33. Искусство современной России (литература, кино, изобразительное искусство, архитектура, скульптура). Деятели искусства современной России.
33.сложные многоплановые процессы происх-ли в росс искусстве. К числу наи > заметных черт можно отнести коммерциализацию, отсутствие идеолог-х огранич-й, огромное влияние масс-й зап культуры. Последнее 10летие прошло под знаком возвращ-я худ произв-й, ранее недоступных гр-нам. Этому способ-ло и развитие частного книгоиздания. На прилавках появ-сь ранее запрещавшиеся произв-я Ахматовой, Цветаевой, Булгакова и др. Росс читатели получили возм-ть познак-ся с произв-ми мир-й лит-ры, к-рые раньше в стране не издавались. В лит-ре продолж-сь развитие отеч реалист-ких традиций. В этом напр-нии продолжили свое творч-во Астафьев, Распутин, Алексеев. >популярность приобретали писатели, раб-шие в постмодерн-ком стиле- Толстая, пелевин, попов. Для приверженцев этого напр-я хар-рен отказ от социальности и морализма. На 1й план выдвигается эстет-е знач-е лит-ры. При этом авторы скептически относ-ся к сущ-ю об-го идеала. В числе признаков этой лит-ры наз-ют несущественность места действия, соц принадл-ти персонажей, отсутствие опр-й идеи. Новые эконом реалии оказали >влияние на развитие кино. Отсутствие гос поддержки привело к ↓ выпуска фильмов. =>на росс рынках доминир-ли зап киноленты. Коммерциализация кино оказала влияние на его проблематику. Если криминально-детективные особ-ти 90-х нашли свое отраж-е, то ? о герое нашего t оставался открытым. В отеч кинематографе резонанс получили картины Михалкова, Тодоровского, Рязанова. В стране ежегодно проводится кинофестиваль «кинотавр» в сочи. В к90х возродился московкий кинофестиваль. Бурное развитие получили отеч сериалы. Получило дальнейшее развитие муз искусство. С 1й стороны ценители классики имели возможность посещать концерты выдающихся деятелей искусттва, с др- 90е стали t развития новой молодежной культуры, отличавшейся многообразием стилей. Появилось в это t и много театр-х постановок. Наряду с известными театр-ми коллект-ми созд-сь новые студии, театры. В целом развитие културы отразило незавершенность и vsречивость росс преобр-ний 90х.
34. Эволюция внешнеполитической доктрины РФ в 1990- 2000-е гг. Периодизация внешней политики. Портреты министров иностранных дел.
34.Внешняя политика государства относится, как известно, к одной из самых сложных сфер деятельности. Но так же, как в случае с внутренней политикой, эффективность этой деятельности в огромной степени зависит от ее реалистичности, целеустремленности и последовательности. Все эти характеристики в значительной мере закладываются уже на этапе выработки теории политики, принимающей в конечном счете форму доктрин, концепций, конкретных программ и т.д. Интенсивный поиск новой внешнеполитической концепции России начался вскоре после распада СССР и обретения ею полного суверенитета. Первая попытка сформировать и представить ее миру была предпринята Президентом России Б.Ельциным уже 31 января 1992 г. Выступая в этот день на специальном заседании Совета Безопасности ООН российский Президент предложил преобразовать программу Стратегической оборонной инициативы (СОИ) в международный проект с учетом технологических разработок оборонного комплекса России. В результате такого объединения могла бы быть создана глобальная система космической защиты. Заявив, что Россия рассматривает США и другие западные государства не только как партнеров, но, скорее, как союзников, Б.Ельцин выдвинул целый ряд инициатив. Он предложил, в частности, создать механизм быстрого реагирования, который мог бы быть оперативно задействован Советом Безопасности ООН в любом районе планеты, где возникает угроза миру и стабильности. Параллельно с исполнительными структурами власти над внешнеполитической доктриной трудились и в представительных властных органах. В результате уже в конце февраля 1992 г. свет увидела параллельная, альтернативная внешнеполитическая концепция. Это была концепция Верховного Совета России. Выступая на научно-практической конференции в МГИМО "Преображенная Россия в новом мире" председатель Верховного Совета Р.