем на Зап.Психолог-невропотоог,не б.юристов.