logo
ШПОРОЧКИ ПО ИСТ РОССИИ 2Ч

14.Итоги развития советской культуры к сер. 1980-х-гг.

Начало

перестройки в сфере культуры. Интеллигенция в годы перестройки.

Изменения в идеологической сфере в годы перестройки. СМИ.

14.Итоги развит совет куль в сер80х были неутешительными. Главным событием в мире последней трети 20 века был переход к постиндустриальному обществу. В 70-е гг. на Западе благодаря компьютеризации начинается информационная революция. Созданные для военно-промышленного комплекса информационные технологии очень быстро вырываются за рамки военных программ. Самое главное достижение – компьютер попадает в дом (с 1975 г. начинается выпуск персональных компьютеров). На деньги Пентагона и ЦРУ создается Интернет.Руководство СССР понимало, что игнорировать информационный вызов нельзя, поэтому у нас тоже активизировались разработки в военной области (от США отставали на 15 лет). В мире тогда осознавали, что к природным ресурсам должен присоединиться важнейший информационный ресурс. Стало ясно, что место страны в мире будет определяться качеством информации. В СССР была своя специфика в понимании этого вопроса. У нас существовала концепция «компьютеры для коллективного пользования». Все компьютеры были на учете в КГБ.Таким образом, в СССР было стадиальное отставание, мы застряли на какой-то стадии индустриального общества.Люди. Качество советского человека не соответствовало задачам перестройки.Материально техническая база культуры, в том числе и школ, финансировалась по остаточному принципу. С 1970 по 1986 год доля средств на образование снизилась с 11 до 7%.По данным ЮНЕСКО по уровню образованности СССР в 1953 г. занимал 3 место, а в 1985 г. – 42 место!!! У народа не было современного уровня грамотности.Интеллигенция – тончайший слой в советском обществе. В США – 55% населения заняты умственным трудом, в СССР – менее 30%. Да и качество образования этих 30% оставляло желать лучшего. А.Солженицын, характеризуя основную часть нашей интеллигенции, использовал такой термин «образованщина» - полупрофессионализм.Советское общество существовала в духовной изоляции от мира. В результате сложился новый тип советского человека «Совок». Кто это? – продукт семидесятилетнего воспитания советской культурой. И отрицательные черты этого человека стали проявляться по мере расширения свободы.По своим ментальным, биологическим характеристикам мы в мировую цивилизацию не вписывались. За последнее советское десятилетие значительно ухудшилось качество образования. Все это было результатом государственной политики. Если в 1960 – 28% работники просвещения и культуры, то в 1985 – 18%.Труд интеллигенции оплачивался несравнимо ниже, чем везде в мире.Интеллигенция все эти проблемы осознавала и ощущала очень остро, поэтому с началом перестройки, стала ее основной, движущей силой. На Западе даже есть точка зрения на перестройку как на революцию интеллигенции.Наша культура не могла быть в авангарде духовной культуры человечества. Она блокировала все инновации, не сумела обеспечит развитие массовой культуры (в лучшем значении этого слова).Академик Лихачев характеризуя нашу культуру подчеркивал ужасающую материально-техническую базу и очень низкую культуру народа (советские люди были неподготовлены к усвоению культурных ценностей). Но самое ужасное, по мнению Лихачева, наша уверенность в своей духовности и особенности. Чванство наша национальная черта.В этих условиях в 1985 году начинается перестройка. Неготовность большей части населения к переменам, неясность цели – тормозило все процессы.Какие положительные изменения с началом перестройки произошли в культурной сфере:Улучшение международной обстановки и как следствие установление контактов с заграницей. Это были важные факторы для развития науки и искусства.Изменилась позиция руководства КПСС. Курс на гласность стал основой всех духовных преобразований в стране. Особой была и позиция Горбачева по отношению к интеллигенции («соблазнение интеллигенции»). Его контакты с интеллигенцией не носили отеческого характера. Целью главы государства было не упустить интеллигенцию из под влияния партии. Интеллигенция шла контакт, надеясь на либерализацию жизни. Горбачев и Яковлев поддерживали эти надежды.Т.Е.наблюдается диалог власти с культурой. Интеллигенция идеализировала Горбачева (первоначально). Все трудности перестройки связывали с существованием антиперестроечных сил.