Хасбулатов изложил ее основные аспекты. Содержание концепции Р.Хасбулатова во многом совпадало с главными положениями президентской доктрины. Обе исходили из отказа внешней политики новой России от идеологизированной биполярности; обе декларировали отказ от преимущественной опоры на военную силу как средство внешней политики, обе признавали важность "формирования в России дееспособной экономики", "помощи национальной промышленности, национальному предпринимательству в целом в выходе на внешние рынки и т.д. Обе концепции признавали также важность для новой России дружественных и конструктивных отношений с США, странами Европейского Сообщества, Японией, Китаем, Индией, Турцией и другими государствами. Однако в концепциях Б.Ельцина и Р.Хасбулатова содержались не только одинаковые или созвучные подходы, но и заметные различия.Так, в концепции председателя Верховного Совета особо акцентировались те направления внешней политики России, которые были традиционными для СССР в прошлом, а именно отношения со странами Центральной и Юго-Восточной Европы и, в частности, со странами, входившими в свое время в СЭВ и ОВД. Арабский Восток и Азия и Африка также упоминались как особо важные направления внешней политики новой России. По мнению Р.Хасбулатова, этого требовали геополитические соображения и экономические интересы России. В концепции Хасбулатова, кроме того, речь шла также о предпочтительности и приоритетности отношений с государствами - членами СНГ и странами, граничащими с СНГ. Концепция исполнительной власти, напротив, предполагала заметную переориентацию внешней политики России на США и другие страны Запада. В конце апреля 1993 г. распоряжением Б.Ельцина был утвержден документ под названием "Основные положения концепции внешней политики Российской Федерации".Концепция разрабатывалась исходя из "жизненно важных интересов страны и ее граждан.В числе этих интересов - "обеспечение процессов формирования государственности Российской Федерации и защита ее территориальной целостности; создание условий, обеспечивающих стабильность и необратимость политических и экономических реформ. Исходя из этих интересов, документ, утвержденный в конце апреля 1993 г. Советом Безопасности РФ, определил систему внешнеполитических приоритетов страны. На первый план были вынесены отношения России со странами СНГ и Балтии. Другим приоритетным направлением внешней политики России, как отмечалось в концепции 1993 г., должны быть отношения со странами Восточной Европы, которые находятся в исторически сложившейся сфере интересов России. К следующей сфере внешнеполитической деятельности России документ относил ее отношения со странами Западной Европы.Послание през-та 94г-укреплению ООН; развитию отношений со странами "большой семерки"; строительству "большой Европы", мирной, единой, демокритической; развитию СБСЕ; нерасширению НАТО без России; активизации усилий по формированию новых отношений с государствами Центральной и Восточной Европы, В Послании ставилась также задача использовать новые задачи для развития сотрудничества с ведущими государствами Азии - Индией, Японией, а также с новыми партнерами: Южной Кореей, странами АСЕАН и Персидского залива. На качественно иной уровень предполагалось поднять связи с такими перспективными регионами, как Латинская Америка и Африка. Послание 97г-"отстаивать национальные интересы России, не сползая к конфронтации, а укрепляя основы стабильности и сотрудничества в международных отношениях"; "построение такой системы, международных отношений, которая исходит из того, что наш мир многополюсный, что в нем не должно быть доминирования какого-то одного центра силы"; определяя свое видение нового мирового порядка, Россия исходит из того, что "мир XXI века должен меньше опираться на военную силу и гораздо больше - на силу права".
