18.3Адачи перестройки в социальной сфере ."Триада перестройки" и
ее реализация.
18.В начале перестройки власть признала, что угнетает всех. Сфера повседневной жизни не соответствовала уровню сверхдержавы. Социальная сфера не выполняла функцию формирования нового человека коммунистического общества, т.е. задачи высшего уровня. Она не могла решить задачу и среднего уровня – воспроизводство современного типа работника.Вместе с задачей ускорения была поставлена задача изменить существующую структуру экономики, очеловечить ее, отказаться от остаточного принципа формирования социальной сферы и качественно преобразовать уровень жизни в стране.Социальной сфере наряду с экономической уделялось основное внимание с началом перестройки.На 27 съезде КПСС бурно обсуждались социальные проблемы. Идеологом социальной политики стала Т.И. Заславская, что она предлагала:1.поскольку условия не позволяют решить задачу превращения человека в высшую ценность общественного развития и всю жизнь, включая экономическую подчинить достижению этой цели.2.необходимо решить тактическую задачу. Человек – важнейший фактор производства. Надо обеспечить ему соответствующие стандарты жизни и труда. Для этого необходимо добиться социальной справедливости, т.е. наконец реализовать принцип «от каждого по способностям, каждому по труду». Это первый шаг к социальной справедливости, смысл которой дать равные для каждого члена общества жизненные возможности. В СССР было колоссальное нарушение этих принципов и это стало главной проблемой нашего общества (народ переживал социальную несправедливость). Это проблема была настолько остра, что когда Горбачев предложил Заславской выдвинуть национальную идею, она предложила лозунг «Достичь социальной справедливости» и действительно это стало последней национальной идеей в нашей стране. На этом лозунге очень хорошо поднялся Ельцин.Чтобы добиться социальной справедливости надо создать условия для реализации принципа от каждого по способностям:сблизить стартовые возможности, начиная с рождения (дет. Сады, школы, ВУЗы);распределить рабочие места соответственно способностям людей. В стране существовало всеобщее среднее образование, но в промышленности 40 %, строительстве 50%, в сельском хозяйстве 70% - ручной труд. Зачем тогда всеобщее среднее образование?;Ликвидировать такую ситуацию когда на местах основную работу делают инженеры с заработной платой 100-300 рублей, а руководит номенклатура.«Каждому по труду»-З/п инженера ниже З/п рабочего;сословный характер оплаты, когда одна и та же специальность по - разному оплачивалась в разных ведомствах;Преодолеть убеждение, сто главным является материальное производство. Самый маленький уровень труда в науке, это в эпоху НТР;Решение вопроса с нетрудовыми доходами.В 1986 был принят закон о нетрудовых доходах населения и закон об индивидуальной трудовой деятельности, вступили в силу с мая 1987 г. К нетрудовым доходам относились воровство, спекуляция – с ними боролись.Для достижения социальной справедливости требовалось единство потребительского рынка страны. Имеется в виду одинаковая доступность всех видов товаров в любой точке страны. У нас же диспропорция была налицо, стоило сравнить Прибалтику, Москву, Красноярск, Козульку, Березовку.Главным условием для решения эт задач должен был стать активный экономический рост. В середине же 80-х гг. темпы роста национального дохода упали настолько, что никакую задачу решить было нельзя:8 «5» - 7,9% а 11 «5» - 3,1 %.Рост национального дохода на 3,1 % по мнению многих экономистов является минимальным, за ним следует катастрофа. Показатели ниже уже не смогут обеспечить прирост населения. Естественно, что в таких условиях решать поставленные задачи было не возможно. По расчетам экономистов необходим был ежегодный рост национального дохода на 10%, цифры эти были не реальными, хотя бы 5%.В эти годы активно пропагандировалась триада перестройки – 3 программы социальной сферы.1.продовольственная программа-Была разработана Горбачевым, принята в 1982 году и рассчитана была до 1990 г. Но выполнение программы шло очень тяжело, сельское хозяйство было полигоном для испытания экономических нововведений. Появляется новая система управления Госагропром, руководящие структуры укрупняются, вводится коллективный подряд, задача воспитать хозяина на земле. Но итоги были не утешительны, с осени 1986 г. активизируется ЛПХ. Разрешили выращивать 10 и более голов крупного рогатого скота. Хозяева ЛПХ отозвались на эти меры, активно наращивали свои хозяйства, но сталкивались с большим количеством проблем (сбыт, корма). Силами ЛПХ накормить страну было невозможно. Растет дефицит, вводятся талоны и карточки.2.