16.Наука и образование в годы перестройки.
16.Наука сер80х-Ситуация в науке была не простой. На индивидуальном уровне у нас было очень много выдающихся ученых, которые получали мировое признание. Но, материально-техническая база, внедрение новых открытий и новых технологий всегда опаздывало. Отставание было на эпохи.Система организации науки оставляла желать лучшего, было много недостатков. На западе основные исследования проводили в университетах, а академия – клуб по интересам, у нас все наоборот. В советской науке было очень много приспособленцев.Общественные науки у нас обосновывали и пропагандировали решения партии и государства, не изучали ни собственное общество ни мир. Освоение многообразных духовных мировых идей считалось опасным и вредным, поэтому было недоступным.Единственно верное Марксистко-ленинское учение оказалось не в состоянии соревноваться с либеральной идеологией, духовной основой западной цивилизации. Это явно стало видно в годы перестройки.Духовная изоляция есть прямое нарушение прав человека, свободы совести, свободы выбора мировоззрения. Наш набор общественных наук был специфичным. В 10 раз меньше юристов, чем на западе, практически не было социологов и психологов. Люди. Качество советского человека не соответствовало задачам перестройки.Материально техническая база культуры, в том числе и школ, финансировалась по остаточному принципу. С 1970 по 1986 год доля средств на образование снизилась с 11 до 7%.По данным ЮНЕСКО по уровню образованности СССР в 1953 г. занимал 3 место, а в 1985 г. – 42 место!!! У народа не было современного уровня грамотности.По своим ментальным, биологическим характеристикам мы в мировую цивилизацию не вписывались. За последнее советское десятилетие значительно ухудшилось качество образования.СССР-полуобразовщина,полупрф-лы.Не б.престижа гуман.знаний,кот.шло из совка.Хотя гуманит.науки имели задачи-обслуживать партию.Человек-дешевый элемент обществ-й сист.Интеллигенция – тончайший слой в советском обществе. В США – 55% населения заняты умственным трудом, в СССР – менее 30%. Да и качество образования этих 30% оставляло желать лучшего. А.Солженицын, характеризуя основную часть нашей интеллигенции, использовал такой термин «образованщина» - полупрофессионализм. Труд интеллигенции оплачивался несравнимо ниже, чем везде в мире.Интеллигенция все эти проблемы осознавала и ощущала очень остро, поэтому с началом перестройки, стала ее основной, движущей силой. На Западе даже есть точка зрения на перестройку как на революцию интеллигенции.Наша культура не могла быть в авангарде духовной культуры человечества. Она блокировала все инновации, не сумела обеспечит развитие массовой культуры (в лучшем значении этого слова).Академик Лихачев характеризуя нашу культуру подчеркивал ужасающую материально-техническую базу и очень низкую культуру народа (советские люди были неподготовлены к усвоению культурных ценностей). Но самое ужасное, по мнению Лихачева, наша уверенность в своей духовности и особенности. Чванство наша национальная черта.В этих условиях в 1985 году начинается перестройка. Неготовность большей части населения к переменам, неясность цели – тормозило все процессы.Какие положительные изменения с началом перестройки произошли в культурной сфере:Улучшение международной обстановки и как следствие установление контактов с заграницей. Это были важные факторы для развития науки и искусства.Изменилась позиция руководства КПСС. Курс на гласность стал основой всех духовных преобразований в стране. Особой была и позиция Горбачева по отношению к интеллигенции («соблазнение интеллигенции»). Его контакты с интеллигенцией не носили отеческого характера. Целью главы государства было не упустить интеллигенцию из под влияния партии. Интеллигенция шла контакт, надеясь на либерализацию жизни. Горбачев и Яковлев поддерживали эти надежды.Т.Е.наблюдается диалог власти с культурой.Естеств-е науки-упадок.МТБ-полный примитив.Б.точечные прорывы.Общест-е-смысл их существо-я в пропага-е марксизма-ленинизма до переест-ки,комментир-е дел партии.Искуственность мира,оторванность от жизни.Перест-ка-аши общест.науки б.оорваны от мира наук.Только Маркс и Энгельс б.достаточно изучены.Отражение опыта всего 20века.Мы конструировали искуст-е науки,кот.не ризнавались ост.миром.Научный кому-м-функции зап.социол-ии.Искуствено взращенные=а жизни не знают.Все д.б.соотв-ть трудам классиокв.Не б.социологии.Прикладная наука-почему народ бежит из деревни в город.При Хруще пытались возродить социо-ию.Б.создан институт социол-и в системе АН.После отттепли он продолжал существ-ть изучая «воздух».Политология-признак буржуа-ти,политологи-историки.Научный атеизм.Прикладной хар-р этих наук б.все равно другим чем на Зап.Психолог-невропотоог,не б.юристов.
- 1.Итоги развития ссср к сер. 1980-х гг. Необходимость
- 2.Начало нового этапа в жизни общества. Суть перестройки. Курс на ускорение социально-экономического развития страны и его результаты в экономической сфере в 1985-1986 гг..
- 3.Экономическое развитие ссср в 1987- сер. 1988 г.Г.
- 4.Экономическое развитие ссср в 1988-1991 гг.
- 5.Общественно-политическая жизнь страны в 1985-сер. 1988г.
- 6.Общественно-политическая жизнь страны в сер.1988-1991 гт
- 8.Распад ссср (1990-1991 гг.). Образование снг.
- 9.Международная обстановка в сер. 1980-х-гт.Задачи советской
- 10.Советско-американские отношения в годы перестройки.
- 11. Ссср и европейские государства. Проблемы безопасности в
- 12.Новое мышление во внешней политики. Ее оценка в советской и
- 13.Ссср и социалистические страны. Крах системы социализма.
- 14.Итоги развития советской культуры к сер. 1980-х-гг.
- 15.Искусство в годы перестройки.
- 16.Наука и образование в годы перестройки.
- 17.Итоги перестройки в сфере культуры.
- 18.3Адачи перестройки в социальной сфере ."Триада перестройки" и
- 19.Сфера здоровья, экология. Демографическое развитие. Итоги
- 20. Общественно - политическое развитие России в 1990-19991 гг.
- 21. Общественно -политическое развитие России в 1992-1993 гг.
- 23.Общественно - политическая жизнь России в 1996-еер. 1999 гг.
- 24.Политическая жизнь России в 2000 - 2005 гг.
- 25.Социально - экономические преобразования в начало 1-990 х гг.
- 26. Экономическое развитие России в 1993 - сер. 1998 гг.
- 27.Экономика и социальная сфера на современном этапе (2000 -
- 28.Межнациональное отношения в современной России ( 1990-2000
- 29.Социальная поляризация общества в условиях «свободного
- 30.Основные тенденции развития общественно-политической мысли
- 31.Основные тенденции культурного развития России. Кризис
- 32. Наука и образование в современной России, Положение , проблемы и направления реформирования.
- 33. Искусство современной России (литература, кино, изобразительное искусство, архитектура, скульптура). Деятели искусства современной России.
- 39. Восточное направление внешней политики России. Отношения с Японией и Китаем.
- 40. Итоги российских реформ. Современная социально -экономическая и политическая ситуация в России.