39. Восточное направление внешней политики России. Отношения с Японией и Китаем.
39.Взятый в 89г курс на улучшение отнош-ий с Китаем б.закреплен после распада СССР.1989 г. был поворотным для нормализации отношений с Китаем: в мае этого года состоялся официальный визит в Пекин М. С. Горбачева, во время которого нор¬мализованы межгосударственные отношения СССР и КНР. В 1992 г. в период визита в Пекин уже Президента РФ Б. Н. Ельцина подписана Пекинская декла¬рация, подтверждающая волю сторон к активному сотрудничеству.В 90-е годы отношения между двумя странами развивались доста¬точно стабильно.КНР стал вторым по значению торговым партне¬ром России и одним из основных покупателей российской промыш¬ленной продукции, в том числе военной техники и технологий.России и Китаю удалось достичь важных договоренностей в обла¬сти урегулирования пограничных вопросов.В 1991 г. подписано соглашение о восточном участке российско-китайской границы, а в 1994-м — о западном. Оба договора ратифицированы парламентом. К 1997 г. рос¬сийско-китайская граница была согласована на 97% ее протяженно¬сти. В апреле 1996-го подписано российско-китайское соглашение о мерах доверия в зоне границы, к которому в 1997 г. присоединились Казахстан, Киргизия, Таджикистан (возникла так называемая «шан¬хайская пятерка»). Стороны согласились о взаимном сокращении воо¬руженных сил в районе границы, в результате чего на протяжении 7,5 тыс. км создана полоса пониженной военной активности глубиной 100 км по обе стороны ее линии. «Шанхайский форум» — встречи руководителей пяти стран на высшем уровне для обсуждения вопро¬сов пограничного сотрудничества — регулярно проводился в 90-е годы.Важное место в развитии российско-китайского политического сотрудничества заняла двусторонняя Декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка, подписанная в Москве в апреле 1997 г. Стороны заявляли о стремлении к установ¬лению «равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке». В документе констати¬ровалось окончание эпохи биполярности и выражалась готовность содействовать формированию иной, многополярной структуры меж¬дународных отношений.Достаточно устойчиво развивались отношения России с Японией. Их значение обусловлено тем, что эта страна занимает второе место в мире по экономической мощи, а также тем, что сотрудничество с ней в регионе является особенно важным для России в связи с ростом экономической мощи и повышением самооценки Китая. В то же время российско-японские связи были отягощены спо¬ром о принадлежности южной части Курильской гряды. Признав в 1956 г. возможность обсуждения «территориального вопроса», совет¬ская сторона под влиянием изменения международной ситуации с начала 60-х годов и до конца 80-х отказывалась это делать. Положение изменилось в период «перестройки», когда во время апрельского 1991 г. визита М. С. Горбачева в Японию текст советско-японского коммюни¬ке зафиксировал стремление сторон к мирному, определил территориальные его аспекты в форме демаркации.После распада СССР и до 1993 г. Япония настаивала на категорич¬ной формуле «только все и только сразу», т.е. на одновременной пере¬даче всех четырех островов, отойдя даже от компромисса, зафиксиро¬ванного в декларации 1956 г., которая предполагала передачу лишь двух островов при условии заключения мирного договора. Позже Япония, убедившись в невозможности разрешения про¬блемы в условиях неустойчивой политической ситуации в России и сильной общественной оппозиции передаче островов, смягчила свои позиции. В ноябре 1993 г. во время визита в Японию российский прези¬дент принес извинения японскому народу за жестокости, с которыми столкнулись в СССР японские военнопленные, удерживавшиеся в со¬ветских лагерях до 50-х годов. Тогда же была подписана Токийская дек¬ларация, в которой стороны выразили готовность продолжить поиск решения проблемы мирного договора и в этом контексте — обсуждение проблемы спорных островов. Новым шагом в этой дискуссии стала со¬стоявшаяся в 1997 г. в Красноярске «встреча без галстуков» Б. Н. Ельцина и премьер-министра Р. Хасимото, на которой подписано соглашение о намерениях добиваться разрешения спора об островах до 2000 г. Одна¬ко в дальнейшем эта инициатива развития не получила.