35. Западное направление внешней политики. Российско -американские отношения. Проблемы безопасности. Отношения с финансово - экономическими структурами Запада («7», МВФ, «Парижский клуб», «Лондонский клуб»)
После распада СССР Российская Федерация объявила себя государством-продолжателем Советского Союза. Россия унаследовала постоянное место в Совете Безопасности ООН. Министерство иностранных дел России возглавил прозападный дипломат Андрей Козырев. Американские консультанты активно участвовали в разработке экономических реформ, имевших целью переход России от плановой к рыночной экономике. Отношения России и США улучшились, но не надолго.Отношения с США занима¬ли ключевое место во внешней политике России в 90-е годы. В целом они заметно изменились в лучшую сторону. В то же время российско-американские связи представляли сложное переплетение взаимодействия, поиска сфер совпадающих интересов и разногласий по конкретным вопросам международных и двусторонних отношений. На взаимодей¬ствие двух государств оказывали влияние различия их экономических и политических возможностей. России было трудно претендовать на роль глобальной державы. В сравнении с СССР она обладает более скромным экономическим потенциалом.Нац.доход-сокра-ся в 2р,умень-сь воен.расх,Рос лшилась свои стары союзников и не нашла новых , в то время как США укрепили лидирующее по¬ложение в переживших «холодную войну» военно-политических бло¬ках Европы и Азии.Новый характер российско-американских отношений получил отражение в двух документах 1992 г.:«Декларация президентов Рос¬сии и США» и «Хартия российско-американского партнерства и друж¬бы». В них предусматривались отказ сторон рассматривать друг друга в качестве противников; общая приверженность правам человека, эко¬номической свободе; поддержка США курса России на углубление реформ; продолжение процесса сокращения вооружений и сотрудни¬чество в поддержании стратегической и региональной стабильности.Значительно активизировались российско-американские полити¬ческие связи. Приобрели регулярный характер встречи президентов двух стран.Активно развивалось сотрудничество в сфере сокращения воору¬жений. В 1992 г. ратифицирован подписанный годом ранее Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), а уже в 1993-м подписан Договор СНВ-2. Стороны достигли рамочной договоренности, предусматривавшей радикальные сокращения наступательных вооружений США и России к началу XX в.Начало рыночных реформ в России открыло значительные перс¬пективы для сотрудничества в торгово-экономической области.Снят был ряд ограничений периода «холодной войны», создавалась дого¬ворно-правовая база экономического взаимодействия. Рабочим меха¬низмом решения проблем в этой сфере стала созданная в 1993 г. меж¬правительственная российско-американская Комиссия по экономи¬ческому и технологическому сотрудничеству «Комиссия Гор—Черномырдин»).Развернулось российско-американское сотрудничество в урегули¬ровании острых региональных проблем. Это касалось преодоления по¬следствий кризиса в Персидском заливе, ситуации в Анголе, Никара¬гуа. Россия и США кооперировали усилия в качестве сопредседателей мирной конференции по Ближнему Востоку. Обсуждался вопрос об ограничении поставок оружия в страны «третьего мира», велся ин¬тенсивный поиск нормализации обстановки в Афганистане, бывшей Югославии, Камбодже, Сальвадоре, на Кипре.В середине 90-х происходит определенная эволюция российско-американских отношений. Избавление от угрозы коммунистической реставрации в России в результате президентских выборов 1996 г. при¬вело к ужесточению диалога американской администрации с Москвой по спорным вопросам. США стремились реализовать свои планы пере¬стройки международных отношений в духе моноцентризма и американ¬ского лидерства.США все больше отходили от поддержки традиционных принци¬пов международного права, базирующихся на уважении суверенитета и невмешательстве в чужие дела, в сторону так называемого «гумани¬тарного вмешательства» под предлогом зашиты прав человека и этни¬ческих меньшинств. Обосновываемая Вашингтоном правомерность «гуманитарной интервенции» получила название «доктрины Клинто¬на» и была апробирована во время вооруженной операции на терри¬тории бывшей Югославии. Натовские бомбардировки Белграда при¬вели к значительному охлаждению отношений России с США и их союзниками.Россия выступала против построения формирующейся системы международной безопасности на основе НАТО, принижения в меж¬дународных делах роли ООН, ОБСЕ. Американская сторона и ее партнеры по блоку оставили без внимания возражения России по поводу намеченного расширения альянса за счет включения в него бывших стран-участниц Варшавского Договора и некоторых республик рас¬павшегося СССР. США отказывались признать территорию бывшего Советского Союза зоной приоритетных интересов России, интегра¬ционные импульсы в рамках СНГ трактовали как стремление возро¬дить «советскую империю». На противодействие этому была направле¬на американская доктрина поддержания «геополитического плюрализ¬ма» на постсоветском пространстве. Все более острые разногласия заявляли о себе в связи с Договором по ПРО (1972) и попытками США обойти его и отказаться от ограничений.