программа 1985 г. – комплексная программа производства товаров народного потребления и развития сферы услуг.Первый этап – 12 «5», главной целью было обеспечить спрос населения товарами и услугами. Для курирования программы был назначен секретарь ЦК КПСС Анна Бирюкова.Программа предполагала в корне изменить структуру потребления (по западному образцу). Основная часть доходов населения уходила на продукты, на непродовольственные товары и услуги только 9% бюджета. Реализация программы шла с большим трудом. Экономика развивалась плохо, национальный доход был минимальным и как результат нехватка средств на осуществление программы.Государство признало, что не в силах самостоятельно выполнить программу, поэтому во многом в 1987 г. разрешили индивидуальную трудовую деятельность.Конец программы был такой же как у продовольственной программы – тотальный дефицит.Часть экономистов предлагала решить программу с помощью импорта, были разработаны программы в отдельных регионах, но они не были выполнены.3.Жилье 2000-цель программы к 2000 г. обеспечить каждую семью отдельной квартирой или домом. Для того чтобы это сделать было необходимо 40 млн. квартир и домов, более 2 млрд. кв.м.Сначала выполнение программы шло успешно, в 1987 г. был построены рекордные 130 млн. кв. м. жилья. На этом и надорвались.С 1988 г. наблюдается снижение темпов строительства. Руководство призналось, что не в состояние строить и содержать жилье в стране. Программа была свернута.С декабря 1988 г. начало действовать постановление совета министров о продаже гражданам в личную собственность квартир и домов общественного жилищного фонда. С началом продаж активизировалась кооперативное строительство, в том числе МЖК. Однако низкий уровень развития строительной индустрии тормозил все начинания. Жилищная проблема обострилась.В мае 1990 г. вышел указ президента СССР М.С. Горбачева о новых подходах к решению жилищного вопроса в стране. Произошел коренной пересмотр социальных принципов. Предлагалась начать приватизацию квартир. Но продолжение этих новаций проходило уже в новых условиях, в новой стране.Т.е. все три программы перестройки потерпели крах, сделать ничего не удалось.
- 1.Итоги развития ссср к сер. 1980-х гг. Необходимость
- 2.Начало нового этапа в жизни общества. Суть перестройки. Курс на ускорение социально-экономического развития страны и его результаты в экономической сфере в 1985-1986 гг..
- 3.Экономическое развитие ссср в 1987- сер. 1988 г.Г.
- 4.Экономическое развитие ссср в 1988-1991 гг.
- 5.Общественно-политическая жизнь страны в 1985-сер. 1988г.
- 6.Общественно-политическая жизнь страны в сер.1988-1991 гт
- 8.Распад ссср (1990-1991 гг.). Образование снг.
- 9.Международная обстановка в сер. 1980-х-гт.Задачи советской
- 10.Советско-американские отношения в годы перестройки.
- 11. Ссср и европейские государства. Проблемы безопасности в
- 12.Новое мышление во внешней политики. Ее оценка в советской и
- 13.Ссср и социалистические страны. Крах системы социализма.
- 14.Итоги развития советской культуры к сер. 1980-х-гг.
- 15.Искусство в годы перестройки.
- 16.Наука и образование в годы перестройки.
- 17.Итоги перестройки в сфере культуры.
- 18.3Адачи перестройки в социальной сфере ."Триада перестройки" и
- 19.Сфера здоровья, экология. Демографическое развитие. Итоги
- 20. Общественно - политическое развитие России в 1990-19991 гг.
- 21. Общественно -политическое развитие России в 1992-1993 гг.
- 23.Общественно - политическая жизнь России в 1996-еер. 1999 гг.
- 24.Политическая жизнь России в 2000 - 2005 гг.
- 25.Социально - экономические преобразования в начало 1-990 х гг.
- 26. Экономическое развитие России в 1993 - сер. 1998 гг.
- 27.Экономика и социальная сфера на современном этапе (2000 -
- 28.Межнациональное отношения в современной России ( 1990-2000
- 29.Социальная поляризация общества в условиях «свободного
- 30.Основные тенденции развития общественно-политической мысли
- 31.Основные тенденции культурного развития России. Кризис
- 32. Наука и образование в современной России, Положение , проблемы и направления реформирования.
- 33. Искусство современной России (литература, кино, изобразительное искусство, архитектура, скульптура). Деятели искусства современной России.
- 39. Восточное направление внешней политики России. Отношения с Японией и Китаем.
- 40. Итоги российских реформ. Современная социально -экономическая и политическая ситуация в России.