Перестройка породила революцию надежд, но не все приняли ее однозначно, одни восторженно, другие враждебно. Активизировались шестидесятники, они были наиболее активными участниками перестройки. Появилась надежда на возрождение социальной роли интеллигенции, как носителя общественного сознания. Надежда эта была слишком смелой, она не восстановлена и сейчас. Хотя интеллигенция и стала претендовать на исключительную роль в обществе. Она очень болезненно осознавала отсталость СССР в области новейших технологий, но не очень заботилась об отсталости собственного мышления.Интеллигенция очень изменилась за годы перестройки. Она расслаивается. В первые годы героями были шестидесятники, они несли свои идеи из оттепели и диссидентства. Они боролись за улучшение существующего строя, но очень быстро пришло понимание, что эту систему улучшить невозможно. Важной полосой в духовном развитии общества был поиск новых кумиров:Конец 80-х – активная борьба со всеми недостатками сегодняшнего дня, в первую очередь с номенклатурой.90-е гг. – очередная смена вех. Гуманитарная интеллигенция искала новые идеалы. Героями времени были ученые-экономисты.Интеллигенция оказалась героем перестройки, носителем всего нового.Что нового появилось?средства массовой информации – были важным рычагом всех духовных перемен. Суть всех изменений в этой области заключалась в свободе. С началом перестройки партийная цензура ослабевает (но формально сохранялась). Основную ответственность теперь несут редакторы:периодика - появились своего рода маяки: «Московские новости» редактор Егор Яковлев, «Огонек» под редакцией Коротича.С 1988 г. очень выросла подписка на все виды изданий. Тиражи растут, например Аргументы и факты (1989 г. – 20,5 млн. экз., 1990 г. – 30 млн. экз., 1991 г. – 32 млн. экз.).Происходит размежевание в периодике, по направленности можно выделить два основных группы:Прозападное направление - «Знамя», «Московские новости», «Огонек», «Новый мир», «АиФ», «Октябрь».Русофилы, консерваторы – «Литературная Россия», «Молодая гвардия», «Наш современник», «Москва».Самые перестроечные издания «Правда» и «Коммунист».Радио и телевидение-ситуация там резко меняется. Появляются много новых передач «До и после полуночи», «Взгляд», «Лестница». Активизируется и вторая столица – «600 секунд», «Пятое колесо». В Красноярском крае активизировались «Красноярский комсомолец» и «Свой голос».Кроме того, стала меняться система работы журналистов, в правительстве проводятся брифинги, а это возможность получать информацию из первых рук. Появляется профессия – репортер (Невзоров). Именно «электронные пушки» нанесли самый сокрушительный удар по коммунизму.Идеология-Как результат всего происходящего – зашаталась идеология, на смену старых ценностей (коммунистические ценности победят везде) приходят новые (общечеловеческие).Из старой идеологии выбиваются основные опоры:Марксизм – ленинизм. Сначала его чистили от Сталина, потом ставили вопрос о его необходимости вообще. Признали другие социалистические учения (социалдемократия).Интернационализм – быстро разрушается, общество поворачивается в сторону национализма (у русских общество «Память», в мусульманских республиках рост исламизма).Атеизм – начинается возрождение религиозных чувств. Поводом послужило празднование 1000летия Руси в 1989 г. По выражению Радзинского «СССР перестал быть страной пустого неба». Интеллигенция первая поворачивается к религии, но очень быстро религия превращается в моду. А.Мень – священник номер один в стране. Но становится известно, что церковные иерархи очень тесно связаны с КГБ – волна разоблачений. Из положительных моментов можно отметить возвращение на родину трудов великих религиозных философов – Соловьев, Флоренский и других.Изоляция – активизируются иностранные издания, теперь они существуют легально («Континент», «Синтаксис»).Итогом становится быстрое ослабление Марксистко-Ленинской идеологии. Активизируются другие направления (ислам, либерализм).Люди сравнивают наше общество с Западом, главным мерилом сравнения становятся условия жизни (колбаса и джинсы). Общество все больше склоняется к убеждению, что нашей главной задачей должен быть путь в Западную цивилизацию. Новая национальная идея – возвращение на магистраль мирового развития. Либеральная идеология очень скоро завоевывает не только общество, но и политическую сферу – появляются партии и движения («Демократическая Россия»).Особенность же периода заключается в том, что идейная жизнь разворачивается сразу в нескольких направлениях. А такой идеологический плюрализм оказался препоной для развития страны, он ослабил наше общество. Куда идем не известно (пункт А есть, а вот пункта Б?). Национальная идея не выработана, но это проблема и сегодняшнего дня.