Более агрессивной стала политика Вашингтона по вытеснению России с высокотехнологичных товарных рынков. В целом же в 90-е годы в рос¬сийско-американских отношениях сложился достаточно отлаженный механизм взаимодействия и преодоления разногласий. Историками принято считать, что «Холодная война» завершилась с распадом СССР. Но по оценкам многих аналитиков, современные отношения США и России подходят под все критерии «Холодной войны» — правда, в меньших масштабах.К основным проблемным вопросам между Россией и США относятся помощь России Ирану в осуществлении ядерной программы, энергобезопасность, ситуация в Грузии, на Украине, в Палестине, а также развёртываемая Соединенными Штатами в Европе система противоракетной обороны. Под предлогом развития демократии США финансируют некоторые российские неправительственные организации и политические партии. 4 мая 2006 вице-президент США Ричард Чейни, находясь в Вильнюсе, произнёс речь, которую многие теперь называют «Вильнюсской» по примеру «Фултонской» речи Черчилля. В начале 2007 между США и Россией с новой силой разгорелся конфликт по поводу намерения США разместить в Польше и Чехии элементы своей системы ПРО. По словам руководства США, этот шаг направлен на защиту Европы от северокорейских и иранских ракет. Российское руководство категорически отвергает такое объяснение. 8 февраля 2007 министр обороны США Роберт Гейтс заявил, что «Соединённым Штатам Америки следовало бы быть готовыми к возможному вооружённому конфликту с Россией». В свою очередь, на Мюнхенской конференции по безопасности 10 февраля 2007 Владимир Путин с жёсткой критикой обрушился на внешнюю политику США. Главнокомандующий РВСН генерал Соловцов также заявил, что в случае, если элементы ПРО США все-таки будут размещены в Восточной Европе, Россия может денонсировать Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Соединённые Штаты, несмотря на проблемы в политической сфере, традиционно являются одним из ведущих торговых партнеров России-газ,нефть. Прямые российские инвестиции в американскую экономику превышают 1 млрд долл. В США работают российские компании «ЛУКойл», «Норильский никель». Культурное сотрудничество между Россией и США осуществляется на основе Меморандума о взаимопонимании между правительствами России и США о принципах сотрудничества в области культуры, гуманитарных и общественных наук, образования и СМИ от 2 сентября 1998. СМИ от 2 сентября 1998.США сотрудничают с российскими музеями, культурными центрами, художественными коллективами и артистами на базе индивидуальных проектов и контрактов. Одно из основных мест в российско-американском культурном сотрудничестве занимает проект долгосрочного сотрудничества между Фондом Гугенхайма и Государственным музеем «Эрмитаж». Осуществляется программа сотрудничества Центра сценических искусств имени Джона Кеннеди с Мариинским театром. Этот проект рассчитан на 10 лет и предполагает ежегодные гастроли «Мариинки» в крупнейшем оперном театре США.
36. Отношения со странами Европы. Россия и европейская интеграция. Отношения с Германией, Великобританией, Францией. Отношения со странами ЦВЕ.
Великобритания стала первой влиятельной европейской страной, отношения с которой проделали путь от «почти дружбы» в начале первого президентского срока Путина до открытого противостояния в 2006—2007, особенно после отказа Великобритании выдать России нескольких лиц, объявленных в розыск российской Генеральной прокуратурой, что привело к первому в постсоветской истории открытому дипломатическому противостоянию с державой мирового масштаба. В июне 2004 Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД предъявила претензии к деятельности Британского совета. После личной встречи российского президента Владимира Путина и британского премьер-министра Тони Блэра, а также прекращения большинства программ Британского совета в России, претензии были сняты. Однако в начале 2006 года они были возобновлены — прокуратура Санкт-Петербурга возобновила расследование ранее приостановленного уголовного дела о незаконном предпринимательстве местного отделения Британского совета (платные курсы английского языка).В декабре 2006 деятельность Британского совета в России была приостановлена на несколько недель. Вскоре после этого российским высокопоставленным чиновникам было «рекомендовано» в спешном порядке воздержаться от участия в Лондонском экономическом форуме. В конце марта 2007 в Обзоре внешней политики МИД РФ Великобритания не только не была названа в ряду «ведущих государств Европы», но и была охарактеризована как «непростой партнёр», перспективы отношений с которым, по мнению МИД РФ, будут зависеть от позиций Великобритании по вопросу о «новых политэмигрантах».Скандал о шпионах 2006г.Дело Березовского-пока он беженец его не выдадут.Дело Закаева-ему дали полит убежище. Дело Скрипаля-осудили в 2006 за то что он работал на Анг и выдавал членов ГРУ.