Еще в январе 1990 г. восстановлены дипломатические отношения между СССР и Республикой Корея. В 90-е годы контакты между Россией и Южной Кореей развивались достаточно стабильно. Они опира¬лись на заключенный в 1992 г. Договор о дружбе и сотрудничестве. Это пока единственный случай подписания такого рода документа с вос¬точно-азиатским государством—союзником США. Особенно динамично развивались торгово-экономические отношения между двумя страна¬ми. Вместе с тем установление Москвой дипломатических отношений с Сеулом привело к охлаждению ее отношений с КНДР, которые на протяжении 90-х годов оставались достаточно натянутыми.Россия стремилась включиться в региональные экономические процессы, используя для этого участие в многосторонних институтах региональной интеграции, которые в 90-е годы приобрели важное значение в АТР (их насчитывалось более 15). С 1996 г. Российская Фе¬дерация в качестве гостя и наблюдателя участвовала в работе структур наиболее важной региональной организации — АСЕАН, охватываю¬щей зону Юго-Восточной Азии. В 1998 г. наша страна принята во вто¬рую по важности региональную структуру — Азиатско-Тихоокеанский экономический совет (АТЭС).
- 1.Итоги развития ссср к сер. 1980-х гг. Необходимость
- 2.Начало нового этапа в жизни общества. Суть перестройки. Курс на ускорение социально-экономического развития страны и его результаты в экономической сфере в 1985-1986 гг..
- 3.Экономическое развитие ссср в 1987- сер. 1988 г.Г.
- 4.Экономическое развитие ссср в 1988-1991 гг.
- 5.Общественно-политическая жизнь страны в 1985-сер. 1988г.
- 6.Общественно-политическая жизнь страны в сер.1988-1991 гт
- 8.Распад ссср (1990-1991 гг.). Образование снг.
- 9.Международная обстановка в сер. 1980-х-гт.Задачи советской
- 10.Советско-американские отношения в годы перестройки.
- 11. Ссср и европейские государства. Проблемы безопасности в
- 12.Новое мышление во внешней политики. Ее оценка в советской и
- 13.Ссср и социалистические страны. Крах системы социализма.
- 14.Итоги развития советской культуры к сер. 1980-х-гг.
- 15.Искусство в годы перестройки.
- 16.Наука и образование в годы перестройки.
- 17.Итоги перестройки в сфере культуры.
- 18.3Адачи перестройки в социальной сфере ."Триада перестройки" и
- 19.Сфера здоровья, экология. Демографическое развитие. Итоги
- 20. Общественно - политическое развитие России в 1990-19991 гг.
- 21. Общественно -политическое развитие России в 1992-1993 гг.
- 23.Общественно - политическая жизнь России в 1996-еер. 1999 гг.
- 24.Политическая жизнь России в 2000 - 2005 гг.
- 25.Социально - экономические преобразования в начало 1-990 х гг.
- 26. Экономическое развитие России в 1993 - сер. 1998 гг.
- 27.Экономика и социальная сфера на современном этапе (2000 -
- 28.Межнациональное отношения в современной России ( 1990-2000
- 29.Социальная поляризация общества в условиях «свободного
- 30.Основные тенденции развития общественно-политической мысли
- 31.Основные тенденции культурного развития России. Кризис
- 32. Наука и образование в современной России, Положение , проблемы и направления реформирования.
- 33. Искусство современной России (литература, кино, изобразительное искусство, архитектура, скульптура). Деятели искусства современной России.
- 39. Восточное направление внешней политики России. Отношения с Японией и Китаем.
- 40. Итоги российских реформ. Современная социально -экономическая и политическая ситуация в России.