37. СНГ: история и цели создание структура управления, проблемы развития,
Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) — межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР. СНГ было основано главами БССР, РСФСР и УССР путём подписания 8 декабря 1991 в Минске Соглашения о создании Содружества Независимых Государств (известно в СМИ как Беловежское соглашение). 21 декабря 1991 к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Россией и Украиной в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ. В октябре 1993 действительным членом СНГ стала Грузия. В 1993 году принят Устав СНГ, который предусматривает сферы совместной деятельности государств:обеспечение прав и свобод человека,координация внешнеполитической деятельности,сотрудничество в формировании общего экономического пространства, в развитии систем транспорта и связи,охрана здоровья населения и окружающей среды,вопросы социальной и иммиграционной политики, борьба с организованной преступностью,сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.Согласно Уставу, наряду с действительными членами в СНГ могут быть ассоциированные члены, участвующие в отдельных видах деятельности СНГ, а также могут быть государства, представленные на заседаниях совета глав государств СНГ как наблюдатели.Согласно Уставу, приём в СНГ новых членов осуществляется при их обязательствах исполнять все решения СНГ и при согласии уже имеющихся членов СНГ.В соответствии с указанным Соглашением и Уставом СНГ целями Содружества являются развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающий среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействие широкому информационному обмену, добросовестное и неукоснительное соблюдение взаимных обязательств.Созданы органы СНГ:Совет глав государств СНГ ,Совет глав правительств СНГ,Совет министров иностранных дел СНГ,Совет объединенных вооруженных сил СНГ,Межгосударственный экономический совет СНГ,Экономический суд,Комиссия по правам человека и др. Председатели Совета глав государств-Ельцин, Кучма,Путин.Пост председателя СНГ переходит по очереди от одного главы государства к другому.Альтернативные интеграционные формы:СНГ как надгосударственное образование имеет слишком небольшое количество «точек соприкосновения» между его членами. Это заставляет лидеров стран Содружества искать альтернативные интеграционные варианты. На пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями и проблемами:Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)2002г, в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан (готовятся документы для вступления Узбекистана). Задача ОДКБ — координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан Приоритетные направления деятельности — наращивание товарооборота между странами-участниками, интеграция в финансовой сфере, унификация таможенных и налоговых законов. ЕврАзЭС начинался в 1992 с Таможенного союза, образованного для снижения таможенных барьеров. В 2000 Таможенный союз перерос в сообщество пяти стран СНГ, в котором Молдавия и Украина имеют статус наблюдателей. Во всех этих организациях Россия фактически выступает в роли лидирующей силы.Своего рода прозападной альтернативой российскому влиянию в СНГ считается организация ГУАМ, созданная в октябре 1997, названная по первым буквам названий её участников — Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия. ГУАМ практически бездействовал с момента подписания устава в 2001 и до середины 2005.2 декабря 2005 было объявлено о создании так называемого Содружества демократического выбора (CДВ), в которое вошли Украина, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Македония, Словения и Грузия. Инициаторами создания Сообщества стали Виктор Ющенко и Михаил Саакашвили. В декларации о создании сообщества отмечается: «участники будут поддерживать развитие демократических процессов и создание демократических институтов, обмениваться опытом в укреплении демократии и уважении прав человека, а также координировать усилия по поддержке новых и возникающих демократических обществ».СНГ — военные организации:На сентябрьском (2004) саммите СНГ в Астане (Казахстан) принято решение реформировать структуры СНГ — в частности, создать Совет безопасности СНГ по борьбе с терроризмом.В настоящее время в рамках СНГ существуют две параллельные коллективные военные структуры.Одна из них чисто военная — Совет министров обороны СНГ, созданный в 1992 для выработки единой военной политики. Вторая — антитеррористическая — Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В рамках ОДКБ созданы коллективные силы быстрого развёртывания в составе нескольких батальонов мобильных войск, вертолётной эскадрильи, фронтовой авиации. Россия и СНГ:В июле 2004 на заседании Совета безопасности РФ, посвящённом политике России в СНГ, президент Владимир Путин признал: «Мы подошли к определённому рубежу в развитии СНГ. Либо мы добьёмся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждёт „размывание“ и окончательное падение интереса к работе в Содружестве среди его государств-участников».В марте 2005, Владимир Путин высказался уже более категорично: «Все разочарования — от избытка ожиданий… Если кто-то ожидал от СНГ каких-то особых достижений в экономике, политике или в военной сфере, естественно, этого не было, так как и быть не могло. Цели программировались одни, а на деле процесс после распада СССР проходил по-другому…». Как выразился Путин, СНГ создавалось для «цивилизованного развода» постсоветских стран, а всё остальное — «политическая шелуха и болтовня». Реальными же интеграционными инструментами, по его мнению, сейчас являются такие объединения, как ЕврАзЭс и создаваемое Единое экономическое пространство (ЕЭП). Что же касается СНГ, то оно, по словам Путина, играет роль «весьма полезного клуба для выявления взглядов руководителей государств на имеющиеся проблемы гуманитарного и экономического характера».В связи с нарастанием центробежных процессов в СНГ, в последние годы неоднократно поднимался вопрос о необходимости его реформирования. При этом отсутствует единство мнений о возможных направлениях этого процесса. В июле 2006 на неформальном саммите глав государств Содружества президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил свой вариант — он считает, что СНГ следует сосредоточиться на следующих областях сотрудничества:согласованная миграционная политика,развитие единых транспортных коммуникаций, взаимодействие в научно-образовательной и культурно-гуманитарной сферах,сотрудничество при борьбе с трансграничной преступностью. Кроме того, как отмечают многие обозреватели, к концу 2005 года политику России в отношении стран СНГ (и вообще постсоветских государств) стала «формировать» российская газовая монополия «Газпром», как бы заменившая собой Министерство иностранных дел. Цены на поставляемый природный газ превратились в действенный инструмент поощрения и наказания стран СНГ в зависимости от их политики в отношении России:повышенрие цен латв,эстон,литв,груз,Белоруссия в этом отношении, можно считать, занимает привилегированное положение. После того как Россия перешла на рыночные цены на газ, поставляемый партнёрам по СНГ, Содружество лишилось главного объединяющего фактора — низких цен на газ и нефть. Одновременно на протяжении всего 2006 года российское руководство предпринимало усилия по формированию на базе СНГ некоего союза государств, связанных системой нефте- и газопроводов и признающих лидирующую и ключевую роль России как монопольного поставщика энергоресурсов в Европу со всего постсоветского пространства. Сопредельные государства в этой структуре должны играть роль либо поставщиков своего газа в российские трубопроводы (Туркмения, Казахстан, Узбекистан), либо транзитных стран (Украина, Белоруссия). Залогом энергетического союза должна была стать продажа энергетических и энерготранспортных активов или обмен ими. Борис Ельцин считал, что создание СНГ было единственной альтернативой неминуемому и неуправляемому катастрофическому развалу бывшего Советского Союза.
38. Россия - «ближнее зарубежье». Отношения с Белоруссией, Украиной, странами Балтии.
Два первых года существования снг характеризовались центробежными тен¬денциями, быстрым распадом целостности пространства бывшего СССР.Новые госу¬дарства активно устанавливали самостоятельные экономические, по¬литические и военно-политические отношения с третьими странами. К 1993 г. завершился раздел Советской Армии и формирование наци¬ональных Вооруженных сил.Российская политика в отношении стран СНГ в 90-е годы опреде¬лялась противоборством двух тенденций. Часть политиков считали не¬обходимым сохранить Содружество в качестве сплоченного геополитического объединения при доминирующей роли России.Дру¬гой подход исходил из признания неизбежности геополитического и геоэкономического плюрализма на постсоветском пространстве, обус¬ловленного как ограниченностью ресурсов России, так и ее приори¬тетной заинтересованностью в интеграции в глобальные экономичес¬кие процессы. В середине 90-х доминировала первая линия, которая определена Б. Н. Ельциным, утвердившим своим указом в сентябре 1995 г. документ «Стратегический курс России с государствами — уча¬стниками снг».В январе 1993 г. принят Устав СНГ. Координация действий в рамках Содружества осуществлялась Советом глав государств, Советом глав правительств, Советом министров иностранных дел, Советом мини¬стров обороны и Советом командующих пограничными войсками, Межпарламентской ассамблеей, а также через органы отраслевого сотрудничества.К концу десятилетия стало очевидным, что в рамках СНГ удалось смягчить последствия распада СССР, но интеграционные цели не достигнуты. Сократилось экономическое сотрудничество между Рос¬сией и странами СНГ.Не увенчалось успехом взаимодействие и в военно-полити¬ческой области: не выполнен в полном объеме Ташкентский договор о коллективной безопасности (1992), сокращалось российское воен¬ное присутствие в государствах Содружества, оказалась нереализован¬ной концепция совместной охраны границ. В политической сфере не удалось решить главную поставленную задачу — превратить СНГ в «политическое объединение государств, способное претендовать на достойное место в мировом сообществе».Во второй половине 90-х в российской политике в отношении СНГ обозначились перемены. Наша страна стала более прагматично подходить к его проблемам. Отступили на второй план задачи интегра¬ции в военно-политической сфере, происходила «экономизация» свя¬зей. С 1999-го Россия перестала настаивать на наделении органов СНГ наднациональными полномочиями, против чего возражало большин¬ство государств-участников. Постепенно акцент переносился на эф¬фективность двустороннего и многостороннего сотрудничества в рам¬ках Союза Белоруссии и России, а также с участниками Договора между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией об углубле¬нии интеграции в экономической и гуманитарной областях.
Начало 2006 года ознаменовалось усилением напряжённости в российско-украинских отношениях. Это проявилось в следующих вопросах:Конфликт в отношении цен на газ, поставляемый на Украину, который на Украине привёл к политическому кризису.Конфликт в отношении гидрографических объектов, используемых в Крыму Черноморским флотом.Обвинения России в укрывательстве бывших украинских чиновников, объявленных в международный розыск-россия дала им гражд-в=эт значит что не выдаст их укр..Неурегулированный статус Азовского моря и Керченского пролива-20 января МИД Украины передал российской стороне ноту с требованием прекратить работы российского земснаряда «Уренгой» в Керченском проливе.В ответ временный поверенный в делах Украины в России был приглашён в МИД РФ, где ему было сказано, что в акватории Керченского пролива государственной границы не существует, а правовой статус пролива до сих пор является предметом переговоров, проводимых на основе российско-украинского Договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива.Ограничения во внешней торговле-в2005 правительство России ввело пошлины на ввоз карамели и прочих сахаристых изделий с Украины в размере 20 %.,в 2006 вступил в силу запрет на ввоз в Россию всех видов животноводческой продукции с Украины. По официальному сообщению Россельхознадзора, причиной послужили «многочисленные нарушения российского ветеринарного законодательства,летом 2006 комитет Госдумы по экологии предложил правительству России объявить мораторий на ввоз всей металлопродукции с Украины в связи с возможной радиоактивностью украинских стали, проката и труб,положение русского языка на Украине-В конце сентября 2006 дипломатические ведомства Украины и России обменялись резкими заявлениями по поводу положения русского языка на Украине.Всё началось с того, что МИД РФ распространил комментарий, в котором говорилось, что Москва не намерена более игнорировать случаи дискриминации русского языка на Украине. МИД Украины в ответ потребовал от российского руководства прекратить разыгрывать «языковую карту» как метод влияния на внутриполитическую ситуацию на Украине и «с уважением относиться к законам Украины, как это предусмотрено международной практикой».
Самая острая проблема в отношениях между Россией и странами Балтии — признание или непризнание факта аннексии и оккупации Советским Союзом прибалтийских государств в 1940—1991.В 1939 — после того, как Германия напала на Польшу, а СССР также ввёл свои войска на территорию Польши и фактически принял участие в её разделе, — СССР предложил прибалтийским государствам заключить договоры о взаимопомощи, в том числе об оказании военной помощи, создании военных баз и размещении на них советских войск.По мнению балтийских государств (поддерживаемому Западом), эти договоры были им навязаны советским руководством, а последующее их присоединение к СССР следует рассматривать как аннексию. Таким образом, договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, подписанный 23 августа 1939 года, фактически предопределил судьбу прибалтийских государств.В 40году Латвия,Литва,эстон вошли в состав соц.республик.На Ялтинской конференции в феврале 1945 были закреплены послевоенные границы. США и Великобритания по сути признали вхождение стран Балтии в состав СССР. Впоследствии это не помешало западным государствам поддерживать многочисленные требования общественности о предоставлении независимости прибалтийским республикам. Проблема нашла своё разрешение лишь благодаря центробежным процессам внутри самого Советского Союза. Восстановив в результате этого независимость, прибалтийские государства теперь хотели бы возложить вину за действия советского руководства на Россию как на правопреемника СССР. Россия категорически возражает против такого подхода.С проблемой «аннексии» и «оккупации» связаны вопросы о заключении пограничных договоров между Россией, Эстонией и Латвией, а также о положении русскоязычного меньшинства в этих странах, включая отсутствие прогресса в сфере натурализации – принятие лицы в гражданство, ограничения на использование русского языка,ущемление прав военных пенсионеров, преследование ветеранов-антифашистов и бывших сотрудников советских правоохранительных органов.Лишь Литва приняла так называемый «нулевой вариант», автоматически предоставив своё гражданство всем гражданам СССР, проживавшим на её территории на момент провозглашения независимости.Россия недовольна требованиями прибалтийских стран извиниться за «советскую оккупацию» и компенсировать ущерб за неё. Российские власти также обвиняют их в провоцировании Евросоюза и НАТО на более жёсткий курс в отношении России. В декабре 2005 балтийские государства вошли во вновь созданную организацию с явно антироссийской направленностью — Содружество демократического выбора.На повестке дня стоит ещё один неурегулированный вопрос — требование стран Балтии о возвращении Россией культурных ценностей. Между тем, после того как в 2004 государства Балтии стали членами ЕС, вопрос о неурегулированных отношениях с Россией приобрёл для них новую остроту. Как члены ЕС, балтийские государства должны включиться в процесс облегчения визового режима, проводимый Евросоюзом и Россией, и активизировать усилия по борьбе с незаконной иммиграцией. Однако продвигаться в решении этих проблем, не имея пограничных договоров с Москвой, практически невозможно. Прибалтийские страны резко выступили против планируемого строительства Северо-Европейского газопровода — газопровода между Россией и Германией по дну Балтийского моря, соглашение о котором было подписано в начале сентября 2005. 15 сентября 2005 премьер-министр Литвы Альгирдас Бразаускас заявил, что строительство СЕГ обернётся экологической катастрофой для Балтийского моря в связи с тем, что на дне Балтийского моря находятся места захоронения химического оружия фашистской Германии.
- 1.Итоги развития ссср к сер. 1980-х гг. Необходимость
- 2.Начало нового этапа в жизни общества. Суть перестройки. Курс на ускорение социально-экономического развития страны и его результаты в экономической сфере в 1985-1986 гг..
- 3.Экономическое развитие ссср в 1987- сер. 1988 г.Г.
- 4.Экономическое развитие ссср в 1988-1991 гг.
- 5.Общественно-политическая жизнь страны в 1985-сер. 1988г.
- 6.Общественно-политическая жизнь страны в сер.1988-1991 гт
- 8.Распад ссср (1990-1991 гг.). Образование снг.
- 9.Международная обстановка в сер. 1980-х-гт.Задачи советской
- 10.Советско-американские отношения в годы перестройки.
- 11. Ссср и европейские государства. Проблемы безопасности в
- 12.Новое мышление во внешней политики. Ее оценка в советской и
- 13.Ссср и социалистические страны. Крах системы социализма.
- 14.Итоги развития советской культуры к сер. 1980-х-гг.
- 15.Искусство в годы перестройки.
- 16.Наука и образование в годы перестройки.
- 17.Итоги перестройки в сфере культуры.
- 18.3Адачи перестройки в социальной сфере ."Триада перестройки" и
- 19.Сфера здоровья, экология. Демографическое развитие. Итоги
- 20. Общественно - политическое развитие России в 1990-19991 гг.
- 21. Общественно -политическое развитие России в 1992-1993 гг.
- 23.Общественно - политическая жизнь России в 1996-еер. 1999 гг.
- 24.Политическая жизнь России в 2000 - 2005 гг.
- 25.Социально - экономические преобразования в начало 1-990 х гг.
- 26. Экономическое развитие России в 1993 - сер. 1998 гг.
- 27.Экономика и социальная сфера на современном этапе (2000 -
- 28.Межнациональное отношения в современной России ( 1990-2000
- 29.Социальная поляризация общества в условиях «свободного
- 30.Основные тенденции развития общественно-политической мысли
- 31.Основные тенденции культурного развития России. Кризис
- 32. Наука и образование в современной России, Положение , проблемы и направления реформирования.
- 33. Искусство современной России (литература, кино, изобразительное искусство, архитектура, скульптура). Деятели искусства современной России.
- 39. Восточное направление внешней политики России. Отношения с Японией и Китаем.
- 40. Итоги российских реформ. Современная социально -экономическая и политическая ситуация в России.